Напоминание

" Взаимодействие педагога и родителей в современных условиях работы ДОУ"

Автор: Акланова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Радуга"
Населённый пункт: город Урюпинск Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: " Взаимодействие педагога и родителей в современных условиях работы ДОУ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

« Взаимодействие педагога и родителей в современных

условиях работы ДОУ»

Акланова Елена Александровна

Воспитатель

первой

квалификационной

категории

МБДОУ

«Детский

сад

№5

«Радуга», г. Урюпинск

aklanova81@mail.

ru

Аннотация

Статья

посвящена проблеме

взаимодействия

педагога

и

родителей

в

настоящее

время.

Изменившаяся

современная

семья

заставляет

искать

новые

формы

взаимодействия.

Невозможно

достигнуть

поставленной

цели

без

постоянной

поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Родители и

педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.

Ключевые слова

Ребёнок, родитель, воспитатель, семья, взаимодействие.

Актуальность

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены,

прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от

согласованности действий семьи и детского сада.

Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с

которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки

его к жизни в обществе

В рамках традиционной системы использую известные педагогические средства, но в

новом сочетании,

в новой комбинации,

что повышает эффективность выбранной

системы.

В нынешних условиях жизни семья существенно меняется, как ценность и социально-

культурная реальность.

Средневековый поэт Себастьян Брант сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у

себя в дому, родители – пример ему…»

Известно

также,

что

именно

пример

родителей,

их

личные

качества

во

многом

определяют результативность воспитательной функции семьи.

Современные

родители

образованны,

обладают

широким

доступом

к

научно–

популярной

информации

из

области

педагогики

и

психологии.

Однако

высокий

уровень

общей

культуры,

эрудированность

и

информированность

родителей

не

являются

гарантией

достаточного

уровня

их

педагогической

культуры.

Родители

испытывают затруднения в воспитании детей,

выборе оптимальных воспитательных

методов и приемов.

В нынешних условиях жизни семья существенно меняется, как ценность и социально-

культурная реальность.

Известно

также,

что

именно

пример

родителей,

их

личные

качества

во

многом

определяют результативность воспитательной функции семьи.

Исходя из всего выше сказанного,

я поставила перед собой цель:

создать условия

для доверительных отношений между воспитателем и родителями для обеспечения

полноценного

развития

ребенка

.

Считаю

необходимым

вовлечь

родителей

в

воспитательно-о б р азо вател ьн ы й

п р о ц е с с

,

р а з н о о б р а з и л а

ф о р м ы

дифференцированной работы с ними (с учетом специфики семьи), чтобы пробудить

интерес к жизни в ДОУ;

активизирую их участие в различных мероприятиях;

создаю

активную

развивающую

среду,

обеспечивающую

единые

подходы

к

развитию

личности в семье и детском коллективе.

Я

считаю,

что

положительный

результат,

может

быть,

достигнут

только

при

объединении

семьи

и

детского

сада

в

единое

образовательное

пространство,

подразумевающее

взаимодействие,

сотрудничество

между

педагогами

ДОУ

и

родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при

условии учета особенностей каждой конкретной семьи.

Эффективной формой для меня явилась поэтапная организация работы.

На

I э т а п е –

сбор

информации

(собеседование,

диагностика,

анкетирование,

наблюдение,

выделение

группы

риска

отдельных

участников

педагогического

процесса по результатам исследований).

II этап–

общепрофилактический (наглядная агитация, встречи со специалистами).

На

III этапе осуществляю работу с группой риска по разным аспектам здоровья

(выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских

установок: тренинги, беседы).

IV этап–индивидуальная работа (выявляю положительный опыт семейного воспитания,

его общение;

консультации,

индивидуальная помощь воспитанниками их родителям

социального

педагога,

психолога,

логопеда,

врача

и

других

специалистов

по

запросам).

V этап–аналитический (обсуждаю отдельные вопросы с привлечением специалистов и

дополнительных мероприятий).

На

V I этапе–знакомлюсь с результатами работы,

принимаю решение.

Совместно

обсуждаем планы на будущее.

Такая организация работы с родителями позволяет структурировать работу педагогов

с родителями и придать ей комплексный характер. Родителям рассматривать процесс

воспитания и развития ребенка,

как диалог со своим ребенком на основе знания

психологических

особенностей

возраста,

учитывать

его

интересы,

способности.

Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада.

Привлечь

внимание

педагогов

и

родителей

к

формированию

единого

понимания

целей и задач, средств и методов воспитания детей,

их эмоционального благополучия,

полноценного

физического,

психического,

социального

и

духовно-нравственного

здоровья.

Система

взаимодействия

дошкольного

учреждения

и

семьи

складывается

из

различных форм работы.

Все формы работы я разделяю на:

ежедневные, еженедельные,

ежемесячные,

мероприятия, проводимые по необходимости. Организую взаимодействие родителей:

с группой родителей (родительские собрания, круглые столы);

подгруппой (заседание

родительского комитета, встреча с активом группы);индивидуально.

Мероприятия с родителями провожу в тесном контакте с узкими специалистами,

медицинским персоналом.

