"Продуктивное использование современных образовательных технологий,направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении"

Автор: Шилина Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Яблоневская ООШ
Населённый пункт: с.Яблонево, Кораблинский район, Рязанская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Продуктивное использование современных образовательных технологий,направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении"
Дата публикации: 23.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное образовательное учреждение

Яблоневская основная общеобразовательная школа

муниципального образования-Кораблинский муниципальный район

Рязанской области
Шилина Т.Г.,учитель русского языка и литературы
Продуктивное использование современных

образовательных технологий,направленных

на реализацию системно-деятельностного

подхода в обучении

(из опыта работы)
2015 г. 1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Соответствие деятельности учителя основным направлениям федеральной и региональной политики в сфере образования ….стр. 3 2. Обоснование выбора современных образовательных технологий для внедрения в практику ….стр. 3 3.Использование в практической деятельности современных образовательных технологий ….стр. 3-5 4.Внедрение актуальных современных образовательных технологий. Компетентностно-ориентированные технологии ….стр. 6-7 5.Информационно-коммуникационные технологии ….стр. 7 6.Здоровьесберегающие технологии ….стр. 7-8 7.Результативность внедрения современных образовательных технологий ….стр. 8
1.Соответствие деятельности учителя основным направлениям федеральной и

региональной политики в сфере образования
2
Основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования в настоящее время являются:  формирование ключевых компетентностей школьников;  сбережение и укрепление здоровья обучающихся;  формирование у них информационной культуры. В соответствиями с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования учитель русского языка и литературы должен внедрять в учебно- воспитательный процесс современные образовательные технологии: 
технологии компетентностно-

ориентированного обучения
(метод проектного обучения, технологию портфолио); 
здоровьесберегающие технологии
; 
информационно-коммуникационные технологии
.
2.Обоснование выбора современных образовательных технологий

для внедрения в практику:
 недостаточно высокая динамика качества знаний учащихся по русскому языку и литературе;  невысокая мотивация к изучению русского языка и литературы;  малорезультативная работа по укреплению и сохранению здоровья детей;  отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающегося;  отсутствие навыка работы учащихся с информационными ресурсами сети Интернет. Проанализировав проблемы, я сделала
следующие выводы
: 1) необходимо развивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика, его творческий потенциал; 2) в урочное и внеурочное время должны применяться педагогические технологии, которые позволят:  сформировать ключевые компетентности обучающихся, в том числе информационные,а также универсальные учебные действия школьников; 3) необходимо внедрение здоровьесберегающих технологий как условие самореализации обучающихся, повышения уровня их обученности и качества знаний.
3.Использование в практической деятельности

современных образовательных технологий

В своей педагогической деятельности

использую современные образовательные технологии
, которые формируют ключевые компетентности, универсальные учебные действия обучающихся, придают обучению естественный характер, делают 3
школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.
СОТ: информационно-коммуникационные технологии, технологии

личностно-ориентированного обучения
(метод проектов, портфолио), здоровьесберегающие технологии.
Задачи

Ожидаемые результаты

использования СОТ
Создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала Повышение качества знаний учащихся; овладение учащимися ключевыми компетентностями,универсальными учебными действиями; сформированность научно- исследовательских навыков обучающихся; Сохранение и укрепление здоровья обучающихся сформированность потребности в здоровом образе жизни; интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; снижение дезадаптации в социуме и воздействия негативных факторов внешней среды на личность школьника; совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся. Мною составлен план деятельности по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов ( конспекты уроков, тренажеры для фронтальной работы, программы для самообучения и самоконтроля, контрольно-измерительные материалы для проведения мониторинга результативности внедрения СОТ).
СОТ

Виды деятельности

Метод

проектного обучения
Ознакомление учащихся с проектным методом Оказание помощи в постановке целей Прогнозирование конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников 4
Выявление и использование способов учебной деятельности, предпочитаемых самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей Консультирование на всех этапах работы над проектом
Технология

портфолио
Постановка проблемы Знакомство учащихся с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации учебного процесса Вооружение учащихся технологическими приемами, методиками и средствами для запуска собственного портфолио Совместное конструирование деятельности Отслеживание наполняемости портфолио Консультирование учащихся
Информационно-

коммуникационные

технологии
Применение учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, ресурсов сети Интернет Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций-презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК Оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций проектов
Здоровьесберегающие

технологии
Осуществление дифференцированного подхода к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся Осуществление диагностической, организационно- координационной, профилактической деятельности Внедрение курса «Основы православной культуры», комплексно целевой программы «Здоровье» Проведение профилактической просветительской работы (лекции, беседы, декадники, акции «Брось сигарету!», «Нет наркотикам» и т.д.)
4.Внедрение актуальных современных образовательных технологий.

