Напоминание

"Педагогические технологии формирования духовно-нравственных компетенций в современном учебно-воспитательном процессе"

Автор: Мотовилова Ольга Евгеньевна
Должность: преподаватель отдела "раннее эстетическое развитие"
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ пгт. Афипского МО Северский район
Населённый пункт: пгт. Афипский, Краснодарский край
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Педагогические технологии формирования духовно-нравственных компетенций в современном учебно-воспитательном процессе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогические технологии формирования духовно-нравственных

компетенций в современном учебно-воспитательном процессе

Мотовилова Ольга Евгеньевна,

преподаватель отдела

«Раннее эстетическое развитие»,

МБУ ДО ДШИ пгт. Афипского,

МО Северский район,

Краснодарский край

В

настоящее

время

укрепление

позитивных

тенденций

в

развитии

воспитания

обеспечено

обогащением

процесса

духовно-нравственного

становления школьников. Ведущую роль в этом вопросе занимает реализация

воспитательного

компонента

Федерального

государственного

стандарта

начального общего образования.

Ранее

мы

выяснили,

что

Стандарт

представлен

несколькими

документами.

В

их

числе

Концепция

духовно-нравственного

воспитания

школьников.

Анализ

текста

Концепции

показывает,

что

формирование

духовно-

нравственных компетенций у младших школьников в современном учебно-

воспитательном

процессе

направлено

на

воспитание

инициативного

и

компетентного

гражданина

России,

осознающего

ответственность

за

ее

настоящее

и

будущее,

разделяющего

духовные

и

культурные

традиции

многонационального народа Российской Федерации. Именно школа создаёт

условия

для

реализации

программы

духовно-нравственного

развития

и

воспитания обучающихся.

Формирование

духовно-нравственных

компетенций

школьников

приобретает

особую

актуальность

в

связи

с

усиливающейся

тенденцией

применения

различных

технологий

в

современном

образовательном

процессе. Развитие информационных и коммуникационных технологий идет

настолько

быстро,

что

существующие

педагогические

исследования

не

успевают

проанализировать

новые

методы,

формы

и

средства

обучения.

Вследствие этого возникает задача целостной организации воспитательного

пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего

мира школьника духовно-нравственным содержанием.

Таким образом, духовно-нравственные компетенции закладываются в

образовательный и воспитательный процесс посредством технологий, стиля

деятельности школы и типа взаимодействия между учителем и учащимися, и

между самими учащимися.

Концепция духовно-нравственного воспитания определяет актуальные

педагогические

технологии

формирования

духовно-нравственных

компетенций младших школьников, такие как:

1. Информационно-коммуникационные технологии

2. Проблемно-диалогическая технология

3. Проектные технологии

4. Интерактивные технологии

5. Технология создания социальных ситуаций

Использование возможностей современных развивающих технологий,

позволит

обеспечить

эффективное

формирование

духовно-нравственных

компетенций младших школьников.

Рассмотрим

подробнее

особенности

современных

воспитательных

педагогических технологий.

В

процессе

применения

информационных

и

коммуникационных

технологий происходит развитие личности младшего школьника, подготовка

его

к

свободной

и

комфортной

жизни

в

условиях

информационного

общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного теоретического,

интуитивного творческого видов мышления;

-

эстетическое

воспитание

за

счет

использования

возможностей

компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- развитие коммуникативных способностей;

-

формирование

умений

принимать

оптимальное

решение

или

предлагать варианты решений в сложной ситуации;

-

формирование

информационной

культуры,

умений

осуществлять

обработку информации.

Информационно-коммуникационные

технологии

приводят

к

интенсификации всех уровней воспитательного процесса, обеспечивая:

- повышение эффективности и качества процесса воспитания за счет

реализации средств информационно-коммуникационных технологий;

- обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию

познавательной деятельности.

При использовании информационно-коммуникационных технологий в

духовно-нравственном

воспитании

младших

школьников

учитель

ставит

перед собой задачи:

-

формирование

первоначальных

представлений

о

духовно-

н р а в с т в е н н ы х

ц е н н о с тя х ,

о з н а ком л е н и е

с

н и м и

н а

о с н о в е

противопоставления позитивного и негативного поведения людей.

- воспитание положительного отношения к духовно-нравственным

ценностям и желания поступать в соответствии с ними;

-

формирование

нравственных

умений

и

привычек

(справедливо

оценить свои поступки и поступки людей, быть послушными, вежливыми,

приветливыми со всеми, доброжелательными).

Следовательно,

для

достижения

поставленных

задач

необходимо

использовать

различные

формы

и

методы

работы

во

внеклассной

деятельности.

