"Наглядная геометрия"

Автор: Дюскина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Медведевская средняя школа"
Населённый пункт: Черноморский район село Медведево Крым
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Наглядная геометрия"
Дата публикации: 23.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка.
Наглядная геометрия в начальных классах представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.
Цель программы
:  формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи программы
:  формировать некоторые практические умения, связанные с построением геометрических фигур и измерениями;  развивать мелкую моторику у учащихся;  развивать конструктивное и пространственное мышление. Для проведения занятий по наглядной геометрии учитель может использовать
1

час в неделю
.
Программа и содержание
курса «Наглядная геометрия» находятся в полном согласовании с системой изучения геометрического материала в средней школе.
Методической особенностью
курса является разработка системы учебных заданий для каждого урока и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по математике. Последовательность заданий выстраивается таким образом: в начале предлагается организационно-подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую он будет выполнять в следующих – основных – заданиях (это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п.), затем предлагается задание, обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса. Цель такого задания – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания – проблемно- поисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели, воспринимаемой ребенком визуально, что позволяет максимально привлечь внимание и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками класса. Далее следует этап закрепления, на котором также предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных «тренировочных» заданий. Во-первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы позволить максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют использования приемов умственных действий. Иными словами, даже тренировочные
задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер. Таким образом, любое задание в предлагаемой системе является одновременно и обучающим, и развивающим. Ту же функцию выполняет и система дополнительных практических (конструктивных) и логических (логико-конструктивных) заданий. Они могут выполняться как фронтально, так и отдельными детьми – самостоятельно, по их выбору. Но при этом учитель не занимает позицию объясняющего или контролирующего субъекта – он сам активно включается в процесс выполнения заданий. Предложенные
упражнения,
в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах,
можно охарактеризовать как

задания
: в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;  на классификацию фигур;  на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;  на построение геометрических фигур;  на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;  на формирование умения читать геометрические чертежи;  вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.). Использование простейшей (но максимально вариабельной) предметной наглядности на уроках наглядной геометрии позволяет реализовать этот курс в любых условиях. В качестве раздаточного материала используются счетные палочки и стандартный «Дидактический набор», содержащий двусторонние фигурки трех основных форм: круг, треугольник, равный половине квадрата, и квадрат, затем простейшая геометрическая мозаика (размер фигур – 16 х 16 см). Из этих основных форм дети конструируют как фигуры, так и различные композиции по образцу, по заданию, по замыслу, развивая конструктивное и пространственное мышление. Для работы в тетрадях дети используют специальную рамку-трафарет с геометрическими прорезями. Такие рамки заводского изготовления имеются в продаже. Используемая рамка позволяет организовать не только работу по распознаванию геометрических форм, но и разработку моторики, а также является основой для формирования конструктивной моделирующей деятельности через прием конструктивного рисования и конструктивной аппликации
1-й класс
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (11 часов) Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание). Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки-трафарета. Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате. Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»). НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (16 часов) Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы. Сходство и различие прямой и кривой. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых,
проведенных через одну и две точки на плоскости. Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание. Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля. Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы. Циркуль. Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Представление о радиусе на основе строения циркуля. Деление круга пополам и на четыре части сгибанием. Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное вычерчивание и вырезание круга с дальнейшим его использованием для конструктивной деятельности. Использование циркуля для получения деталей аппликации («Снеговик», «Слоненок» и др.). Простые орнаменты с использованием циркуля. Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства. Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии, и проверка этого свойства перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, звездочка, лист, груша и т. д.). Симметричный орнамент в круге и квадрате. РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (6 часов) Ознакомление с деталями конструктора и инструментами (ключ, отвертка). Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель. Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка. Понятие о техническом задании и техническом рисунке. Понятие о функциональной и технологической целесообразности модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в связи с этим какими свойствами и качествами она должна обладать; целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость). Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе многоугольника: часы (шестиугольник) и дорожный знак (треугольник). Решение простых конструктивных задач. Соединение «под углом». Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван). Знакомство с понятием «план». План комнаты: расстановка мебели. ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ (знакомство с объемными фигурами происходит в течение IV четверти) Представление о геометрическом теле. Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам сходства и различия (основной признак – форма). Моделирование куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина.
Распознавание плоских геометрических фигур в объемных телах (представление о трех проекциях объемной фигуры). Соотнесение объемной фигуры с плоским чертежом: игры «Угадай, какая фигура, как она стояла?» и «Поставь так же, как на рисунке».
Тематический план программы «Наглядная геометрия»
Дата прове- дения № Наименование тем Количество часов
Геометрические фигуры
(11ч) 1 Вводное занятие. Проверочная работа. 1 2,3 Сравнение фигур по различным признакам. 2 4 Классификация фигур по размеру и форме. 1 5 Классификация фигур по форме. 1 6 Треугольник. 1 7 Геометрические фигуры. 1 8 Сравнение фигур. Круг. 1 9 Сравнение фигур. Квадрат. 1 10 Геометрические фигуры. 1 11 Форма геометрических фигур. 1
Начальные геометрические понятия
(16ч) 12 Симметричный рисунок 1 13 Точка, прямая. 1 14 Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. 1 15 Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок. 1 Дата прове- дения 16 Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры. 1 17 Квадрат. Диагональ квадрата. 1 18 Геометрические фигуры (повторение) 1 19 Конструирование букв. 1 20 Конструирование лесенки. 1 21 Окружность и круг. 1 22 Диаметр круга и его свойства. 1 23 Радиус круга и его свойства. 1 24 Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей. 1 25 Симметричные фигуры. 1 26 Внутри и снаружи. 1 27 Замкнутая и незамкнутая. 1
Работа с конструктором
* (6ч**) 28 Конструирование букв. 1 29 Конструирование лесенки. 1 30,31 Конструирование на основе многоугольника. 2 32 План. Конструирование мебели. 1 33 Что я знаю. 1 Итого 33ч
*
если в школе нет конструктора, то учитель заменяет работу с конструктором на конструирование из палочек и работой с различными мозаиками; **если в школе есть конструктор, то 2-3 занятия проводятся из темы «Работа с