"Проектная и исследовательская деятельность обучающихся и педагогов"

Автор: Вдовина Наталья Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД Центр Творчества юных "Полёт"
Населённый пункт: село Большая Соснова Пермский край
Наименование материала: обобщение опыта по программе
Тема: "Проектная и исследовательская деятельность обучающихся и педагогов"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Наталья Васильевна Вдовина
Педагог дополнительного образования
Тема
:
«Проектная и исследовательская деятельность

обучающихся и педагогов».
Наблюдать умирание ремесел Все равно, что себя хоронить. А. Тарковский. Изменения, происходящие в России, на современном этапе обусловливают необходимость осмысления системы дополнительного образования детей, ее развития на новом этапе совершенствования профессиональной деятельности педагогов. Перед дополнительным образованием детей стоят задачи качественного обновления содержания: повышения уровня дополнительных образовательных услуг за счет разнообразия образовательных программ, удовлетворяющих потребности, интересы как каждого ребенка в отдельности, так и общества в целом. В наше время большое внимание уделяется изучению и возрождению народных промыслов и ремесел. Сегодня, как и во все времена, народное искусство играет важную роль в эстетическом формировании художественного вкуса человека, уважение к культурным вековым традициям. Включение детей в разные виды прикладного творчества (вышивание, плетение, вязание, лоскутная мозаика и др.) которые дополняют друг друга, способствуют расширению и углублению знаний, умений и навыков, дает больше возможностей для творческого развития личности ребенка. Именно здесь уместно говорить о совместной деятельности школы и дополнительного образования. Как учитель технологии я знаю, что на изучение предмета отпускается очень мало часов, и поэтому охватить большой объем работы в разных видах ДПИ просто невозможно. Вот здесь на « помощь» может прийти дополнительное образование. Традиционная система образования часто опирается на формальную модель, которую можно представить в виде формулы: ЗУН – Д. Для такой модели типичны групповые формы занятий. Современный подход дополнительного образования можно представить в виде другой формулы: Д – R – ЗУН + МОС, где Д—деятельность, заинтересовавшая обучающегося, ЗУН - знания, умения и навыки, которые осознанно осваивает обучающийся, МОС – мастерство, эмоционально – ценностные отношения обучающегося и его способности, обеспечивающие успех в заинтересовавшей его творческой деятельности. Концепция модернизации российского образования, национальный проект «Образование» предполагают ориентацию на
самостоятельную деятельность
учеников, их личную ответственность за создание собственного образовательного продукта, а также использование информационных технологий в обучении. Все это
возможно при
использовании метода проектов в образовательном и воспитательном

процесс,
как в школе, так и вдополнительном образовании. Программа в учреждениях дополнительного образования, создается педагогом для себя, для осмысленного проектирования собственной деятельности, для достижения определенной цели. Поэтому все образовательные программы дополнительного образования складываются в виде своеобразных авторских педагогических технологий развития личности, формирующих механизм ее самореализации через комплекс основных областей жизнедеятельности: познание, поведение, предметная деятельность, общение, эмоции, игра (как особый и самоценный вид деятельности, в котором человек переживает и осознает себя свободным). Актуальность моей программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывающий бережное и чуткое отношение к людям, труду и творчеству.
Программа содержит следующие блоки (модули):
 Художественная вышивка (техника изонить, ручная вышивка, вышивка бисером и стеклярусом)  Мастерская природы (флористика, работа с соломкой, берестой, рогозом)  Работа с бумагой (торцевание, квиллинг, оригами, айрис – фолдинг)  Работа с различными материалами (подготовка к выставкам по плану ЦТЮ «Полет», знакомство с календарными праздниками и обрядами Прикамья, изготовление игрушек – сувениров к праздникам).  Народные игры, забавы (Работу по модулям при необходимости можно межевать или менять местами) Программа разработана с учетом возрастной психологии детей и их интересов. Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, развить полученные знания и приобретенные навыки, анализировать и понимать целостность народной культуры. Технология проектного обучения – альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. В своей работе использую тематику, традиционную для русского народа: народный фольклор, народную поэзию, сказки, фразеологию, лексику русского языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, то есть духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Применяю как традиционные формы: занятия, беседы, практические занятия, так и нетрадиционные: занятия–экскурсии,
выполнение и защита творческих проектов
. Я уверена, ребенок еще в школе должен усвоить традиции культуры своего народа, связанные с историей славянского дома и семьи, особенностями обрядов и праздников, их художественных ремесел и промыслов, а также уметь применять все эти знания в дальнейшей жизни. Однако текст для сегодняшних детей, даже шедевр, - недостаточное условие для их интереса. Проектной деятельностью я занимаюсь в данном образовательном учреждении более 5 лет. Теоретические и практические навыки по проектированию были приобретены,
работая учителем технологии в школе. Первые проекты выполнялись в основном коллективно и не отражались не на бумаге, и не в электроном виде, сейчас же проекты фиксируются. Так как программа расчитана на четыре года обучения, то на первом и втором году применяется выполнение коллективных , групповых и индивидуальных творческих проектов по завершению работы над модулем программы в виде работы «по замыслу детей». На третьем году обучения дети выполняют функции, предусмотренные первому и второму году обучения, а также могут самостоятельно выбирать тему проекта по программе и оформлять его как учебный проект.
Четвертый год обучения предусматривает работу индивидуального

образовательного маршрута, поэтому обучающиеся могут работать как над

краткосрочным, долгосрочным, групповым проектом, монопроектом, социальные, а

так же учебные проекты.
Вот уже пятый год я поддерживаю связь со школой при выполнении учебных и социальных проектов. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. О сновные требования к проекту. 1. Необходимо наличие социально
значимой задачи (проблемы)
исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с
планирования действий
по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности –
поиск информации
, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является
продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе
презентации
своего продукта.
Таким образом, мы видим, что проект – это “пять П” : Проблема –

Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Под проектно-созидательными технологиями в системе дополнительного образования понимается педагогический процесс обучения, воспитания, развития школьников, который обеспечивает усвоение социокультурного опыта гармоничных отношений и взаимодействий человека с природой, другими людьми, обществом и самим собой, на основе которого развиваются индивидуальные качества. Именно проектно - исследовательскую деятельность и интеграцию можно широко использовать в совместной деятельности общего и дополнительного образования в интересах устойчивого развития учеников. Благодаря интеграции уроков и интеграции общего и дополнительного образования в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер, и учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Проектная деятельность дает возможность выйти за границы урока и представить изучаемую проблему «объемно», не только с позиций разных дисциплин, но с позиций этики и морали» Считаю, что проектный метод сегодня актуален не только в школе, но также востребован и необходим в дополнительном образовании, поэтому совместная деятельность общего и дополнительного образования необходима, т. к. они перекликаются, а главное дрполняют друг друга.