"Нравственность человека видна в его отношении к слову"

Автор: Лысенко Марина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Беловская СОШ
Населённый пункт: слобода Белая, Беловский район, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нравственность человека видна в его отношении к слову"
Дата публикации: 27.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Нравственность человека видна в его отношении к слову
Л.Н. Толстой На календаре ноябрь… Совсем немного – и будет перевернута последняя страничка 2015 года. Заканчивая год, невольно задумываешься о том, чем же он запомнился. Учитель русского языка и литературы, конечно же, скажет, что 2015 год – Год литературы, значит, было много задач, над решением которых следовало работать. Обучающимся Беловской школы он запомнится мероприятиями и конкурсами, где без любви к литературе не достигнешь высоких результатов, не получишь одобрения со стороны учителей. Следует отметить, что девчонки и мальчишки нашей школы стали активными участниками многих конкурсов различного уровня, направленных на привлечение внимания обучающихся к чтению и литературе: «Живая классика», «Родное слово», «Искусство слова» и др. Радует то, что многие дети не только читают, но и пробуют себя в роли начинающих писателей. Так, например, Черева Екатерина, участник Всероссийского конкурса «Какая мне нужна библиотека?», сочинила сказку «Чудный сон», в которой отразила свое видение мира литературы и желание современных детей читать. В деревне Изюм жила-была девочка Катя. У нее были две лучшие подруги, Маша и Настя. Маша – модница, а Настя – любитель художественной литературы. Девочки учились в 6 классе. В деревне, где жили подружки, находилась маленькая старая библиотека. В ней было очень мало книг. Закончился один из учебных дней, и к следующему уроку литературы задали много читать: повести А.С.Пушкина «Метель» и «Барышня-крестьянка». После уроков девочки отправились в библиотеку, но книг, которые им были нужны, там не оказалось. Катя вспомнила, как учительница на уроке говорила, что, если не прочтете эти произведения, не получите хорошие оценки в четверти. Она не шутит! В прошлой четверти Мухину Саше поставила двойку, потому что он не учил стихи, не читал и постоянно играл с Белкиным Сережкой в «Морской бой». Сережка-то выпутался из ситуации. Он от страха стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» за пять минут выучил. Катя очень испугалась. Что же делать? Интернет отключен. Ни в старой библиотеке, ни дома книги нет. Катя расплакалась, легла на кровать, уткнулась носом в подушку и задремала… Когда девочка открыла глаза, было ровно четыре часа дня. Катюшка сделала уроки и пошла на улицу, к подружкам. Маша, Настя и Катя решили пойти в парк. Вдалеке они увидели вывеску «МОДА». Маша побежала к вывеске, да и девочки бросились за ней. Помимо этой надписи подружки увидели различные рекламные вывески. Настя вслух стала читать: «Новая библиотека». Катя продолжила: «Улица Зеленая, дом …». Девчонки отправились на эту таинственную улицу. Подошли к дому №12. Это было маленькое двухэтажное здание с большой вывеской «Библиотека».
