"Ритмическая мозаика"

Автор: Ананичева Ирина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП детский сад №29 ГБОУ СОШ №5 город Сызрань
Населённый пункт: город Сызрань Самарская область
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Ритмическая мозаика"
Дата публикации: 23.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ: на заседании педагогического совета директор ГБОУ СОШ № 5 г.Сызрани СП ГБОУ СОШ № 5 г.Сызрани _________________Сорокина М.А протокол № ___ от«___»_______20_г.


ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ритмическая мозаика»

по ритмической пластике

дошкольников
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области – «Детский сад», расположенное по адресу: ул. Людиновская д.25 Составитель: Ананичева И.В., музыкальный руководитель с.п. ГБОУ СОШ № 5 г.Сызрани расположенного по адресу ул.Людииновская д.25 г.Сызрань

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность-природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества.» В. Сухомлинский Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности. В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально- ритмическая гимнастика. Программа «Ритмическая мозаика» разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655) В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 приоритетным направлением деятельности структурного подразделения ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани, расположенного по адресу ул.Людиновская д.25 является художественно – эстетическая направленность.
Кружок дополнительного образования «Ритмическая мозаика» в учреждении разработан на основе парциальной программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» по ритмической пластике для детей 6–7 лет, издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655). Программа направлена на целостное развитие личности детей, развивающая музыкальность и эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способности к импровизации в движении под музыку; внимание, волю, память, подвижность и гибкость, что требует свободного и осознанного владения телом. Программа дополнительного образования включает все необходимые разделы: содержание психолого-педагогической работы с детьми на основе музыкально- ритмической деятельности, рекомендации к организации педагогического процесса, планированию работы и проведению мониторинга.
Цель программы:
развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движении,й разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Основные задачи:
I. Развитие музыкальности: • воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал; • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музы - кальными сочинениями; • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, пере - давая как контрасты, передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику, метроритм. • развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
II. Развитие двигательных качеств и умений: Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя пе- речисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пру- жинящим,топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением; бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высо кий, широкий, острый, пружинящий бег; прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.; общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный ха рактер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкос ти движений, координации рук и ног; имитационные движения различные образно-игровые движения, раскрыва ющие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.); плясовые движения элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асим метрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные дви жения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, пере менный шаг, шаг с притопом и др. Ш. Развитие творческих способностей: • развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации; • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под
другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно созда вая пластический образ; • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. IV. Развитие и тренировка психических процессов: • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музы кального произведения — по фразам; • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе ус - ложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звуча ния музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.); • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и живот ным, игровым персонажам; • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми; • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий; • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых.
Возраст детей и срок реализации программы.
Курс программы рассчитан на 1 год - проведение непосредственно образовательной деятельности 1 раз в неделю (общий объём – 36 занятий в год). Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Форма работы:
Групповая, работа с подгруппой/ индивидуально.
В соответствии с ФГТ Программа опирается на
научные принципы
ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:  принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;  сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;  соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;  единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;  принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;  принципы гуманизации , дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает: — признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; — признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; — уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.  дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.
 принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.  Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.  При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.  Принцип оздоровительной направленности ,обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.  Принцип развивающего эффекта. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

Интеграция содержания образовательной области

Примерные виды интеграции области «Музыка»

Образовательная

область

Задачи, содержание и средства организации

образовательного процесса

«Здоровье»
Развивать физические качества, для музыкально- ритмической деятельности. Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки
«Безопасность»
Развивать умения безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки, вспомогательными предметами для танца. Формировать правила безопасности на занятиях
«Социализация»
Осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества; Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения, о происшедших с ним изменениях (сейчас умеешь правильно и красиво двигаться
«Познание»
Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений. Знакомство с историей танца, ритмическими движениями разных танцев.
«Коммуникация»
Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей.
«Чтение

художественной

литературы»
Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам. Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек.
Перспективный план кружка «Ритмическая мозаика»

подготовительная группа (6-7 лет)

