"Операционная система Windows: понятие, версии, работа с окнами и основные операции"

Автор: Киренцова Наталья Михайловна
Должность: преподаватель информационных технологий
Учебное заведение: БПОУ ВО "Сокольский ЛПТ"
Населённый пункт: город Сокол, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Операционная система Windows: понятие, версии, работа с окнами и основные операции"
Дата публикации: 25.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Вологодской области

«Сокольский лесопромышленный политехнический

техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

по дисциплине

ЕН.02.Информатика

в группе второго курса

МО-21-12

на тему: «Операционная система Windows:

понятие, версии, работа с окнами и основные операции»
Преподаватель Киренцова Н.М. Сокол
2015 2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................ 3 2. ПЛАН – ТЕЗИС....................................................................................................... 4 3. ПОЛНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА............................................................................ 6 4. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ..............................................................................11 5. САМОАНАЛИЗ УРОКА.......................................................................................11 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................13 3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История развития информационных технологий характеризуется быстрым изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и сфер их применения. В современных реалиях весьма актуальным для большинства людей стало умение пользоваться промышленными информационными технологиями. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится общей культуры человека. При включении компьютера операционная система загружается в память раньше остальных программ и затем служит платформой и средой для их работы. Без операционной системы невозможно представить работу с компьютером. Знание операционной системы необходимо для успешного пользования современными компьютерами. Операционная система – это комплекс взаимосвязанных системных программ, функциями которого является контроль использования и распределения ресурсов вычислительной системы и организация взаимодействия пользователя с компьютером. Операционная система (ОС) играет роль связующего звена между аппаратурой компьютера и выполняемыми программами, а также пользователем. Важной особенностью многих ОС является способность их взаимодействия друг с другом, посредством сети, что позволяет компьютерам взаимодействовать друг с другом, как в рамках локальных вычислительных сетей (ЛВС), так и в глобальной сети Интернет. Изучение темы «Операционная система Windows: понятие, версии, работа с окнами и основные операции» является чрезвычайно важным для студентов специальности
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация

промышленного оборудования»
(базовой подготовки), так как: 1. Одной из профессиональных компетенций будущего механика является составление документации для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования и по эксплуатации промышленного оборудования. 2. Осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 3. Операционная система необходима для управления пользовательскими программами, планированием и управлением вычислительными ресурсами ЭВМ, а также их взаимодействием между собой и пользователем. 4. Данная тема закладывает основу для изучения в профессиональной деятельности. общепрофессиональной дисциплины ОП.09. Информационные технологии 4

2. ПЛАН – ТЕЗИС

Раздел 2. Общий состав и структура ПК и вычислительных систем,

их программное обеспечение (
30 часов, из них 10 часов – теоретические, 8 часов – практических, 12 часов – самостоятельная работа студентов).
Тема урока:
«Операционная система Windows: понятие, версии, работа с окнами и основные операции».
Тип урока:
урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цели урока:
Обучающие:  знакомство учащихся с определением операционной системы;  формирование знаний об операционной системе Windows;  овладение знаниями о работе в операционной системе Windows; Развивающие:  развитие логического и критического мышления;  развитие умения обобщать и синтезировать знания, планировать свою деятельность;  расширение кругозора. Воспитательные:  развитие интереса у студентов к изучению «Информатики» путем акцентирования элементов новизны и применения мультимедиа технологий;  воспитание внимания, аккуратности, бережливого отношение к компьютерной технике и программному обеспечению;  воспитание умений работать в группе – взаимодействовать для выработки общего решения в совместной деятельности, умений слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;  стимулирование ответственного отношения студентов к учебной работе путем поощрения их участия в ходе урока, как оценками, так и отметками.
Требования к знаниям и умениям:
знать:  базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;  основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;  устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;  методы и приемы обеспечения информационной безопасности;  методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;  общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;  основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность уметь:  выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; 5
 использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;  использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;  обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;  получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;  применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;  применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Методы:
 информационный (словесный);  проблемно-диалоговый;  кейс-метод.
Технология:
коллективного способа обучения (КСО).
Формы организации учебной деятельности:
групповая, индивидуальная.
Программно-дидактическое обеспечение:
ПК, мультимедийный проектор, презентация, конспект урока, учебное пособие «Информационные технологии в профессиональной деятельности», Интернет-ресурсы.
Компоненты

Предметный компонент
: рабочая программа по дисциплине «Информатика», перспективно-тематический план.
Ориентировочный компонент:
цели урока, план изучения темы на экране.
Регулирующий контрольный компонент:
вопросы преподавателя по каждому разделу плана для получения обратной связи, проверка усвоения материала в форме теста.
Мотивационный компонент:
формулирование темы, целеполагание, мотивация изучения темы.
Тренировочный компонент:
овладение предметными знаниями – ответы на вопросы, решение теста.
Оценочный компонент:
оценка студентов после выполнения теста по результатам его проверки. 6
КОМПЬЮТЕР ПРИКЛАДНОЕ ПО СИСТЕМНОЕ ПО Рис.1. Пирамида знаний
Этапы урока:
 ориентировочно-мотивационный (постановка цели урока и мотивация учебной деятельности);  поисково-исследовательский (работа в группах; обобщение и систематизация понятий);  рефлексивно-оценочный (подведение итогов, воспроизведение и коррекция опорных знаний; тестирование учащихся).
3. ПОЛНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

ХОД УРОКА

1.

ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем изучение темы « Общий состав и структура ПК и вычислительных систем, их программное обеспечение ». Полученные знания являются основой для формирования ключевых компетенций, т.е. наших профессиональных навыков. Сегодня на занятии в рамках изучения этой темы мы с вами, решаем новую учебную задачу. Для этого с целью создания более эффективных условий мы работаем в группах.
Перед нами «Наша пирамида знаний» (рис.1), которая уже от части,

заполнена.
Какие определяющие понятия вам известны? Ответы: Компьютер (проявляется в пирамиде). В чем особенность компьютера? Состоит из двух основных частей аппаратной и программной (проявляется в пирамиде). Какое программное обеспечение мы изучили? Виды ПО (проявляется в пирамиде)? Какое ПО самое основное по вашему мнению? Через какое ПО компьютер общается с пользователем?
Таким образом, нами определена тема урока «Операционная система

Windows».
Запишите. Как известно, процесс проникновения информационных технологий практически во все сферы человеческой деятельности продолжает развиваться и углубляться. Пользователей всей этой разнообразной вычислительной техники становится все больше, причем наблюдается развитие двух вроде бы противоположных тенденций. С одной стороны, информационные технологии все усложняются, и для их применения, и тем более дальнейшего развития, требуется иметь очень глубокие познания. С другой стороны, упрощаются интерфейсы взаимодействия пользователей с компьютерами. Компьютеры и информационные системы становятся все более дружественными и понятными даже для человека, не являющегося специалистом в области информатики и вычислительной техники. Это стало возможным, прежде всего потому, что пользователи и их программы взаимодействуют с вычислительной техникой 7
посредством специального (системного) программного обеспечения – через операционную систему. Операционная система предоставляет интерфейсы и для выполняющихся приложений, и для пользователей. Программы пользователей, да и многие служебные программы запрашивают у операционной системы выполнение тех операций, которые достаточно часто встречаются практически в любой программе. К таким операциям, прежде всего, относятся операции ввода- вывода, запуск или останов какой-нибудь программы, получение дополнительного блока памяти или его освобождение и многие другие. Подобные операции невыгодно каждый раз программировать заново и непосредственно размещать в виде двоичного кода в теле программы, их удобнее собрать вместе и предоставлять для выполнения по запросу из программ. Это и есть одна из важнейших функций операционных систем. Прикладные программы, да и многие системные обрабатывающие программы, не имеют непосредственного доступа к аппаратуре компьютера, а взаимодействуют с ней только через обращения к операционной системе. Пользователи также путем ввода команд операционной системы или выбором возможных действий, предлагаемых системой, взаимодействуют с компьютером и своими программами. Такое взаимодействие осуществляется исключительно через операционную систему. Помимо выполнения этой важнейшей функции операционные системы отвечают за эффективное распределение вычислительных ресурсов и организацию надежных вычислений. Вы как будущие специалисты - механики, реализуя профессиональные компетенции, должны уметь работать в операционной системе Windows. Для решения поставленной цели сформулируем учебные задачи, которые стоят перед будущими выпускниками.
Студенты пытаются сформулировать задачи урока
. Исходя из ваших ответов, мы четко ставим учебные задачи:
изучить

понятие операционной системы, основные понятия Windows, версии и

основные команды.
Данные учебные задачи структурируем в виде плана: Запишите
план урока:
1. Понятие операционной системы, назначение и виды. 2. Операционная система Windows, основные понятия. 3. Версии Windows. 4. Работа в операционной системы Windows. Перейдем к изучению первого вопроса
1. Понятие операционной системы.
Что такое программное обеспечение вы знаете, а что такое операционная система? Правильно, вы, верно, отразили суть понятия, давайте запишем определение ОС предложенное на сайте Википедии 1 . 1 8

