Напоминание

"Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе знакомства со сказочными произведениями".

Автор: Суслова Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4" г.Микунь
Населённый пункт: г.Микунь, Усть-Вымского района, республики Коми
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе знакомства со сказочными произведениями".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4» г.Микунь

Опыт работы

«Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе

знакомства со сказочными произведениями».

Подготовила: воспитатель

Суслова Татьяна Борисовна

2018 год

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика

переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-

самолётах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках

торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С.

Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Русские

народные

сказки,

вводя

детей

в

круг

необыкновенных

событий,

превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные

идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и

стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь

народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность

человека

волноваться

чужим

несчастьям,

радоваться

радостям

другого,

переживать чужую судьбу, как свою».

В

действиях

и

поступках

сказочных

героев

противопоставляется

трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей

всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду,

смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают,

когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам,

но

делает

это

без

скучных

наставлений,

просто

показывает,

что

может

произойти, если человек поступает не по совести.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она

обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал

сказки гораздо богаче её идейно-художественной значимости.

Вопрос о значении сказки для развития ребенка-дошкольника, становления

его

как

личности,

раскрытия

творческого

потенциала

остаётся

одним

из

актуальных и обсуждаемых в педагогической литературе.

Я работаю воспитателем в МБДОУ «Детский сад № 4» г. Микунь. Детский

сад небольшой – всего 4 группы. Стаж работы в данном учреждении у меня

составил всего семь лет. Когда я пришла в этот детский сад, сразу заметила,

что весь коллектив углублённо работает по театрализованной деятельности.

А то, что все воспитатели довольно-таки давно работают по этой теме, видно

было в предметно-развивающей среде детского сада. В каждой группе были

представлены:

-

разные

виды

театров

(настольный,

теневой,

би-ба-бо,

кукольный,

пальчиковый, фланелеграф, театр масок, мягкой игрушки, детские костюмы и

атрибуты для инсценировки разных сказок);

-

персонажи

сказок,

изготовленные

из

различных

бросовых

материалов

(банок, коробок, конусов, киндер-сюрпризов, перчаток, картона, из бутылок и

т.д.).

А ещё от руководителя ДОУ я узнала, что знакомство со сказками идёт не

только в процессе организованной деятельности, но и в режимных моментах,

и что каждый год в детском саду традиционно проводится «День театра».

Таким образом, я с первого дня моей работы была погружена в удивительный

мир сказок.

Я была назначена воспитателем старшей группы. Группу посещало 25

детей. Познакомилась с моими воспитанниками, с их родителями. А вот

работу

начала

с

того,

что

провела

анкетирование

с

родителями

воспитанников.

Анкета для родителей

1.

Читаете ли вы сказки своим детям?

2.

Покупая книгу ребенку, на что, в первую очередь, вы обращаете

внимание?

3.

Какие сказки вы предпочитаете читать ребёнку (фольклорные,

авторские, классические, современные)?

4.

Каково, на ваш взгляд, воспитательное воздействие сказки?

5.

Знаете ли вы, какая любимая сказка у вашего ребёнка?

6.

Беседуете ли вы с ребенком после чтения сказки?

7.

Предлагаете ли вы ребенку пересказать сказку после ее прочтения?

8.

Инсценируете ли в домашних условиях прочитанные сказки?

Анализ

анкет

показал,

что

все

родители

понимают

значимость

сказок

в

развитии

личности

дошкольников.

Однако

при

выборе

книги

они

чаще

предпочитают известные сказки, не обращая внимания на авторство («Кот в

сапогах», «Золушка» и др.), существенной разницы между классическими и

современными писателями не видят. Покупая ребенку книгу, родители не

всегда

уделяют

должное

внимание

содержанию,

обращая

внимание

на

красочность оформления и цену. Не все родители проводят беседы с детьми

после чтения сказок. Методы стимуляции творческого рассказывания детей

большинству родителей неизвестны. Инсценировкой сказок родители из-за

отсутствия времени (и необходимых навыков), за редким исключением, не

занимаются. Некоторых родителей беспокоит то, что их ребёнок неправильно

произносит

слова,

не

понимает

значений

ряда

слов,

допускает

много

грамматических ошибок, не может четко и внятно отвечать на вопросы.

В целом анкетирование показало, что, понимая важность проблемы речевого

развития детей, родители предпочитают оставлять её решение за детскими

садами.

Наметила воспитательно-образовательные задачи, которые планировала

решать в процессе знакомства детей со сказочными произведениями:

• Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать

поступки героев.

• Развитие активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства.

Научить ребенка через восприятие сказки извлекать нравственный урок.

Активизировать творческие способности детей через развивающие и

интеллектуальные задания.

Формировать у детей эмоциональный отклик к совместной групповой

работе.

Дать представление о многообразии выразительных средств, видов и форм

театрализованной деятельности.

Далее я расскажу, какие отдельные методы и приёмы работы со сказкой

использую в своей работе.

1.