Использование

средств

информационно-коммуникационных

технологий позволяет сделать внеклассные мероприятия более наглядными,

мобильными

и

интересными,

а

самое

главное

позволяет

привлечь

к

их

организации

большее

количество

учеников,

их

родителей.

При

помощи

информационно-коммуникационных технологий можно проводить настоящие

виртуальные путешествия.

Исследовательские и проектные технологии позволяют существенно

расширить

и

углубить

теоретическую

базу

знаний,

придать

результатам

воспитания

большую

практическую

значимость,

активизировать

познавательную деятельность учащихся, наиболее полно раскрыть духовный

и

нравственный

потенциал

школьников

с

учетом

их

возрастных

особенностей, индивидуальных наклонностей и способностей.

Огромное

значение

при

формировании

духовно-нравственных

компетенций на современном этапе воспитания приобретают интерактивные

технологии.

Интерактивные

технологии

предполагают

не

изложение

готовой

информации, а ее поиск, как организованный учителем в начальной школе,

так

и

самостоятельный.

Современные

интерактивные

технологии

в

воспитании дают возможность применять с этой целью не только книги, но и

ресурсы

Интернета.

Кроме

того,

с

их

использованием

может

быть

организовано взаимодействие как учителя и учеников, так и учеников друг с

другом.

А

роль

учителя,

применяющего

интерактивные

технологии

в

преподавании, сводится не столько к простому изложению знаний, сколько к

умению направить познавательные способности учащихся в нужное русло

Интерактивные технологии применяются во многих воспитательных

программах, поскольку неоспоримым является тот факт, что они позволяют

формировать самостоятельное, критическое мышление ребенка, его умение

смотреть на предмет с различных точек зрения, с различных позиций и,

отстаивая собственное мнение, осуществлять право на выбор и решение,

признавать

право

другого

на

не совпадающую

оценку

и

т. д .

Интеллектуальные

достоинства

в

данном

случае

оборачиваются

социальными и нравственными качествами, наиболее востребованными в

современном

многополярном

мире:

не

только

толерантность,

минимум

достойных человеческих отношений, уважение, доверительность, признание

другого взгляда, культурной традиции, национального образа мира .

Использование интерактивных технологий в процессе формирования

духовно-нравственных

компетенций

способствует

не

только

активизации

интеллектуальных и познавательных способностей, с их помощью удается

перенести

акцент

на

совместную

деятельность

«учитель-ученик»

и

способствовать развитию навыков и потребностей в совместной работе – в

парах, группах, что развивает коммуникативные возможности, открытость,

сопричастность,

социальную

активность,

готовить

к

вступлению

во

взаимосвязанный и взаимосогласованный социальный мир.

А так же, интерактивные технологии выполняют особую задачу: они не

только направлены на развитие духовно-нравственного начала, к познанию

общечеловеческих ценностей, саморазвитию и самосовершенствованию, но и

изменяют

взаимоотношения

субъектов

в

процессе

обучения,

что

определяется во взаимном воздействии друг на друга субъектов обучения и

их духовно-нравственного становления

Рассмотрим возможности использования интерактивных технологий в

организации воспитательного процесса. Интерактивные технологии:

Во-первых,

повышают

и

стимулируют

интерес.

Во-вторых,

активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех

или иных качеств личности благодаря интерактивности.

В-третьих,

позволяют

моделировать

и

визуализировать

процессы,

явления,

сложные

для

демонстрации

в

реальности,

но

необходимые

для

создания полноценного зрительного ряда.

В-четвертых, позволяют индивидуализировать воспитание. В-пятых,

предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов,

опубликованных в Интернет для подготовки сообщений, докладов.

В-шестых, предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные

вопросы.

В-седьмых,

создают

огромное

поле

для

развития

креативных

способностей, формирования общей и информационной культуры.

Из выше сказанного следует, что цель воспитательного процесса с

использованием

интерактивных

технологий

формирование

личности,

способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

Основными

идеями,

которые

легли

в

основу

воспитательного

процесса,

являются

идеи

педагогики

гуманизма,

сотрудничества,

формирования

единого воспитательного развивающего пространства.

Воспитательный процесс с использование интерактивных технологий

может строиться в различных формах использования новых интерактивных

технологий, а именно: презентации; интерактивные тесты;

интерактивные

доски; поиск и обработка информации в сети Интернет; электронные ресурсы

медиатеки.

На мероприятиях, посвященных этическим проблемам, данная форма

организации деятельности решает следующие задачи: познание ребенком

себя и окружающего мира, изменение «Я» через общение, формирование

навыков и умений принимать правильные решения в ситуации сложного

выбора, общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке .

Проектные

технологии

относят

к

педагогическим

технологиям

двадцать первого века, которые предусматривают умение адаптироваться в

стремительно изменяющемся мире.

