Напоминание

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Стоматова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 73"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 14.03.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Стоматова Л.Н., воспитатель

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

в

статье

рассматриваются

особенности

формирования

нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, обусловленные

современной

социальной

ситуацией

развития.

Представлены

имена

исследователей,

занимавшихся

изучением

заявленной

проблемы.

Обоснован

выбор

старшего

дошкольного

возраста,

как

наиболее

благоприятного

возрастного

периода

для

формирования

исследуемых

качеств.

Проводится

анализ

влияния

средств

массовой

информации,

в

частности,

современных

мультипликационных

фильмов

на

формирование

личности

дошкольника.

Представлены особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного

возраста.

Обоснована

необходимость

единства

во

взаимодействии

воспитателя

и

родителей

в

формировании

нравственных

качеств

дошкольников. Подчѐркивается важность и необходимость приучения к труду,

который

в

свою

очередь

является

важным

фактором

нравственного

воспитания.

Предлагаются

некоторые

рекомендации

по

формированию

нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые

слова:

нравственность,

дети

старшего

дошкольного

возраста,

нравственные качества, социальная ситуация развития.

В о п р о с ы ,

к а с а ю щ и е с я

ф о р м и р о в а н и я

н р а в с т в е н н о с т и ,

совершенствования личности человека волновали человечество во все времена.

Проблемы,

возникшие

в

современном

обществе

в

связи

со

сложной

экономической

ситуацией,

с

возникшей

на

этом

фоне

безнравственностью,

жестокостью и насилием диктуют необходимость формирования нравственных

качеств подрастающего поколения. Социальное окружение оказывает огромное

влияние на формирование нравственных качеств ребѐнка. Ребѐнок не рождается

злым

или

добрым,

честным

или

подлым.

Какие

качества

сформируются

у

ребенка, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от содержания

воспитания и его целенаправленности.

Проблема

формирования

нравственных

качеств

детей

дошкольного

возраста

рассматривалась

в

трудах

отечественных

исследователей:

Л.И.

Божович,

Л.С.

Выготского;

Д.Б.

Эльконина.

Авторами

отмечается,

что

при

формировании исследуемых качеств значение имеет приобретение знаний о

нормах

поведения,

эмоциональное

отношение

к

усваиваемым

нормам

и

внутренняя позиция самого дошкольника. Данные положения актуализируют

необходимость целенаправленной деятельности педагогов и родителей детей по

обозначенной

проблеме.

Процесс

становления

нравственной

сферы

не

ограничен

возрастными

рамками,

поскольку

формирование

продолжается

в

течении

всей

жизнь,

однако

задача

взрослых

заложить

первоосновы

для

будущего

развития

ребенка.

Старший

дошкольный

возраст

является

благоприятным периодом для формирования нравственных качеств. Старшие

дошкольники

учатся

соотносить

представления

о

нравственных

нормах

с

собственными

поступками,

что

является

главной

отличительной

чертой

от

детей младшего дошкольного возраста. Детская деятельность становится более

содержательной

и

продуктивной.

Повышается

уровень

самостоятельного

управления своим поведением. Старший дошкольный возраст играет важную

роль

в

развитии

личности

ребенка,

это

время

активного

вхождения

дошкольника в социальный мир, установления различных взаимоотношений со

сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

К

этому

периоду

жизни

кругозор

ребенка

становится

шире

-

увеличивается количество знаний об окружающем мире. Ребенок стремится

поделиться

своими

знаниями

и

впечатлениями

со

сверстниками,

ему

все

интересно, он любопытен. Для него становится понятна природа человеческих

чувств - он учится самостоятельно заботиться и анализировать произошедшее,

выстраиваются его индивидуальные черты характера. Время накладывает свой

отпечаток на те механизмы воздействия и формирования нравственных качеств,

которые используются сегодня. Еще несколько поколений назад большая часть

информации воспринимаемой детьми была в виде книг, общения в своей среде,

знакомства

с

народным

фольклором

и

историей

своего

народа.

Сегодня

отдельным родителям гораздо проще дать ребенку планшет, телефон или другой

гаджет,

включить

мультфильм,

нежели

попытаться

заинтересовать

ребенка

другими способами. В связи с этим дети старшего дошкольного возраста не

всегда

получают

полные

представления

о

нравственных

нормах,

не

умеют

самостоятельно делать выводы на основе происходящего и осмысленного. К

сожалению,

из

большинства

современных

мультфильмов

ребенок

зачастую

берет

и

примеряет

на

себя

не

положительные,

а

отрицательные

качества,

поступки.

