"Внедрение ФГОС ДО: проблемы и перспективы"

Автор: Бессонова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МКДОУ БГО ЦРР д/с №19
Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская область
Наименование материала: эссе
Тема: "Внедрение ФГОС ДО: проблемы и перспективы"
Дата публикации: 24.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ В СОВРЕМЕННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО ФГОС ДО

РАЗРАБОТАЛА: БЕЛОЗОРОВА Л.А., к. пс. н., доцент каф-ры Т и МДО ВОИПК и ПРО
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно- исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма . ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ В СОВРЕМЕННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ СИТУАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ В ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ 3 В образовательном процессе в условиях реализации ФГОС на первый план выдвигается вопрос обеспечения условий развития личностного роста ребенка. Это обусловлено необходимостью интегрирования личности в социум в качестве творческой индивидуальности, способной осваивать духовные ценности, формировать специфическую избирательную направленность, связанную с расширением субъектных смыслов.
Роль воспитателя в жизни ребенка и общества • Влияние воспитывающих взрослых оказывается особенно эффективным для развивающегося человека в дошкольном возрасте. Дети в этом возрастном периоде, более чем дети других возрастных групп, нуждаются в создании пространства, включающего социальную, природную и культурную среду. • В течение всего дошкольного детства одним из основных «авторов» развития личности ребенка выступает воспитатель. 4
5 Роль воспитателя в жизни ребенка и общества Основа успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром, а значит и основа характера человека закладывается в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сделали вывод, что это возраст приблизительно − 5 лет. Много раз тиражируемая фраза: «Все мы родом из детства» имеет под собой серьезную доказательную основу .
Роль воспитателя в жизни ребенка и общества Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так устроена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога. 6
Роль воспитателя в жизни ребенка и общества Окружающий мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни - профессиональную, семейную, общественную, личную и, конечно, сферу педагогической деятельности. 7
Качества современного педагога дошкольного учреждения Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его. 8
Личностные качества педагога дошкольного учреждения В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие. Профессиональные качества педагога дошкольного учреждения Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. 9
Качества современного педагога дошкольного учреждения Все современные исследователи отмечают, что именно
любовь к детям
следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. 10
• Чтобы соответствовать современным требованиям
воспитатель должен быть:
а) активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей; б) способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями; в) внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей; г) компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
12 Качества воспитателя, вызывающие трудности в его профессиональной деятельности: 1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности; 2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса 3) отсутствие специально-педагогической, методической, социально- психологической, компетентности.
Функции воспитателя ДОУ: Постоянное общение с ребенком –
важнейшая служебная функция
воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. 13
14 Функции воспитателя ДОУ: • Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы. • Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей. • Приобщение детей к национальной культуре и традициям. • Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Для выполнения возложенных на него функций

воспитатель дошкольного учреждения обязан:

1) Планировать, организовывать и проводить воспитательно-образовательную и

оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического

развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и

способностей.

2) Организовывать выполнение детьми режима дня.

3) Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей совместно с медицинскими

работниками.

4) Осуществлять дифференцированный подход к воспитанию ребенка в зависимости от

пола, формировать его высокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку,

межличностные отношения.

5) Способствовать созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата

для проявления творчества и способностей воспитанников.

6) Приобщать детей к национальной культуре, ее традициям.

7) Использовать в практике новейшие научно-методические материалы в области

воспитания.

8) Осуществлять педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами)

детей, специалистами дошкольного учреждения и школы.

9) Координировать деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках

единого образовательного процесса.

10) Участвовать в работе педсоветов, общих собраний, методических объединений и

выполнять их решения.

11) Работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.
15
16 Анализ функций воспитателя в ДОУ показывает, что именно воспитатель осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного духовного развития детей. В связи с этим встает вопрос о необходимости формирования
творческой личности воспитателя
. Творческая личность воспитателя может быть сформирована только при условии развития
профессионально-педагогической культуры
воспитателя.
17 Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ В различные периоды развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связано с культурой. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического.
Профессионально -

педагогическая культура
воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.
18 Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ В настоящее время востребован не просто воспитатель, а
педагог-исследователь, педагог-психолог,

педагог-технолог
. Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно- методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.
• Анализ функций воспитателя в ДОУ показывает, что именно воспитатель осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного духовного развития детей. В связи с этим встает вопрос о необходимости
формирования творческой

личности воспитателя
. Творческая личность воспитателя может быть сформирована только при условии развития профессионально- педагогической культуры воспитателя. •
Профессионально-педагогическая культура
воспитателя дошкольного образовательного учреждения - интегральное качество личности, представленное единством ценностного, когнитивного, инновационно-технологического, личностно-творческого компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения. •
Творческий воспитатель
– это профессионал, способный создавать в педагогическом процессе качественно новые материальные и духовные ценности. Он умело сочетает в своей педагогической деятельности стереотипное, придающее процессу устойчивость, стабильность, управляемость, инвариантность, с инновационным, продуцирующим вариативность, свободу, изменчивость. 19
20 Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ • В процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности осуществляются структурные изменения и в личности педагога, и в структуре самой деятельности, т.е.
профессионализация
личности приводит к изменению характера, индивидуально- личностных качеств и содержания профессии.
• Одной из важных характеристик профессионализма является
компетентность
, которая характеризует степень соответствия человека требованиям профессии. •
Компетентность
включает сочетания психологических качеств, способностей, уровень владения необходимыми знаниями, умениями, навыками. 21
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА •
Компетентностная модель специалиста
- это наглядно-логическое представление характеристики специалиста, составленное с целью четкого определения компонентов, входящих в состав компетентностной модели, и позволяющих отразить требования к профессиональному уровню специалиста. • Модель-образец специалиста носит явно выраженный прогностический характер, ее задача в том, чтобы отразить желаемое состояние объекта и обеспечить его развитие именно в этом направлении. • Наиболее важной характеристикой компетентного специалиста является
профессиональная

компетентность.
22

Профессиональная

компетентность
- это характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний умений и опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально- нравственную позицию личности. 23
Структура компетентности специалиста Структура компетентности специалиста состоит из мотивационного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов. •
Мотивационный компонент
отражает характеристику настроенности на усвоение знаний и умений. Только при осознании необходимости формирования знаний, умений и положительной мотивации возможна продуктивная работа по формированию профессиональной компетентности. •
Когнитивный компонент
складывается из совокупности знаний об изучаемой сфере деятельности и о себе как субъекте социально-экономических отношений, а также знаний необходимых нормативных актов, владение специальными знаниями по профессии. •
Операционально-деятельностный
компонент составляют умения и навыки познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера. Во всех сферах деятельности особое значение имеют такие качества, как социальная ответственность, самостоятельность и оперативность в принятии решений, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие. 24

Составляющие компетентности
По А.К. Марковой можно полагать, что компетентность складывается из следующих составляющих: •
специальная
– владение профессиональной деятельностью на высшем уровне; •
социальная
– способность к сотрудничеству, ответственность, умение понимать другого человека; владение приемами профессионального общения; •
личностная
– владение приемами рефлексии, саморегуляции, личностного самовыражения, а также средствами противостояния профессиональной деформации; •
индивидуальная
– способность к самореализации, развитие индивидуальности, рациональная организация труда без нагрузок и усталости. 25
Профессиональная компетентность • Сегодня отсутствует однозначное определение понятия
«профессиональная компетентность»
. Л.М.Митина включает в данное понятие знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. В.Н. Введенский пишет, что профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Представляется наиболее обоснованным определение понятия «профессиональная компетентность», предложенное Т.Г. Браже. Он обозначает, что «профессиональная компетентность определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений педагога, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)». 26
Педагогическая компетентность • Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает сумму знаний, умений и личные качества учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. • Под
педагогической компетенцией педагога
мы понимаем единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности. 27
Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его
педагогические умения,
представляющие собой совокупность самых различных действий учителя, которые всего соотносятся с функциями педагогической деятельности и в значительной мере выявляют индивидуально – психологические особенности педагога (воспитателя). В целом А.И.Щербаков и А.В.Мудрик все дидактические умения сводят к трем основным: • Умение переносить известные педагогу знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации; • Умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение; • Умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации. 28
Модель профессиональной компетентности педагога отражает единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности. (по В.А. Сластенину) 29
Умения