При рассказывании сказок использовала:

1). Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т. п.)

2). Герой сказки (игрушка).

3). Волшебный сундучок («рассказывают» предметы).

4). Рассматривание иллюстраций по сказке (портрет героев или рисунок по

сюжету).

5). Разные виды театров: фланелеграф, настольный театр, кукольный

театр, би-ба-бо, теневой театр, пальчиковый театр и т. д.

6). Пластические импровизации (импровизационный театр «Угадай, кто

это?»).

7). Театрализация отрывка сказки или всего произведения.

2. Творческие задания - могут быть индивидуальными и коллективными.

Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта,

отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа,

рисунка, сказки).

- Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке

"Репка".

· Рассказать знакомую сказку по кругу.

· Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

·

Рассказать

о

пользе

репы

и

о

том,

какие

блюда

из

нее

можно

приготовить.

· Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

· Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

· Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

· Разыгрывание придуманных сказок.

- Узнай сказку по песенке героев:

· Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

· Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

·

Козлятушки,

ребятушки!

Отворитеся,

отопритеся!

("Волк

и

семеро козлят").

-

Продолжи

сказку. Вместо известной концовки сказки надо придумать

свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

- От точек - к сказке. Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает

рисунок

героя

сказки

или

предмета

из

сказки,

вспоминает

эту

сказку,

рассказывает её.

- Нарисуй сказку. Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам,

используя

нетрадиционные

способы

(пальцевая

живопись,

рисование

ладошкой, рисование акварелью по-мокрому и т.д).

- Использование упражнений и заданий:

назови слова, которые встречаются только в сказках;

найди в сказке красивые сказочные выражения, пословицы;

подбери красивые слова к тому или другому предмету (явлению);

найди, какого красивого слова не хватает;

найди слова, которые делают произведение нежным, напевным;

найди предметы, которые сравниваются;

найди красивое сравнение;

найди необычное сравнение

назови слово, которое делает сказку красивой и др.

2. При обучении творческому рассказыванию старших дошкольников

использовала следующие приемы:

1.

Образец рассказа воспитателя.

2.

План рассказа, предложенный воспитателем.

3.

Предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета.

4.

Коллективное составление творческого рассказа.

5.

Составление творческих рассказов подгруппами детей.

6.

Указание воспитателя.

7. Составление рассказов по опорным моделям.

3.

Моделирование сказок.

В старшей группе целесообразно использование

готовых схем-моделей, структурного изображения сказок, рассказов.

Использование

моделей

для

составления

сказки

позволяет

детям

лучше

усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных

событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать

символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на

все органы чувств.

В

своей

работе

я

предлагаю

использовать

в

качестве

заместителей

разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе

цвета и соотношения величин героев.

Например,

в

сказке

"Три

медведя"

это

три

коричневых

круга

разного

диаметра,

а

в

сказке

"Теремок

-

полоски

разной

высоты

и

цвета

(соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и

т.д.).

4 .

Пиктографические

изображения. Вместе

с

ребенком

выделяем

количество картинок, которые будут являться "планом" сказки. Затем ребёнок

с помощью пиктограммы выкладывает сюжет сказки.

5.

Проблемные

ситуации (от

греческого

problema

-

задача,

задание

и

латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми

дети должны найти

и использовать новые для себя средства и способы

деятельности;

учат

мыслить

и

творчески

усваивать

знания.

Выход

из

проблемной

ситуации

-

это

открытие

нового,

еще

неизвестного

знания.

Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую

деятельность

детей

и

строятся

по

материалам

развития

действия,

на

событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует

постановки проблемного вопроса. Например:

- Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил

Гена").

- Почему поссорились лиса и заяц? (Русская народная сказка "Лиса и заяц").

6. Драматизация сказок. Драматизация сказок детьми имеет определённое

педагогическое

значение.

Драматизируя

сказку,

ребёнок

приучается

переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов. Всё это

как

нельзя

лучше

вырабатывает

у

детей

умение

действовать

согласно

замыслу, пробуждает в них высокие нравственные чувства.

Чтобы добиться положительного результата в работе с детьми использую

некоторые приёмы работы со сказкой по технологии сказкотерапия:

1.

Анализ сказок.

Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за

сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.

Например, известная сказка «Колосок». Детям предлагаю ответить на ряд

вопросов: "Как вы думаете, о чём эта сказка?", "Кто из героев больше всего

понравился и почему?", "Почему герои совершили те или иные поступки?",

"Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков,

которые описаны в сказке?".

2.

Рассказывание сказок. Приём помогает проработать такие моменты,

как развитие фантазии, воображения.

Например: ребёнку или группе детей предлагаю рассказать сказку «Маша и

медведь»

от

первого

или

третьего

лица.

Потом

предлагаю

ответить

на

вопросы: "Понравилась вам сказка?", "Что понравилось?", "Какое у вас было

настроение, когда вы слушали сказку? Изменялось оно?", "Почему сказка

называется Маша и медведь? "

В конце старшей группы уже можно предложить детям рассказать сказку от

имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке.

Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса

Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы

Яги".

3.

Передумывание

сказок. Передумывание сказок имеет смысл тогда,

когда

ребёнку

чем-то

не

нравится

сказка.

Дописывая

свой

конец,

или

вставляя,

необходимые

ему

персонажи,

ребёнок

сам

выбирает

наиболее

соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант

разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего

напряжения

-

в

этом

заключается

сюжет,

некоторый

поворот

событий,

ситуаций, конец сказки и так далее.

Например,

русская

народная

сказка

«Колобок».

Ребёнок

придумывает

сказку«Старый

колобок

на

новый

лад».

Сказка

о

том,

как

хитроумный

колобок и сам цел остался, и других накормил.

4.

Постановка сказок с помощью кукол.

Работая

с

куклой,

ребенок

видит,

что

каждое

его

движение

немедленно

отражается

на

поведении

куклы.

Это

помогает

ему

самостоятельно

корректировать

свои

движения

и

делать

поведение

куклы

максимально

выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять

через куклу те эмоции, которых обычно ребёнок по каким-то причинам не

может

себе

позволить

проявлять.

Благодаря

сказкам

у

ребёнка

вырабатывается способность сопереживать, сострадать, радоваться.

5. Метод «Рисование сказки».

После

чтения

сказки

можно

предложить

детям

нарисовать,

слепить

или

представить её в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном,

пластилином, ребёнок воплощает всё, что его волнует, свои чувства и мысли.

Тем

самым

освобождаясь

от

тревоги

или

другого

чувства,

которое

беспокоило. Для рисования можно взять карандаши, гуашь, акварель или

разные нетрадиционные изобразительные средства.

В своей работе использую и элементы ТРИЗ.

1. Игра «Хорошо-плохо». Данная игра помогает различать хорошие и плохие

поступки героев сказок, их характер. А это значит сделать ещё один шаг в

формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

2. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает

фантазию,

ломает

привычные

стереотипы

у

ребят,

создает

условия,

при

которых

знакомые

главные

герои

попадают

в

совершенно

другие

обстоятельства – фантастические, невероятные.

Например.

Герои лиса и заяц - вместо своих ледяных и лубяных избушек

обитают на летающих тарелках; а реальные лиса, заяц и петух с помощью

волшебной

палочки

оказались

в

одной

клетке

городского

зоопарка,

или

застряли в лифте многоэтажного дома).

3.

Коллаж

из

сказок.

Если

истории

знакомы,

можно

обойтись

и

без

иллюстраций. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может

быть

множество,

важно

только

не

забыть

о главных,

первоначальных

героях – и получится «коллаж из сказок».

Например, возьмём сказку «Колобок». Кто главные персонажи этой сказки?

(,,,)

И

вдруг

появляется

новый

герой

Красная

Шапочка.

Как

думаете,

поменяется сюжет сказки с появлением нового героя? (…) А если ввести в

эту сказку ещё и Золушку.

И каждый раз с введением в сказку новых героев будет меняться общий

сюжет

сказки.

А

это

способствует

развитию

фантазии

и

творческого

воображения у детей.

4.

Сказки из стишков. Давайте для примера возьмём стихи Агнии Барто из

серии

«Игрушки».

Эти

стишки,

как

помните,

короткие,

в

каждом

стихотворении – один персонаж. Давайте попробуем сочинить невероятную

сказку.

«Жила-была девочка Таня. Однажды она пошла гулять, и взяла с собой свою

любимую игрушку – мячик. И, как вы думаете, что

же с ней случилось?

(стихотворение

«Наша

Таня»).

На

день

рождения

мама

подарила

Тане

красивую лошадку. Тане лошадка очень понравилась. Она обнимала её и

напевала (стихотворение «Лошадка»). И таким образом можно включить в

сюжет одной сказки несколько стихотворений Барто.

5.

Я

использую

ещё

один тризовский приём -«Что было бы, если…».

Задаю детям вопрос, включающий какое-либо предложение. Дети стараются

на него ответить, выдвигая самые оригинальные версии. Для постановок

вопроса берутся любые подлежащие и сказуемые. Их сочетание и создаёт

фантастические ситуации:

- Что было бы, если бы наш город начал летать?

- Что было бы, если бы мы с вами оказались посреди моря?

- Что было бы, если бы к вам постучался слон и попросил к обеду немного

маргарина?

А результаты работы таковы:

у детей повысился интерес к современным литературным сказкам, они

просят

читать

новые

книги

в

свободное

время,

интересуются

изменениями в книжном уголке;

дошкольники охотно отзываются на моё предложение сочинить сказку

или рассказ, могут сочинить собственное произведение по началу, по

опорным словам, с несколькими концами;

дети

активнее

стали

использовать

в

своей

речи

образные

средства

языка;

полученные знания дети стали широко использовать в различных

видах деятельности, а это подтверждает тот факт, что использованные

мною

методы

и

приёмы

способствовали

развитию

их

творческих

способностей.