Автор: Акланова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Радуга"
Населённый пункт: город Урюпинск Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: " Взаимодействие педагога и родителей в современных условиях работы ДОУ"
« Взаимодействие педагога и родителей в современных
условиях работы ДОУ»
Акланова Елена Александровна
Воспитатель
первой
квалификационной
категории
МБДОУ
«Детский
сад
№5
«Радуга», г. Урюпинск
aklanova81@mail.
ru
Аннотация
Статья
посвящена проблеме
взаимодействия
педагога
и
родителей
в
настоящее
время.
Изменившаяся
современная
семья
заставляет
искать
новые
формы
взаимодействия.
Невозможно
достигнуть
поставленной
цели
без
постоянной
поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Родители и
педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.
Ключевые слова
Ребёнок, родитель, воспитатель, семья, взаимодействие.
Актуальность
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены,
прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от
согласованности действий семьи и детского сада.
Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с
которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки
его к жизни в обществе
В рамках традиционной системы использую известные педагогические средства, но в
новом сочетании,
в новой комбинации,
что повышает эффективность выбранной
системы.
В нынешних условиях жизни семья существенно меняется, как ценность и социально-
культурная реальность.
Средневековый поэт Себастьян Брант сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у
себя в дому, родители – пример ему…»
Известно
также,
что
именно
пример
родителей,
их
личные
качества
во
многом
определяют результативность воспитательной функции семьи.
Современные
родители
образованны,
обладают
широким
доступом
к
научно–
популярной
информации
из
области
педагогики
и
психологии.
Однако
высокий
уровень
общей
культуры,
эрудированность
и
информированность
родителей
не
являются
гарантией
достаточного
уровня
их
педагогической
культуры.
Родители
испытывают затруднения в воспитании детей,
выборе оптимальных воспитательных
методов и приемов.
В нынешних условиях жизни семья существенно меняется, как ценность и социально-
культурная реальность.
Известно
также,
что
именно
пример
родителей,
их
личные
качества
во
многом
определяют результативность воспитательной функции семьи.
Исходя из всего выше сказанного,
я поставила перед собой цель:
создать условия
для доверительных отношений между воспитателем и родителями для обеспечения
полноценного
развития
ребенка
.
Считаю
необходимым
вовлечь
родителей
в
воспитательно-о б р азо вател ьн ы й
п р о ц е с с
,
р а з н о о б р а з и л а
ф о р м ы
дифференцированной работы с ними (с учетом специфики семьи), чтобы пробудить
интерес к жизни в ДОУ;
активизирую их участие в различных мероприятиях;
создаю
активную
развивающую
среду,
обеспечивающую
единые
подходы
к
развитию
личности в семье и детском коллективе.
Я
считаю,
что
положительный
результат,
может
быть,
достигнут
только
при
объединении
семьи
и
детского
сада
в
единое
образовательное
пространство,
подразумевающее
взаимодействие,
сотрудничество
между
педагогами
ДОУ
и
родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при
условии учета особенностей каждой конкретной семьи.
Эффективной формой для меня явилась поэтапная организация работы.
На
I э т а п е –
сбор
информации
(собеседование,
диагностика,
анкетирование,
наблюдение,
выделение
группы
риска
отдельных
участников
педагогического
процесса по результатам исследований).
II этап–
общепрофилактический (наглядная агитация, встречи со специалистами).
На
III этапе осуществляю работу с группой риска по разным аспектам здоровья
(выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских
установок: тренинги, беседы).
IV этап–индивидуальная работа (выявляю положительный опыт семейного воспитания,
его общение;
консультации,
индивидуальная помощь воспитанниками их родителям
социального
педагога,
психолога,
логопеда,
врача
и
других
специалистов
по
запросам).
V этап–аналитический (обсуждаю отдельные вопросы с привлечением специалистов и
дополнительных мероприятий).
На
V I этапе–знакомлюсь с результатами работы,
принимаю решение.
Совместно
обсуждаем планы на будущее.
Такая организация работы с родителями позволяет структурировать работу педагогов
с родителями и придать ей комплексный характер. Родителям рассматривать процесс
воспитания и развития ребенка,
как диалог со своим ребенком на основе знания
психологических
особенностей
возраста,
учитывать
его
интересы,
способности.
Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада.
Привлечь
внимание
педагогов
и
родителей
к
формированию
единого
понимания
целей и задач, средств и методов воспитания детей,
их эмоционального благополучия,
полноценного
физического,
психического,
социального
и
духовно-нравственного
здоровья.
Система
взаимодействия
дошкольного
учреждения
и
семьи
складывается
из
различных форм работы.
Все формы работы я разделяю на:
ежедневные, еженедельные,
ежемесячные,
мероприятия, проводимые по необходимости. Организую взаимодействие родителей:
с группой родителей (родительские собрания, круглые столы);
подгруппой (заседание
родительского комитета, встреча с активом группы);индивидуально.
Мероприятия с родителями провожу в тесном контакте с узкими специалистами,
медицинским персоналом.
Взаимодействие с родителями осуществляю в разнообразной деятельности:
Познавательной –
например,
круглый
стол
(Рис.1),
семинары-практикумы
«Конверт откровений».(Рис.2). и т.д
Рисунок 1. Рисунок 2
Трудовой –
например,
участие
в
акции «Участок
нашей
группы»
(
Рис.3),
благоустройство группы, изготовление поделок (Рис.4).и др .
