Напоминание

"Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с неживой природой"

Автор: Арсенчук Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский са № 77
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с неживой природой"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Администрации города Иркутска комитет по социальной политике и культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 77

Подготовила:

воспитатель Арсенчук Ирина Сергеевна

2019 г.

1

Содержание

Пояснительная записка

3

I.

Целевой раздел

5

1.1. Направленность, актуальность

1.2. Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности

1.3. Принципы работы по организации опытно-

экспериментальной деятельности

1.4. Ожидаемые результаты.

II.

Содержательный раздел

9

2.1. Приемы, методы и формы, применяемые в работе с детьми.

2.2. Организация развивающей предметно – пространственной

среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми

дошкольного возраста.

III.

Организационный раздел

14

3.1. Перспективное планирование работы по экспериментально –

исследовательской деятельности:

- для средней группы

- для старшей группы

- для подготовительной группы.

3.2. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации

опытно – экспериментальной деятельности у детей

3.2.1. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной

деятельностью в средней группе.

3.2.2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной

деятельностью в старшей группе.

3.2.3. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной

деятельностью в подготовительной группе.

3.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной

активности ребенка.

3.3.1Формы работы с родителями дошкольного возраста

Заключение

33

Литература

34

2

Пояснительная записка

Дошкольное детство- это период развития ребёнка, когда происходит

личностное всестороннее развитие ребёнка, всех его сфер деятельности:

коммуникативной, нравственной, эмоциональной, волевой, познавательной.

Именно в этот период формируется познавательная активность.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами, материалами или

элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства и качества,

возможности, пробуждают желание узнать больше, обогащают яркими

образами окружающего мира.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В

условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только

владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания

самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность

познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе

практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические

действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую

функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного

объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую

деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование

претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития

ребёнка».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём

пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже

является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода,

исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты

помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют

наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы

«как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку

приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность

направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник

познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Экспериментирование и детская исследовательская деятельность

-эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной

деятельности.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и

проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для

3

самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с

удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же

(или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и

самостоятельно решать их.

Опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие

возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление,

обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает

желание созидать, а не разрушать.

4

I.

Целевой раздел

1.1. Направленность методической разработки – исследовательская,

обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно -

экспериментальной деятельности.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из

актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную

к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование

является ведущим видом деятельности у маленьких детей:

«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность

экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские

деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с

объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе

с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам,

проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо

заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско –

творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную

деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.

Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности:

«ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А

овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой

обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное

внедрение детского экспериментирования в практику работы с

дошкольниками.

1.2. Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности,

любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей,

стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде,

удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез,

классификация, сравнение, обобщение.

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно –

исследовательской деятельности: в выдвижении предположений,

отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и

применение в деятельности.

Активизировать речь и обогащать словарь детей.

5

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный

мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам

в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности, при

проведении опытов и экспериментов.

Вся работа по экспериментальной деятельности ориентирована на получение

детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и

навыков при проведении опытов и экспериментов. В условиях детского сада

проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность

заключается:

1.

В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

2.

В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а

формируются элементарные понятия и умозаключения.

3.

Опыты и эксперименты практически безопасны.

4.

В работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное

оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные

поиски. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что комплексы

занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, приближенные к

реальной обстановке.

1.3. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной

деятельности:

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными

и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной

психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность

реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности

процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности

педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

6

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет

детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных

повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный

комфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные

особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности

взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения

дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности,

инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить

ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить

решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы

по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1.4. Ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной,

исследовательской активности.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Расширение представлений о предметах и явлениях природы и

рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.

Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и

корректировать свою деятельность.

Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего

мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств,

изменения во времени и т.п.

7

Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм,

определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать

несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения

опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и

газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании,

охлаждении и механических воздействии)

8

II. Содержательный раздел

Виды опытно-экспериментальной деятельности

По характеру познавательной деятельности воспитанников можно выделить

три вида детского экспериментирования.

1.

Иллюстративное

экспериментирование. Детям

известен

результат

какого-либо

процесса

или

действия

над

предметом,

и

опыт

подтверждает

знакомые

факты.

