"Познавательный и развивающий аспект урока иностранного языка"

Автор: Ясинская Валентина Николаевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МАОУ "Ныробская СОШ имени А.Флоренко"
Населённый пункт: Пермский край, Чердынский р-н, п.Ныроб
Наименование материала: Доклад
Тема: "Познавательный и развивающий аспект урока иностранного языка"
Дата публикации: 24.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Познавательный и развивающий аспект урока

иностранного языка

.
Одной из главных целей концепции модернизации образования яв - ляется повышение качества и эффективности образования. В связи с решени - ем этой задачи возникает вопрос: «Как же повысить эффективность и каче - ства обучения иностранному языку?». Работая над данным вопросом, следу - ет выяснить следующее: 1) В чем заключается внутренняя и внешняя активность ученика на уроке? 2) Каким образом можно активизировать познавательную деятель - ность учащихся на уроке? 3) Какие условия необходимы для развития творчества и самостоя - тельности учащихся на уроке? При традиционной методике обучения иностранному языку урок ча - сто анализируется с позиции постоянно, но высокой активности всех учащих - ся. Как понимать эту активность? В чем она должна проявляться? Очень ча - сто в погоне за активностью заставляют многократно проговаривать, состав - лять по образцу предложения за предложением, как можно быстрее, да ещё и хором. Под этим многие подразумевали активизацию. Но активизация ли это? Всем хорошо известно, что сам факт активного проговаривания вовсе не означает, что ученик активен, за этим скрывается пассивность мысли, чувства и да же бездумность на мой взгляд. Так как в результате такой работы проис - ходит неосмысленное заучивание слов, фраз. Произнося за единицу време - ни, как можно больше предложений мы часто выхолащиваем мысль, а без мысли нет подлинного говорения. Коммуникативная методика обучения иностранному языку, которая вошла в практику работы наших школ предполагает иной подход к обучению говорению и другим видам речевой деятельности. Одним из принципов дан -
ной методики является принцип речемыслительной активности; то есть необ- ходимо наличие внутренней активности (мыслительной работы учащихся). Мыслительная работа всегда совершается при внутренней активно - сти, что предполагает постоянную мотивационную готовность выразить своё отношение к явлениям действительности, увиденному, услышанному. При наличии постоянной внутренней готовности ученик «упражняется» в говоре - нии, даже тогда, когда молчит, так как происходит внутреннее осмысление и проговаривание. Без развития речемыслительной деятельности учащихся не может быть коммуникативности (поэтому я считаю данною тему очень актуальной). Современная концепция обучения предполагает переход на новую парадигму воспитания и образования – на личностном – ориентированную. Изменились ценностные ориентации в обществе. В качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая лич - ность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособным интегрироваться в мировое сообщество. Ученик стал рассматриваться как субъект деятельности учения, а это значит обучение и воспитание направлено на формулирование личности, способной к саморе- ализации и самоопределению. Специфика предмета иностранный язык заключается в том, что ино - язычной деятельности нельзя научить, ей можно только научиться. Для этого необходимо создавать такие условия, чтобы на уроках увеличивалось интел - лектуальная нагрузка учащихся, то есть развивал речемыслительная деятель - ность. Считаю что активизация речемыслительной деятельности – это один из путей повышения интеллектуальной нагрузки учащихся, повышение твор - чества и самостоятельности. Главным стимулятором речемыслительной ак -
тивности на уроках иностранного языка служит речемыслительная задача, а «основным мотором» - познавательный интерес (Е.И.Пассов). Поэтому я стараюсь так планировать уроки, чтобы ученик был акти - вен, действовал самостоятельно и проявлял своё творчество. С этой целью использую методы, стимулирующие познавательную деятель- ность учащихся:
.

