"Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения"

Автор: Кравцова Юлия Вадимовна
Должность: педагог-психолог, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ХЛК им. Г.Ф. Морозова"
Населённый пункт: с. Слобода, Бобровский район, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения"
Дата публикации: 06.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова» «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ» Подготовила: Кравцова Ю.В. – педагог-психолог, преподаватель ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова». с. Слобода 2014
1
Аннотация
Проблема заключается в появлении у некоторых студентов различных форм девиантного поведения, которое вредит им самим и окружающим. В работе даются рекомендации по способам предупреждения и профилактики всякого рода отклонений от нормального поведения среди студентов.
2
Оглавление
Введение 3 Рекомендации для преподавателей 4 Краткие рекомендации для кураторов и руководства учебного заведения 9 Литература 8
3
Введение
Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации, но тем не менее знать их необходимо. Основными из них являются: биологическая теория, психологическая и социологическая. Предупреждение девиантных форм поведения должно быть этиологичным, комплексным, дифференцированным и поэтапным, а главное – носить систематический и наступательный характер. Этиологичность предупреждения заключается в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию отклоняющихся форм поведения.
4 Предупреждение девиантных форм поведения должно проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, учащихся и родителей, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении. И наконец, предупреждение нарушений поведения должно быть последовательным и поэтапным. Согласно терминологии ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика (предупреждение) является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам. Главная задача вторичной профилактики – раннее выявление лиц с нарушением в поведении и проведение мероприятий, направленных на психолого-педагогическую коррекцию их поведения. Третичная профилактика – проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения. В работе рассмотрена первичную и вторичную профилактику девиантного поведения .
5
Рекомендации для преподавателей
При предупреждении отклоняющегося поведения нужно направлять работу на факторы и причины, приводящие к возникновению и развитию типов акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении. Выделяют два вида факторов: - биологические - неблагоприятная наследственность; органические повреждения головного мозга; «пубертатный кризис», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы; - к социально-психологическим факторам следует отнести: нарушения воспитания подростка в семье; школьная дезадаптация; подростковый кризис – пик переходного периода от детства к взрослости; психические травмы, спровоцированные различными обстоятельствами: конфликты с родителями, с друзьями, переживание семейных разладов и т.п. Все профилактические мероприятия условно делятся на общие и специальные. К общим относят политические и социально-экономические мероприятия. Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.
6 Имеют свои особенности системы мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, суицидов, сексуальных девиаций. Особое значение среди факторов, влияющих на формирование «трудных» подростков, имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь семья. В настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. Для негармоничных семей характерно следующее: • Деструктивная семья отличается прежде всего изолированностью отдельных ее членов, которая препятствует взаимопониманию и в то же время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. Основной порок деструктивной семьи – отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными ее членами. • Распадающаяся семья – семья, в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают обычно сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным. • Распавшаяся семья – семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые «приходящие» отцы и матери). • Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать
7 патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных» подростков. Очень часто мать, если она психически не больна и не ведет асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца. • Ригидная псевдосолидарная семья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота. Важный социальный фактор, способствующий формированию девиантного поведения, представляют собой неформальная группа с асоциальными и антисоциальными тенденциями. Формирование социально-позитивно ориентированной личности включает в себя широкий круг мероприятий, среди которых с позиции профилактики девиантного поведения имеют нравственно-правовое, противоалкогольное и половое воспитание. Нравственно-правовое воспитание лежит в основе всех видов воспитания. Нравственность, или мораль - совокупность исторически сложившихся принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих поведение человека в различных областях его деятельности. Нравственные нормы определяют позиции человека в его отношении к другим людям, семье, обществу. Нравственно-правовое воспитание должно проводиться в семье, школе, подростковом коллективе. Формы и методы его не могут быть строго стандартизированы, так как это только снижает эффективность.
8 Противоалкогольное воспитание является составной частью воспитательной работы, направленной на формирование социально- позитивно ориентированной личности. Основу противоалкогольного воспитания и просвещения составляют: • - противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания, которое должно приводиться на протяжении всех лет обучения и направляется на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого решения к любым проявлением пьянства и алкоголизма; • - постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся раскрытие пагубного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом; • - проведение противоалкогольной работы в школах силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов; • - распространение противоалкогольного просвещения и на родителей учащихся. Пути и методы полового воспитания должны отличаться широтой диапазона и творчеством. Главное - создать условия, благоприятствующие формированию у подростка внутренней позиции, обеспечивающей социально-нравственное становление личности, и не сводить воспитание к мо
9 • рализированию, внушениям, назиданиям и поучениям, а тем более к принуждению. Таким образом, первичная профилактика имеет социальную направленность. Вторичная профилактика включает в себя следующие направления: • - определение факторов риска и выделение так называемых групп «профилактического учета» по различным формам девиантного поведения; • - выявление лиц с нарушением поведения; • - психологическая коррекция выявленного девиантного поведения. Изучение факторов риска девиантного поведения дает дополнительные возможности для прогнозирования отдельных форм отклонений, а следовательно, для планирования и проведения конкретных мероприятий по их профилактике. Индивидуальное прогнозирование девиантного поведения возможно на основании изучения качественных и количественных показателей (признаков) его мотивации. Выделяют три основных группы таких признаков: • - внешние условия мотивации (обстоятельства жизни, воспитания, деятельности, досуга и т.д.); • - внутренние условия мотивации (индивидуальные особенности личности); • - типичные мотивации субъекта (мотивации, обусловливающие взаимодействия личности и среды).
10 Выделяют следующие признаки высокого риска нарушений поведения у подростков: • - высокие показатели психологической склонности к деликвентному поведению и алкоголизации; • - акцентуации характера неустойчивого типа; • - высокие показатели эмоциональной лабильности, эпилептоидности, истероидности; • - резко выраженные реакции эмансипации или диссимуляции личностных отношений; • - крайне низкую конформность. Из подростков с повышенным риском к той или иной форме девиантного поведения (пьянство, правонарушения, суициды, сексуальные девиации) формируются так называемые группы профилактического учета. Эти группы нельзя считать девиантными, но с ними, как и с любой другой «группой риска», должна быть усилена профилактическая работа. Психологическая коррекция выявленного девиантного поведения является частью более широкой системы психолого-педагогических мероприятий. Наибольшее распространение получил психотерапевтический метод коррекции поведения подростков. Психотерапия – система воздействия на психику, а через психику – на поведение подростка. С целью коррекции поведения чаще других применяют
11 такие методы психотерапии, как убеждение (рациональная психотерапия), семейная психотерапия и групповая психотерапия. Таким образом, предупреждением девиантного поведения у подростков является первичная профилактика асоциальной направленности и вторичная профилактика, для которой в последние годы актуальной задачей стало определение так называемых «групп риска» - эти подростки более других склонны к формированию девиантного поведения. Также задачей вторичной профилактики является проведение мероприятий, направленных на психолого- педагогическую коррекцию поведения подростков.
12
Краткие рекомендации для кураторов и руководства учебного

заведения.
Работа по предупреждению девиантного поведения должна проводиться комплексно, целостно как самим учащимся, с его семьей, так и с педагогами. 1) Разработка и проведение лекций с родителями с целью предупреждения возможных нарушений в семейном воспитании, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками 2) Разработка и проведение лекций с педагогами, работающими с подростками. Целью данной работы является информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с девиантным поведением и повышения уровня эффективности приемов педагогического воздействия с этими учащимися. 3) Проведение психологического тренинга со студентами .
13
Литература
1. Семенко Т.А. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков. 2. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. 3. Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков. 4. Девиантное поведение: типы и профилактика.