"Лоскутное одеяло"

Автор: Гнездова Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ШПИ
Населённый пункт: г.Чкаловск Нижегородской обл.
Наименование материала: проект по технологии
Тема: "Лоскутное одеяло"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сицкая средняя общеобразовательная школа Чкаловского района Нижегородской области ПРОЕКТ Предмет: Технология Раздел: Технология изготовление изделий из лоскутов. Тема: «Лоскутное одеяло». Выполнила: ученица 8 класса Зеленова Ольга Александровна Руководитель: Гнездова Ольга Александровна с. Сицкое 2014г.
Цель.

Совершенствование навыков лоскутного шитья при создании более сложного изделия.
Задачи проекта.
 Спроектировать и изготовить изделие в технике лоскутного шитья  Изучить правила подбора и сочетания цветов  Освоить новые способы и технологии обработки и сшивания текстиля
Источник идеи.
Мотив моего будущего изделия возник у меня при просмотре копилки идей. Мне очень понравился мозаичный узор «кленовый лист» на одной из иллюстраций. Берёза и клён – на мой взгляд, самые красивые деревья средней полосы, они как символ России. Кленовый лист по форме необычный и сложный, а осенью – самый яркий и красочный. Итак, мотив моего изделия – кленовый лист.
Выбор изделия.

Обоснование выбора.
На мой взгляд, выбранный мозаичный узор лучше всего подходит для изготовления одеяла. Панно и покрывало требуют другого построения композиции, центрального мотива. Это пока для меня сложно. Мне очень хочется попробовать свои силы и сшить одеяло. За большое одеяло я пока взяться не решаюсь, тем более это требует наличия большого количества лоскута. По совету мамы я решила взяться за изготовление детского одеяла. изделие с мотивом "кленовый лист" Покрывало Подушка Детское одеяло Детское одеяло Большое одеяло Большое одеяло Панно Панно

Дизайн – спецификация.

Разработка выбранной идеи.
Разработка эскиза узора «Кленовый лист». детское одеяло детское одеяло размер стандартн ого детского одеяла 110х110 размер стандартн ого детского одеяла 110х110 из ситца и хлопка из ситца и хлопка гармоничн ой цветовой гаммы гармоничн ой цветовой гаммы задняя сторона гармониру ет по цвету с лицевой задняя сторона гармониру ет по цвету с лицевой аккуратно е и качествен ное в исполнени и аккуратно е и качествен ное в исполнени и вызывать чувство комфорта вызывать чувство комфорта простёган ное синтепоно м, тёплое и лёгкое простёган ное синтепоно м, тёплое и лёгкое



Организация (подготовка) рабочего места.
o Когда рабочее место организовано правильно и удобно, то работа спорится, а вещи получаются интересней. o Необходимые инструменты лучше всего сложить в коробку возле себя. o Свет на рабочий стол должен падать с левой стороны. o Рядом с рабочим столом располагают гладильную доску и утюг на подставке, так как вам постоянно придется разглаживать швы, чтобы изделие получилось аккурат- ным. o Иголки и булавки, после их пользования, втыкайте в игольницу.
Правила безопасности труда при работе на швейной машине.
1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны. 2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд. 3. Стул должен стоять против иглы машины. 4. Расстояние между работающим и столом должно составлять 10- 15 см. 5. Руки во время работы должны лежать на платформе машины. 6. Волосы спрятать под косынку. 7.Перед работой проверить исправность шнура. 8. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины. 9.При включении и выключении электродвигателя машины в электрическую сеть браться только за корпус вилки шнура. 10.Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков. 11.Заправляя нитку в машинную иглу, не держать ноги на педали. 12. Нельзя пускать машину в ход без подложенного под нажимную лапку материала, в противном случае зубцы двигателя материала и поверхность лапки будут портиться. 13. После окончания шитья необходимо подкладывать под лапку материал.