Игровые приемы работы над грамматическими и лексическими структура-

ми
Задания такого типа направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся, дают им возможность показать свои знания не только в области английского языка, но и в других сферах деятельности, вырабатывают бы- строту реакции, внимание, сосредоточенность. Такие задания можно давать как в начале урока, так и в середине. Наибольший эффект достигается в ситу- ации, когда учащиеся утомлены. 1
. Лексическая игра - “Закончи предложения”
1. My parents … 2. The first thing I do when I get up in the morning… 3. Every season has| is 4. I don’t like when people… 5. School is a place… 6. The computer is.. 7. It’s great when… 8. To be well- dressed means.. 9. Music is something that..
II. Методы активизации речи в ролевой игре

1.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, мотивирует речевую деятельность. Для детей совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении. Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отли- чается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого по- ведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного ко- личества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое по- ведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.

1.Ролевая игра “Памятные каникулы”

2. Ролевая игра “Разрешите проблемные ситуации
.
3. Дискуссии.
Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состяза- ния. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью дости- жения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискус- сии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное реше- ние этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ве- дения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу, владеть приемами воздействия на партнеров и управление беседой. 1.Выразите свою точку зрения по следую- щей идее: The more you study, the more you know. The more you know, the more you for- get. The more you forget, the less you know. The less you know, the less you for- get. The less you forget, the more you know. So why study? ( English joke)
3.Пресс-конференции.
1.Каждая группа представляется как журналисты и редакторы знаменитых га- зет и журналов. Они получают много писем от тинэйджеров о своих пробле- мах. Задача - обсудить письмо в группе и дать совет подростку. Письмо 1. My problem is with my French lesson. Most lessons are boring .Sometimes I just have to doodle on my desk or write letters, otherwise I’d fall asleep My class teacher forces me to go, because she says, it’ll be good for me. I absolutely hate them! What can I do? Mary, 13.
III. Приемы активизации деятельности учащихся через творческие задания.
Творческая деятельность дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности Твор- ческий уровень связан с такими умениями как, например, подготовить сооб- щение на определенную тему, выразить свое отношение к содержанию тек- ста, интерпретировать главную идею текста.
1. Творческий конкурс “ Предложи свой перевод стихотворения.
“Teacher’ s prayer” (“Молитва учителя”)
2.Составить рассказ по набору картинок.

4.Информационные проекты учащихся

1.“Идеальное государство” (9 кл). 2.“ Экологические проблемы Ныроба” (9 кл).
IV.Творческие задания по теме “ Образование в России и Америке” (приме-

ры)
1. “Почему я завидую американским школьникам” 2. “Труднее учиться в начале или в конце года” 3. “Прочитай эти правила поведения в школе и напиши соответствуют ли они нашей школе . 4. Что ты думаешь о школьной форме? Вырази аргументы “за” и “против”.
V. Метод “ коммуникативное задание”
Коммуникативные задания, используемые в интенсивной методике, помога- ют вывести учащихся за пределы чисто учебной деятельности благодаря за- ранее определенной роли. Ситуация плюс роль управляют речевым поведе- нием учащихся. 1.Учитель: “У меня новости - завтра к нам приезжает Д. Браун, журналист из Лондона. У него поручение написать статью для газеты о нашем поселке. Что можно порекомендовать ему посмотреть в первую очередь, так как он про- будет у нас всего 2 дня?”
VI. Использование аутентичной песни как метод повышения коммуника-

тивной компетенции учащихся.
Песня на уроках английского языка может использоваться в самых разных це- лях: для развития аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Данная песня служит как средство повторения грамматического материала “условные предложения” и отработки его в устной речи в упражнениях. 1.Песня
I.
I’d rather be a sparrow than a snail.Yes, I would. If I could, I surely would. I’d rather be a hammer than a nail .Yes, I would. If I could, I surely would. Bridge: Away, I’rather sail away. Like a swan that’s here and gone. A man gets up to the ground: He gives the world its saddest sound, its saddest sound II.
I’d rather be a forest than a street. Yes, I would. If I could, I surely would. I’d rather feel the earth beneath my feet.Yes, I would. If I could, I surely would. Bridge
1. Какие слова являются новыми для вас в этой песне? Найди в этом квад-

