"Развитие детской одаренности"

Автор: Ившина Ирина Геннадьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №5"
Населённый пункт: город Елабуга, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие детской одаренности"
Дата публикации: 27.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Развитие детской одаренности

в изучении предметов естественнонаучного профиля

через информационно-коммуникативные технологии
Ившина Ирина Геннадьевна, учитель географии г.Елабуга 2015 год
В современных условиях образования особый акцент делается на умения учащихся самостоятельно добывать знания, работать над самообразованием, саморазвитием и самосовершенствованием. Этому направлению деятельности детей способствует организация исследовательской деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время. Работа по выявлению наиболее одаренных детей начинается с первых занятий при организации интеллектуальных игр, конкурсов, заданий. Далее организую участие этих ребят в предметных чемпионатах, например:Молодежный предметный чемпионат(г. Пермь), интеллектуально-познавательный конкурс «Человек и природа», конкурс «Эрудит». Одновременно начинаю работу по участию детей в научно-практических конференциях «Первые шаги в науку», «Наше наследие». С целью повышения уровня эколого-биологического и естественнонаучного образования учащихся, развития научно-исследовательской деятельности школьников на основе современных технологий, создания условий для практической деятельности научных обществ школьников с привлечением научного сообщества в рамках реализации проекта «Школа после уроков» Стратегии развития образования в Респу блике Татарстан на 2010- 2015 года, в мае 2012 года был запущен республиканский сетевой научно-практический проект «Здоровье моей школы» (Школьный экологический мониторинг), в который включились 74 образовательных учреждения Р еспублики Татарстан, в том числе образовательные учреждения Елабужского муниципального района. Школьный экологический мониторинг – часть системы экологического образования, направленная на формирование экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности, включающая программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности. С получением интерактивного оборудования «Экологический школьный мониторинг», воспитанники объединения «Углубленное изучение географии» активно включились в организацию и проведение экологического мониторинга.Два раза в месяц они проводили измерения воздуха, воды, почвы, водоемов, биоты.У воздуха измеряли температуру, шумовое загрязнение, ионизирующее излучение, концентрация кислорода, концентрация углекислого газа в помещении и на пришкольной территории. Сравнивали состояние воды реки Тойма, водопроводной воды и осадков на наличие нитратов, тяжелых металлов, минеральных веществ. Определяли кислотность, мутность, концентрацию кислорода и углекислого газа в воде.В ходе работы заполняли таблицу, где фиксировали полученные данные и отправляли в Республиканский центр внешкольной работы для составления экологической карты республики. Затем полученные результаты стали анализировать, отслеживать динамику изменений показаний, сравнивать с даннымиСанПИН. Результаты I полугодия работы в рамках школьногоэкологического мониторинга обобщили и представили в научно-исследовательской работе «Изучение состояния экологической среды …», которая на II Республиканской научно-практической конференции одаренных детей «От школьных знаний к научному поиску» награждена дипломом I степени. Осуществляя мониторинг окружающей среды, наблюдая за положительными и отрицательными изменениями в экологическом состоянии воздуха, почвы, водоемов, биоты родного города воспитанники кружка приходят к выводу о необходимости бережного, неравнодушного отношения к природе, участия в природоохранной деятельности. Статья «Экологическое состояние окружающей среды» Солдаткиной Алины в III муниципальном конкурсе «Зеркало природы» заняла III место. Школьный экологический мониторинг в отличие от системы государственного мониторинга преследует два направления: формирование экологических знаний и культуры подрастающего поколения в ходе практической деятельности и обеспечение массового учета показателей экологического состояния территорий, в том числе параметров, не отслеживаемых ведомственными сетями наблюдений. [1] Дает прекрасную возможность учащимся для проведения исследовательских работ.
На занятиях кружка ребята используют разные методы: экспериментальный: исследование объектов экологического мониторинга с применением датчиков,сбор полученной информации; камеральный:обработка полученных данных, проведение математической обработки результатов и заполнение таблицы, построение диаграмм и графиков; аналитический:сравнение полученных результатов с нормами СанПиН, установление причинно-следственных связей. Выступают перед педагогическим и ученическим коллективами учебного заведения с полученными результатами экологического мониторинга. Работа в экологической лаборатории дает возможность учащимся заниматься научно- практической деятельностью с использованием современного оборудования, позволяет формировать у них умение работать в коллективе, учит анализировать результаты деятельности, делать выводы. [2] Результат работы за год обобщен и представлен в исследовательской работе «Реализация республиканского сетевого проекта «Здоровье моей школы», которая награждена дипломом I степени на VII Региональной научно-практической конференции «Наше наследие» город Елабуга. Литература 1.Иванов А.В., Смирнов А.В., «Методические рекомендации по созданию сети школьного экологического мониторинга». Москва-Казань 2012 2.СаутинЕ.А.,«Организация и проведение экологического мониторинга».Учебно- методическое пособие.2-е изд. – Казань, ЕГПУ, 2004.- 368с