Например,

дети

знают,

что

куличи

лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность

песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

2.

Поисковое экспериментирование. Результат названных действий над

объектами

неизвестен,

его

предлагается

получить

опытным

путём.

Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по

стеблю

и

листьям,

им

неизвестно.

Для

выяснения

это

вопроса

проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской

капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они

приобрели цвет той жидкости, которую «пили» ночью. Ребята приходят

к

выводу,

что

потребляемая

корнем

или

срезом

вода

движется

в

растениях снизу вверх.

3.

Познавательное экспериментирование. На занятии создаются такие

учебные

условия,

при

которых

воспитанники

подбирают

способы

исследования

для

поиска

ответов.

Этот

вид

экспериментирования

является

практической

составляющей

обучающего

метода

решения

познавательных

задач.

В

качестве

примера

можно

привести

игру-

эксперимент

«Освобождение

бусин

из

ледяного

плена»:

сказочная

героиня спешила в гости и зацепилась бусами за ветку дерева, нитка

порвалась,

бусины

рассыпались

и

покрылись

слоем

льда.

Перед

ребятами ставится задача — помочь героине, высвободив бусинки изо

льда. Дети выбирают способы растапливания ледяных кубиков (теплом

пальцем

и

ладоней,

дыханием,

около

батареи,

в

горячей

воде,

на

солнечном подоконнике), тем самым узнают о способах нагревания и

передачи тепла.

Формы организации опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментированию

могут

быть

посвящены

различные

режимные

моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические

досуги,

праздники,

самостоятельная

деятельность

детей

в

центрах

познавательной

активности.

Кроме

того,

элементы

практических

исследований

могут

быть

включены

в

занятии

музыкой

(«Почему

колокольчики

по-разному

звучат?

Потому

что

сделаны

из

разных

материалов:

дерева,

керамики,

металла,

пластмассы».)

и

физкультурой

9

(«Какой

мяч

более

прыгучий:

кожаный,

резиновый,

поролоновый

или

пластиковый? Проверьте».). Экспериментирование может осуществляться в

совместной

деятельности

с

семьёй:

на

консультациях

воспитателем

раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних

условиях и на улице.

Поскольку

основными

видами

деятельности

детей

дошкольного

возраста

являются исследования и игра, экспериментальные занятия должны сочетать

в себе их элементы:

игры дидактические и игры-эксперименты. Игровая деятельность детей

4–5

лет

приобретает

сюжетный

характер,

участники

распределяют

несложные роли, придумывают историю. Разыгрывая увлекательные

сценки, дети удовлетворяют свою потребность в общении, делятся

опытом.

Экспериментальные

занятия

в

средней

группе

могут

быть

полностью

построены

в

игровой

форме:

вымышленный

персонаж

просит помощи у ребят или создаёт проблемную ситуацию, озвучивает

задания, направляет ход рассуждений, построение выводов и т. д.;

моделирование.

Дети

моделируют

такие

природные

явления,

как

северное

сияние,

водопад,

вихрь,

торнадо,

извержение

вулкана.

Моделирование

позволяет

понять

детям,

что

в

основе

масштабных

природных явлений лежат простые законы физики;

опыты

и

эксперименты.

Практические

исследования

объектов

окружающего мира вызывает у детей неподдельный интерес. Выводы,

сделанные после самостоятельно проведённого опыта, запоминаются

надолго.

Тематика

экспериментов

подбирается

педагогом

в

соответствии

с

календарным

планированием

по

образовательной

деятельности: в тёплое время года дети изучают свойства растений,

воды, воздуха, зимой исследуют снег и лёд. Воспитатель проводит

инструктаж по технике безопасности, если запланированы опыты с

магнитами и магнитной крошками, мелкими деталями, химическими

веществами (зелёнка, марганцовка, красители).

Формы работы с детьми:

фронтальные, групповые, индивидуальные.

«Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с

предметом (предметами). Основное действие для ребёнка –

манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.

«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает

прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает

проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия,

обретая необходимый опыт деятельности.

10

Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников –

основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск

для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение

одних объектов другими (реальных – условными).

«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного

текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.

Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и

детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог

направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый

опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Формы организации образовательного процесса:

фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации данной методической разработки применяются

исследовательские методы обучения:

Репродуктивные методы:

объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой

информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр

учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного

характера, наблюдение)

репродуктивный (создание педагогом условий для формирования

умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и

экспериментов).

Продуктивные методы:

частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи

на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути

решения проблемы)

исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий

поиск).

Формы работы с детьми:

целевые экскурсии;

тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

чтение художественной литературы;

конкурсы и викторины;

сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными

11

персонажами.

Оформление центра экспериментирования

Организация

предметно-пространственной

среды

в

рамках

развития

практических

навыков

дошкольников

заключается

в

создании

центра

экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом

познавательном

уголке

хранятся

в

подписанных

ящиках

материалы

для

самостоятельных исследований:

природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена,

колпачки от фломастеров, обёртки;

неструктурированные материалы: песок, соль, сода, мука, сахар;

другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;

приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампы и

фонарики, микроскоп, подзорная труда, бинокли;

сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластиковые бутылки,

пузырьки;

медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы,

ватные диски и палочки, бинт, активированный уголь, перманганат

калия;

фартуки, косынки, нарукавники, защитные очки.

Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь

предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако

исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается

только в присутствии педагога, после повторения воспианниками правил

техники безопасности.

В центре экспериментирования может быть выделена зона песка и воды:

здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.

Оформляется

исследовательский

уголок

фотографиями

детских

экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и

стенгазетами.

12

Познавательный

центр

может

иметь

забавное

название:

«В

гостях

у

профессора Знайки», «Наукоград», «Вход для учёных», «Познавай-ка» и др.

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья

деревьев, семена и т.д.

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т.д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и

т.д.

Дополнительное оборудование:

Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения

сыпучих и мелких предметов.

Карточки - схемы проведения экспериментов.

13

III. Организационный раздел

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В

соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется

познавательно - исследовательская деятельность. Каждый последующий год

усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам

реализации.

Диагностика усвоения ЗУН по «Экспериментальной и опытнической

деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам

составляется план индивидуальной работы с детьми.

Перспективные планы составлены с учетом требований программы,

возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции

образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок,

словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым

нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе

экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте

различных природных явлений, решение логических задач, развитие

суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в

выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении

результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по

впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.

14

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие по экспериментированию имеет продолжительность 20-30 минут.

Разрабатывая

конспект

занятия,

воспитатель

должен

подбирать

разнообразные формы деятельности с учётом возрастных и индивидуальных

особенностей

подопечных.

Для

профилактики

переутомления

чередуются

задания из образовательных областей: игровой (дидактические и сюжетные

игры),

двигательной

(физкультминутки,

подвижные

игры,

танцевальные

паузы),

эстетической

(прослушивание

музыкальных

фрагментов

и

художественных текстов, рассматривание иллюстраций в книгах и мини-

выставок),

речевой

(проведение

познавательных

и

дидактических

бесед),

познавательной

(проведение

опытов

и

экспериментов,

наблюдение

процессов, исследование образцов и макетов).

Опытно-экспериментальное занятие имеет примерную структуру:

организационный момент;

мотивирующее начало занятия;

речевые или познавательные задания;

игровая или двигательная активность;

практическая деятельность;

подведение итогов.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую

структуру проведения:

1.

Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

2.

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых

детьми;

3.

Проверка гипотез;

4.

Подведение итогов, вывод;

5.

Фиксация результатов (если это необходимо);

6.

Вопросы детей.

Трудовые

поручения

выполняются

воспитанниками

перед

проведением

опытов (принести названные воспитателем инструменты и материалы) и в

конце занятия (привести в порядок рабочие места и демонстрационный стол,

аккуратно сложить нарукавники и халаты).

Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента: ребята

делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось

15

занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих

занятиях.

Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и

расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего

мира практическим путём.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используют

различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?);

ситуация выбора

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми средней группы.

Задачи:

Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным

явлениям.

Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать

знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.

Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать,

делать выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику,

внимание, память, речь детей.

Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать

элементарные экологические представления детей.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Песочная страна»

- продолжать знакомить детей с

предметами неживой природы;

- дать представление о том, что

песок – это множество

песчинок.