Операционная система
, сокр.
ОС
(англ. operating system, OS) — комплекс управляющих и обрабатывающих программ, которые, с одной стороны, выступают как интерфейс между устройствами вычислительной системы и прикладными программами , а с другой стороны — предназначены для управления устройствами, управления вычислительными процессами , эффективного распределения вычислительных ресурсов между вычислительными процессами и организации надёжных вычислений. Это определение применимо к большинству современных операционных систем общего назначения.
2. ПОИСКОВО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Определив понятие операционной системы, следуя нашему плану, мы с вами, работая в группах, попробуем разобраться в понятии операционной системе Windows, версиях, основных понятиях и командах. Для каждой группы предложен
кейс материалов
по определенной части плана (опорный конспект, интернет источники, электронный учебник «Программное обеспечение вычислительной техники» и учебное пособие «Информационные технологии в профессиональной деятельности»). Заполнив выданный вам шаблон конспекта, вы сможете определить понятие операционной системы Windows, версиях, основных понятиях и командах. Каждая группа готовит один контрольный вопрос по своей части материала. Затем группа представляет результаты своей работы остальным, а они должны по ходу вашего выступления заполнить шаблоны, и ответить на вопросы. Студенты готовятся на протяжении 20 минут и представляют результаты своей работы.
3. РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Подведем ряд итогов, чтобы определить, как вы усвоили материал. Как вы, будущие специалисты, реализуя, профессиональные компетенции, можете работать в операционной системе Windows. Мы должны знать: 1. Понятие операционной системы, назначение и виды. 2. Операционная система Windows, основные понятия. 3. Версии Windows. 4. Работа в операционной системы Windows. Таким образом, наша «Пирамида знаний», дополниться следующими понятиями: Операционная системы Windows. Домашним заданием будет выучить составленный конспект урока по теме «Операционная система Windows». Готовясь, подумаете, что вы спросите у меня на следующем уроке. Чтобы проверить уровень освоения темы каждым из вас, и выявить затруднения я даю вам тестовое задание. 9
Вопросы теста представлены на слайдах, преподаватель зачитывает каждый вопрос и варианты ответа.
Каждый студент получает шаблон для заполнения ответов:

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответы

ТЕСТ ПО ТЕМЕ « ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА WINDOWS»
Внимательно прослушайте и прочитайте вопросы теста, ответы занесите в таблицу.
Вопросы (может быть несколько вариантов ответа):
1. Система хранения файлов и организации каталогов называется… а) операционная система б) интерфейс в) файловая система г) драйвер 2. Программы, которые обеспечивают управление работой внешних устройств ПК и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяют производить настройку некоторых параметров устройств, называются… а) операционные системы б) утилиты в) драйверы г) BIOS 3. Какие программы из перечисленных не относятся к системному программному обеспечению? а) операционная система б) коммуникационные программы в) драйверы устройств г) мультимедиа-приложения 4. Рабочая область экрана, на которой отображаются окна называется… а) рабочим столом б) окном приложения в) панелью задач г) панелью управления 5. Для управления файлами и папками в ОС Windows можно использовать а) программу проводник б) панель задач в) панель управления г) меню кнопки «Пуск» 6. Список команд, вызываемых пользователем щелком правой кнопкой мыши на пиктограмме объекта называется а) контекстным меню б) панелью инструментов в) каскадным меню г) текущим меню 10
7. Ярлык в ОС Windows это а) контейнер для программ и файлов б) кнопка для переключения между запушенными программами в) ссылка (указатель) на любой объект, доступный на компьютере или в сети г) рабочая область экрана для отображения окон 8. Окно документа в ОС Windows содержит: а) Строку заголовка б) Полосу прокрутки в) Панели инструментов г) Ярлыки папок, программ, документов 9. Копирование и перемещение файлов и папок можно выполнить а) При помощи команд контекстного меню б) Кнопками панелью инструментов в) Пунктов меню Файл г) Окна Поиск 10. Удаленные файлы и папки можно восстановить. Верно ли это утверждение? а) восстановить невозможно б) восстановить возможно, если не выполнялась процедура очистки корзины в) восстановить возможно, если компьютер не был отключен г) восстановить можно в любой момент
Далее студенты самостоятельно проверяют себя на основании

эталонов ответов выведенных на слайд и выставляют себе оценки на

основе критериев оценки.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
:
Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответы

в

в

г

а

а

а

в

а б в

а б

б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

5 (отлично) –
правильные ответы на все 10 вопросов;
4 (хорошо) –
допущены две ошибки;
3 (удовлетворительно) –
допущены три-четыре ошибки;
2 (неудовлетворительно) –
допущены пять и более ошибок . Спасибо всем большое за урок, мы сегодня очень продуктивно поработали. Окончательные оценки за тест будут сообщены на следующем занятии после проверки. 11

4.РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП:

