"Детская пионерская организация в делах и лицах"

Автор: Быковских Марина Анатольевна
Должность: вожатая
Учебное заведение: МКОУ "Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Жиронкина"
Населённый пункт: поселок Горшечное, Курская область
Наименование материала: Программа детской пионерской организации в образовательном учреждении
Тема: "Детская пионерская организация в делах и лицах"
Дата публикации: 10.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Горшеченская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и утверждено на заседании общего собрания детской пионерской организации от 16 сентября 2013 года Протокол № 1


ПРОГРАММА

деятельности детской пионерской организации

имени Зинаиды Михайловны

Туснолобовой-Марченко

Старшая вожатая:

Быковских М.А.

Заместитель директора

по воспитательной работе:

Тихонов А.П.

Пояснительная записка.

Проблема воспитания детей и молодёжи была актуальна всегда. Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно когда дело касается воспитания у молодёжи уважения к государству, без которого у любого государства нет будущего. Этого уважения можно добиться, создавая такие благоприятные условия, при которых подростки и молодёжь имели бы реальную практику социальных отношений. О поколении молодёжи, оставленной на произвол судьбы «вспомнили» только тогда, когда страну захлестнула волна преступности. Население резко «постарело», так как молодёжь стала гибнуть от наркотиков, СПИДа, алкоголизма, в результате преступных «разборок». Тогда и возник вопрос о новой молодёжной политике. Встал вопрос о сохранении генетического и интеллектуального фонда государства. Политики, наконец-то осознали, что те реформы, которые они претворяли в жизнь, поддерживать скоро станет некому. Молодёжь либо погибнет, либо будет не способна управлять страной. Возникла необходимость воспитать лидеров; людей способных стать профессионалами в своей области, а для этого создать молодёжные организации, движения, объединения, несущие «разумное, доброе, вечное». Именно детские общественные организации решают на практике такие важнейшие задачи, как удовлетворение интересов, потребностей детей; социальное становление личности ребёнка; защиту его прав и интересов, защиту в том числе, и от негативных влияний социальной среды. Через детскую организацию можно решить адаптацию юного поколения в обществе. В нашей области, а частности в нашем районе имеются возможности социально-экономического, образовательного, духовного, нравственного порядка для возрождения детского общественного движения в новом качестве. 2000-2001 годы определились, как годы становления и активизации детского общественного движения в
области, годы начала системной работы, годы кардинальных изменений после развала детского движения в середине 90-х годов. В Курской области период становления детского общественного движения начинался в ряде районах области, сельских школах, где сохранились и поддерживались лучшие традиции пионерской организации.
Содержание программы:
В 2001 году в МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа» была создана детская пионерская
организация имени З.М. Туснолобовой-Марченко. В пионерской организации возникли и получили свое развитие многие формы и методы работы, используемые сегодня нашей школой.
Целью программы деятельности
детской пионерской организации имени З.М. Туснолобовой-Марченко является формирование гражданственности и патриотизма, готовности раскрыть и применить свои способности на пользу себе, своей семье, другим людям, Родине.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- развитие активной жизненной позиции ребенка; - воспитание уважительного отношения к боевым подвигам своих земляков через изучение боевой истории; - раскрытие творческих способностей у детей и подростков; - воспитание культуры общения; - воспитание чувства милосердия и сострадания, помощь ветеранам, вдовам погибших на войне, забота и оказание посильной помощи пенсионерам, инвалидам, детям сиротам, малообеспеченным семьям; - забота об улучшении окружающей среды, стремление быть лучше, интереснее, сильнее, реализовать познавательные и личностные интересы через изучение культуры своей «малой и большой Родины» средствами краеведения и экологии. Наша детская пионерская организация имеет свои традиции, свой девиз, свой гимн, свою атрибутику, что отличает от других детских организаций. Каждый пионер нашей организации обязан действовать на основе данного им торжественного обещания пионера. Следуя законам пионеров, пионерским обычаям и традициям, каждый пионер должен ответственно относиться к выполнению возложенных на него организацией пионерских поручений, заботится об укреплении авторитета организации, проявлять уважение и оказывать помощь товарищам.
Сегодня ДПО имени З.М. Туснолобовой – Марченко насчитывает
213 пионеров
и
11 пионерских отрядов.
Каждый год 19 мая, в День рождения детских пионерских организаций, на площади у памятника В.И. Ленину – наша организация пополняется новыми пионерами. Детская пионерская организация имени З.М. Туснолобовой- Марченко ведет работу по нескольким направлениям: «Милосердие», «Непоседы», «За здоровый образ жизни», «Память», «Свой голос», «Учеба и мы», «Живи, земля», «Мир красотою славится», «Сотрудничество».
1.

