М.Ю.Лермонтов. "Бородино"

Авторы: Юркина Ирина Николаевна, Головачёва Татьяна Александровна
Должности: читель русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Мирный, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: М.Ю.Лермонтов. "Бородино"
Дата публикации: 27.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интегрированный урок русского языка и литературы

«М.Ю. Лермонтов. «Бородино». 5 класс
Добрый день, ребята! - Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь? - А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа? (Ребята называют исторические события). Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Обычно мы начинаем наши уроки с записи числа и классной работы. Но сегодня будет всё по-другому. Скажите, пожалуйста, какое сегодня число? А знаете ли Вы, какое событие произошло 15 октября 1814 года, 200 лет назад? Посмотрите на доску и скажите, кто изображён на картине? Как Вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок? (Творчеству М.Ю. Лермонтова). Действительно, ребята, 15 октября 1814 года родился один из величайших поэтов человечества Михаил Юрьевич Лермонтов. Он погиб совсем молодым - ему не исполнилось еще и двадцати семи лет. За свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. Одно из них - стихотворение «Бородино». Слово «Бородино» знает весь мир. Это название деревни, находящейся неподалеку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 7 сентября 1812 года произошла великая битва: русские войска под командованием фельдмаршала М. И. Кутузова нанесли поражение французской армии, которую возглавлял прославленный полководец - император Наполеон I. Битва при Бородино - одна из величайших в истории. Бородино - самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского общества. Бородино -великое поражение Наполеона, начало его заката и окончательной гибели его «непобедимой» армии. Вот какой обширный и глубокий смысл вложил М. Ю. Лермонтов в заглавие своего стихотворения. Сегодня мы с Вами совершим скачок во времени, оказавшись под Бородино, и постараемся увидеть великую битву глазами простого русского солдата. С восторгом вспоминает он, как наша армия поклялась головой постоять за родину, сломить натиск врага, преградить ему путь. И как сдержала в бою «клятву верности». Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, – сильно, пламенно и нежно. М.Ю.Лермонтов У Бородино французская армия расшиблась о русскую! А.П.Ермолов (Запись в тетради темы урока и эпиграфов).
Учитель литературы:
Задумаемся, ребята, над смыслом этих строк. Имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора? Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества, Бородино же расположено в 125-ти километрах от Москвы. 26 августа 1812года здесь произошло кровопролитное сражение между русской и французской армиями. 1
Главнокомандующим русских войск был назначен М.И.Кутузов. Французскими войсками командовал Наполеон Бонапарт
.
– Что значило проиграть бой под Бородино? – Открыть дорогу на Москву – значило уничтожить символ мощи и непобедимости государства. События 1812 года запечатлены не только историками, но и художниками, композиторами.(картины, увертюра П.И. Чайковского). История героического сражения 1812 года при Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Работа с текстом.

Учитель русского языка.
Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова. Разобраться в них нам помогут знания, полученные на уроках русского языка.
Лексическая работа.
С точки зрения лексики, что это за слова? ( Это слова иноязычного происхождения, слова- термины, в основном слова военной терминологии). - Где мы можем найти толкование данных слов? Обратимся к словарю Ожегова. - К какой части речи относятся все эти слова? - Выполним распределительный диктант, отнеся каждое слово в колонку соответственно его роду.
Распределительный диктант.
- Взяв любые три слова из представленных, составьте с ними три предложения.
Творческая работа.
- Прочитайте получившиеся предложения.
Учитель литературы.
Ребята, давайте посмотрим, а как же звучат данные слова в стихотворении М.Ю. Лермонтова. (Аудио запись стихотворения.Обучающиеся следят по тексту.) - Стихотворение написано в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. - А теперь посмотрим, как построено стихотворение. (В форме диалога.) - Кто и к кому обращается с вопросом в первой строфе? (Молоденький солдат-новобранец спрашивает старого солдата. Сейчас в 1837 год, он служит последний год, значит, начинал свою службу он как раз в 1812 году. Он – очевидец событий.) В центре нашего внимания будут тринадцать строф, которые передают рассказ старого солдата. Именно в них – сюжет произведения. Очень яркая
экспозиция
(описание места, обстановки, героев в начале произведения). “Мы долго, молча, отступали…”
Завязка
– “И вот нашли большое поле…” Где оно? ( Это Бородинское поле, близ села Бородино) Что рисует фраза “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии). Затем следует
развитие событий
– “Забил снаряд я в пушку туго”. - Значит, кем был тогда этот молоденький солдат? (Артиллеристом.) - Каких ребят брали в артиллерию? ( Невысоких, кряжистых, сильных, это тяжелая работа.) 2
Два дня идет перестрелка с дальних расстояний. И вот разговоры о картечи – сами солдаты видят необходимость ближнего боя. - Почему ликовал француз? (Французская армия, привыкшая к легким победам, уже считала себя победительницей.) - А какое настроение царит в русской армии? (Солдаты готовятся к бою, может быть, последнему, смертельному.Каждый думает о своем.) За
кульминацию
(высшее напряжение действия) принимаем три строфы – “Уж был денек!… Слились в протяжный вой…” Какими словами, словосочетаниями передаётся напряжение боя? (дым летучий, двинулись как тучи, носились знамена, как тени, звучал булат, картечь визжала, гора кровавых тел). - Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация) Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”
Развязка
в стихотворении очевидна. - Кого стали считать бойцы? (Уцелевших, погибших.Погибших было много, но герои победы тоже были достаточно многочисленны.) - Чем объясняется победа русских солдат? (Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, руководимые талантливыми военачальниками: “могучее, лихое племя, богатыри…” Они горячо любят Родину: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!” Русский солдат умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом…” Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой”. Бой во имя России они выиграли). - Почему молодой солдат не высказывает несогласие с репликой: “Богатыри – не вы!” ( Он преклоняется перед мужеством и стойкостью участников Бородинской битвы.) - Войска вынуждены были отступить от Москвы. Это было сделано во имя спасения России.Сдали столицу, чтобы спасти страну. - А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни? Речь Лермонтова богата эпитетами : синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; сравнения: умремте, как наши братья умирали; французы двинулись как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди; метафоры: ночная пала тень, утро осветило пушки, звучал булат, картечь визжала. Молодцы, ребята! Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы умеете наблюдать, что во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от научного текста, который рассказывает о том же событии, но другим языком.
Учитель русского языка.
Ребята, ещё раз обратимся к эпиграфу нашего урока. Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, – сильно, пламенно и нежно. М.Ю.Лермонтов 3
У Бородино французская армия расшиблась о русскую! А.П.Ермолов Подумайте и напишите ответ на вопрос: - Как вы понимаете выражение “до конца стоять”?(Зачитывают получившиеся ответы) Более 200 лет прошло со дня победы русской армии под Бородино, но интерес к этому событию не пропадает. Мы должны помнить историю своей страны, потому что без знания прошлого нет будущего.
Рефлексия.
(Ладонь. Выберите и продолжите фразу, понравившуюся Вам на одном из пальчиком. Продолжение запишите на ладошке. Разместите заполненные карточки- ладошки на карте нашей огромной страны, и пусть это будет символом того, что каждый из нас готов защитить свою родину). 4