рате 11 слов из песни и 1 слово из названия песни.
g s p a r r o w x h o p r t v f w e a s n a i l o r m o c s s z t m a n u e a r t h w b e m l a n e f e e t a w z e v i d t d s c o n d o r o l k y e t q p f u m i e a
2. Распределите эти слова по категориям.
Living creatures Natural things ( including body parts) Man -made things 1___________ 1__________________ 1______________ 2____________ _ 2_________________ 2______________ 3____________ _ 3_________________ 3______________ _ 4____________ _ 4________________
3.Прослушай песню еще раз и заполни пропуски словами из песни

4.Ответь на вопросы:
1. Which would you rather be: a sparrow or a snail? Tell why.
5. Работа в парах.
Используйте структуры could would чтобы закончить следу- ющие вопросы: 1.If you----- live anywhere in the world,where ___ you live?
2. If you---- be friends with any musicians in the world, with whom __- you be friends?
VII. Использование ИКТ как метод индивидуализации и развития социо-

культурной компетенции у учащихся
 Использование ИКТ на уроках позволяет решить такие актуальные для методики обучения и/ я как индивидуализация и комфортность обучения, учет разных типов восприятия.
Использование на уроках и во внеурочной деятельности презентаций по

страноведению Америки, сделанных при поддержке американского по-

сольства
позволяет проводить практику по всем видам речевой деятельности Наиболее значимое достоинство этих презентаций- информационная ценность: сведения о политической жизни, о достопримечательностях. В них используются различные методические приёмы, позволяющие прово- дить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся. Ис- пользование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. Итак, мы рассмотрели некоторые методы развития творческой активности на уроках английского языка. И реализация этих идругих методов полностью бу- дет зависеть от умения учителя вовлечь учащихся в процесс активного усвое- ния английского языка. Это дело достаточно трудное и во многом определя- ется стремлением учащихся к приобретению и совершенствованию своих языковых умений и навыков. - «
Мозговой штурм» (кластер)
- Ситуационная задача (актуальность, проблемность, найти решение, сделать выбор, определить план действий «Путешествие по Мичуринску»). School School Rules Timetable Activities
Речевая деятельность человека носит поисковый характер. Для того чтобы речевая деятельность на иностранном языке была более естественная, важно направить её на решение познавательных задач. Стимулирование речемыслительной деятельности зависит от функ - ции абстрактно – логического мышления. Они включают анализ, логику, син - тез. (Анализ позволяет выявить признаки предмета или явления, различить существенное и несущественное. Логику позволяет установить причинно- следственные связи между признаками. Синтез обеспечивает более глубокое понимание предмета или явления.) Например, при изучении темы «Дом» вместо того, чтобы дать уча - щимся готовое описание типичного английского дома, им предлагается вни - мательно рассмотреть картинку и обнаружить на ней не менее 15-ти особен - ностей, которые можно увидеть в английских домах. Опираясь на логические рассуждения, учащиеся делают вывод о том, почему в английском доме уста - навливают камин, а не печь; почему дома обычно «двухэтажные» и др. В ре - зультате такой работы школьники самостоятельно строят свои высказывания об английском доме, привлекая дополнительные материал. Эффективной формой абстрактно-логического мышления является построение смыслового комплекса высказывания ( mind map интеллектуаль - ной карты), который представляет собой основные понятия обсуждаемой темы, соединенной между собой логическими связями. Смысловой комплекс служит как бы путеводителем для построения самостоятельного высказыва - ния.