Направление «Милосердие»:
-помощь одиноким людям, проживающим в поселке по уборке жилья, двора, посильная помощь в работе на огороде, изготовление подарков своими руками. Обязательное дело тимуровцев – поздравление подшефных с праздниками и регулярное посещение. - выявление в школе морально или материально неблагополучные семьи, где дети нуждаются в повышенном внимании со стороны государства и общества и дарить им праздники (поздравлять с Днем рождения, приглашать на праздники, походы, экскурсии). Но самое главное привлечь этих детей к участию в творческих делах, к развитию своих способностей в кружках.
2
.
Направление «Непоседы»:
- участие в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах, мероприятиях, акциях; - организация выставок, бесед, концертов, фестивалей в школе; - организация игр коллективного знакомства и общения, игр-тренингов, игр-эстафет, комнатных и уличных игр для детей.
3. Направление «За здоровый образ жизни»:
Данное направление подразумевает стимулирование здорового образа жизни вожатого и детей в ДПО с помощью организации различных соревнований, спортивных эстафет, спортивных игр и изучения науки о здоровье и о здоровом образе жизни. Традиционно каждый учебный год начинается с общешкольного легкоатлетического
кросса. Затем в течении года пионеры дружины принимают активное участие в различных спортивных соревнованиях разных уровней и направленности. Такие как: школьная эстафета «Маршрут здоровья»; обязательная физкульт-минутка на уроках; школьные «Веселые старты»; школьные «Силовые игры»; школьные соревнования по пионерболу среди пионерских отрядов; школьные, районные и областные соревнования по минифутболу; районные и областные соревнования по легкой атлетике; школьные, районные и областные соревнования по баскетболу, волейболу. С 2012 года в нашей школе действует агитбригада, пропагандирующая здоровый образ жизни, которая показывает интересное выступление о вреде наркотиков и вредных привычек. Но самым любимым видом спортивной деятельности является военно- спортивная игра «Зарница».
4. Направление «Память»:
Данное направление предусматривает создание условий для развития у детей и подростков лучших качеств патриота России, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и богатейшей культуры страны. Для этого емкого и важного направления я разработала специальную программу патриотического воспитания подростков в условиях деятельности ДПО имени З.М. Туснолобовой-Марченко. Программа представляет собой комплекс проектов, акций, творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания детей и подростков в условиях деятельности общественных объединений. Данная программа позволит изучить историю родного края, особенности быта, занятий, культуры народа; развивать у детей и подростков стремление к активному образу жизни, на основе изучения истории семей учащихся содействовать укреплению связи поколений в
семьях, развитию чувства гордости, ответственности и долга за судьбу семьи, края, Родины.
5. Направление «Учеба и мы»:
- рейды по проверке успеваемости в пионерских отрядах; - собрания ответственных за учебу в отрядах дружины; - участие в школьных, районных и областных олимпиадах; - участие в предметных неделях; - поддержка и оказание помощи часто болеющим детям.
6. Направление «Свой голос»:
- рейды по проверке классных пионерских уголков; - регулярный выпуск общешкольной тематической газеты; - оформление пионерского стенда «Калейдоскоп пионерских дел»; - выпуск объявлений, приглашений, поздравительных открыток; - оформление выставок, конкурсов, актового зала.
7. Направление «Живи земля»:
Формирование отношения детей к природе, обогащение опыта общения с природой посредством экскурсий и походов, развитие природной сущности и бережного отношения. - акция-эстафета «Мусору – вторую жизнь!»; - акция «Нужный фантик»; - уход за учебно-опытным пришкольным участком, выращивание овощей, фруктов; - оформление цветочных клумб, сбор семян осенью; - уход за саженцами на Аллее Славы; - конкурс рисунков «Мир знаний»; - участие в мероприятиях, направленных на сохранение экологической безопасности; - уход за комнатными растениями.