Рисунок 3 Рисунок 4.
Досуговой –
например, совместная встреча родителей и детей «День матери»
(Рис.5), новогодний утренник, спортивный праздник «Папа и я–лучшие друзья»
,
посвящённый 23 февраля ( Рис.6) и т.д
.
Рисунок 5 .«День Матери» Рисунок 6 .«Папа и я – лучшие друзья»
Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителя
ми
позволяет
добиться
устойчивых
положительных
результатов
и
способствует
повышению
педагогической
грамотности
родителей.
По
результатам
диагностики,
можно сделать вывод,
что увеличилось количество родителей,
у которых ведущим
мотивом является:
повышение уровня педагогической грамотности;
Расширение педагогического кругозора;
решение проблем воспитания и обучения
детей.
Активному
участию
родителей
в
деятельность
дошкольного
учреждения.
Активность родителей повысилась и составляет 8
3
%, где во многих мероприятиях они
сами проявляют инициативу.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении
способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов,
привлекает
взрослых
к
проблемам
детей,
тем
самым,
способствуя
повышению
качества образовательного процесса.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям,
что ребенка надо не только накормить и
красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей
участниками воспитательного процесса?
Поэтому,
в 2010
году я начала работать над проблемой взаимодействия детского
сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по четырем
направлениям
:
- информационно–аналитическое,
-
познавательное
направление –
это обогащение родителей знаниями в вопросах
воспитания детей дошкольного возраста
,
- наглядно–информационное,
- досуговое.
Приведем пример отрывка из родительского собрания в средней группе.
Цель: познакомиться друг с другом, развивать сплоченность коллектива, установить
доброжелательные отношения между родителями.
Активизация :
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – я пойму! »
Первое, что мы сделаем – это «Давайте познакомимся!»
Здравствуйте
уважаемые
родители!
Спасибо,
что
нашли
время
и
пришли
на
родительское собрание.
Меня зовут Елена Александровна, я работаю воспитателем. Для того чтобы нам легче
было общаться, предлагаем Вам сделать бейджик, который может быть любой по
форме и украшенной по вашему художественному вкусу. Важно, чтобы было указано
ваше
имя,
которым
вы
хотите,
чтобы
вас
называли
(родители
оформляют
свой
бейджик в свободной форме).
(Оборудование:
небольшие
заготовки
из
бумаги
по
форме
круг,
прямоугольник,
квадрат, трапеция; фломастеры, цветные карандаши)
А сейчас будем знакомиться. Будем передавать игрушку по цепочке, у кого игрушка в
руках, тот отвечает на два вопроса:
• Как Вас зовут?
• Почему бейджик Вы оформили именно так?
(Здесь
нужно
попытаться
объяснить,
почему
использована
такая
форма
(круг,
прямоугольник, квадрат, трапеция), такие цвета, что это для вас значит).
Вот мы с вами и познакомились. А теперь я хотела бы поподробнее узнать, кто из вас
кто и чем любит заниматься.
Я предлагаю вам взять любое количество салфеток, которые вам больше всего
нравятся, столько салфеток вы возьмёте – не имеет значения.
Вы должны назвать столько факторов о себе, сколько оказалось у вас салфеток.
По очереди продолжите фразу: «Знаете ли вы, что я…» или
«Никто из вас не знает, что я…(люблю, умею, знаю и т.п.)»
Оказывается, среди нас есть (педагог, врач…)
Упражнение «Подарок»
Предлагаю вам, родители стать в круг, соединить
ладошку с ладошкой.. По
очереди сказать, что запомнили друг о друге.
А теперь давайте помедитируем под спокойную музыку.
Найдите своё сердце, прижмите обе руки к груди, и прислушайтесь, как оно стучит:
«тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек
ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его
столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу
немного света и тепла своего сердца.
А мне остаётся только поблагодарить вас за работу.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в
работе
с
родителями.
Использование
разнообразных
форм
работы
дало
определенные
результаты:
родители
из «зрителей»
и
«наблюдателей»
стали
активными
участниками
встречи
помощниками
воспитателя,
создана
атмосфера
взаимоуважения.
Опыт работы показал:
позиция родителей как воспитателей стала более гибкой.
Теперь
они
ощущают
себя
более
компетентными
в
воспитании
детей.
Анализ
совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает:
35% родителей
регулярно
участвуют
в
планировании
образовательного
процесса,
9 5 % семей
принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в
оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать
восхищение
результатами
и
продуктами
детской
деятельности ,
эмоционально
поддерживать своего ребенка.
9 8
% родителей посещают родительские собрания,
активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Я не останавливаюсь на достигнутом
,
продолжаю искать новые пути сотрудничества с
родителями.
Ведь у нас одна цель –
воспитывать будущих созидателей жизни. Каков
человек –
таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети,
когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Ссылки на источники
1.
Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и
детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я.
– 2004. - №4. – с. 23-35.
2.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском
саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с.
3.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.
сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия»,
1999. - 232 с)
4.
Хабибуллина
Р.Ш.
«Система
работы
с
родителями
воспитанников.
Оценка
деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.