Период

прохож

дения

матери

ала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой. Развивать художественно- творческие способности развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высо кий, средни, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3- частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо; развитие способности различать жанр произведения — плясовая. Ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пру- жинящим,топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением; Бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высо кий, широкий, острый, пружинящий бег; прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа Танцевальные композиции: 1.Повторение репертуара II уровня сложности 2. «Марш» с флажками 3. «Полкис» парный танец 4. «Елочки» новогодний танец 5. «Звонкие ложки» с ложками 6. «Рок-н-ролл» Музыкально-дидактические игры: 1. «Веселые жмурки» развитие слуха и координации движений 2. «Змейка» 3. «Танцуйте сидя» Январь Февраль Март Апрель Май Изучение элементов народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асим метрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные дви жения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, пере менный шаг, шаг с притопом и др. Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе ус - ложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звуча ния музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.); Танцевальные композиции: 8. «Волшебный цветок» 9. «Танец с обручами» пластический этюд 10. «Менуэт» 11. «Танец цветов и бабочек» 12. «Песенка о лете» Музыкально-дидактические и ритмические игры. Подготовка к отчетному концерту

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения

Программы
В начале и конце учебного года осуществляется текущий контроль за освоением программы и развитием творческих способностей детей, тестирование с целью проверки усвоения теоретических знаний и приобретение практических навыков. Данная программа предусматривает итоговый контроль педагога за процессами обучения и воспитания. Основными показателями оценки воспитанника являются работоспособность, упорство в достижении цели, а не физические данные. К критериям оценки воспитанности мы относим взаимодействие с коллективом, культуру поведения, внимание. Результаты мониторинга отражаются в виде таблицы ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КАРТ на каждого ребенка по МУЗЫКАЛЬНОМУ И ПСИХОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ (по А.И. Бурениной) направление Основные показатели Оценка в баллах Начальные показатели Промежуточные результаты результаты Внимание. Способность не отвлекаться от музыки в процессе движения Правильно выполняет танцевальную композицию от начала до конца самостоятельно 5 Выполняет танцевальную композицию с некоторыми подсказками 4-2 Затрудняется в выполнении задания из-за рассеянности внимания 1-0 Памятью. Способность запоминать музыку и движение. Запоминает танцевальные движения, комплекс упражнений с 3-5 исполнений по показу педагога 5 Запоминает танцевальные движения. Комплекс упражнений с 6-8 исполнений по показу педагога. 4-2
Не способен запомнить последовательность движений или нуждается в большом количестве показов. 1-0 Подвижность (лабильность) нервных процессов. Скорость двигательной реакции на изменение музыки. Исполнение движения полностью соответствует музыке, её темпу, ритму, динамике, форме. 5 Возбудимость: - ускорение движений, - переход от одного движения к другому без чёткой законченности предыдущего, - перескакивание, суетливость. 4-2 Заторможенность: - запаздывание, - задержка и медлительность. 1-0 Координация и ловкость движений. Правильное и точное исполнение ритмических и танцевальных композиций, упражнений, правильное сочетание рук и ног при ходьбе. 5 Не всегда точное и правильное исполнение движений в композициях и упражнениях, некоторая раскоординированность рук и ног при ходьбе. 4-2 Затрудняется в исполнении движений, отсутствие координации рук и ног при выполнении упражнений и танцевальных композиций. 1-0 Творческие проявления. Проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движений для передачи характера музыки, игрового образа. 5 Затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа. 4-2
Копирует движения других детей и взрослого. 1-0 Эмоционально сть. выразительнос ть мимики, пантомимики. Умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств. Умеет ярко передавать мимикой, пантомимикой, жестами разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции. 5 Передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики. 4-2 Затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительные. 1-0
Список используемой литературы
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика 3: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — Издание переработанное и дополненное в соответствии с ФГТ—
СПб.: ЛОИРО,
2012. - 220 с. 2. «Практическое пособие по хореографии» для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и начальной школы. Шалар Т.О.2004г. 3. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада Раевская Е.П. 3 издание, дораб. – М.:»Просвещение»,2008г. 4.Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» методическое пособие. 5.Новикова Г.П. «Музыкальное воспитание дошкольников» (пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений)М., 2009 г.