"Современные тенденции в школьном математическом образовании"

Автор: Кукарина Татьяна Константиновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Технологическая карта урока математики в 5 классе
Тема: "Современные тенденции в школьном математическом образовании"
Дата публикации: 09.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока
Учебный предмет: математика Класс: 5 УМК: А.Г. Мордкович Тема урока:
Площадь прямоугольника
Тип урока: урок изучения нового материала. Авторы: Сальманова Наталья Ивановна (МБОУ «СОШ №9» г. Нижневартовск), Ашапина Наталья Николаевна (МБОУ «СОШ №11» г. Нижневартовск), Бакилина Галина Викторовна (МБОУ «СОШ №3» г. Нижневартовск), Ахметова Альфия Раилевна (МБОУ «СОШ №19» г. Нижневартовск), Кучерявина Галина Петровна (МБОУ «СОШ №22» г. Нижневартовск), Кукарина Татьяна Константиновна (МБОУ «Гимназия №1» г. Нижневартовск), Кисилева Светлана Анатольевна МБОУ «СОШ №17» г. Нижневартовск).

Тема
Площадь прямоугольника
Цель темы
Познакомить с формулами площади прямоугольника и площади квадрата.
Основное

содержание

темы, термины и

понятия
Ввести понятия площади, свойства площади, единицы измерения, измерения площади, формула площади прямоугольника, формула площади квадрата.
Планируемый

результат

Предметные умения

УУД
Учащийся получит представление о площади фигуры и ее свойствах, научится устанавливать связи между единицами измерения площади, применять формулы площади прямоугольника и площади квадрата.
Личностные:
формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Регулятивные:
осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
Познавательные:
моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально и в парах.
Организация пространства.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы
Технология, изобразительное искусство, геометрия, повседневная жизнь. Фронтальная, в парах, индивидуальная. Учебник “Математика 5», авт. А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Методическое пособие “Математика 5», авт. Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский. ЭОР Наглядный и раздаточный материал.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

учебные действия

Формируем

ые способы

деятельност

и

Осуществля

емые

учебные

действия

Формируе

мые

способы

действий

Осуществля

емые

учебные

действия

Формируе

мые

способы

действий

1. Самоопределение к

деятельности.

Организационный

момент.
Учитель приветствует учащихся и предлагает слайд с фигурой прямоугольник, его обозначением, формулой периметра и площади. Ученики должны высказать свои предположения по обозначению прямоугольника и записи формул периметра и площади. Должны дать понятие прямоугольн ика и квадрата и нахождение площади и периметра. Взаимодейст вуют с учителем. Слушание учителя, высказыва ют свое мнение. Целеполаган ие. Умение настраиват ься на учебное занятие.
2. Актуализация

знаний и фиксация

затруднения в

деятельности.
Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса. Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о формулах площади и периметра прямоугольника. Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответств ия. Актуализаци я личного жизненного опыта. Взаимодейст вуют с учителем Слушание учителя и товарищей, умение полно и точно выражать свои мысли в соответств ии с задачами и условиями коммуника ции. Контроль правильност и ответов обучающихс я Умение слушать в соответств ие с целевой установко й. Уточнение и дополнени е высказыва ний обучающи хся
На рисунке изображена фигура прямоугольника. Укажите: а) стороны; б) вершины; в) диагонали; г) обозначения. Повторили понятие «прямоугольник», формулы площади и периметра. Вывели формулу нахождения площади треугольника. Высказывают свои предположения по выводу формулы площади треугольника. Опытным путем получают данную формулу. Запись формулы площади прямоугольн ика и треугольника . Обобщение полученных сведений. Взаимодейст вие с учителем и между собой. Работа в парах (опыт с помощью линейки) Слушание учителя, товарищей, построение обобщающ их высказыва ний, выводов. Коррекция, получение результатов. Оценка выводов. Уточнение и дополнени е высказыва ний, умение слушать, дополнять корректир овать высказыва ние других. Умение вести диалог в процессе опыта (практичес кие задания)
A

B

C

D

a

b

Площадь

треугольника

ABC : (а · b):

2.

