"Элементы интеграционного обучения с использованием национально-регионального компонента на уроках географии в общеобразовательной школе"

Автор: Проняшина Вера Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №39"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Элементы интеграционного обучения с использованием национально-регионального компонента на уроках географии в общеобразовательной школе"
Дата публикации: 27.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Элементы интеграционного обучения с использованием

национально-регионального компонента на уроках

географии в общеобразовательной школе».
/Из опыта работы учителя географии высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №39» Проняшиной В.В. / Современная система школьного образования представляет собой сложный механизм, в конструкции которого переплелись,и, механические подходы к процессу обучения, и, остатки волюнтативных порывов начала социализма, и, устои, когда в предметной подготовке акцент делался на фундаментальном усвоении учебных предметов. Сегодня базисом образования является личностный подход через внедрение технологий развивающего обучения. Нацеленность школьного образования на развитие у учащихся творческих способностей, склонности к эвристике ставит новые задачи и перед системой подготовки учителя к решению этих задач. Опираясь на свой опыт, я могу сказать, что необходимо для решения данной проблемы искать такие пути, где педагогическая инновация переплетается с исследовательской и практической деятельностью на уроке и во внеурочное время. Учителем географии я работаю более 33 лет, и в школьной практике, урок остается едва ли не единственной формой организации обучения обеспечивающей, если так можно выразиться, «триединую сущность»: знание, навык, умение. На мой взгляд, необходимо научить учащихся самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения по данной теме в жизненных ситуациях, на полевой практике, в походах, при работе с различными источниками знаний и т.д. Поэтому довольно часто в своей практике я использую интегрированные уроки, где видна «универсальность» географии, т.е. ее связь с литературой и математикой, иностранным языком и обществознанием, историей и экономикой, химией и биологией и т.д. И конечно применяю задания, вопросы, задачи, построенные на использовании местного краеведческого материала. Так, например, в 11 классе, при изучении темы «Великобритания: особенности хозяйства, культура и традиции страны», на интегрированном уроке география – английский язык, связь с Республикой Мордовия, была проведена через внешние экономические и культурные связи Великобритании и России. На уроке прозвучала инсценировка по ролям диалога о Саранске на английском языке, были показаны национальные костюмы: мордовский и шотландская юбка. Ученики применяли
знание языка при работе с картографическими источниками, таблицами, природными объектами, при работе с отраслями хозяйства, транспорта и т.д. Или при проведении интегрированного урока по природоведению и литературе «Три среды обитания» весь материал был подобран на основе местных обитателей почвенной, воздушно-наземной и водной среды. Предварительно были посещены зоопарк, краеведческий музей и аквамир при ГДДТ. Это позволило учащимся наглядно увидеть природу Мордовии, узнать проблемы, связанные с охраной окружающего мира и попытаться найти пути их решения на местном уровне. Все это дает возможность не только закрепить полученные знания на практике, но и воспитывает бережное, любовное отношение к своей малой Родине. Важным принципом активизации познавательной деятельности и усвоением полученных знаний является их закрепление на практике. Поэтому, например в 9 классе при изучении темы «Население», я даю детям творческую практическую работу: нарисовать генеалогическое дерево своей семьи, построить столбиковую диаграмму, изучив рождаемость в семьях своих родственников, знакомых, друзей до 3-го колена, или нарисовать герб, придумать девиз своего рода в зависимости от профессий своих предков. Это стимулирует ребят и, как правило, дает не только хорошие результаты в обучении и закреплении, а и позволяет проследить связь времен на примере республики. Этот элемент практикума используют учителя и на уроках Истории и культуры мордовского края (ИКМК), обществознания и истории. А при подготовке к семинару «Нужны ли инвестиции России и Мордовии?» учащиеся заранее собирают материал об инвесторах и инвестициях, о субсидиях и финансировании, непосредственно «примеряя» эту тему к тем предприятиям, на которых работают их родители. На таких семинарах мы «убиваем нескольких зайцев». Этими «зайцами» выступают анализ сложившейся ситуации в РМ и регионе, профориентация школьников, связь с действительностью, что сегодня очень важно и конечно интеграция с обществознанием, экономикой и математикой при проведении расчетов и решении задач. Как правило, в конце учебного года, я провожу со своими учениками практические работы на местности. Они позволяют научиться на практике, применять топографические приборы, вести наблюдения за изменением состояния природы, скорости течения воды в реке, за состоянием облачности, высотой солнца