переводить

содержание

процесса

воспитания в

конкретные

педагогические

задачи:
- изучение личности и коллектива; - проектирование развития коллектива и отдельных детей; -выделение комплекса учебных, воспитательных и развивающих задач.
Умения

построить и

привести в

движение

педагогическую

систему:
- комплексное планирование образовательно- воспитательных задач; - отбор содержания образовательного процесса; - оптимальный выбор форм, методов и средств.
Умения

выделять и

устанавливать

взаимосвязи

между

компонентами

и факторами

воспитания:
-активизация личности ребенка; -организация и развитие совместной деятельности; -обеспечение связи учебного заведения со средой.
Умения учёта и

оценки

результатов

педагогической

деятельности:
- самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; -определение нового комплекса педагогических задач.
30 • Содержание
теоретической

готовности
к педагогической деятельности проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.

Педагогическое мастерство
, основное на умении, квалификации, по мнению А.С. Макаренко-это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. • Следовательно, основы педагогического мастерства могут быть сформированы у каждого педагога, образуя базис, который даст возможность подняться на уровень мастерства. 31
На основе данного определения могут быть выделены основные параметры профессиональной компетентности, подлежащие оценке: • 1) мотивационно-ценностный; • 2) когнитивно-деятельностный; • 3) эмоционально-процессуальный. Основные критерии и показатели для оценки названных параметров представлены в таблице. 32
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 33 Мотивационно-ценностный Отношение педагога к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально- личностному развитию (мобильность) Личностный смысл получения знаний, Структура профессиональной мотивации; Степень готовности реализовать полученные знания и умения в педагогической деятельности Когнитивно-деятельностный Результативность деятельности педагога, наличие осознанных критериев оценки результатов, умение применять их на практике Наличие устойчивых значительных результатов в обучении и воспитании дошкольников. Глубина и обоснованность анализа результативности деятельности педагога. Уровень развития детей. Глубина, логичность, обоснованность выводов о направлениях совершенствования профессиональной деятельности. Степень самокритичности педагога. Направленность самообразования воспитателя (узко профессиональная, широко личностная). Эмоционально-процессуальный Удовлетворенность организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержание деятельности профессиональным потребностям и интересам учителя Удовлетворенность процессом обучения и его результатами

Рекомендации по профилактике педагогических

затруднений (по В. А. Юзефавичу)

Систематически анализируйте собственные действия в процессе

профессиональной деятельности с позиции» подвергаю сомнению

правильность содеянного». Сомневайтесь. Научитесь смотреть на

себя в процессе деятельности глазами других людей. Поспорьте с

собственными мыслями. Ведите дневник, записывайте свои мысли

и пр.

Прогнозируйте последствия предполагаемых решений.

Скрупулезно изучайте все дисциплины, в особенно педагогику и

психологию. Не переоценивайте свой личный опыт, выстраивайте

собственную педагогическую деятельность, соотносится её с

научными основами, а не с обыденными представлениями или

стереотипами.

Ведите «журнал ошибки». Отнеситесь к ним как к ценности.

Проанализированная ошибка позволяет «не наступать на грабли»

многократно.

Не бойтесь вероятности совершения ошибки, формируйте новые

привычки мышления.
34

Оценивая сложившуюся учебную ситуацию, формируйте

готовность проанализировать альтернативные пути ее

решения.

Избегайте ошибочных обобщений («Я пришла на занятие

недостаточно подготовленной и вышла из затруднительного

положения за счет своей общей эрудиции, следовательно,

можно не готовится тщательно к каждому занятию»).

Избегайте стереотипов и «слепого» подражания. Не

принимайте на веру умозаключения других людей, даже ваших

наставников-педагогов. Будьте в меру критичны и

самокритичны. Не формируйте свое отношение к другим

людям (возможно, будущим коллегам) на основании чужих

выводов.

Избегайте преувеличений. Не делайте «из мухи слона».

Не принимайте негативные реакции людей, их неадекватное

поведение как желание причинять вам неудобство. В основе

такого поведения лежат собственные проблемы людей и

неумение их конструктивно разрешать.

Если совершили ошибку, не опускайте руки. Постоянно

повышайте свой теоретический уровень.

Посещайте занятия опытных педагогов, впитывайте в себя

новое.
35
36 Спасибо за внимание!