Проблемная ситуация

«Как получить чистый

песок?»

Строительство

песочного замка.

Рисуем на песке.

«Цветной песок»

октябрь

«Воздух»

-продолжать знакомить детей

со свойствами воздуха;

-обратить внимание на

Наблюдения за

вращением вертушки, за

движением флажка.

Определяем

16

движение воздуха.

направление ветра.

«Воздух работает»

(парусные суда,

воздушные шары и т.д.)

Игры «Мой веселый

звонкий мяч», «Чья

лодка быстрее?»

ноябрь

«Свойства материалов

(дерево)»

- познакомить детей с

изделиями из дерева;

- изучить некоторые свойства

дерева.

Беседа «Из чего мы

сделаны?» (стул, стол и

др.)

«Переплывём реку»

Д/и «Найди предмет из

дерева».

Д/и «Хорошо-плохо».

Игра на деревянных

ложках.

декабрь

«Вода»

- дать детям представление о

плавучести предметов;

- дать представление о том, что

вода может приводить в

движение другие предметы.

Совместное

экспериментирование

«Плавает-тонет»

«Меняет форму»

«Водяная мельница»

«Я – фокусник»

(салфетка в стакане

сухая)

январь

«Может ли вода быть

твёрдой?»

- выявить, что лед – твердое

вещество, плавает, тает,

состоит из воды.

- определить, что лед тает от

тепла;

- принимает форму емкости, в

которой находится.

Наблюдение

«Замерзшая вода»

Совместный

эксперимент «Тающий

лед»

«Греет ли одеяло?»

февраль

«Фокусы с магнитом»

- познакомить детей с

магнитом;

- выяснить, какие предметы

притягиваются магнитом.

Беседа «Волшебный

предмет»

Эксперимент «Почему

скрепка движется?»

«Полезные» магниты

Игра «Чей улов

больше?»

март

«Камни»

-изучаем свойства камней;

- называем форму камней

Совместное

экспериментирование

«Лёгкий - тяжёлый»

«Гладкий - шершавый»

17

Рассматривание

энциклопедии камней.

апрель

«Волшебное стекло»

- познакомить детей с

понятием «отражение»

- познакомить со свойствами

зеркала.

«Свет – тень»

-познакомить с источниками

света - природными и

искусственными.

-познакомить с образованием

тени от предмета (напр.

дерева);

-установить сходство тени и

предмета;

-познакомить с тенью в разное

время суток.

рассматривание

отражений в зеркале.

«Поймай солнечного

зайчика»

«Свет повсюду»

Наблюдение «Когда

появляется тень?»

Игра «Поймай свою

тень»

П/игра «День - ночь»

май

«Приборы - помощники»

- познакомить детей с

увеличительными стёклами

«Большие насекомые»

Проблемная ситуация

«Как увидеть муравья?»

18

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми старшей группы.

Задачи:

Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к

природе и познание окружающего мира.

Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка,

глины и многообразии неживой природы.

Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми

явлениями природы, развивать мышление, способность делать

самостоятельные выводы.

Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава

грунта, наличие света, воды и тепла.

Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Приключения песчинки»

-продолжать знакомить детей

со свойствами песка;

-развивать познавательный

интерес.

«Удивительная глина»

-познакомить детей со

свойствами глины

-сравнить свойства песка и

глины.

«Приключение

песчинки и сахара»

Исследовательский

проект «Из чего мы

сделаны?» (посуда)

Презентация

«Путешествие к

карьеру»

«Строим прочный дом»

Лепка «Поможем

19

Федоре»

октябрь

«Удивительные звуки»

-формировать представления о

характеристиках звука;

-учить сравнивать звуки.

«Воздух - невидимка»

-дать представления об

источниках загрязнения

воздуха;

-формировать желание

заботиться о чистоте воздуха.

«Что звучит?»

«Звучание стакана с

водой»

Слушаем звуки

природы.

Музыкальные

инструменты.

Игровая ситуация «Кто

там?»

Беседа: «Невидимка

воздух».

Эксперименты:

«Реактивный шарик»,

«Расширение воздуха»,

«Волшебный стакан»,

«Тяжелая газета или

давление воздуха».

Прогулка «Почему дует

ветер?»

Беседа: «Чистый

воздух».