8. Направление «Мир красотою славится»:

Приобщение детей к культуре как к высокому средству воспитания и развития взрослеющего человека, знакомство с этикетом и культурой поведения в школе. - рейдыпо проверке посещаемости кружков; - рейд по проверке эстетичного вида классных комнат; - общешкольные выставки учащихся, посещающих кружки; - участие в школьных, районных и областных выставках; - участие в районных и областных конкурсах и выставках творческих работ учащихся;
9. Направление «Сотрудничество»:
- сотрудничество с МУК «Горшеченский районный Дом творчества»; - сотрудничество с районным краеведческим музеем; - сотрудничество с МКУК «Детская школа искусств»; - сотрудничество с медицинскими работниками; - сотрудничество с районным советом ветеранов; - сотрудничество с другими школами района; - сотрудничество с МКОУ ДОД «Горшеченский районный Дом детского творчества»; - сотрудничество с отделом по делам молодежи Горшеченского района; - сотрудничество с детской комнатой полиции и инспектором ГИБДД «Касторенский» по предупреждению правил нарушения на дороге Е.В. Хмелевской; - сотрудничество с детской и центральной библиотеками;

Структура самоуправления.
В пионерской организации имени З.М. Туснолобовой-Марченко существует совет дружины. В состав совета дружины входят 10 учащихся. Заседания совета дружины проводятся каждую среду, оформляется протокол, выносится решение. Вожатая, совместно с советом дружины разрабатывает план мероприятий. У каждого члена совета дружины свой план работы по направлению, за которое он отвечает. Состав совета дружины избирается каждый учебный год в конце мая на заседании общего собрания обучающихся 5 – 9 классов путем общего голосования. В состав совета дружины входят: - председатель совета дружины; - заместитель председателя совета дружины, секретарь; -ответственный за культурно-массовую работу и направление «Непоседы»; - ответственный за тимуровскую работу и направление «Милосердие»; - ответственный за спортивную работу и направление «За здоровый образ жизни»; - ответственный за сектор печати и направление «Свой голос»; - ответственный за учебную деятельность и направление «Учеба и мы»; - ответственный за военно-патриотическое направление «Память»; - ответственный за экологическую работу в отрядах и направление «Живи земля»; - ответственный за эстетическое направление «Мир красотой славится». За направление «Сотрудничество» отвечает старшая вожатая. Все члены совета дружины обязаны, учится на «4» и «5», быть ответственными, активными, инициативными и вести работу согласно программе и уставу детской пионерской организации имени З.М. Туснолобовой-Марченко МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа».

Принципы программы:
-
принцип Гуманизации
- главная цель деятельности организации – развитие ребёнка, его личностных качеств, максимальная реализация возможностей ребёнка; -
принцип Демократизации
– развитие активности детей, их инициативы, участия в решении всех вопросов, учёт прав ребёнка на свободный выбор взглядов и убеждений; -
принцип Дифференциации и Индивидуализации
– развитие каждого участника в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями и потребностями; -
принцип Природосообразности
– всесторонний учёт врождённых природных качеств ребёнка и способностей ребёнка; -
принцип Мотивации деятельности детей
– необходимо принимать во внимание добровольность включения ребёнка в разнообразные виды деятельности, наличие у него цели; -
принцип Творческой направленности
– в любом деле должен быть творческий подход, поэтому необходимо обеспечивать творческое начало; -
принцип Самоактуализации
– реализуется в ходе практических занятий: у детей возникает необходимость актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. -
принцип Творчества и Успеха
– проявляется в индивидуальной и коллективной деятельности детей и подростков. Благодаря творческим делам раскрываются их способности, они узнают о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха способствует формированию позитивной Я-концепции.

Индивидуальная система роста участника программы.
Индивидуальный рост участника программы предполагает получение им звания «исследователь», «организатор», «мастер», в зависимости от знаний, умений и навыков приобретённых участником программы в процессе деятельности. Ø
«Исследователь»
- ребёнок исследует свои знания, умения, навыки, возможности, способности; изучает деятельность направлений, участвует в мероприятиях, заинтересовавших его. Избирает направления деятельности, где он (по его мнению) сможет наиболее полно реализовать себя. Ø
«Организатор»
- ребёнок принимает участие в работе актива, активно участвует в деятельности организации и с коллективом единомышленников подготавливает какое-либо мероприятие. Ø
«Мастер»
– ребёнок работает наравне с вожатым в активе он уже проявил себя, как самостоятельная ответственная личность, способная к самостоятельной деятельности, а так же может самостоятельно подготовить и провести мероприятие.

