"Деятельностный подход в обучении французскому языку через решение проектных задач в рамках ФГОС ООО"

Автор: Ломакина Александра Валерьевна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1284
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Деятельностный подход в обучении французскому языку через решение проектных задач в рамках ФГОС ООО"
Дата публикации: 24.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Деятельностный подход в обучении французскому языку через

решение проектных задач в рамках ФГОС ООО
«Великая цель образования это не знания, а действия», – сказал Герберт Спенсер. Главная задача образования – научить обучающихся пользоваться полученными знаниями для решения жизненных вопросов. Сегодня важно не столько дать ребенку знания, сколько научить учиться. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся и внедрению системно-деятельностного подхода. При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е. освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Значит мы должны организовать структуру урока так, чтобы: 1.Во время урока каждый ученик осознал личностный смысл. Учащийся должен знать для чего он учится. 2.Во время урока ученик должен развивать универсальные учебные действия. 3. Урок должен быть деятельностным. Урок только тогда будет деятельностным, когда 30% от урока отведено учителю и 70% от урока на самостоятельную работу учеников. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у школьников умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Одной из таких технологий, направленной среди прочего и на реализацию личностно-ориентированного подхода, является проектная методика обучения. Работа над собственными проектами при изучении иностранного языка отражает современную тенденцию в образовании в рамках ФГОС – ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения, широкое использование проективных приемов, которые приучают учащихся творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации. В процессе проектной деятельности решаются не только задачи практического владения языком, но и воспитательные и общеобразовательные. Учащиеся получают возможность интегрировать полученные на других уроках знания и умения, развивая метапредметные умения. Таким образом, повышается степень автономности школьника, его инициативность, а не исполнительность; не количество знаний, а умение ими пользоваться, формируются отношения «субъект-субъект» между учителем и учеником. Проектная работа имеет огромное значение для развития социального компонента образовательной компетенции, так как учит не только речевым моделям социального общения, но и развивает межпредметные связи и социокультурные стратегии.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Как педагогическая технология метод проектов представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые. Проект – это “пять П”: • проблема, • проектирование (планирование), • поиск информации, • продукт, • презентация. П 1 – необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Данный этап работы состоит из постановки проблемы и выдвижения гипотез. П 2 – выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации. П 3 – каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, структурирована и представлена участниками проектной группы. П 4 – результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. П 5 – подготовленный продукт должен быть представлен (презентован) заказчику и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. На этом этапе решается следующие задачи: выбор презентации, подготовки презентации, сама презентация и обязательно самооценка и самоанализ. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Преимущества: • учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками; • ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся; научить решать новые, нетиповые задачи; выявить деловые качества; • профессиональное самоопределение; именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания; • при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
В своей работе я использую метод проектной деятельности достаточно часто. Считаю его одним из самых успешных в обучении французскому языку, так как он при правильной организации наиболее эффективно реализует познавательную активность и творческие способности учащихся, развивает коллективные формы общения и позволяет каждому ученику подняться на более высокую ступень обученности (Тема выступления на МО иностранных языков 29.08.2014 г. – «Деятельностный подход в обучении французскому языку через решение проектных задач в рамках ФГОС»). Использование метода проектов способствует реализации ряда важных задач: • занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений, навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация при изучении французского языка; • учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию. Систематическое использование метода проектов при обучении французскому языку способствует увеличению скорости чтения, улучшению качества перевода; совершенствуется работа со словарем и др. источниками, устная и письменная речь; расширяется кругозор; развиваются коммуникативные навыки, умение вести беседу на языке. Проектный метод дает большие возможности для устной практики, улучшаются навыки компьютерной обработки текстовой информации. В процессе работы над проектом развивается интерес к языку, творческое мышление и самостоятельность.
Практическая часть. Проект «Моя любимая книга».
Данный проект направлен на формирование одной из ключевых компетентностей учащихся – их способности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в области чтения. Задача проекта – стимулировать интерес учащихся к чтению на французском языке. Проектная работа с выполнением творческих и условно-творческих заданий команды 6-ых классов ГБОУ Школа №1284 г.Москвы, 2013-2014 уч.г. Руководитель : учитель французского языка Ломакина А. В. Участники проекта : Беляева Виталина 6А, Дьяконова Дарья 6А, Соколова Мария 6А, Тиханова Анастасия 6А, Туманян Лилия 6А, Хусейнов Дамир 6А, Гончарова Александра 6В. Выбранная книга : “Folie d’ours” Dominique Renaud). Основные цели и задачи: - повышение мотивации учащихся к изучению иностранных языков;
- выявление талантливых учащихся, развитие навыков выполнения заданий творческого характера; - повышение качества обучения иностранным языкам; - расширение знаний учащихся о литературе и культуре стран изучаемого языка; - развитие навыков самостоятельной работы в рамках организации проектной деятельности; - развитие информационной компетенции учащихся, навыков использования высокотехнологичных средств при изучении иностранных языков (электронные пособия, Интернет-ресурсы) Содержание: Проект представляет собой устную презентацию на тему «Моя любимая книга на французском языке». Презентация готовится индивидуально каждым участником. Учащийся должен обосновать выбор книги, выразить личное мнение о прочитанном, дать рекомендации другим читателям. Примерный план: • краткая информация об учащемся: класс, увлечения, личные предпочтения в чтении и т.д.;
• название, автор и жанр выбранной книги. Интересные факты из биографии автора и истории создания произведения; • основная проблема произведения, современное отношение к проблеме;
• герои произведения и их характеры, чем мне нравятся и не нравятся поступки героев; • «Я рекомендую»: отзыв о прочитанной книге, открытия и разочарования, рекомендации другим читателям
Основные критерии оценки презентации: • оригинальность; • наличие интересных фактов, наблюдений, анализа проблем в рамках тематики художественного произведения; • отражение личного мнения участника о прочитанной книге; • произношение и владение языком; • четкость, логичность и последовательность изложения; • артистизм и презентационные навыки; • использование технических средств, согласованность устной речи со слайдами мультимедийной презентации В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, и не менее тщательной координации всей деятельности учащихся в процессе работы над проектом.
Список использованной литературы
1. Методика обучения иностранным языкам: Традиции и современность. Под ред. А.А. Миролюбова.- Обнинск: Титул, 2010 2. Кукушин В.С. Теория и методика обучения.- Ростов-на-Дону, 2009 3. Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа. - Иркутск, 2011