Дидактическая игра:

«Свойства воздуха».

ноябрь

Вода-волшебница»

-Формировать у детей знания о

значении воды в жизни

человека;

-Продолжать знакомство со

свойствами воды

Беседа: «Волшебница

вода»

Эксперименты:

«Удивительное

вещество - вода»,

«Сухой из воды»

«Вода бывает теплой,

холодной и горячей»,

«Измеряем дождь».

Трудовое поручение

«Мытье игрушек».

Просмотр презентации

«Чудо водичка».

декабрь

«Превращения воды»

- дать детям представления о

том, что вода может быть в

трёх состояниях: жидком,

твёрдом (лёд), газообразном

(пар).

Совместное

экспериментирование

«Что за облако такое?»

«Освобождение из

ледяного плена»

«Почему снег греет»

20

«Посмотри, какой большой»

- познакомить детей с

измерительными приборами;

- учить самостоятельно,

выбирать мерку.

Рассмотреть снежинку в

лупу.

Просмотр презентации

«Три состояния воды».

Чтение сказки Г.Остера

«38 попугаев»

«Измеряем длину

ковра»

«Чья дорожка длиннее»

январь

«В гостях у Гвоздика и

Карандаша»

Познакомить детей с понятием

магнит.

Сформировать представление

о свойствах магнита.

Активизировать знания детей

об использовании свойств

магнита человеком.

Беседа: «Волшебные»

свойства магнита.

Эксперименты:

«Притягивание

предметов к магниту»,

«Свет повсюду»,

«Волшебный диск»,

«Притягивание к

магниту через

предметы».

февраль

«Чудеса растений»

-Дать детям понятие, что

растение добывает воду через

корневую систему.

-Помочь определить, что все

части растения участвуют в

дыхании.

Эксперименты:

«Растения «пьют»

воду»,

«Дыхание листа»,

«Нужен ли корешкам

воздух».

«Уход за растениями».

«Огород на окне».

«Как Чиполлино

подружился с водой»

Работа в экологическом

дневнике (опыт

«Проверь, нужен ли свет

для жизни растений»).

март

«Земля наш общий дом»

-формировать представления о

планете Земля;

«Почва»

-обогатить знания детей о

свойствах почвы.

-установить необходимость

почвы для жизни растений,

Рассказ воспитателя:

«Что приводит

предметы в движение?».

Беседа «Что такое

глобус»

Рисование «Портрет

Земли».

Эксперименты:

«Вращение Земли округ

21

влияние качества почвы на

рост и развитие растений.

Солнца», «Строители

почвы», «Сквозь песок и

глину», «Ищем воздух в

почве».

Работа в экологическом

дневнике (опыт «Какое

значение имеет почва

для растений»).

апрель

«Солнышко, солнышко,

выгляни в окошечко»

Беседы и рассуждения с

детьми: «Как

получается свет?

Значение света в жизни

человека?».

Эксперименты:

«Влияние солнечного

света на жизнь на

Земле»,

«На солнце вода

испаряется быстрее, чем

в тени».

Наблюдение за солнцем.

22

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми подготовительной группы.

Задачи:

Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к

природе, через познание окружающего мира.

Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе.

Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность.

Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед

собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные

выводы.

Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых

физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр).

Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины,

почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.

Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и

показать результаты положительного и отрицательного воздействия

человека на природу.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Солнце - звезда»

-углубить представление о

солнце, его параметрах.

«Почва – живое, неживое»

-Сформировать представления о

почве, ее строении, значении

Познавательная беседа:

«День - ночь»;

Эксперимент

«Далеко - близко»; «Чем

ближе, тем быстрее»;

Дидактическая игра

«День - ночь».

Беседа «Что такое

почва?»

Чтение: «Сказки о

волшебной кладовой»;

Эксперимент

«Такая разная земля»;

23

«Земля после дождя»

октябрь

«Воздух – необходимое условие

для жизни на земле»

-Сформировать представление о

воздухе, как компоненте неживой

природы.

-Его значение для живых

организмов.

-Развивать умение определять

наличие воздуха на практике.

«Полезные ископаемые»

-Формировать представления о

некоторых полезных ископаемых

(уголь, ракушечник)

Опыт «Как увидеть

воздух?»;

Опыт «Как услышать

воздух?»;

Эксперимент

«Движение воздуха».

