Напоминание

"Использование пластилинографии, как одной из нетрадиционных художественных техник в работе с детьми дошкольного возраста".

Автор: Ибатуллина Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 64
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Использование пластилинографии, как одной из нетрадиционных художественных техник в работе с детьми дошкольного возраста".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Ибатуллина Елена Валерьевна

Воспитатель

Муниципальное Автономное Дошкольное

Образовательное Учреждение

Детский сад № 64

Город Стерлитамак

Статья на тему:

«Использование пластилинографии, как одной из

нетрадиционных художественных техник в работе с детьми дошкольного

возраста».

Основой каждого такого занятия является изобразительная

деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники

изобразительного искусства – пластилинографии. Понятие

«пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать,

изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал,

при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип

данной техники заключается в создании лепной картины с изображением

более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной

поверхности.

Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивая

простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание,

вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных

композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию

разнообразных приёмов: выполнение налепов разной формы,

прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы,

плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

Большое значение начинает приобретать цвет пластилина как средство

выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.

Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка,

осваивают приём «вливание одного цвета в другой».

Обычно пластилинография детям очень нравится и становится для

малышей самым любимым занятиям. Причин этому много:

- во-первых, рисунки пластилином на картоне создавать очень просто,

- во-вторых, пластилинография помогает снять мышечное и нервное

напряжение,

- в-третьих, картины из пластилина легко поддаются корректировке –

если что-то не вышло, то эту часть можно просто снять стеком и переделать.

Техника рисования пластилином

Для рисования пластилином понадобятся следующие материалы:

картон или плотная бумага;

деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина;

емкость с водой для смачивания рук;

набор разноцветного пластилина;

влажные салфетки для рук;

набор стеков разной формы.

Создание поделки в технике пластилинография состоит из

следующих операций:

1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина.

Для самых маленьких художников начать рисование пластилином

лучше всего с радуги. Переносим эскиз понравившегося изображения на

картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться

выбранная картинка: белом или цветном.

2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на

основу в соответствии с задумкой.

При этом используем различные приемы лепки:

▪ раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями

или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений

кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;

▪ скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму

при помощи кругообразных движений кистей;

▪ заглаживание – используется для создания плоских и гладких

поверхностей;

▪ сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;

▪ прищипывание;

▪ оттягивание.

3. Для создания картин из пластилина с большим количеством деталей,

а также более выразительной прорисовки предметов можно использовать

медицинский шприц без иглы. Внутрь шприца помещают брусочек

пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают

длинными тонкими «нитями». Для более толстых нитей можно использовать

кондитерский шприц. Нагреть шприц можно погрузив его в емкость с

горячей водой, или положив на батарею отопления.

4. Для получения более мягких переходов между цветами и получения

необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают

просто в руках. При этом нужно помнить о следующих нюансах:

- не стоит смешивать более двух цветов пластилина одновременно,

иначе цвет получится тусклым;

- добиться более яркого и глубокого оттенка можно путем

примешивания к любому цвету черного пластилина;

- получить пастельные оттенки можно примешивая к любому цвету

белый пластилин.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и

воспитательно- образовательные, что в целом позволяет всесторонне

развивать личность ребёнка. Дети получают знания и умения, навыки, идёт

осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных

предметов в процессе частичного использования так называемого бросового

материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

При обучении детей пластилинографии в ДОУ воспитателю не

следует ставить перед детьми сложные задачи, чтобы не испугать и не отбить

желание заниматься подобным творчеством. Поскольку работа с пластилином

требует много времени, в середине занятия проводят физкультурную

разминку. После того как дети овладеют основными приемами

пластилинографии, можно переходить к более сложным и даже

коллективным картинам.

Список литературы:

1. Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010.

2. Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.

3. Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издательская

Группа Аттикус, 2009.

4. Так же используется Интернет - ресурсы