Напоминание

Искусство "Эбру"— рисование на воде.

Автор: Плетенёва Руфина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад Солнышко"
Населённый пункт: г. Вуктыл
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Искусство "Эбру"— рисование на воде.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«

Мастер класс – нетрадиционная техника рисования «ЭБРУ»

Искусство «Эбру»— рисование на воде.

Актуальность

Еще древнегреческий ученый говорил: «Занятия рисованием способствуют

разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог – гуманист Я.А.

Каменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это

весьма полезно, а потому не следует этому мешать, но нужно принимать

меры к тому, чтобы всегда было что делать». Современный исследователь

детского изобразительного творчества Т.С. Комарова утверждает, что

художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок

соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами.

Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и

технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет

интерес к творчеству. Снижение интереса и мотивации к творчеству имеют

несколько причин: отсутствие у детей необходимых знаний. Умений и

технических навыков в рисовании, шаблонность и однообразие в

изображении и замысле рисунка, недостаточность знаний об окружающем

мире.

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского

интеллекта, воображения, фантазии, умения мыслить нестандартно.

Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и

стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою

уникальность в изобразительной деятельности и получают удовлетворение от

работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это

всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что

здесь не присутствует слово «нельзя». Можно рисовать чем хочешь и как

хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают

незабываемые, положительные эмоции.

Каждая из нетрадиционных техник – это маленькая игра. Их

использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее,

непосредственнее.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств

развития детского изобразительного творчества не случаен.

Большинство нетрадиционных техник рисования относятся к спонтанному

рисованию, когда изображение получается не в результате использования

специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования, а

как эффект «хепенинга» (случаться). При этом неизвестно, какое

изображение получиться, но будет успешен результат и это усиливает

интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует их

воображение. Использование разнообразных техник создают атмосферу

непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу.

Дошкольники создают новое, оригинальное, воплощая свой замысел.

Цель. Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».

Задачи. Показать педагогам основной способ рисования красками на воде -

Мрамирование с элементами цветочного декора.

Упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру»

Назначение мастер-класса.

Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься

этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей

семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или

оставлены дома, как дополнение к интерьеру.

Материалы. Жидкость, лотки для жидкости, кисти, палочки, краски,

салфетки сухие и влажные, бумага акварельная.

Ход мастер-класса

(На фоне журчащей воды произносится текст)

«Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире,

но в преодолении твердого и крепкого она непобедима,

и на свете нет ей равного. »

Дао Дэ Дзин ("Книга о Пути и Силе")

мудрец Лао-Цзы

Жизнь зародилась в воде… И красота вселенной тут же отразилась в ее

звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое

нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться.

А вы пробовали рисовать на воде! Если нет, то сейчас попробуем вместе с

вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда

неповторим!

«Эбру» - это старейшее искусство рисования, удивительное волшебство

фантазии на воде. Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда

точно оно возникло, но мы точно знаем, что эта техника зародилась в Азии,

получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе.

В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе

рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная

бумага».

Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные

формы, а именно круг.

Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы

можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Ценность

искусства Эбру определяется не только результатом, но и самим процессом.

Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное

движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься. Попавшие в

воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у дошколят. И эта

анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Ребята задумываются

над вопросом: Что заставляет краски танцевать?

Всем вам известна поговорка: «Вилами по воде писано», которая означает

что-то мимолетное и ускользающее. Так как же нам из этого мимолетного и

ускользающего получить вот такие прекрасные рисунки?

Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих

экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и

красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя

художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины

всегда получаются необычными, каждое движение создает неповторимый

образ. Рисование Эбру как искусство доставляет удовольствие, с эбру можно

фантазировать без границ.

Сам процесс позволяет детям успокоиться и расслабиться.

И сегодня мы с вами научимся рисовать красками на воде, освоим способ

мраморирования на воде с цветочным декором.

Для этого нам нужна основа. В данном случае специальный раствор воды,

который состоит из воды и крахмала. Я для вас его уже приготовила.

Еще для работы нужны акриловые краски, которую я разбавила водой до

жидкого состояния и инструменты: палочки, салфетки сухие и влажные,

бумага акварельная по размеру лотка. Всё это перед вами.

Итак, начнем по порядку:

(включается восточная музыка)

Сначала создадим фон, фон нашего настроения. На кончик палочки набираем

краску. Я возьму синий цвет. И слегка касаемся поверхности воды.

Вытираем палочку о салфетку. Берем следующий цвет. Я возьму белый. Мне

хочется поставить эти точки по центру сверху вниз.

(показ палочкой в воздухе)

А теперь палочкой в воздухе повторите за мной волнообразные движения по

вертикали, теперь волнообразные движения по горизонтали, а может быть

вам хочется сделать движения по круговой спирали, а кому-то хочется внести

хаос в ваше творение.

Плавно помедитируйте у себя на воде. Не думайте о результате, отпустите

себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!

А теперь давайте сделаем цветок. Я возьму красную и желтую краски. Тупым

концом палочки нанесем красный цвет. Но красный цвет не очень интересен,

поэтому поставим в центр желтую точку, а чтобы было еще интересней я в

желтый цвет добавлю еще красный.

Теперь острым концом палочки проводим линии от края цветка к центру, у

нас получаются лепестки.

Не бывает цветов без стебля. Возьмите зеленый цвет и поставьте несколько

точек.

И снова острым концом проведите линию по этим точкам сверху вниз.

Мы создали мраморный рисунок, фон нашего настроения.

И вот в разговор вступает бумага. Возьмите лист и шершавой стороной

аккуратно положите на воду на 4-5 секунд. Возьмите за края бумаги и плавно

через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость.

Рисунок сохнет от 30 минут до часа.

(показ работ участников)

(Музыка заканчивается)

Вывод: Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник

рисования, в данном случае техники ЭБРУ?

Необычность рисования помогает развивать познавательную активность

дошкольников, желание экспериментировать, а самое главное корректировать

их психические процессы, потому что ЭБРУ – это медитация, которая

увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат,

который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Поэтому я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом

развития воображения, моторики, творчества.