«Почему мы дышим»

«Рассматривание

материала с помощью

лупы»;

Получение сведений о

полезных ископаемых

из энциклопедии.

ноябрь

«Мир ткани»

-Познакомить с различными

видами тканей;

-помочь понять, что свойства

материала обусловливают способ

его употребления.

«Отражения»

Беседа: «Одежда для

куклы»

Дидактическая игра

«Мы - модельеры»

Сюрпризный момент

«Необычное письмо»

«Как поднять единицу?

декабрь

«Вода в жизни человека»

-воспитывать бережное

отношение к окружающему миру

«Мир пластмасс»

-закрепить представления у детей

о видах и свойствах пластмасс.

Беседа «Для чего нужна

вода»

«Напоим Иванушку

чистой водой»

«Как убрать воду со

стола»

Рассматривание

иллюстраций очистных

сооружений

Поисковый метод

определения свойств и

качества пластмасса.

январь

«Земля-магнит»

- познакомить с действием

магнитных сил Земли.

-развивать умение рассуждать,

сравнивать результаты проверок,

наблюдений.

-учить соблюдать меры

безопасности.

Эксперимент «как

увидеть притяжение»

Игры с магнитами:

«Выбери скрепки из

крупы»

«Рыбалка»

«Электричество»

Опыт «Ожившие

24

февраль

-дать детям представление об

электричестве,

-закрепить понятия о неживой

природе.

Опытническим путем помочь

детям понять интересное явление

– гром и молния.

Учить строить гипотезы,

делать выводы

«Камни»

-развивать интерес к камням,

умение обследовать их и

называть свойства (крепкий,

твердый, неровный или гладкий,

тяжелый, блестящий, красивый).

-дать представление о том, что

камни бывают речными и

морскими, что многие камни

очень твердые и прочные,

поэтому их широко используют в

строительстве зданий, мостов,

дорог.

волосы»

Беседа:

«Электроприборы»

Игровая ситуация

«Покупаем бытовой

прибор»

«Камень, рожденный

деревом. Каменный

уголь и мел»

«История электрической

лампочки»

Беседа: «Кладовая

Земли»

«Почему разрушаются

горы?»

Опыт «Вулкан»

март

«Мир металлов»

-познакомить со свойствами

металлов; использование

металлов.

«Увидеть мир через

увеличительное стекло»

-продолжать знакомить детей с

увеличительными стёклами.

Рассматривание

металлических

предметов, выявление

их свойств.

Дидактическая игра «Из

чего сделано?»

«Необычное письмо»

Игровая ситуация

«Найди предмет»

апрель

«Растительность – значение в

жизни людей и животных»

-сформировать представления о

растительности, о ее пользе,

-познакомить со значением

растений для человека.

Эксперимент «Чем

дышит растение?»

Беседа: «Лес-защитник»

Проращивание семян

гороха, фасоли и

злаковых культур;

Рассматривание листьев

(виды жилкования:

пальчатое,

параллельное)

«Такое нужное слово -

кислород»

25

май

Мониторинг

Выявить в какой

степени ребёнок

овладел навыками

экспериментирования

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно –

экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение

знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями

педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Система

мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода

экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить

изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной

деятельности.

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками

экспериментирования.

2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно –

экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с

детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной

деятельности в ДОУ.

4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно –

экспериментальной деятельности.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы

изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике

наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями

воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику

формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в

другую.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и

развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе

можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в

работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

26

Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью в средней группе

Уровен

ь

Отношение к

эксперименталь

ной

деятельности

Целеполаган

ие

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высок

ий

Часто задаёт

вопросы,

пытается искать

на них ответы.

Делает

первые

попытки

формулирова

ть задачу

опыта при

помощи

педагога.

Начинает

высказывать

предположения,

каким может

быть результат

опыта. Работает

вместе с

воспитателем, а

затем под

непосредственн

ым контролем.

Выполняет

инструкции,

содержащие

2-3

поручения

одновременн

о. Начинает

самостоятель

но выполнять

простейшие

зарисовки.

Находит и

отмечает

различия

между

объектами.

Хорошо

понимает

простейшие

одночленные,

причинно

-следственные

связи .

