Автор: Плетенёва Руфина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад Солнышко"
Населённый пункт: г. Вуктыл
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Искусство "Эбру"— рисование на воде.
«
Мастер класс – нетрадиционная техника рисования «ЭБРУ»
Искусство «Эбру»— рисование на воде.
Актуальность
Еще древнегреческий ученый говорил: «Занятия рисованием способствуют
разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог – гуманист Я.А.
Каменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это
весьма полезно, а потому не следует этому мешать, но нужно принимать
меры к тому, чтобы всегда было что делать». Современный исследователь
детского изобразительного творчества Т.С. Комарова утверждает, что
художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок
соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами.
Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и
технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет
интерес к творчеству. Снижение интереса и мотивации к творчеству имеют
несколько причин: отсутствие у детей необходимых знаний. Умений и
технических навыков в рисовании, шаблонность и однообразие в
изображении и замысле рисунка, недостаточность знаний об окружающем
мире.
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского
интеллекта, воображения, фантазии, умения мыслить нестандартно.
Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и
стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою
уникальность в изобразительной деятельности и получают удовлетворение от
работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это
всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что
здесь не присутствует слово «нельзя». Можно рисовать чем хочешь и как
хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают
незабываемые, положительные эмоции.
Каждая из нетрадиционных техник – это маленькая игра. Их
использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее,
непосредственнее.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств
развития детского изобразительного творчества не случаен.
Большинство нетрадиционных техник рисования относятся к спонтанному
рисованию, когда изображение получается не в результате использования
специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования, а
как эффект «хепенинга» (случаться). При этом неизвестно, какое
изображение получиться, но будет успешен результат и это усиливает
интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует их
воображение. Использование разнообразных техник создают атмосферу
непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу.
Дошкольники создают новое, оригинальное, воплощая свой замысел.
Цель. Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».
Задачи. Показать педагогам основной способ рисования красками на воде -
Мрамирование с элементами цветочного декора.
Упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру»
Назначение мастер-класса.
Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься
этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей
семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или
оставлены дома, как дополнение к интерьеру.
Материалы. Жидкость, лотки для жидкости, кисти, палочки, краски,
салфетки сухие и влажные, бумага акварельная.
Ход мастер-класса
(На фоне журчащей воды произносится текст)
«Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире,
но в преодолении твердого и крепкого она непобедима,
и на свете нет ей равного. »
Дао Дэ Дзин ("Книга о Пути и Силе")
мудрец Лао-Цзы
Жизнь зародилась в воде… И красота вселенной тут же отразилась в ее
звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое
нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться.
А вы пробовали рисовать на воде! Если нет, то сейчас попробуем вместе с
вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда
неповторим!
«Эбру» - это старейшее искусство рисования, удивительное волшебство
фантазии на воде. Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда
точно оно возникло, но мы точно знаем, что эта техника зародилась в Азии,
получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе.
В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе
рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная
бумага».
Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные
формы, а именно круг.
Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы
можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Ценность
искусства Эбру определяется не только результатом, но и самим процессом.
Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное
движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься. Попавшие в
воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у дошколят. И эта
анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Ребята задумываются
над вопросом: Что заставляет краски танцевать?
Всем вам известна поговорка: «Вилами по воде писано», которая означает
что-то мимолетное и ускользающее. Так как же нам из этого мимолетного и
ускользающего получить вот такие прекрасные рисунки?
Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих
экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и
красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя
художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины
всегда получаются необычными, каждое движение создает неповторимый
образ. Рисование Эбру как искусство доставляет удовольствие, с эбру можно
фантазировать без границ.
Сам процесс позволяет детям успокоиться и расслабиться.
И сегодня мы с вами научимся рисовать красками на воде, освоим способ
мраморирования на воде с цветочным декором.
Для этого нам нужна основа. В данном случае специальный раствор воды,
который состоит из воды и крахмала. Я для вас его уже приготовила.
Еще для работы нужны акриловые краски, которую я разбавила водой до
жидкого состояния и инструменты: палочки, салфетки сухие и влажные,
бумага акварельная по размеру лотка. Всё это перед вами.
Итак, начнем по порядку:
(включается восточная музыка)
Сначала создадим фон, фон нашего настроения. На кончик палочки набираем
краску. Я возьму синий цвет. И слегка касаемся поверхности воды.
Вытираем палочку о салфетку. Берем следующий цвет. Я возьму белый. Мне
хочется поставить эти точки по центру сверху вниз.
(показ палочкой в воздухе)
А теперь палочкой в воздухе повторите за мной волнообразные движения по
вертикали, теперь волнообразные движения по горизонтали, а может быть
вам хочется сделать движения по круговой спирали, а кому-то хочется внести
хаос в ваше творение.
Плавно помедитируйте у себя на воде. Не думайте о результате, отпустите
себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!
А теперь давайте сделаем цветок. Я возьму красную и желтую краски. Тупым
концом палочки нанесем красный цвет. Но красный цвет не очень интересен,
поэтому поставим в центр желтую точку, а чтобы было еще интересней я в
желтый цвет добавлю еще красный.
Теперь острым концом палочки проводим линии от края цветка к центру, у
нас получаются лепестки.
Не бывает цветов без стебля. Возьмите зеленый цвет и поставьте несколько
точек.
И снова острым концом проведите линию по этим точкам сверху вниз.
Мы создали мраморный рисунок, фон нашего настроения.
И вот в разговор вступает бумага. Возьмите лист и шершавой стороной
аккуратно положите на воду на 4-5 секунд. Возьмите за края бумаги и плавно
через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость.
Рисунок сохнет от 30 минут до часа.
(показ работ участников)
(Музыка заканчивается)
Вывод: Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник
рисования, в данном случае техники ЭБРУ?
Необычность рисования помогает развивать познавательную активность
дошкольников, желание экспериментировать, а самое главное корректировать
их психические процессы, потому что ЭБРУ – это медитация, которая
увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат,
который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Поэтому я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом
развития воображения, моторики, творчества.