Задания на сравнение, дифференциацию, обобщение и классифи

-

кацию.
Например: Что можно увидеть в английском доме? ( a fireplace). Что можно увидеть только в российском доме ( Russian stove). Какие предметы быта вам кажутся наиболее важными? Расположите их в порядке убывания важности для вас.
Задание на классификацию
: распределите список известных слов по группам: животное, растение, вещь. Такие задания могут симулировать дис - куссию и подвести учащихся к монологическим высказываниям. Речемыслительная задача может стимулировать диалогическое об - щении. Например: Убедите ваших родителей в том, что давно пора приобре - сти для кухни посудомоечную машину. Подумайте о своих аргументах. Какие возражения могут сделать родители? Какой подарок вы преподнесете своим родным и друзьям? Почему? При помощи каких вопросов можно узнать об их привычках и увлечениях? Какую страну вы хотели бы посетить и почему? Чем она вас привле - кает? Обоснуйте вашу точку зрения. Для выполнения перечисленных заданий требуются дополнительное чтение, самостоятельная подготовка и помощь учителя. В обучении иноязычной речи полезно опираться на наглядно-образ - ное мышление, то есть на зрительные представления и действия с ними. В наглядно-образном мышлении большое значение имеет воображение. При Michurinsk History Geographical position Places of interest People we are proud of
изучении темы “Внешность и внешний вид” можно предложить задание опи- сать “чудовище”, используя слова:
very big eyes, long hair
и т.д. Другие уча - щиеся слушают описание “чудовища” и пытаются нарисовать его. В наглядно-образном мышлении используется память. Учащиеся в течении десяти секунд рассматривают картинку “кухни” и затем по памяти строят следующие высказывания о том, что есть и чего нет на картинке. В наглядно-образном мышлении также важны пространственные представления. С их помощью учащиеся пытаются представить, как можно расположить мебель в комнате, как лучше пройти к нужному пункту в городе, как быстрее всего выйти из здания на случай пожарной тревоги и т.п. Эти за - дания выполняются без зрительной опоры, с использованием только про - странственных представлений. Для стимулирования речемыслительной деятельности важно также конкретно-ситуативное мышление. Оно осуществляется в процессе восприя - тия конкретной ситуации, которая чаще всего бывает представлена на кар - тинке или фотографии. Привычным является описание картинки. Однако описание лишь то - гда стимулирует речемышление, когда с помощью описания решается неко - торая проблемно-познавательная задача. Она может заключаться в том, что - бы догадаться и описать не вполне понятные детали, дать исчерпывающее название всем изображённым на картинке деталям. Более сложным является
рассуждение.
К нему прибегают, когда изображаемая на картинке ситуация является не вполне ясной и требуется логическое рассуждение, чтобы понять её. После того как содержание картинки становится более понятным, на - ступает этап интерпретации изображения, целью которого является осмысле - ние содержания картинки и формулирование умозаключений. Обращается внимание на смысл изображённых предметов, персонажей и их действий, а
также на смысл самой картинки. Изображение может носить исторический, нравственный, политический характер. Интерес вызывают фотографии архео- логических раскопок, бытовые эпизоды из жизни народов разных стран, сен - сационные политические события и др. Мотивировать речемыслительную деятельность на иностранном язы - ке можно, если обучать школьников стратегии высказывания. Стратегия высказывания (планирование и осуществление действий) меняется в зависимости от познавательной задачи. Высказывание может планироваться и осуществляться как ответ на вопрос, поиск деталей (дат, цифр, имён), поиск подробностей (фактов, сведений, обстоятельств), понима- ние процесса или явления (что такое молния, как возникают ураганы), умоза - ключение (самостоятельный логический вывод, не содержащийся в изучае - мом материале), гипотеза (предположение на основании изученного матери- ала), осмысление (в виде краткого, но всеобъемлющего заголовка), логиче - ское построение (восстановление смысловой последовательности), резюме (суммирование изученного материала в соответствии с принятыми правила - ми). Подобная стратегия может применяться как для организации устного речевого общения, так и для обучения слушанию, чтению и письму. Наибо - лее привычной формой работы является вопросно-ответная. Вопрос стимули- рует речемыслительную деятельность, если он направлен на то, что вызывает познавательное затруднение в связи с недостаточной информированностью учащихся, языковой сложностью материала, проблемным характером темы или идеи. Поиск деталей может носить как открытый, так и закрытый характер. Более стимулирующим речемыслительную деятельность является поиск “за - крытой” информации, которая неявно содержится в тексте: Какое событие было раньше? Сколько всего…? Где было больше…? Для ответов на эти во -