над горизонтом и. т.д. С ребятами старшеклассниками я организовала учебную экологическую тропу, где проводятся учебные географические экскурсии, геоэкологические наблюдения, природоохранная деятельность. Проходя по маршруту, обязательно обращаю внимание школьников на формы природопользования и следствия воздействия на природный комплекс человека. По окончании практики, учащиеся, используя знания, полученные на экологии, химии, биологии, математики, астрономии и других предметах, самостоятельно составляют прогноз сложившейся в районе ситуации, предлагают пути решения и устранения неблагоприятных последствий деятельности человека, сами участвуют в уборке тропы от дачного и бытового мусора. Все мы понимаем, что главная задача учителя – дать прочные и глубокие знания каждому ученику, показать школьникам их внутренние ресурсы и привить им желание учиться. Я на своих уроках стараюсь обеспечить связь теоретической и практической подготовки с использованием наглядных примеров родного края и багажа знаний, полученных на разных уроках. Личный опыт преподавания в современной школе все больше убеждает меня, что, эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применение знаний - показателями интеллекта, а преобразования знаний - креативностью (общими творческими способностями). На каком уроке наиболее полно учитель может раскрыть все способности ученика. Конечно, же, на уроке изучения нового материала. Потому что именно тогда можно «открывать знание вместе с учениками». Применяя технологию интегрированного обучения на своих уроках можно органично связать теорию и практику любого предмета. И тогда практические работы по географии, никогда не будут педагогической и методической необходимостью, они просто станут необходимы как воздух, причем, во всех проявлениях (начиная от программных и до творческих), и позволят ученикам творчески усваивать знания. На конкретных примерах я попытаюсь описать, как это происходит на моих уроках. Алгоритм урока достаточно прост. Смысл его в общих чертах таков: я стараюсь создать такие
условия на уроке, при которых ученики, получая новые знания, проходят все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний, выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения знаний. Посредством связи знаний из разных областей творческой учебной деятельности интегрированный урок обеспечивает учащимся и прочные знания, и интеллектуально - творческое развитие, и воспитание инициативной личности, формирует учебную и исследовательскую компетентность. Например, Шестой класс. Атмосфера. Тема: «Ветер»: Урок начинаю с цитирования отрывка из произведения А.С. Пушкина: «Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч... » . Затем идет постановка вопроса: Что такое ветер? Получив различные ответы, ученики сравнивают их с определением в учебнике {техника рефлексия знаний). Опять спрашиваю учащихся: Почему дует ветер? Ответ даю с использованием опорного конспекта (техника создания опоры) на примере образования бриза. Снова вопрос: Какие бывают ветры? (техника вопроса и техника активизации деятельности). Далее следует мой рассказ о видах ветров. Какие ветры дуют у нас в Саранске? (подсказка есть в дневниках наблюдений, который учащиеся ведут ежедневно). Отвечают с легкостью: юго-западный, севере - восточный. Рассказываю древнюю мордовскую легенду о добрых и злых духах (техника концентрированного обучения). А кто знает, как называется ветер, который дует с моря? Ответ: моряк. И следует рассказ об этом ветре: когда дует и почему. А как называется ветер, который дует с гор? Ответ: норд - ост. Идет рассказ о норд- осте (техника урока - экскурсии) или Новороссийская бора, как называют его метеорологи. Далее следует объяснение названия (греческая мифология), схема образования, последствия, приметы, уникальность ветра. Подведение итогов урока в виде игры «Брей - ринг» (техника вопрос - ответ). Выставление оценок (техника оценивания при интерактивных приемах обучения). Как видите, интеграция не только с литературой, но и со знанием ИКМК и истории. А при изучении темы «Атмосферные осадки», рассматривая образование росы, инея, дождя и снега - интересное географическое и физическое явление, которое с каждой точки зрения объясняется по-разному, лучше обратиться к законам и формулам физики. Для того чтобы лучше понять, что происходит в природе при этих явлениях, необходимо «объединиться» с физикой.
Другой пример. Девятый класс. Тема «Факторы размещения машиностроения». Казалось бы, совершенно тему урока невозможно привязать к местному материалу. Но, построив урок на технике столкновения взглядов и активизации деятельности на уроках, технику творческого мышления, позволила учащимся выявить следующее: факторы размещения машиностроения - наукоемкость, военностратегический, металлоемкость, транспортный, ориентация на потребителя. Давая характеристику каждому фактору, учащиеся на уроке понимают, почему у нас в Саранске нельзя построить большой машиностроительный завод. Дискуссия по этому вопросу показывает также и гражданскую позицию учащихся. Ребята вспоминают и об уникальности географического положения, недостаточной сырьевой базы, об экологии и необходимости охранять наш край. Техника сравнения несравнимого помогает лучше запомнить факторы размещения машиностроения. Таким образом, и здесь прослеживается межпредметная связь: история, экономика, география. Я, как учитель, при подготовке конструирования всего учебного модуля интегрированного урока провожу большую предварительную работу и предполагаю: 1. Выявление обязательных умений, навыков учащихся, усвоение которых определено программой выбранных предметов (география + химия, география + английский язык, география + литература, география + математика…); 2. Изучение всего содержания учебного материала по данной теме надо скорректировать так, чтобы цели учителей – предметников совпадали (по возможности); 3. Вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по выбранной теме; 4. Составление опорных схем по всей теме (на основе ключевых понятий); 5. Подбор тестовых заданий по всему содержанию учебного материала; 6. Составление блоков вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала; 7. Разработку диалогической части (продумывается организация проблемных вопросов и задач, по содержанию разрабатываются задания разных уровней сложности). Задания могут быть расписаны на карточках, где указаны цели каждого учебного элемента: что сделать, как сделать, как осуществить проверку (по предметам).