Структура самоуправления

Отряд

«Детство»

Отряд

«Герои»

Отряд

«Алые

паруса»

Отряд

«Патри

оты»

Отряд

«Моло

дежь»

Отряд

«Юность

России»

Отряд

«Мы»

Отряд

«РостоК»

Отряд

«Лидеры»

Отряд

«Дружба»

Отряд

«Родные

просторы

Председатель отряда

Председатель

Совета дружины

Совет дружины пионерской организации

Общее собрание

детской пионерской организации

имени З.М. Туснолобовой-Марченко

МКОУ «Горшеченская средняя

общеобразовательная школа»


Этапы и сроки реализации программы:
Выполнение программы рассчитано на 2013 – 2016 годы. Каждый учебный год является этапом реализации программы. На первых этапах реализация программы необходимо создать систему самоуправления, установить контакты сотрудничества, сформировать у ребенка необходимые навыки и умения в организационной деятельности. На протяжении всего периода реализации программы ведется анализ деятельности за каждый год. На основании аналитических данных корректируется программное содержание. В этом процессе активно участвуют органы детского самоуправления. Для того чтобы выполнение запланированного стало реальным, необходимо создать определенные условия: 1. Согласованность действий всех структур самоуправления в объединении; 2. Наличие плана на каждый этап деятельности; 3. Наличие кабинета, канцтоваров для оформления, наглядных пособий. Выход в интернет; 4. Повышение квалификации старшей вожатой по методике и организации деятельности детской организации, ее педагогического мастерства; 5. Тесное сотрудничество с обучающимися и учителями школы, родителями. Роль старшей вожатой в реализации программы – координатор, методист, наставник. Главная задача – создание условий для самодеятельности и самостоятельности детей в реализации их творческих способностей.

Ожидаемые результаты:
Характерная черта современной пионерской организации – сочетание в ее развитии традиций и инноваций, рожденных временем. Традиция – это то, что ценно, актуально всегда. А актуальными всегда будут лучшие отечественные традиции благотворительности и милосердия, передача из поколения в поколение навыков прикладного творчества, уважения к старшим, нормы и правила поведения в обществе, культурные традиции русского народа, его праздники. Главное условие существования традиций повторяемость, сохранение и передача от старших к младшим. Детское движение обладает значительными возможностями для развития социальной активности детей, поскольку здесь дети и подростки наравне со взрослыми выступают полноправными субъектами жизнедеятельности организации. Сегодня, детские пионерские организации рассматриваются как важнейший ресурс, исток гражданственности, творческого самодеятельного потенциала общества. Наши традиции это наши пионерские дела, многие из которых появились в организации уже давно и без которых мы нашу организацию уже не представляем. Настоящее пионерское дело всегда не бессмысленно и не бесцельно. Его цели созвучны целям организации, принципам пионерской жизни. Настоящие пионерские дела всегда творят добро, несут радость окружающим нас людям, а нам самим помогают становиться лучше. С помощью разработанной мною программы я должна помочь каждому пионеру познать и улучшить себя, окружающий нас мир, стать достойным гражданином своего Отечества. Постараться научить участников детской пионерской организации имени З.М. Туснолобовой-Марченко жить по- пионерски. Жить так, чтобы важным была забота о своей семье, о людях близких и далеких, о своей Родине, о родной природе, о мире. Бескорыстно и сознательно вместе со старшими вносить свой посильный вклад в то, чтобы жизнь вокруг становилась хоть чуть-чуть чище, краше и добрее. Чтобы своими делами приносить радость и пользу себе, своим друзьям, чтобы самим стремиться быть лучше, интереснее, цельнее, познавать окружающий
мир, чтобы делать его лучше. Жить так, чтобы жизнь была наполнена дружбой и товариществом, чтобы принципом жизни стало: «Один за всех, и все – за одного!». Беречь историю своей организации, пионерские святыни, защищать имени героев пионеров, равняться на тех, кто отдавал свой труд, а порой и жизнь за людей, за Родину. Жить так, чтобы быть верным пионерским традициям!

Список использованной литературы:
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985 2. Белоусов Н. Разговор с другом. М., 2000 3. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996 4. Гликман Н.З. Теория и методика воспитания. М., 2002. 5. Иванов В.Д. Самостоятельность, самодеятельность, самоуправление. М., 1991. 6. Иванов И.П., Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989. 7. Караковский В.А., Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., «Творческая педагогика», 1993. 8. Коротов В.М., Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М., «Просвещение», 1983. 9. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Педагогическое сообщество России, 2004. 10. Лебедев Д.В., Ретроспектива и современные проблемы пионерского движения. //Воспитание школьников.№1,2004. 11. Лутошкин А.Н., Как вести за собой, - М., «Просвещение», 1978. 12. Семёнов Г.А., Как создать детское общественное объединение. //Воспитание школьников.№5,2004. 13. Щуркова Н.Е., Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми. – М.. «Новая школа», 1994.