Напоминание

"Игровые и поисковые методы в работе с дошкольниками".

Автор: Васильева Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Семинар-практикум "Игровые и поисковые методы в работе с дошкольниками".
Тема: "Игровые и поисковые методы в работе с дошкольниками".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СИНЕГЛАЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Семинар - практикум

«Игровые и поисковые методы в работе с дошкольниками».

Подготовили воспитатели:

Васильева Г.В.

2018

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее

результатах,

а

в

самом

процессе.

Имеет

важное

значение

в

воспитании,

обучении

и

развитии

детей

как

средство

психологической

подготовки

к

будущим жизненным ситуациям

Главная особенность организации образовательно деятельности в ДОУ на

современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса

игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста

Поэтому

перед

воспитателями

стоит

задача

максимально

использовать

игровые методы и приемы в форме различных педагогических игр.

Метод – это система последовательных взаимосвязанных способов

работы

педагога

и

детей,

которые

направлены

на

достижение

дидактических задач.

Игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если

она

состоялась,

освоена

и

пережита

ребенком

в

качестве

самоценной

деятельности.

Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что

ребёнок

должен

последовательно

овладеть

всеми

видами

игровой

деятельности.

Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период).

Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец

первого – начало второго года жизни).

Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста).

Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст).Способность к

созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх

с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в

качестве формы обучения.

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов

работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение

дидактических игр.

Игровым

методам

в

классификации

методов

обучения

отводится

значительное место.

Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы

восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно.

Они

переносят

учебное

действие

в

условный

план,

который

задаётся

соответствующей системой правил или сценарием.

В

дошкольной

педагогике

наиболее

распространенными

методами

и

приемами являются:

Игровые методы

воображаемая ситуация,

дидактическая игра

Игровые приёмы

внезапное

появление

объектов,

игрушек,

выполнение

воспитателем

различных игровых

действий,

загадывание загадок,

введение элементов соревнований,

создание игровой ситуации

В

качестве

игрового

метода

используется

воображаемая

ситуация

в

развернутом виде. В нее входят роли, игровые действия, игровые правила,

игровое оборудование.

Например, для упражнения детей в связной речи имитируется обстановка

магазина игрушек.

Дети

в

роли

продавцов,

покупателей

вступают

в

соответствующие

взаимоотношения, выполняют игровые действия.

Игровые приемы, как было отмечено выше, являются составной частью

метода, средством повышения активности детей.

Приём

вне запного

появления

объектов,

игрушек

с в о е й

неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления,

вызывает

эмоциональное

реагирование,

является

залогом

познания

окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших

группах.

К

приёму

выполнения

воспитателем

различных

игровых

действий

можно

отнести:

подбор

картинок,

складывание,

передвигание,

имитацию движений.

Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или

элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью.

Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является

непосредственным партнёром ребёнка в игре

Загадывание загадок

Позволяет в интересной форме научить детей чему- нибудь, рассказать

о чем-то. Загадка создает эффект неизвестного, непознанного.

Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и

явлениями.

Введение в занятия

приема

соревнования

в

старших

группах

подготавливает

детей

к

правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру

увлекательной, занимательной и интересной для ребенка.

Отсутствие

в

занятии

приема

соревнования

превращает

игру

в

упражнение

Использование

приёма

создания

игровой

ситуации

на

занятии

направлено на развитие поисковой деятельности.

Основой данного

приёма

является

игровая

мотивация

(оказание

помощи

кому-то

в

решении их проблем).

Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь

взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра

носит озорной, увлекательный характер.

Выбор игровых методов и приемов обучения зависит, прежде всего, от цели

обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует

помнить о том, что игровые методы и приемы не должны превращать занятие

в развлечение.

Проблемно-поисковые

методы

это

методы,

основанные

на

создании

проблемных

ситуаций,

активной

познавательной

деятельно сти

воспитанников,

состоящей

в

поиске

и

решении

сложных

вопросов,

требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными

фактами явление, закон.

Существует четыре уровня проблемности в обучении:

1.

Воспитатель

сам

ставит

проблему

(задачу)

и

сам

решает

её

при

а к т и в н о м

с л у ш а н и и

и

о б с у ж д е н и и

д е т ь м и .

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его

руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на

с а м о с т о я т е л ь н ы е

п о и с к и

п у т е й

р е ш е н и я .

3.

Ребёнок

ставит

проблему,

воспитатель

помогает

её

решить.

У

ребёнка

воспитывается

способность

самостоятельно

формулировать

проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не

указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а

увидев,

сформулировать

и

исследовать

возможности

и

способы

её

решения.

В

итоге

воспитывается

способность

самостоятельно

анализировать

проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Одним

из

направлений

проблемно-поискового

обучения

является

экспериментально-опытническая деятельность.

Опыт – это наблюдение, проводимое в специально организованных

условиях.

Эксперемент

это

научно-поставленный

опыт,

наблюдение

исследуемого

явления

в

условиях,

позволяющих

следить

за

ходом

явления

и

многократно

воспроизводить

его

при

повторении

этих

условий.

Деятельность

экспериментирования

спо собствует

формированию

у

детей

познавательного

интереса,

развивает

наблюдательность, мыслительную деятельность