Когда девочки подошли к двери, она сама открылась. Они вошли – и дверь закрылась. Внутри здание оказалось гораздо больше, чем казалось снаружи. Везде стояла глубокая тишина. Лишь вдали, в глубине, раздавалась тихая спокойная мелодия. Девочки зашли в холл, оборудованный в старинном стиле. Стены голубого цвета, на потолке - большая хрустальная люстра, под ногами – серый паркет. На стенах висят старинные картины в золотых рамах. Впереди стоит скамейка на резных ножках, слева – старинная дверь с блестящей ручкой, а справа – обыкновенная железная дверь. Девочки вошли в комнату, которая находилась за железной дверью. Она тоже сама открылась тихонько и плавно закрылась. Везде стояли компьютеры, ноутбуки, планшеты. На окнах висели жалюзи. Стены окрашены желтым цветом, а на потолке висели лампы с ярким светом. Кругом стояли стеллажи с книгами. Настя села за компьютер. Около него лежала бумага с надписью «Как пользоваться компьютером». В углу комнаты девочки увидели надпись «Читальный зал». Маша сразу же побежала к нему. В зале стояли столы, а на столах лежали электронные книги. Потом девочки решили войти в другую комнату, находящуюся за старинной дверью. Катя подошла к двери. Вдруг почувствовался запах старых книг. Свет ослепил девочкам глаза. Появился туман. Они сделали шаг вперед, и туман стал рассеиваться. Перед школьницами появились силуэты людей. Теперь все было четко видно. Девочки замерли от удивления. Перед ними, за столом, сидели русские писатели с перьями и чернилами в руках, а возле стола стоял Александр Сергеевич Пушкин. В комнате было много стеллажей с книгами, и конца и края им не было видно. - Девочки,- послышался тихий робкий голос. - Ого-о-о! – сказала Маша. - Кать, а Кать, ущипни меня, - сказала Настя. - Девочки, извините, что перебиваю. Вы что-то хотели? – сказал А.С.Пушкин. - Да. Можно, пожалуйста, книгу, которую написали Вы: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», - сказала Катя. - О-о… Эта осень, Болдинская осень 1830 года. Я помню и люблю ее… Конечно, пройдите в следующий зал, - сказал Александр Сергеевич. Маша стояла, не моргая, не дыша и не шевелясь. Настя толкнула ее. Маша покачнулась и тихо сказала: - Сейчас… - Какое чудесное имя - Мария, - все время повторял Пушкин. Девочки прошли в следующий зал. Здесь все было так же, как и в том, где находились писатели, только посередине стояла трибуна. Девочки робко подошли к ней. Они увидели сенсорную панель, на которой нарисована таблица с надписями «Зарубежная литература», «Современная литература». Кате эта панель напомнила планшет. Она навела курсор на значок микрофона. - Что вам нужно? – послышался приятный голос. - Можно нам «Повести Белкина», - сказала Настя. - Конечно, конечно! Вдруг из стеллажа вылетела книга, а за ней еще две. Маша крикнула: - Спасибо! Книги в красивых синих обложках оказались в руках подружек. - Ну что ж, пойдем домой, - сказала Катя и почувствовала головокружение.
- Катя! Катя! Проснись! Мы опаздываем! - кричала мама. Катя открыла глаза и посмотрела вокруг. - Мама! Как? Это сон? Катя заплакала. - Дорогая, тебе что-то приснилось? - Но… - Мы опаздываем. Катя встала с постели, и взгляд ее привлекла книга в синей обложке, которая лежала на столе. Вот так и закончилось необычное путешествие Кати, Насти и Маши. Правда это или вымысел, судите сами. Да вот только по литературе девчонки в четверти получили пятерки. Также 2015 год отмечен большим количеством различных литературных событий. В частности, в их список включены мероприятия, связанные с юбилеями писателей. В стенах Беловской школы прошли внеклассные мероприятия, посвященные 125-летию со дня рождения Бориса Пастернака и 120-летию со дня рождения Сергея Есенина. Их организовали учителя русского языка и литературы Шевцова Г.В. и Подчалимова Р.А. Говоря о писателях-юбилярах, следует сказать, что и 28 ноября 2015 года останется памятен тем, что именно в этот день 100 лет назад родился Константин Симонов. Вряд ли найдется человек, который не знает знаменитого симоновского стихотворения «Жди меня». Оно волновало миллионы людей, казалось бы, в далеком 1941 году, и не оставляет равнодушным современного читателя. Призер муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений, Воробьева Екатерина, в конкурсной работе показала свое видение этого стихотворения. Здравствуйте, дорогие мои родители! Вы, я уверена в этом, очень удивитесь моему письму, потому что такой способ общения в настоящее время забыт. А я рада, что по велению судьбы оказалась в прекрасных, но диких местах нашей Родины, где нет ни Интернета, ни сотовой связи. Я дышу чистым воздухом, наслаждаюсь красотами природы и главное – много читаю. 