Средни

й

Проявляет

любопытство,

задаёт первые

вопросы.

Понимает

задачу

опыта.

Начинает

предвидеть

некоторые

последствия

своих

действий

При

проведении

простейших

экспериментов

начинает

отвечать на

вопрос: «Как

это сделать?»

К концу года

начинает

выполнять

инструкции,

содержащие

2 поручения

сразу.

Самостоятель

но наблюдает

простые

опыты

Понимает

простейшие

одночленные

цепочки

причинно-

следственных

связей.

Отвечает на

вопросы

взрослого по

теме

эксперимента

Низкий

Желание что –

то сделать

Произносят

фразу: «Я

Предугадывает

последствия

Выполняют

простейшие

Отвечают на

простые

27

выражают

словами.

хочу сделать

что – то»

некоторых

своих действий,

проводимых с

предметами.

поручения

взрослых.

Работают с

помощью

воспитателя.

вопросы

взрослых.

Произносят

фразы,

свидетельству

ющие о

понимании

событий.

Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью в старшей группе

Уровен

ь

Отношение к

эксперимент

альной

деятельности

Целеполагани

е

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высок

ий

Имеет ярко

выраженную

потребность

спрашивать у

взрослых обо

всём, что

неизвестно.

Самостоятель

но

формулирует

задачу, но при

поддержке со

стороны

педагога.

Принимает

активное

участие в

проведении

опыта,

прогнозирует

результат.

Выслушивает

инструкции,

задаёт

уточняющие

вопросы.

Выполняет

опыт под

контролем

воспитателя.

Умеет

сравнивать

объекты,

группироват

ь предметы

и явления по

нескольким

признакам.

Использует

несколько

графических

способов

фиксации

опытов.

При

поддержке

со стороны

педагога

формулируе

т вывод,

выявляет 2-3

звена

причинно –

следственны

х

связей

Средни

й

Часто задаёт

вопросы,

пытается

искать на них

ответы.

Делает первые

попытки

формулироват

ь задачу

опыта при

непосредствен

ной помощи

Начинает

высказывать

предположени

я, каким

может быть

результат

опыта.

Выполняет

инструкции,

содержащие

2-3

поручения.

Начинает

самостоятел

Хорошо

понимает

простейшие

одночленны

е цепочки

причинно-

28

педагога.

Работает

вместе с

воспитателем,

а затем под

контролем.

ьно

выполнять

простейшие

зарисовки.

Находит и

отмечает

различия

между

объектами.

следственны

х связей.

Низки

й

Проявляет

любопытство

, задаёт

первые

вопросы.

Понимает

задачу опыта.

Начинает

предвидеть

некоторые

последствия

своих

действий

При

проведении

простейших

эксперименто

в начинает

отвечать на

вопрос: «Как

это сделать?»

К концу года

начинает

выполнять

инструкции,

содержащие

2 поручения

сразу.

Самостоятел

ьно

наблюдает

простые

опыты.

Понимает

простейшие

одночленны

е цепочки

причинно-

следственны

х связей.

Отвечает на

вопросы

взрослого.

Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью в подготовительной группе

Уровен

ь

Отношение к

эксперимента

льной

деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высок

ий

Познавательн

ое

отношение

устойчиво.

Ребёнок

проявляет

инициативу и

творчество в

решении

проблемных

задач.

Самостоятельн

о видит

проблему.

Активно

высказывает

предположения

, выдвигает

гипотезы,

предположения

, способы их

решения,

широко

пользуясь

аргументацией

Самостоятель

но планирует

предстоящую

деятельность.

Осознанно

выбирает

предметы и

материалы

для

самостоятельн

ой

деятельности

в

соответствии

Действует

планомерно.

Помнит о

цели работы

на

протяжении

всей

деятельности

. В диалоге

со взрослым

поясняет ход

деятельности

. Доводит

дело до

Формулирует в

речи, достигнут

или нет

результат,

замечает

неполное

соответствие

полученного

результата

гипотезе.

Способен

устанавливать

разнообразные

временные,

29

и

доказательства

ми.

с их

качествами,

свойствами,

назначениями.

конца.

последовательн

ые причинные

связи. Делает

выводы.

Средни

й

В

большинстве

случаев

ребёнок

проявляет

активный

познавательн

ый интерес.