Компетентностно-ориентированные технологии
5

Проектный метод
является приоритетным направлением в работе на уроках и во внеурочной деятельности. Опираюсь на главные принципы в реализации данного метода: самостоятельность, деятельность, результативность. Метод проектов позволяет успешно формировать ключевые компетентности личности, необходимые в реальной жизни: коммуникативные, информационные, компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, с умением учиться всю жизнь.Обучающимися разрабатываются исследовательские, информационные, практико-ориентированные проекты по всем преподаваемым мною предметам. С каждым годом растет количество проектов, улучшается их качество, расширяются виды и формы. Презентация проектов учащихся стала традиционной в школе. Лучшими проектами признаны: практико-ориентированные, исследова тельские, информационные, творческие.
Виды проектов

Продукты

Творческие
«Добро и зло в современном обществе и в русских народных сказках» «Васюткиными тропами»
Информационные
Справочник «Привет, причастие!» Справочник «Фразеологизмы библейского происхождения в СРЯ» Иллюстрированный сборник «Славянские боги в сказаниях и мифах»
Исследовательские
Словарь - справочник «Школьный и молодежный сленг» Исследовательская работа «Детский фольклор» Альманах «Виктор Петрович Астафьев. Истоки творчества»
Практико-

ориентированные
Путеводитель «Мой родной город» «Таблицы и схемы по русскому языку на электронном носителе» Стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности, использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии.
Технология портфолио
. В своей практике применяю технологию портфолио, которая предполагает оценку учебной деятельности самим учеником. В портфолио ученики включают результаты обучения и своего личностногостановления. Портфолио является формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов учащегося. 6
Учащиеся создают различные виды портфолио: рабочий, тематический, демонстрационный, презентационный, портфолио достижений. Благодаря внедрению данной технологии учащиеся научились: работать с постоянно обновляющимся информационным потоком;ставить цели, планировать, организовывать и оценивать собственную учебную деятельность, работать в сотрудничестве.
5.Информационно-коммуникационные технологии
Использую информационные технологии как средство повышения эффективности обучения. Разрабатываю мультимедийные уроки по русскому языку и литературе:  презентации к урокам русского языка и литературы;  лекции- презентации;  тренажеры для фронтальной работы;  программы для самообучения учащихся и самоконтроля. Оказываю помощь учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов; при оформлении рефератов, портфолио. Использую информационные технологии при проведении уроков: · «Орфограммы в корне» (5 кл). · «Сергей Есенин - национальный поэт» (9 кл.) · «Хохлома - это часть культуры родной земли (н, нн в суффиксах прилагательных)» (6 кл.) и многие другие. Мною используются информационные технологии при разработке и проведении внеклассных мероприятий («В здоровом теле - здоровый дух», «Праздник славянской письменности и культуры» и др.) Творческое использование информационных технологий позволило повысить информационную культуру обучающихся, реализовать принцип «обучение с увлечением», активизировать учащихся в процессе обучения и воспитания.
6.Здоровьесберегающие технологии
В условиях единого воспитывающего здоровьесберегающего пространства одна из основных задач школы - сохранение здоровья школьников и профилактика их заболеваний . На каждом уроке и во внеурочной деятельности применяю здоровьесберегающие технологии.
Задача

Система мер по сохранению и укреплению

здоровья учащихся
Соблюдение санитарно-гигиенического режима 7
Сохранение и укрепление здоровья учащихся Дифференцированный подход к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам Разнообразие форм и методов работы Смена видов деятельности Чередование видов активности (интеллектуальная –> эмоциональная –> двигательная) Физкультминутки, гимнастика для глаз Написание учащимися творческих работ по вопросам здорового образа жизни Организация просветительской работы среди учащихся с приглашением школьного врача Проведение мероприятий физкультурно- спортивной направленности
7.Результативность внедрения современных образовательных технологий
Результатами внедрения современных образовательных технологий являются: 1. Стабильный уровень обученности школьников на всех ступенях обучения. 2. Положительная динамика по показателю «Качество знаний» на всех ступенях обучения. 3. Активизация познавательной деятельности обучающихся. 4. Повышение мотивации к образованию, компетентному выбору профессионального и жизненного пути. 5. Развитие у школьников навыков оценочной (самооценочной) деятельности. 6. Овладение учащимися ключевыми компетентностями. 7. Сформированность научно-исследовательских навыков. 8. Активное и результативное участие учащихся в проектной деятельности и творческих конкурсах. 9. Совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся. 10. Уменьшение количества пропусков в связи простудными заболеваниями на 5% 11. Сформированность потребности в здоровом образе жизни. Таким образом, использование современных образовательных технологий открывает новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, способствует формированию ключевых компетентностей; позволяет добиваться более высоких результатов в обучении и воспитании школьников. 8