1 ГРУППА. Понятие операционной системы, назначение и виды.
Рассмотреть вопросы: 1.Назначение операционной системы. 2. Виды операционной системы. 3. Основные компоненты операционной системы.
2 ГРУППА. Операционная система Windows, основные понятия.
Рассмотреть вопросы: 1. Определение операционной системы Windows. 2. Основные понятия: рабочий стол, панель задач, Пуск, окна, панель инструментов, ярлыки и значки.
3 ГРУППА. Версии Windows.
Составить таблицу хронологии версий операционной системы Windows.
4 ГРУППА. Работа в операционной системы Windows.
Заполнить таблицу способами работы в операционной системе Windows:
Способы

Создание

Копирование

Удаление

Переименование

Открытие

1
Ctrl+N Ctrl+C Ctrl+V Delete F2 Enter
2

3

4

5

5. САМОАНАЛИЗ УРОКА
Мною был проведен урок по теме «Операционная система Windows» в группе МО-21-12.
Цель урока
: познакомить студентов с определением операционной системы, сформировать знания об операционной системе Windows, способствовать овладению знаниями о работе в операционной системе Windows. Данная тема способствует формированию таких общих компетенций как: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Студентам было необходимо организовать работу в группах, проработать кейс материалов, сделать выводы и сформулировать правильные ответы на вопросы. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Для решения учебной задачи на столе каждой группы находился ноутбук с подключением к сети Интернет, что позволило при подготовке использовать интернет ресурсы и электронный учебник. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 12
Формирование данной компетенции осуществлялось за счет работы в группе, что позволило обеспечить взаимодействие для принятия решений и создание корпоративного духа. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. В каждой группе были распределены обязанности – назначен капитан, представляющий результаты работы, одни изучали опорные конспекты и учебники, другие работали с электронными ресурсами. На основе требований к современному уроку я применяла: 
целеполагание
- выведение целей и задач урока вместе со студентами на основании комплекса вопросов. 
групповую работу
- группа студентов МО-21-12 отличается слабой посещаемостью, активностью и инициативностью, поэтому наиболее приемлемой для них формой работы является именно работа в группах, и на уроках я стараюсь применять ее как можно чаще. Когда ребята работают в команде, они чувствуют поддержку других и становятся более раскованными, активными, с интересом обсуждают поставленные задачи. Так же результативность в этой форме работы дает дух соперничества. 
интерактивные методы
(проблемно-диалоговый, кейс-метод). В рамках реализации ФГОС 3+ поколения урок должен быть разделен на этапы, и каждый этап имеет свою цель:
Этапы урока:
ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЦЕЛЬ: актуализация знаний, постановка цели урока и мотивация учебной деятельности. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕЛЬ: получение знаний по теме, обобщение и систематизация понятий. Большую часть знаний студенты получили самостоятельно, по средствам работы в группах. Этот этап позволил реализовать деятельностный подход в обучении. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЦЕЛЬ: подведение итогов, воспроизведение и коррекция опорных знаний; тестирование учащихся, выявление пробелов. Считаю удачной выбранную структуру урока, так как в начале урока студентам легко дается концентрация внимания, затем, когда внимание начинает рассеиваться, им предлагается другой вид деятельности – самостоятельная работа в группах, затем прослушивание выступлений и решение итогового теста. Постоянно идет смена учебной деятельности. В этом заключается логическая связь между этапами урока, а также поддерживается высокая работоспособность студентов. Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось настроить студентов на работу, установить необходимый контакт с учащимися, характерный для учёбы микроклимат в группе. Во время беседы я дала возможность студентам 13
высказать свое мнение. Спорные высказывания старалась не опровергать, а предлагать студентам провести обсуждение. Учащиеся активно и с воодушевлением работали на всех этапах урока. На вопросы студенты, хотя и не всегда правильно, но пытались отвечать, при использовании вспомогательных наводящих вопросов быстро исправляли свой ответ. Учащиеся в ходе урока проявили умения выделять главное, строить логические цепочки действий, сразу смогли применить полученные знания к различным ситуациям. Большинство учащихся имеют навыки самоконтроля, выражают самостоятельность суждений и глубину имеющихся знаний. В ходе урока студенты группы МО-21-12 старались оказать помощь друг другу, внимательно выслушивали ответ товарища, не перебивали преподавателя. На уроке использовались опорные конспекты, раздаточный материал, что экономит время и приучает студентов к самостоятельной работе. Проведение данного урока позволило осуществить межпредметные связи с такими дисциплинами как «Информатика и ИКТ».
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная
1. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. — СПб.: Издательство «Питер», 2-е изд. 2009. 2. Таненбаум Э. Современные операционные системы. - СПб.: Питер, 3-е изд.2010. 3. Мартемьянов Ю.Ф. Операционные системы. Концепции построения и обеспечения безопасности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мартемьянов Ю.Ф., Яковлев Ал.В., Яковлев Ан.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Горячая линия - Телеком, 2011.— 332 c.— Режим доступа:.— ЭБС «IPRbooks» 4. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 384с. 14