Взаимодействие с родителями осуществляю в разнообразной деятельности:

Познавательной –

например,

круглый

стол

(Рис.1),

семинары-практикумы

«Конверт откровений».(Рис.2). и т.д

Рисунок 1. Рисунок 2

Трудовой –

например,

участие

в

акции «Участок

нашей

группы»

(

Рис.3),

благоустройство группы, изготовление поделок (Рис.4).и др .

Рисунок 3 Рисунок 4.

Досуговой –

например, совместная встреча родителей и детей «День матери»

(Рис.5), новогодний утренник, спортивный праздник «Папа и я–лучшие друзья»

,

посвящённый 23 февраля ( Рис.6) и т.д

.

Рисунок 5 .«День Матери» Рисунок 6 .«Папа и я – лучшие друзья»

Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителя

ми

позволяет

добиться

устойчивых

положительных

результатов

и

способствует

повышению

педагогической

грамотности

родителей.

По

результатам

диагностики,

можно сделать вывод,

что увеличилось количество родителей,

у которых ведущим

мотивом является:

повышение уровня педагогической грамотности;

Расширение педагогического кругозора;

решение проблем воспитания и обучения

детей.

Активному

участию

родителей

в

деятельность

дошкольного

учреждения.

Активность родителей повысилась и составляет 8

3

%, где во многих мероприятиях они

сами проявляют инициативу.

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении

способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов,

привлекает

взрослых

к

проблемам

детей,

тем

самым,

способствуя

повышению

качества образовательного процесса.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям,

что ребенка надо не только накормить и

красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей

участниками воспитательного процесса?

Поэтому,

в 2010

году я начала работать над проблемой взаимодействия детского

сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по четырем

направлениям

:

- информационно–аналитическое,

-

познавательное

направление –

это обогащение родителей знаниями в вопросах

воспитания детей дошкольного возраста

,

- наглядно–информационное,

- досуговое.

Приведем пример отрывка из родительского собрания в средней группе.

Цель: познакомиться друг с другом, развивать сплоченность коллектива, установить

доброжелательные отношения между родителями.

Активизация :

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму! »

Первое, что мы сделаем – это «Давайте познакомимся!»

Здравствуйте

уважаемые

родители!

Спасибо,

что

нашли

время

и

пришли

на

родительское собрание.

Меня зовут Елена Александровна, я работаю воспитателем. Для того чтобы нам легче

было общаться, предлагаем Вам сделать бейджик, который может быть любой по

форме и украшенной по вашему художественному вкусу. Важно, чтобы было указано

ваше

имя,

которым

вы

хотите,

чтобы

вас

называли

(родители

оформляют

свой

бейджик в свободной форме).

(Оборудование:

небольшие

заготовки

из

бумаги

по

форме

круг,

прямоугольник,

квадрат, трапеция; фломастеры, цветные карандаши)

А сейчас будем знакомиться. Будем передавать игрушку по цепочке, у кого игрушка в

руках, тот отвечает на два вопроса:

• Как Вас зовут?

• Почему бейджик Вы оформили именно так?

(Здесь

нужно

попытаться

объяснить,

почему

использована

такая

форма

(круг,

прямоугольник, квадрат, трапеция), такие цвета, что это для вас значит).

Вот мы с вами и познакомились. А теперь я хотела бы поподробнее узнать, кто из вас

кто и чем любит заниматься.

Я предлагаю вам взять любое количество салфеток, которые вам больше всего

нравятся, столько салфеток вы возьмёте – не имеет значения.

Вы должны назвать столько факторов о себе, сколько оказалось у вас салфеток.

По очереди продолжите фразу: «Знаете ли вы, что я…» или

«Никто из вас не знает, что я…(люблю, умею, знаю и т.п.)»

Оказывается, среди нас есть (педагог, врач…)

Упражнение «Подарок»

Предлагаю вам, родители стать в круг, соединить

ладошку с ладошкой.. По

очереди сказать, что запомнили друг о друге.

А теперь давайте помедитируем под спокойную музыку.

Найдите своё сердце, прижмите обе руки к груди, и прислушайтесь, как оно стучит:

«тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек

ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его

столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу

немного света и тепла своего сердца.

А мне остаётся только поблагодарить вас за работу.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в

работе

с

родителями.

Использование

разнообразных

форм

работы

дало

определенные

результаты:

родители

из «зрителей»

и

«наблюдателей»

стали

активными

участниками

встречи

помощниками

воспитателя,

создана

атмосфера

взаимоуважения.

Опыт работы показал:

позиция родителей как воспитателей стала более гибкой.

Теперь

они

ощущают

себя

более

компетентными

в

воспитании

детей.

Анализ

совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает:

35% родителей

регулярно

участвуют

в

планировании

образовательного

процесса,

9 5 % семей

принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в

оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать

восхищение

результатами

и

продуктами

детской

деятельности ,

эмоционально

поддерживать своего ребенка.

9 8

% родителей посещают родительские собрания,

активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Я не останавливаюсь на достигнутом

,

продолжаю искать новые пути сотрудничества с

родителями.

Ведь у нас одна цель –

воспитывать будущих созидателей жизни. Каков

человек –

таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети,

когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Ссылки на источники

1.

Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и

детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я.

– 2004. - №4. – с. 23-35.

2.

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском

саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с.

3.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.

сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия»,

1999. - 232 с)

4.

Хабибуллина

Р.Ш.

«Система

работы

с

родителями

воспитанников.

Оценка

деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.