Автор: Васильева Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Семинар-практикум "Игровые и поисковые методы в работе с дошкольниками".
Тема: "Игровые и поисковые методы в работе с дошкольниками".
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СИНЕГЛАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Семинар - практикум
«Игровые и поисковые методы в работе с дошкольниками».
Подготовили воспитатели:
Васильева Г.В.
2018
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее
результатах,
а
в
самом
процессе.
Имеет
важное
значение
в
воспитании,
обучении
и
развитии
детей
как
средство
психологической
подготовки
к
будущим жизненным ситуациям
Главная особенность организации образовательно деятельности в ДОУ на
современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса
игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста
Поэтому
перед
воспитателями
стоит
задача
максимально
использовать
игровые методы и приемы в форме различных педагогических игр.
Метод – это система последовательных взаимосвязанных способов
работы
педагога
и
детей,
которые
направлены
на
достижение
дидактических задач.
Игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если
она
состоялась,
освоена
и
пережита
ребенком
в
качестве
самоценной
деятельности.
Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что
ребёнок
должен
последовательно
овладеть
всеми
видами
игровой
деятельности.
Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период).
Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец
первого – начало второго года жизни).
Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста).
Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст).Способность к
созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх
с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в
качестве формы обучения.
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов
работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение
дидактических игр.
Игровым
методам
в
классификации
методов
обучения
отводится
значительное место.
Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы
восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно.
Они
переносят
учебное
действие
в
условный
план,
который
задаётся
соответствующей системой правил или сценарием.
В
дошкольной
педагогике
наиболее
распространенными
методами
и
приемами являются:
Игровые методы
воображаемая ситуация,
дидактическая игра
Игровые приёмы
внезапное
появление
объектов,
игрушек,
выполнение
воспитателем
различных игровых
действий,
загадывание загадок,
введение элементов соревнований,
создание игровой ситуации
В
качестве
игрового
метода
используется
воображаемая
ситуация
в
развернутом виде. В нее входят роли, игровые действия, игровые правила,
игровое оборудование.
Например, для упражнения детей в связной речи имитируется обстановка
магазина игрушек.
Дети
в
роли
продавцов,
покупателей
вступают
в
соответствующие
взаимоотношения, выполняют игровые действия.
Игровые приемы, как было отмечено выше, являются составной частью
метода, средством повышения активности детей.
Приём
вне запного
появления
объектов,
игрушек
с в о е й
неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления,
вызывает
эмоциональное
реагирование,
является
залогом
познания
окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших
группах.
К
приёму
выполнения
воспитателем
различных
игровых
действий
можно
отнести:
подбор
картинок,
складывание,
передвигание,
имитацию движений.
Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или
элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью.
Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является
непосредственным партнёром ребёнка в игре
Загадывание загадок
Позволяет в интересной форме научить детей чему- нибудь, рассказать
о чем-то. Загадка создает эффект неизвестного, непознанного.
Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и
явлениями.
Введение в занятия
приема
соревнования
в
старших
группах
подготавливает
детей
к
правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру
увлекательной, занимательной и интересной для ребенка.
Отсутствие
в
занятии
приема
соревнования
превращает
игру
в
упражнение
Использование
приёма
создания
игровой
ситуации
на
занятии
направлено на развитие поисковой деятельности.
Основой данного
приёма
является
игровая
мотивация
(оказание
помощи
кому-то
в
решении их проблем).
Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь
взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра
носит озорной, увлекательный характер.
Выбор игровых методов и приемов обучения зависит, прежде всего, от цели
обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует
помнить о том, что игровые методы и приемы не должны превращать занятие
в развлечение.
Проблемно-поисковые
методы
–
это
методы,
основанные
на
создании
проблемных
ситуаций,
активной
познавательной
деятельно сти
воспитанников,
состоящей
в
поиске
и
решении
сложных
вопросов,
требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными
фактами явление, закон.
Существует четыре уровня проблемности в обучении:
1.
Воспитатель
сам
ставит
проблему
(задачу)
и
сам
решает
её
при
а к т и в н о м
с л у ш а н и и
и
о б с у ж д е н и и
д е т ь м и .
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его
руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на
с а м о с т о я т е л ь н ы е
п о и с к и
п у т е й
р е ш е н и я .
3.
Ребёнок
ставит
проблему,
воспитатель
помогает
её
решить.
У
ребёнка
воспитывается
способность
самостоятельно
формулировать
проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не
указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а
увидев,
сформулировать
и
исследовать
возможности
и
способы
её
решения.
В
итоге
воспитывается
способность
самостоятельно
анализировать
проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Одним
из
направлений
проблемно-поискового
обучения
является
экспериментально-опытническая деятельность.
Опыт – это наблюдение, проводимое в специально организованных
условиях.
Эксперемент –
это
научно-поставленный
опыт,
наблюдение
исследуемого
явления
в
условиях,
позволяющих
следить
за
ходом
явления
и
многократно
воспроизводить
его
при
повторении
этих
условий.
Деятельность
экспериментирования
спо собствует
формированию
у
детей
познавательного
интереса,
развивает
наблюдательность, мыслительную деятельность