"Реализация дифференцированного обучения на уроках информатики"

Автор: Чукавина Екатерина Сергеевна
Должность: учитель информатики и математики
Учебное заведение: МБОУ СШ с. Таремское
Населённый пункт: г. Павлово
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация дифференцированного обучения на уроках информатики"
Дата публикации: 24.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Реализация дифференцированного обучения на уроках

«Информатики»

(Автор статьи – Чукавина Екатерина Сергеевна)
Информатика – молодой предмет, изучающий вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности, приимуществено с использованием компьютеров. Использование дифференцированного обучения на уроках информатики дает большую возможность развивать способности детей учитывая их индивидуализацию. Разберемся для начала что, же такое дифференцированное обучение: 1. Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа) 2. Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Из этого следует, что ребенок – это целостная система, он не должен изучаться «по частям» (физиологически, неврологически, психологически), его можно понять лишь учитывая, что он находиться в постоянном развитии. Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего мира, чертами характера. Задача учителя должна состоять в том, чтобы дать возможность учащимся проявлять свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволит каждому ученику работать в своем оптимальном темпе, формируя положительные мотивы учения. На уроках информатики дифференцированное обучение может осуществляться главным образом за счет педагогических технологий в частности обучения в сотрудничестве и метод проектов, за счет разнообразных приемов, которые предусматривают эти технологии. Как показывает опыт из уроков в каждом классе выделяются типологические группы учащихся: 1. Учащиеся, знающие «сверх программы» 2. Учащиеся, с хорошим уровнем знаний и умений 3. С минимальным уровнем знаний и умений 4. Это группа, в которой учащиеся не достигли минимального уровня Каждой из этих групп соответствуют различные цели и уровни знаний. Учащимся с одинаковой подготовкой и схожими темпами усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно. У детей разный уровень знаний по информатике и разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих информационных интересов, надо еще учесть что на данный момент есть дети у которых вообще нет компьютера. Именно предмет «Информатика» с помощью дифференцированного обучения дает возможность делить учащихся на группы и выполнять задания по видам групп учащихся. В начале урока учитель объясняет тему для всего класса и задает вопросы если от 1 группы учащихся не последовало вопросов то учитель может им дать выполнять задания подходящие для их уровня знаний, чаще всего это творческие задания. Затем для последующих групп объяснить материал еще раз, и если не последовало вопросов от 2 и 3 группы учащихся, то он может дать им задания с элементами творчества. Что же делать с оставшейся группой, тут уже дело обстоит сложнее, учителю придется еще раз объяснить материал с использованием таблиц, учебника, и дается практическое задание. Движение вперед идет на основе возврата к изученному, усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений, каждый работает в меру своих сил и возможностей, не теряя интереса к предмету. Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй и третьей групп
работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу. Каждый получает справедливо заработанную оценку. Особого внимания так же требуют учащиеся, имеющий высокий уровень подготовки. Эти дети на уроках делают задания более быстрее и им становиться скучно. Поэтому учителю нужно продумать задания так что бы они были более трудные, нестандартные, имели творческий характер, что бы была возможность развития ребенка. Слабая же группа учащихся требует постоянной помощи и контроля со стороны учителя. Работа с этими детьми должна организовываться так, что бы со временем степень самостоятельности школьника возрастала, а помощь учителя постепенно снижалась. Для этого для работы с этими детьми разрабатываются карточки с индивидуальными заданиями, даются образцы выполнения заданий, выбор ряда решений из имеющихся, так же создаются опорные схемы, карточки-информаторы и т.д. Решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения. Реализация дифференциации предполагает учет таких особенностей учащихся, которые влияют на их учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества и состояния личности: особенности познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера и воли, мотивация, способности, одаренность и т.д. Личностно-ориентированная модель обучения направлена на создание условий для максимального раскрытия индивидуальных особенностей учащихся. Основой для этого могут быть: 1. выбор программы образования соответствующего уровня, но не ниже обязательного, заданного государственным стандартом; 2. разумное сочетание дифференциации и интеграции; 3. создание системы деятельности учащихся, максимально развивающей их способности, интересы; 4. создание благоприятных условий. Таким образом, развитие личности осуществляется при реализации активности ученика, самостоятельности, инициативности. Для осуществления личностно-ориентированного обучения с позиций дифференциации содержания обучения необходимы: 1. разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и индивидуализировать процесс обучения; 2. новые формы проведения групповых и индивидуальных занятий в целях активизации опыта творческих учащихся, создания условий для его проявления и реализации; 3. постоянное внимание к анализу и оценке способов учебной работы учащихся, побуждающих его к осознанию не только результатов, но и процесса своей работы; 4. особая подготовка педагога к реализации такой работы; 5. развитие рефлексии, сравнение с действиями сверстников. Основной целью дифференцированного обучения является поиск путей развития возможностей каждого. Дифференциация обучения рассматривается как средство создания условий для максимального развития интеллектуальных способностей учащихся, их возможностей и само проявлениях в различных видах деятельности, определение формы и ритма учебных заданий. Для реализации задач дифференцированного обучения, информатика, как учебный предмет, предоставляет особенно большие возможности, которые обусловлены, во-первых, дидактическим потенциалом информационных технологий, во-вторых, широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины, в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения информатике (средства информационных технологий и методы их использования в различных областях), которая предоставляет собой естественную
сферу дифференциации содержания обучения. В связи с этим, дифференциация обучения – это не только и не столько жесткое определение уровня и качества образования для каждого ученика, это учет особенностей его личности, помощь и поддержка в выявлении собственной индивидуальности, развитии и раскрытии способностей. Дифференциация обучения может и должна быть мягкой, гибко варьирующейся, приспосабливающейся к существующим социокультурным условиям и потребностям учащихся, усиливающей личностною ориентацию обучения и выявляющей его гуманистический смысл. И в заключении хотелось бы сказать, что решение любых проблем, а в образовании в первую очередь, невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Таким образом, дифференцированное обучение вдохновляет педагога на создание такого образовательного процесса, в котором учащиеся учатся совершенствоваться, развивать способности к самообразованию и самореализации. При использовании дифференцированного подхода ученик – это личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех.