Автор: Ибатуллина Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 64
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Использование пластилинографии, как одной из нетрадиционных художественных техник в работе с детьми дошкольного возраста".
Ибатуллина Елена Валерьевна
Воспитатель
Муниципальное Автономное Дошкольное
Образовательное Учреждение
Детский сад № 64
Город Стерлитамак
Статья на тему:
«Использование пластилинографии, как одной из
нетрадиционных художественных техник в работе с детьми дошкольного
возраста».
Основой каждого такого занятия является изобразительная
деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники
изобразительного искусства – пластилинографии. Понятие
«пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать,
изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал,
при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип
данной техники заключается в создании лепной картины с изображением
более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной
поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивая
простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание,
вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных
композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию
разнообразных приёмов: выполнение налепов разной формы,
прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы,
плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
Большое значение начинает приобретать цвет пластилина как средство
выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.
Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка,
осваивают приём «вливание одного цвета в другой».
Обычно пластилинография детям очень нравится и становится для
малышей самым любимым занятиям. Причин этому много:
- во-первых, рисунки пластилином на картоне создавать очень просто,
- во-вторых, пластилинография помогает снять мышечное и нервное
напряжение,
- в-третьих, картины из пластилина легко поддаются корректировке –
если что-то не вышло, то эту часть можно просто снять стеком и переделать.
Техника рисования пластилином
Для рисования пластилином понадобятся следующие материалы:
✓
картон или плотная бумага;
✓
деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина;
✓
емкость с водой для смачивания рук;
✓
набор разноцветного пластилина;
✓
влажные салфетки для рук;
✓
набор стеков разной формы.
Создание поделки в технике пластилинография состоит из
следующих операций:
1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина.
Для самых маленьких художников начать рисование пластилином
лучше всего с радуги. Переносим эскиз понравившегося изображения на
картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться
выбранная картинка: белом или цветном.
2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на
основу в соответствии с задумкой.
При этом используем различные приемы лепки:
▪ раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями
или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений
кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;
▪ скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму
при помощи кругообразных движений кистей;
▪ заглаживание – используется для создания плоских и гладких
поверхностей;
▪ сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;
▪ прищипывание;
▪ оттягивание.
3. Для создания картин из пластилина с большим количеством деталей,
а также более выразительной прорисовки предметов можно использовать
медицинский шприц без иглы. Внутрь шприца помещают брусочек
пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают
длинными тонкими «нитями». Для более толстых нитей можно использовать
кондитерский шприц. Нагреть шприц можно погрузив его в емкость с
горячей водой, или положив на батарею отопления.
4. Для получения более мягких переходов между цветами и получения
необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают
просто в руках. При этом нужно помнить о следующих нюансах:
- не стоит смешивать более двух цветов пластилина одновременно,
иначе цвет получится тусклым;
- добиться более яркого и глубокого оттенка можно путем
примешивания к любому цвету черного пластилина;
- получить пастельные оттенки можно примешивая к любому цвету
белый пластилин.
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и
воспитательно- образовательные, что в целом позволяет всесторонне
развивать личность ребёнка. Дети получают знания и умения, навыки, идёт
осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных
предметов в процессе частичного использования так называемого бросового
материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
При обучении детей пластилинографии в ДОУ воспитателю не
следует ставить перед детьми сложные задачи, чтобы не испугать и не отбить
желание заниматься подобным творчеством. Поскольку работа с пластилином
требует много времени, в середине занятия проводят физкультурную
разминку. После того как дети овладеют основными приемами
пластилинографии, можно переходить к более сложным и даже
коллективным картинам.
Список литературы:
1. Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010.
2. Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.
3. Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издательская
Группа Аттикус, 2009.
4. Так же используется Интернет - ресурсы