просы учащимся необходимо не только найти, но также сопоставить и преоб - разовать конкретизирующую информацию в тексте. Информация закрытого типа не формулируется, а присутствует в тек - сте “между строк”. Для её поиска важно не только понять сообщение, но так - же догадаться, предложить и воссоздать подробности. Стимулирует речемыслительную деятельность и осмысление матери - ала. Осмысление может быть пошаговым и целостным. При пошаговом осмыслении учащиеся обобщают информацию в виде плана, логической схемы или комплекса. План составляется в виде крат- ких назывных или вопросительных предложений. Логическая схема пред - ставляет собой последовательность ключевых слов, отражающих развитие мысли в тексте. При целостном осмыслении школьники дают краткий заголо - вок всей информации, который должен вмещать все особенности содержа - ния. Логическое построение возможно в виде восстановления последова - тельности, вставки фрагмента, восстановления смыслового раздела. Восстановление последовательности есть логическое расположение разрозненных абзацев прослушанной или прочитанной информации. Работа может проходить индивидуально или коллективно. Вставка фрагмента – это поиск наилучшего места для “пропущенного” в тексте фрагмента. Восстанов - ление смыслового раздела заключается в том, чтобы разделить сплошной текст на абзацы, подчеркнуть или выделить курсивом наиболее важные предложения и слова. Резюме делается в соответствии с принятыми правилами. Оно может начинаться с вступительного предложения (ВП), за которым следует темати - ческое предложение (ТП). Далее идут иллюстрирующие предложения (ИП), и завершается резюме повторением темы (повторительным предложением – ПП). При помощи условных обозначений можно руководить процессом под -
готовки резюме. Для стимулирования речемыслительной деятельности целе - сообразно ограничить резюме заданным количеством предложений или слов. Стимулированию речемыслительной деятельности служит и тактика – способ достижения цели. Тактические ходы учителя могут быть следующие: предъявление учащимся тезиса, текста, изображения, единой и разной ин - формации, последовательное предъявление вопросов, комплекса вопросов в случайном порядке, ключевых или уточняющих, открытых (к очевидной ин - формации) или закрытых (к скрытой информации) вопросов, пропуск дета - лей и подробностей, множественный выбор ответа, самостоятельное конструирование ответа учащимися, поиск ассоциаций и связей, работа по образцу, творческая работа. Творчество ученика как считает И.Л. Бим, являет- ся одним из самых характерных признаков коммуникативно-ориентирован - ного метода обучения. Последнее время популярность получил метод проек - тов. Основная причина популярности данного метода – это изменение задач обучения И.Я. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребёнка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применять их на практике. Школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно плани - ровать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к иностранному языку, так как повышается мотива - ция, развивает воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. В работе учитываются индивидуальные особенности учащихся, что создаёт предпосылки для большей результативности обучения.
Необходимо поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодей - ствие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практиче - скую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как “метод проектов”. Использование этой методики способствует в особой степени реализации личностно-ориентированного подхода – основ - ной стратегии обновления школы. В заключении хотелось бы обратить внимание на следующее. Мы по - рой не доверяем ученикам, не верим в их мыслительные способности, не учитываем способность к творчеству, присущую человеку как таковому, и об - легчаем ему работу, снимаем барьеры. Но закономерность такова, что эти способности гаснут, если наши приемы работы не развивают их. Считаю, что проблема активизации речемыслительной деятельности будет существовать довольно долго. Данная тема очень объема, сложна. Нужно с самых ранних этапов обучения иностранному языку давать детям задания, активизирующие речемышление. Тогда мы будем воспиты - вать активную свободную, развитую личность, способную к самореализации и самоопределению.