На уроке, я считаю, обязательно необходимо методическое обеспечение, которое включает: перечень источников информации (основных и дополнительных), которые могут быть использованы для изучения основного содержания информационного блока, его углубления и расширения; указание методов учебно-познавательной деятельности, оптимальных для изучения конкретного содержания и обеспечивающих взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности; систему заданий разной степени сложности; возможные формы организации учебной работы на уроке и дома; задания для самоконтроля учебной деятельности. На данном уроке можно оценивать выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу на уроке и дома (если выполнялось опережающее задание). Несмотря на множество выше изложенных достоинств, проведение и подготовка такого урока, на мой взгляд, имеет и ряд сложностей в применении: 1. Часто изучаемые темы не совпадают по срокам изучения на разных предметах. Например, в географии тема «Географические координаты» изучается в 1 четверти, а в математике «Координатная плоскость» - в третьей. Английский язык – тема «Великобритания» изучается в начале 4 четверти, а в географии 7 класса - в конце (англ. яз в 11 классе –январь-февраль, а в географии – апрель - май) и т.д. 2. Подготовка такого урока требует большой работы со стороны двух учителей-предметников. И важно, чтобы они подходили друг другу по темпам работы, по темпераменту, по манере общения с учениками.… Хотя, если они и не похожи, следует так работать в паре, чтобы не «затмевать» коллегу. 3. Много времени уделяется разработке модуля урока, инструкциям, новых учебных и методических пособий по изучаемой теме. 4. Такие уроки нельзя проводить часто, т.к. они требуют большой и тщательной подготовки со стороны учителей – предметников. Очень важно при интегрировании географии с другим предметом не забывать о практической направленности обучения. При интеграции с математикой легче: определение масштаба, расстояния можно скорректировать легко, берем карты и оставляем задачи: например, при изучении курса "География России. VIII - IX класс" на определение географических координат, абсолютных высот и глубин, составление описания
географического положения объектов, измерение расстояний по карте России. А вот практическую часть географии и химии приходится продумывать более тщательно. Например, при проведении внеклассного мероприятия в 6 классе по теме «Горные породы и минералы», нам с учителем химии пришлось для того, чтобы сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород, с помощью опытов рассмотреть их химические свойства. Вся работа была построена таким образом, чтобы за 45 минут урока сформировать простейшие навыки определения горных пород; развивать умение сравнивать породы и минералы, делать вывод. Такая интеграция химии и географии способствует экологическому воспитанию, развивает любознательность. Но на каждом интегрированном уроке учителю географии важно: 1. Продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности школьников, планировать результаты обучения, которые должны способствовать не только познанию методов географической науки, но и практическому овладению ими, а также необходимо «связать» их со вторым интегрируемым предметом. 2. Поддерживать постоянный контакт с учителями - предметниками, который позволяет учитывать не только общую подготовку учащихся, но и создавать преемственность образования, реализовывать межпредметные связи в обучении. 3. При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу по 2-м интегрируемым предметам. 4. Организация работы учащихся должна быть с четко заданной целью, сформированной на языке действий учащихся. 5. Сообщать или ставить перед учащимися проблему; говорить о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и на практике используя знания обоих предметов. 6. Предварительно конкретизировать содержание работы, определить конкретную территорию, объем заданий. 7. Осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний должен не только учитель, но и учащиеся самостоятельно.
8. Использовать методические указания, рекомендации, карточки для учащихся с целью создания ориентировочной основы действий. Записи инструктивного характера способствуют закреплению знаний. Преимущества интегрированных уроков: - пробуждают интерес к предмету; - помогают сознательному усвоению подробностей, деталей; - снимают напряженность, неуверенность; Кроме того:  Интеграция являет собой объединение частей в целое.  В последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.  На интегрированном уроке имеется возможность:  для синтеза знаний,  формирования умений переносить знания из одной отрасли в другую,  преобразование научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность. Именно на этих уроках, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Я на своих уроках стараюсь обеспечить связь теоретической и практической подготовки с использованием наглядных примеров родного края и багажа знаний, полученных на разных уроках. Поэтому, несмотря на трудности, при желании учителя, можно внести корректировки в тематическое планирование и проводить такие уроки совместно с учителями любых предметов. Т. к. география – универсальная наука, относящаяся к предметам естественно – гуманитарного цикла, то она может интегрироваться с любой наукой: экономикой и историей, с обществом и геологией, с астрономией и физикой, с химией и биологией, с музыкой и ИЗО…Одним словом, было бы желание…