Технологическая последовательность.
Для того, чтобы получить квадрат с узором «кленовый лист», необходимо выкроить:  один квадрат 10+10 см,  три квадрата 5+5 см,  четыре равнобедренных треугольника со стороной 5см (размеры без припусков на швы). № Наименование операции Изображение Последовательность выполнения 1. Изготовление шаблонов. На тонком картоне вычертить шаблоны по размерам, добавляя припуски на швы по 0,6 см с каждой стороны. Шаблоны вырезать. 2. Раскрой деталей. Из ткани разной расцветки выкроить комплекты деталей элемента «кленовый лист» Вырезанные детали разложить на столе в произвольном расположении цветов. Затем, меняя местами лоскутки, выбрать наилучшее сочетание. 3. Сборка блока. При сборке одного блока сначала необходимо стачать два треугольника на расстоянии 0,6 см, один из ткани данного блока, второй из ткани соседнего блока. Швы разутюжить. Маленький квадрат стачать с квадратом из треугольников, подбирая по рисунку. Шов разутюжить. К большому квадрату притачать деталь из двух квадратов. Шов разутюжить.
К квадрату из треугольников притачать два маленьких квадрата с разных сторон, подбирая по рисунку. Швы разутюжить. К большому квадрату притачать деталь, состоящую из трех квадратов. Шов разутюжить. 4. Сборка полос. Готовые блоки разложить на столе, подбирая по рисунку. В горизонтальном направлении блоки стачать между собой на расстоянии 0,6 см. Швы разутюжить. 5. Сборка полотна. Готовые полосы стачать между собой, на расстоянии 0,6 см, совмещая швы. Швы разутюжить. 6. Выкраивание беек. Выкроить бейки: 2 полоски длиной 107 см и 2 полоски длиной 116см, каждая шириной 12 см. Отрезать полоску синтепона соответствующей длины и шириной 10 см. 7. Заготовка беек. Полоски ткани сложить вдоль пополам, вкладывая вовнутрь синтепон и прострочить на 0,7 см от края. На длинных полосках сначала затачать углы. 8. Обработка края одеяла. Короткие бейки приметать к лоскутному полотну с разных сторон и притачать на расстоянии 1 см. Длинные бейки также приметать и притачать к к свободным сторонам полотна.
9. Сборка одеяла. Разложить на столе изнаночную ткань, на неё положить синтепон и лоскутное полотно лицевой стороной вверх. Расправить каждый слой, разгладить руками все складки и заломы. Скрепить булавками все три слоя, а затем проложить наметочные стежки рядом с контуром будущей стежки. Подрезать излишки синтепона и подкладочной ткани. Припуск подкладочной ткани подвернуть и наметать ко шву притачивания беек. Подкладку притачать по всему периметру одеяла в шов притачивания беек. 10. Стежка одеяла. Стежку выполнять на швейной машине по контуру листа, т.к. это создаст дополнительный декоративный эффект. 11. Окончательная отделка изделия. Удалить нитки сметывания. Отутюжить одеяло с двух сторон.
Экологическое обоснование.
Для лоскутных изделий лучше всего использовать ткани натурального происхождения: хлопчатобумажные, льняные. Эти ткани обладают высокими гигиеническими свойствами: они хорошо пропускают воздух, впитывают влагу; также они очень прочные, легко стираются, гладятся, красивы и удобны при эксплуатации. Это необходимые требования, предъявляемые при изготовлении лоскутного одеяла.
Экономический расчет.
1. Лоскут, обрезки ткани – были в наличии. 2. Ткань тик – 1,1 м по цене 120 руб. на сумму 132 руб. 3. Синтепон – 1,1м по цене 75 руб. на сумму 82.50 руб. 4. Нитки 2 кат. по цене 10 руб. на сумму 20 руб. Итого: 234.50 руб.
Плата за электроэнергию и коммунальные услуги не учитывались, так как изделие изготавливалось и дома, и в школьной мастерской. Себестоимость моего одеяла составила 234 рубля 50 копеек. При расчете себестоимости я не учитывала стоимость своего труда. Не смотря на то, что работа трудоемкая, она экономически выгодна.
Самооценка.
При работе над проектом я научилась:  стегать лоскутное полотно машинным способом  подбирать блоки по рисунку Я совершенствовала следующие навыки:  аккуратного шитья на швейной машинке (стачные швы)  качественной утюжки  смётывания многослойного полотна Я узнала много нового:  об истории лоскутного шитья  о правилах подбора цвета Главная цель проекта – совершенствование навыков лоскутного шитья – достигнута! Одеяло получилось таким, каким я и задумывала. Самым сложным для меня был этап соединения полос. Цветовая гамма одеяла зависела от наличия лоскута, не весь имеющийся лоскут подошёл по тону, и некоторые блоки остались не использованными. Я использую их для других изделий. В нашей семье нет маленьких детей, но я нашла применение одеяла для интерьера своей комнаты: оно прекрасно смотрится в кресле в качестве мягкой накидки, а также на моей кровати поверх большого покрывала, как дополнительное украшение. Если дополнить работу подушками разной величины, получится комплект для украшения любого спального места. Теперь я могу взяться за изготовление большого одеяла или панно. Буду искать идеи для вдохновения!
Реклама.
Современная мода все чаще и чаще обращается за вдохновением к народным промыслам, и выполненные в технике пэчворк наряды и аксессуары нередко появляются на показах самых знаменитых дизайнеров. Проявите фантазию и попробуйте поэкспериментировать не только с цветом и фактурой, но и соединять различные элементы – треугольники, квадраты, многоугольники или даже художественные изображения. Изделие, выполненное в лоскутной технике, станет изюминкой любого интерьера, а также очень понравится маленьким детям, которые обычно предпочитают все яркое и пестрое. Кусочки ткани, как кусочки тепла пусть поселятся в вашей душе! Если в вашем доме есть вещи в лоскутной технике вам уже никогда не будет одиноко, и никогда жизнь не покажется вам пустой и бесполезной. Ах, какое одеяло!
Лоскуточек к лоскутку, Уголочек к уголку! Непростое одеяло: Развернём его, и... Ах! Всё в цветастых лоскутках! Разлетелись лоскутки, Точно листья и цветы. Вот увидишь, много лет Сохранит тебя от бед Одеяло пёстрое, Мной с любовью создано!
Литература.
1. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. – М., Культура и традиции, 1997. 2. Каминская Е. А. Лоскутное шитьё для начинающих. – Ростов н/Д : Владис, 2010. 3. Максимова М.В. Лоскутики. – М., ЭКСМО – Пресс, 1998. 4. Муханова И.Ю. Лоскутное шитье. – М.ЗАО «МИЧ», 1998.
Приложение 1.

