"Как развивается речь ребёнка. Правильно ли говорит ваш ребёнок?"

Авторы: Бикмухаметова Ралина Фагиловна, Мухамадиева Гульнара Рауфовна
Должности: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №43"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Как развивается речь ребёнка. Правильно ли говорит ваш ребёнок?"
Дата публикации: 08.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Выступление логопеда на родительском собрании. Старший дошкольный возраст.
Тема: «Как развивается речь ребёнка. Правильно ли говорит ваш

ребёнок?»
На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях и устанавливает причинно- следственные связи. Осуществление и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий отдельных частей тела, деталей предметов, глаголов. За год словарь увеличивается на 1000 -1200 слов. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.
Хорошей проверкой и показателем владения словарем является умение:
 подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) - вход -выход, хороший - плохой, быстро - медленно, говорит - молчит.  Подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный.)  Наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко)  Близкие по смыслу слова -синонимы (ходить-идти, шагать, топать, вышагивать) Предлагая такие задания детям, мы узнаем, каким словарем владеет. Совершенствуется связная речь за счет простых и сложных предложений. Ребёнок правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей)Прилагательные из существительных (ключ из железа - железный, банка из стекла - стеклянная) Однако в речи ребенка всё ещё встречаются грамматические ошибки. Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.
В этом возрасте речь становится всё более четкой , достаточно развернутой, логически последовательной. Ребёнок способен передавать содержание картины, описать события. Ребенок правильно произносит все звуки родного языка, четко произносит слова. Ясность, внятность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребёнок. У детей говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная подвижность языка могут быть причиной неправильного произношения звуков. Смена молочных зубов на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи. С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, должны проводиться индивидуальные занятия с логопедом 2-3 раза в неделю. Эти занятия направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или их закрепление, введение в речь. Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас. Строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, свободно пользуется монологической речью. Пересказывает небольшие по объему сказки, рассказы. Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.