2015 год решила посвятить чтению произведений о Великой Отечественной войне. Одновременно меня заинтересовала информация об их создании, отзывах людей, которым посчастливилось познакомиться с ними одними из первых. Мамочка и папочка, вы помните мое любимое стихотворение? Да, это произведение К.Симонова «Жди меня». Именно его я рассказывала вам зимними вечерами, когда для вас, мои дорогие, готовила свои детские концерты. До сих пор это стихотворение теребит мою душу, ведь «Жди меня…» — послание Симонова любимой женщине. Автор не полагал, что оно получит общественную огласку. Послание сурово, сдержанно. В нём нет нежных слов, признаний в любви. Но при этом ощущаешь всю силу чувств поэта. Об этом говорит его убеждённость, что она, любимая, умеет ждать,
“как никто другой”, а её преданность поможет ему всё преодолеть: «Не понять неждавшим, им,/Как среди огня/Ожиданием своим/Ты спасла меня.» Между любящими особенная близость, единение. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой… Мои родные, может быть, вам совсем не интересно, что я пишу, но таким образом я могу пообщаться с вами, поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами. В своём произведении Симонов выразил настроение людей, находящихся на фронте, их жён, любимых, близких. Чем труднее было на войне, тем больше солдаты тянулись к воспоминаниям о доме, о простых человеческих радостях, а дома беспокоились за своих. И вера в то, что всё завершится хорошо, нужна была и тем и другим. Вот почему так страстно звучат слова поэта: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. И этот неоднократно повторяющийся призыв звучит как мольба и приказ: ждать и надеяться, и ничто не должно поколебать эту веру — ни суровые природные явления, ни настроение окружающих. Даже когда самые близкие люди – мать и сын, друзья – устанут ждать, - жди! Любовь сильнее родственных и дружеских чувств.Мысль автора выражена лаконично и ёмко: “Только очень жди”, “Всем смертям назло”. Почему смертям? Она бывает одна, но применительно к фронту — верно. Смерть несли сокрушительный огонь артиллерии, миномётные и пулемётные обстрелы, жестокие бомбёжки авиации. Монолог стихотворения «Жди меня…» предельно открыт, мысль ясна от первой до последней строки: вопреки всему — надеяться и ждать! И фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество. Ясность слова, простота строя предложений, привлекательность мыслей стихотворения сделали его доступным и близким многочисленным читателям времён Отечественной войны. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу. Покорял динамизм монолога, который как бы проговаривался на одном дыхании. И сегодня «Жди меня…» продолжает волновать многих, и меня в том числе. В длительных и опасных командировках находятся наши военные, уходят надолго в море подводники и моряки, далеко уплывают на промысел рыбаки. Дома беспокойно ждут их возвращения. И симоновское стихотворение вселяет веру в счастливый исход неизбежных разлук. Мамочка и папочка, в завершении своего необычного письма хочу сказать, что поэзия была необходима людям в военные годы, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой. Надеюсь, что вы разделяете мое мнение и ждете моего скорого возвращения в родной дом, потому что каждая разлука обязательно должна заканчиваться счастливой встречей. Ждите меня, и я обязательно вернусь. С любовью ваша дочь Екатерина.
Радует, что художественная литература - мощный стимул самовоспитания, состоящий в умении помочь сердцу почувствовать, побудить разум мыслить, сделать человека соучастником беседы, - не чужда и нашим детям. Хочется надеяться, что слова, некогда сказанные Ф.И.Тютчевым, не станут пророческими, и современные школьники сохранят любовь к литературе: Теперь тебе не до стихов, О слово русское, родное. Созрела жатва, жнец готов, Настало время неземное… …О, в этом испытанье строгом, В последней, в роковой борьбе, Не измени же ты себе И оправдайся перед богом… Учитель русского языка и литературы Беловской СОШ Лысенко М.Н.