"Процесс формирования культурного поля обучающихся на уроках французского языка"

Автор: Силютина Кристина Игоревна
Должность: учитель французского и английского языков
Учебное заведение: МБОУ "Школа – гимназия"
Населённый пункт: город Ярцево, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Процесс формирования культурного поля обучающихся на уроках французского языка"
Дата публикации: 21.08.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Процесс формирования культурного поля обучающихся на

уроках французского языка

»
В соответствии со «Стандартами второго поколения» главной целью изучения иностранного языка является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, а также развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. Одним из компонентов коммуникативной компетенции является социокультурная компетенция, которую можно определить как знание обучающимися национально- культурных особенностей стран изучаемого языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях и умения осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями. Главной задачей современного стандарта является создание социокультурной образовательной среды для развития человека. Сегодня, говоря о том, что целью обучения является общение на иностранном языке, мы подразумеваем не просто диалог на уровне индивидуумов, а готовность и способность к ведению диалога культур. В новом законе об образовании говорится о том, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной
коммуникации. Но такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны, язык которой дети изучают. Культурное поле каждого человека индивидуально, оно формируется под влиянием семьи и окружения, а также в процессе образования. Для характеристики культурного поля ребенка потребности, интересы, мотивы оказываются важнейшими, а наиболее существенными показателями сформированности культурного поля является активность личности, проявляющаяся в творчестве, расширении собственного кругозора, сохранении и созидании культурных ценностей. Процесс формирования культурного поля может быть успешным, если он органично входит в учебную работу ребенка, связан с задачами, решаемыми на уроке, и в то же время выходит за рамки учебной деятельности, побуждая ребенка к самостоятельному поиску. Изучая французский язык, мы формируем культуру мира в сознании человека. Мы изучаем и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции, искусство, образ жизни народов. Огромное значение для формирования социокультурной компетенции имеет изучение культуры франкоговорящих стран и родной страны. Познание культуры страны изучаемого языка является не самоцелью, а лишь поводом (средством) для более глубокого понимания и осмысления своей родной культуры. Главное в процессе познания - не только накопление сведений о стране, но и познание людей, своих сверстников, их образа мыслей, поведения, отношения к общечеловеческим ценностям.
Под иноязычной культурой мы понимаем все то, что способен принести обучающимся процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах. При этом обучение иноязычной культуре используется не только как средство межличностного общения, но и как средство обогащения духовного мира личности на основе приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка (история, литература, музыка и т. д.), знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях и т. д. Практика преподавания иностранного языка показывает, что обучающиеся с неизменным интересом относятся к истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа, увлечениям сверстников и т. п. Овладение иностранным языком неразрывно связано с овладением национальной культурой, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний (фактов культуры), но и формирование способности и готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а также особенности коммуникативного поведения народа этой страны. Это в свою очередь требует от обучающихся знаний норм и традиций общения народа - носителя изучаемого языка, то есть все то, что подразумевается под коммуникативным поведением как частью национальной культуры. Анализируя новые государственные стандарты и общеобразовательную программу по иностранным языкам, следует отметить, что проблема развития социокультурной компетенции обучающихся с использованием новых информационных технологий отвечает требованиям государственного стандарта, следовательно, является актуальной в настоящее время. В системе обучения иностранному языку как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной,
развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего иностранный язык коммуникативную мотивацию. Для преподавания французского языка в условиях ФГОС рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации линия УМК Григорьева «Objectif». Учебники содержат богатый материал из страноведения Франции и России. Работая по данному УМК, учитель может использовать, помимо традиционных методов обучения, работы над проектами, ИКТ, что является очень актуальным в современных условиях. В своей работе я использую межпредметные связи с литературой, географией, музыкой, изобразительным искусством, историей. Провожу уроки- экскурсии, заочные путешествия по странам и городам, викторины, игры КВН, соревнования. Широко применяю современные педагогические технологии: технологии групповой работы, личностно-ориентированного обучения, информационные. Применяю методы, технологии, с помощью которых наиболее вероятно достижение социокультурной компетентности учащихся - обучение в сотрудничестве и метод проектов. Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата. Тематика работ различна, дети выбирают тему в зависимости от своего желания, от своего интереса и потребностей. Обучающиеся, выполняя проект, приобретают не только необходимые знания, умения и навыки, но развиваются как личность, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой жизни. Использование метода проектов в моей практике: “Франция ”, “Города Франции”, “Наша Родина - Россия”, “Федеральные земли и их
столицы”, “География Франции” “История Франции”, “Проблемы экологии” и др. Важно, что проектное обучение личностно-ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении, формировать культурное поле. Формирование культурного поля это путь к саморазвитию, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в творческой деятельности. И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Часто такие уроки провожу по методу проектов. Проектная методика даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, обучающиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.
Обучающиеся участвуют в конкурсах, в дистанционных олимпиадах, вовлечены в творческую деятельность. Они учатся уважать культуру и поддерживать традиции и обычаи своего народа и других народов мира. Это является определенной мотивацией к изучению немецкого языка, культуре другого народа. Материал, собранный обучающимися, представляет большую ценность для уроков иностранного языка. Процесс овладения ИЯ становится творческим процессом открытия для себя страны изучаемого языка, менталитета людей, говорящих на этом языке, а также стимулом для повышения интереса учащихся к предмету и более осознанному овладению языком. В свете современных требований к целям обучения ИЯ меняется статус и роль страноведческой информации, представленной таким образом, чтобы соответствовать опыту, потребностям и интересам обучающихся и быть сопоставленной с аналогичным опытом их ровесников в стране изучаемого языка. Учащиеся должны быть готовы и способны вести диалог культур, осваивая факты собственной культуры и культуры страны изучаемого языка.
Литература.
1. Бим И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка// ИЯШ, 2002, № 5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования 2. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Коммуникативность как категория науки методики: Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь - Москва, 1998. 3. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам// ИЯШ, 2001, №5.
4. Пассов Е.И., Царькова В.Б. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. - М.: "Просвещение", 1993. 5. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Материалы курса "Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы". М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2010.