Видит

проблему

иногда

самостоятельно

, иногда с

небольшой

подсказкой

взрослого.

Ребёнок

высказывает

Принимает

активное

участие при

планировании

деятельности

совместно со

взрослым.

Самостоятел

ьно готовит

материал для

эксперимент

а,

исходя из

качеств и

свойств.

Проявляет

настойчивост

ь в

достижении

результата,

помня о цели

работы.

Может

формулировать

выводы

самостоятельно

или по

наводящим

вопросам.

Аргументирует

свои суждения

и пользуется

доказательства

ми с помощью

взрослого.

Низкий

Познавательн

ый интерес

неустойчив,

слабо

выражен.

Не всегда

понимает

проблему.

Малоактивен в

выдвижении

идей по

решению

проблемы. С

трудом

понимает

выдвинутые

другими

гипотезы.

Стремление к

самостоятельн

ости не

выражено.

Допускает

ошибки при

выборе

материалов

для

самостоятельн

ой

деятельности

осознания их

качеств и

свойств.

Забывает о

цели,

увлекаясь

процессом.

Тяготеет к

однообразны

м действиям,

манипулируя

предметами,

ошибается в

установлени

и связей и

последовател

ьностей.

Затрудняется

сделать вывод

даже с

помощью

других.

Рассуждения

формальные.

Ребёнок

ориентируется

на внешние,

несущественны

е особенности

материала, с

которым он

действует.

30

Работа с родителями

Родители принимают активное участие в обогащении предметно-

развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами

экспериментирования, посещают собрания, вовлекаются в выполнение

творческих заданий.

Задачи

Мероприятия

1.Ознакомление родителей с

содержанием программы

развития

экспериментальной

деятельности.

2.Ознакомление родителей с

методами и формами работы

по разделу «Детское

экспериментирование».

3.Популяризация

исследовательской

активности

ребенка - дошкольника

Родительские собрания:

«Экспериментальная деятельность

дошкольников в семье», «Значение детского

экспериментирования в развитии ребенка»,

«Проведение экспериментов летом»,

«Растим любознательных детей».

Анкетирование «Выявление

отношения родителей к опытно-

экспериментальной активности

детей»

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка

к экспериментальной

деятельности»;

2. «Организация детского

экспериментирования в домашних

условиях»;

3. «Чего нельзя и что нужно делать для

поддержания интереса детей к

познавательному

экспериментированию?»;

4.«Игра или экспериментирование»;

5.«Значение опытно –

экспериментальной деятельности

для психического развития ребенка»

Оформление информационного

Стенда: «Экспериментальная

деятельность дошкольника», «Как

организовать в домашних условиях мини-

лабораторию?»

Открытые занятия:

«Невидимка-воздух»

31

4.Организация

сотрудничества

с родителями:

«Необыкновенный мир магнитов»

«Какими бывают камни?» и т.д.

Фотовыставка «Мы

экспериментируем»

Создание мини-лаборатории.

1. «Домашние задания» по

экспериментированию для детей и их

родителей.

2. Создание семейного журнала

«Экспериментируем дома»

3. Привлечение родителей к

пополнению коллекции

«Разные ткани»

«Бумажная страна».

«Разные камни»

32

Заключение

Результаты практической работы по экспериментальной деятельности

показывают, что применение метода экспериментирования влияет на:

— повышение уровня развития любознательности, развитие

исследовательских умений и навыков детей. Непосредственный контакт

ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними

позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают желание

узнать больше, обогащают впечатления детей яркими образами окружающего

мира. В ходе опытно- экспериментальной деятельности дети учатся

наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы,

устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила

безопасности.

— речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными

терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои

ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

-развитие личностных характеристик (появление инициативы,

самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать

свою точку зрения);

У дошкольников обогащаются представления о мире неживой природы.

33

Литература

1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном

образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. –

Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

2010. – 128с.

3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная

деятельность»

5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений

и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного

образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. –

М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в

детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80

10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной

деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,

конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность

старшего дошкольного ребенка в детском саду»

34

12. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. -

с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников

приобретать знания. Ярославль, 2002

13. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -

М - 2011. - С.224

14. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:

ТЦ «Учитель», 2004. - 159 с.

15. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

35