Создатели

мультипликационных

фильмов

заставляют

ребенка

примерить на себе образ героя, и в голове у дошкольника этот образ становится

эталоном

поведения.

Авторы

мультипликационных

фильмов

стараются

передать действия, сопровождаемые спецэффектами, но не всегда в основе

данных действий есть нравственная база. В связи с этим ребенок становится

эгоистичным и капризным; наблюдаются проблемы связной речи, снижается,

или

вовсе

утрачивается

употребление

вежливых

слов.

Однако

необходимо

отметить,

что,

играя

в

компьютерные

игры

или

просматривая

сюжеты

кинематографической

индустрии,

дошкольник

наиболее

быстро

и

легко

осваивает новую информацию в сравнении с детьми, например, двадцатилетней

давности.

В

последнее

время

часто

можно

увидеть

политизацию

при

воспитании

детей.

В

условиях

мировой

глобализации

это

может

играть

негативную роль в дальнейшей жизни ребенка, но именно это иногда делают

отечественные

СМИ

-

вырабатывают

чувство

собственной

уникальности

и

непредвзятости, обвиняя западные страны в бездуховности и прочих пороках.

Для старшего дошкольника эта информация будет лишней, возможно будет

способствовать формированию негативизма по отношению к людям, которых

он вряд ли когда-нибудь увидит. На наш взгляд, ребенок не должен жить в

ограниченном кругозоре, накапливая стереотипы. Педагогам, работающим в

дошкольных образовательных организациях, необходимо обратить внимание

родителей на обозначенные выше особенности социальной ситуации развития

детей. Необходимой задачей при формировании нравственных качеств является

заинтересовать детей. Кроме того, значимым является развитие представлений

о

месте

и

стране,

в

которой

они

живут.

Это

является

предтечей

для

формирования ответственности за собственные поступки и будущей жизни в

социуме.

Кроме

того,

родители

могут

ограничивать

ненужный

для

неустойчивой детской психики материал, переключать ребенка на другой вид

деятельности.

Например,

вовлечение

старшего

дошкольника

в

трудовую

деятельность, что является значимым средством формирования нравственных

качеств детей старшего дошкольного возраста. Играя с детьми в профессии, мы

формируем личную ответственность, связь с социумом становится сильней,

появляется

чувство

коллективной

сплоченности.

Трудовые

умения

дошкольников

способствуют

формированию

важных

нравственных

качеств:

трудолюбия,

заботливости,

чуткости,

умения

дружно

работать

в

команде.

Только благодаря работе родителей и воспитателя ребенок может преодолеть

отрицательные черты своего характера, находя для этого поддержку, любовь,

заботу и понимание со стороны взрослых, окружающих его. Родителям не

рекомендуется жестко ограничивать детей, это может привести к тому, что дети

станут менее отзывчивыми и столь необходимый контакт со взрослыми будет

утрачен.

Родителями

должны

быть

созданы

необходимые

условия

для

комфортного развития в домашних условиях. Также не рекомендуется быть

слишком мягким к отношению с детьми старшего дошкольного возраста -

важно

поощрять

их

деятельность,

но

выработать

у

ребенка

отчетливое

понимание жизни в социуме. В противном случае ребенок может вырасти

эгоистичным, запутавшимся в мире надуманных иллюзий. Семья, как основа

становления индивидуальности ребенка, должна способствовать формированию

таких качеств, как: доброта, забота о ближнем, мужество, трудолюбие и т. п. И,

наоборот, при недостаточной организации воспитательного процесса ребѐнок

может вобрать в себя такие отрицательные качества, как – безразличие, зависть,

злость, эгоизм, и т. п.

Таким

образом,

рассмотрены

некоторые

аспекты

формирования

нравственных качеств старших дошкольников, обусловленные современными

условиями.

Предложен

анализ

влияния

особенностей

взаимодействия

родителей с детьми, просмотра мультипликационных фильмов, политизации

средств

массовой

информации

на

формирование

исследуемых

качеств.

На

основе изучения социальной ситуации развития представлены рекомендации

педагогам

и

родителям

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Отмечена

значимость

единства

взаимодействия

данных

субъектов

образовательного

процесса при формировании нравственных качеств старших дошкольников.