Исследование «История промысла. Интересные факты»

Притча о лоскутном шитье.
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
Взгляд в прошлое.
Лоскутная мозаика известна очень давно. Её применяли вместе с другими технологиями шитья, когда создавали одежду и предметы интерьера из ткани. Были найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад. Однако лоскутная техника как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства начала развиваться в Англии в первой половине XVIII века.
Лоскутное шитье в России.
Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном понимании этих слов,
сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутков, отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались, все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного ткали дорожки, шили махровые коврики-половички. Поскольку «мелкоте» - так на Руси называли мальчиков и девочек до шести – восьми лет – новой одежды не полагалось, то русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых маленьких. Да и одежде для более взрослых детей шили преимущественно из старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже богатых. Сейчас это может показаться странным, но если учесть, что вся одежда состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то становится понятным, почему вещи, послужившие одному поколению, не только не выбрасывались, но и могли пригодиться детям и внукам. Следует сказать, что до XVIII века одежда на Руси была в основном домотканой, то есть изготавливалась из полотна, сотканного на ткацком стане, который был почти в каждой избе. Долгая и трудоемкая работа от выращивания льна до производства ткани не позволяла расточительно относиться к сотканному полотну. Поэтому сам крой народной одежды и приемы ее шитья предполагали безотходное использование материала. Все это давало бережливому и расчетливому крестьянскому уму толчок к лоскутному творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых вещей. Однако с появлением первых фабричных ситцев в XVIII веке и значительным их удешевлением в XIX веке, а также благодаря изобретению швейной машины появились новые возможности для развития и существенного обогащения лоскутной традиции. Дешевые, практичные, красочные ситцы охотно использовались не только в крестьянских, но и в городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков ситцев – лоскутные одеяла. В XX веке, во времена кризисов, падения производства и войн лоскутное шитье помогало многим людям выжить, сохраняя семейный бюджет и обеспечивая самым необходимым. В послевоенное время традиции лоскутного шитья отошли на второй план, уступая место промышленному производству одежды и предметов украшения быта. Продолжали заниматься лоскутным шитьем лишь редкие энтузиасты – художники в городах, да в деревнях по старинке продолжали шить лоскутные одеяла и плести разноцветные половички. Однако в семидесятые годы музеи России начинают собирать и изучать лоскутное шитье как вид современного искусства. С этого времени появляется и постепенно растет интерес к этому виду художественного творчества. Сейчас лоскутным шитьем занимаются самодеятельные мастера и художники- профессионалы. Они увлеченно трудятся над созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии тканей разных фактур. Во многих городах России образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи, фестивали, совместные акции, реализуются международные проекты. Сейчас, когда лоскутное шитье получает второе рождение, многие страны борются за приоритеты в этой сфере человеческой деятельности. Но, наверное, правильнее будет сказать, что лоскутное шитье интернационально, то есть принадлежит всему миру. И действительно, этот наиболее доступный способ художественного самовыражения служит языком общения людей разных национальностей, вероисповедания. Что такое "печворк"? "Patch" в переводе с английского означает лоскут или заплата. Соответственно, "пэчворк" – шитье из лоскутов.
Пэчворк
– один из самых сложных и необычных видов рукоделия. Лоскутная техника требует мастерства, чувства цвета и композиции, художественного чутья.