Организует учащихся в виде поисковой беседы: 1. Что такое диагональ прямоугольника? Попробуйте дать определение. 2. Как мы найдем площадь треугольника, зная площадь прямоугольника? Отвечают на вопрос. Высказывают свои догадки. Умение обобщать полученные знания, умения делать вывод, умение выделять главное, поиск информации. Владение монологичес кой и диалогическ ой формами речи. Контроль правильност и ответов. Умение в случае расхожден ия ответов скорректи ровать высказыва ние и выводы. 3. Начертите в тетради прямоугольника, обозначьте вершины, проведите диагональ, найдите площадь треугольника. Изображать фигуру, обозначать, проводить диагонали. Высказывать свои предположения, опираясь на предыдущий опыт. Умение работать индивидуа льно. Контроль правильност и выполнения чертежа. Умение пользовать ся чертежны ми инструмен тами, организов ывать время выполнен ия практичес кого задания.

3. Постановка

учебной задачи.
Закрепить представление о площади фигуры, умение выражать площадь фигуры в разных единицах измерения и навыки применения формул площади прямоугольника и площади квадрата. Для прямоугольника вспомнили, для треугольника предположили. Создание проблемы. Поиск ответов путем логических рассуждений через прямоугольн ики. Взаимодейст вие с учителем, с товарищами в ходе рассуждений Слушание учителя, построение логической цепочки рассужден ий. Целеполаган ие, прогнозиров ание, коррекция, оценка. Обобщать и делать вывод на основе выполнен ия практичес ких заданий и рассужден ий.
4. Закрепление

изученного

материала.
1.Работа самостоятельная в парах в рабочих тетрадях. Устанавливает осознанность восприятия учебного материала. Проверяется и вносятся коррективы и исправления. 1 ряд: измерить и вычислить периметр и площадь тетради. 2 ряд: измерить и вычислить периметр и площадь поверхности стола. 3 ряд: измерить и вычислить периметр и площадь линейки. Выполняют самостоятельно задание. Отвечают на вопросы учителя. Применяют формулы вычисления периметра и площади прямоугольника. Компетенция обучающихс я по теме: Прямоугольн ики. Взаимодейст вие в парах. Умение работать в парах, планирован ие. Согласован ия усилий по решению учебной задачи, договарива ться и приходить к общему мнению в совместной деятельнос ти, учитывать мнения других. Внесения необходимы х дополнений и корректив.
2. Индивидуальная работа в тетрадях: №564, №565. Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. Объединяют усилия на решение поставленны х вопросов, выполняют самостоятел ьно задание. Контроль правильност и ответов обучающихс я. Самоконтро ль. Планирова ть свои действия. Корректир овать свои действия. Принятие и сохранени е учебной цели и задачи. Уточнение и дополнени е высказыва ний обучающи хся.
5. Диагностика

качества учебно-

познавательной

деятельности
Организует деятельность по применению новых знаний в виде самостоятельной работы. Слайд 4-6 (условие) Учащиеся отвечают на вопросы. Проверим ответы. Количество правильных ответов в работе соответствует вашей отметке за эту работу. Поднимите руку, кто получил 5? Взаимоконт роль.
МОЛОДЦЫ! Кто получил 4? Хорошо!
6. Подведение итогов.
Оценить выборочно работу учащихся в течении урока. Собрать на проверку тетради учащихся, выставление оценок. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтально м режиме. Понимать на слух ответы обучающих ся, уметь формулиро вать собственно е мнение и позицию. Контроль правильност и ответов обучающихс я. Участвуют в обсуждени и содержани я урока во фронтальн ом режиме.
7. Рефлексия

деятельности.
Организует рефлексию Учащимся предлагается ответить на вопросы: На уроке я:  Активно работал(а);  Работал(а),но не активно;  Был(а) пассивен(на). Проводит рефлексию, анализирует. Рефлексирую т. Умение делать выводы. Взаимодей ствуют с учителем Уметь формулиров ать собственное мнение Саморегул яция эмоционал ьных и функциона льных состояний.
8. Информация о

домашнем задании.
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. П. 20; №555;557. Доп. №563. Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Выделение существенно й информации из слов учителя. Взаимодейст вуют с учителем Слушание учителя Развитие регуляции учебной деятельност и. Регуляция учебной деятельно сти.