Проектные технологии предполагают совместную работу обучающихся

и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию

взаимопомощи,

уважительного

отношения

младших

к

старшим

членам

семьи.

Именно в проектной деятельности младшие школьники осуществляют

поиск

решения

личностно

значимых

проблем,

основываясь

на

интегрированных

знаниях,

метапредметных

умениях,

субъектном

опыте,

способностях. В проектной деятельности у обучающихся систематизируются

нравственные

знания,

происходит

становление

их

духовно-нравственных

чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.

Также, проектные технологии можно рассматривать и как технологию

сотрудничества.

В

процессе

работы

над

проектом

происходит

тесное

личностное

взаимодействие

ученика

с

учителем

на

принципах

равного

партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с достаточной

степенью самостоятельности для ученика.

В

связи

с

этим,

проектные

технологии

в

начальной

школе

обеспечивают подготовку школьников, способных:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

- самостоятельно приобретать необходимые знания;

-

умело применять их на практике для решения проблем, используя

современные технологии;

- самостоятельно критически мыслить;

- быть коммуникабельными;

- совершенствовать свою нравственность и духовную культуру.

Проблемно-диалогическая

технология

это

такой

тип

технологии,

который

обеспечивает

творческое

усвоение

знаний

обучающимися

посредством

диалога

с

учителем.

Данная

технология

является

результативной,

поскольку

обеспечивает

высокое

качество

знаний,

эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, формирование

активной личности. Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый

ответ

на

вопрос,

как

научить

детей

ставить

и

решать

проблемы.

Эта

технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные

действия, обеспечивая умения решать проблемы.

Использование

проблемно-диалогической

технологии способствует

формированию таких духовно-нравственных компетенций как воспитание у

учащихся любви к Родине, чувства гордости за героические свершения и

созидательный

труд

народа,

формированию

бережного

отношения

к

памятникам духовной культуры.

Проблемно-диалогическая

технология

тесно

связана

с

технологией

создания социальных ситуаций. Данная технология понимается как особая

форма

организации

воспитательного

процесса,

которая

предполагает

создание

в

сознании

учащихся

под

руководством

учителя

проблемных

социальных

ситуаций

и

организацию

активной

самостоятельной

деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит

овладение

социальными

нормами

поведения.

Содержание

материала

представляет собой цепь проблемных социальных ситуаций. Педагог перед

учащимися

ставит

такое

практическое

или

теоретическое

задание

на

социальную или нравственную тему, при выполнении которого учащиеся

должны

открыть

подлежащие

усвоению

новые

знания

или

действия.

В

результате

решения

социальной

ситуации,

учащиеся

приобретают

практические

навыки,

владеют

такими

понятиями

как

мораль,

нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.

Таким образом, охарактеризовав актуальные технологии формирования

духовно-нравственных компетенций младших школьников, проанализировав

Концепцию духовно-нравственного воспитания, мы пришли к убеждению,

что,

внедрение

актуальных

технологий

в

современный

воспитательный

процесс

позволяет

решить

основные

задачи

воспитания:

воспитание

человека высоконравственного, духовно-богатого, способного адаптироваться

к процессам, происходящим в современном мире.

Использование возможностей современных развивающих технологий,

позволит

обеспечить

эффективное

формирование

духовно-нравственных

компетенций младших школьников.

В том числе, нами сформулированы

задачи, которые ставит перед

собой

учитель

при

формировании

духовно-нравственных

компетенций

младших школьников. Они направлены на –

-

формирование

первоначальных

представлений

о

духовно-

нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность);

-

воспитание

положительного

отношения

к

духовно-нравственным

ценностям и желания поступать в соответствии с ними;

- формирование нравственных умений и привычек.

Также нами выделены положения о том, что

при использовании

современных технологий обучающиеся получают следующие представления,

которые

и

определяют

сформированность

духовно-нравственных

компетенций:

- о духовных и нравственных ценностях;

- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему

их миру;

- о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

- о том, как беречь и поддерживать красоту;

- как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

- верить в свои силы, иметь желание самоотверженного служения на

благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.

Результаты применения современных образовательных технологий в

формировании

духовно-нравственных

компетенций

учащихся

начальной

школы

складываются

из

формирования

ценностно-смысловой

(овладение

механизмами самоопределения в различных ситуациях), социокультурной,

коммуникативной и здоровьесберегающей (овладение способами духовного

саморазвития) компетенций.

Таким образом, наш анализ показывает, что актуальными технологиями

формирования

духовно-нравственных

компетенций

младших

школьников

следует

считать:

информационно-коммуникационные

технологии,

проблемно-диалогическая технология, проектные технологии, интерактивные

технологии, технология создания социальных ситуаций.