Пэчворк, или лоскутная техника, был хорошо известен еще нашим прапрабабушкам. Такая техника не только позволяла с пользой перерабатывать старую одежду, но и спасала в трудные времена. Из маленьких обрезков ткани и ношеных вещей шили одеяла, коврики и новую одежду. Народный промысел был надолго забыт, но снова вернулся и не только как хобби. Приложение №2
Исследование «Правила подбора и сочетания цвета».
1. Подбирать лоскутки для изделия желательно при дневном свете. 2. Удачно сочетаются пёстрая и однотонная ткани, когда в пёстрой присутствует цвет однотонный. 3. Ткани одного и того же цвета, но разных оттенков по теплоте / холодности не следует располагать рядом, если это не витражная техника, где они отделены друг от друга чёрной полоской. 4. Холодные цвета меньше бросаются в глаза, а тёплые кричат о себе. Чтобы достичь гармонии, холодных оттенков в композиции должно быть больше, чем тёплых. 5. Небольшое количество тёмных тканей делает изделие более эффективным, чем большое количество светлых. 6. Если цвет выбранных лоскутков выглядит тускло, введите немного чёрного, белого или жёлтого цвета, а чтобы смягчить контраст, можно ввести серый цвет. 7. Цвет обычно объединяет тему. Поэтому нужно сбалансировать в изделии ткани с крупным рисунком, мелким и гладко окрашенные, однотонные ткани. При этом нужно учесть, что на расстоянии мелкий рисунок смотрится так - же, как однотонный. 8. Чёрные и белые цвета взаимодействуют рядом с другими цветами по-разному. Чёрная окантовка делает цвет глубже, насыщенней, белый-немного смягчая его, делая более нарядным. 9. Декоративной и образной делает работу применение тканей в клеточку, горошек, полоску. Они придают своеобразие, оживляют изделие, но при раскрое и смётывание обращайте внимание на совмещение клеток и прямолинейность полосок. 10. При раскрое тканей с направленным рисунком его нужно тщательно подогнать. Эти ткани хорошо смотрятся в кайме. 11. При обрамлении старайтесь яркую кайму не делать широкой, чтобы не "убить" основной цветовой узор. Приложение №3
Полезные советы
 Свои первые изделия начинающим лучше всего создавать из ситца. Эта ткань лег- ко шьётся и гладится. Да и пёстрый рисунок лучше скроет мелкие огрехи.  Не используйте для подкладки изделия старую ткань. Задняя часть вашей работы также должна иметь своё «лицо». Для задней стороны одеяла выбирайте ткань, гармонирующую по цвету с его лицевой стороной.  Заглаживайте припуски на сторону тёмной детали. Сквозь светлую ткань они вид- ны, что приводит к образованию дополнительного, обычно нежелательного, ри- сунка.  Прежде чем приступить к раскрою, нужно точно определить размер будущего из- делия. От размера изделия будет зависеть размер блока. В свою очередь, от разме- ра блока зависит ширина и количество полос в нём. Помните: чем более узкие по- лосы вы используете, тем красивее будет ваша работа, эффектнее игра цвета в ней.

Приложение №4

Необходимые материалы и инструменты для работы.
 Ножницы портновские с острыми концами для разрезание ткани.  Маленькие ножницы пригодятся для обрезание нитей или распарывания швов.  Иголки, разные по длине и толщине. Иглы выбирайте из прочной каленой стали с острыми кончиками.  Нитки белые, цветные и бесцветные. Кстати, от качества ниток зависит аккурат- ность и прочность моего изделия, поэтому желательно использовать только новые и качественные нитки, без узелков и утолщений.  Для разметки вам понадобится линейка, угольник, транспортир, карандаши.  Булавки с плоской головкой, английские необходимы для соединения отдельных де- талей.  Для нанесения выкройки на ткань вам понадобится мелок портновский или остаток мыла с заострёнными краями, сантиметровая лента с крупными цифрами.  Напёрсток-важная вещь для рукодельницы, ведь некоторые этапы работы выполня- ются в ручную. Поэтому при выборе напёрстка обращают внимание на то, чтобы он был изготовлен из качественной стали, в противном случае он может доставить массу неудобств, из-за чего работа будет не в радость.