Рабочая программа по русскому языку во 2 классе, система "Школа 2100"

Автор: Валиуллина Мария Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Тимирязевская СОШ"
Населённый пункт: поселок Тимирязевский, Чебаркульский район, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по русскому языку во 2 классе, система "Школа 2100"
Дата публикации: 28.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное образовательное учреждение « Тимирязевская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» Зам.директора по УР ________/ Наянзова С.В. « »___________ 2012 г. «Утверждаю» Директор МОУ «Тимирязевская СОШ» _______________/ Рождественская М.Г « »_______________ 2012 г.
[Введите текст]
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Программа развивающего

обучения «Школа -2100».

2 класс.
Учитель : Данилина Мария Александровна 2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания, Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010 – 400с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. 2
[Введите текст] Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения. Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык»,а именно: - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи: 1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
в курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Русский язык»: 4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности; 5) дальнейшее овладение родным языком; 6) овладение орфографией и пунктуацией; 7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 8) развитие чувства языка. Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники «Букварь», «Русский язык», 1-4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку И др.), 3
[Введите текст] В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка. Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; .с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и. ь, наблюдают случаи несоответствия написания и произношений (буквосочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов. В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способом образования слов. В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведется наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления. Из области
морфологии
первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки. Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов «Букваря» идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» И «Текст».
Во

2-м классе
дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать l-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их С правильной интонацией; конструировать предложения из слов. Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка осознанного чтения.
Раздел «Слово»
4
[Введите текст] Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения: 1) звукового состава и обозначения звуков буквами; 2) морфемного состава и словообразования; 3) грамматического значения; 4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В l-м и 2-м классах
происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слого- образующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звук о-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова). Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования. Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений: 1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами; 2) правильно писать слова с изученными орфограммами; 3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»); 4) находить и исправлять орфографические ошибки. Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, г.е, обнаруживать в словах орфограммы. Изучаются следующие орфограммы: 1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ъ; 2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; 3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ]; 4) разделительные ъ и о; 5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов); 6) проверяемые буквы согласных на конце слова; 7) пробел между предлогом и соседним словом. Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе. Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использование языка не только в устной речи, но и на письме, по казать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь - залог успешного общения в письменной форме. Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове - всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения 5
[Введите текст] орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания. Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы - это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса - формирование у детей чувства языка, - необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе. так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём особенностям словообразования и словоизменения.
Во 2-м классе
дается определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -илс-, -тель-, -ишк, -юшк-, -ёнок-, -онок-', -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.
«Состав слов» - сквозная тема
курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и в них корня, суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб - дубок, кот -котёнок, стол - столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок - глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.), Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений. Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова. Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология - самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В l-м классе
в курсе обучения грамоте и
во 2-м классе
дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определённые вопросы [1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? Что делал? что сделал?], учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? что? могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи. Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их - без введения термина 6
[Введите текст] «междометие» ). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке - самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях - и об их функциях в речи. В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, так как знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст». В курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов. 2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов. 3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста. 4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторика. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике - в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов. Отличие данной программы заключается в том, что: 1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка. 2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей. 7
[Введите текст] 3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами. 4. Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами. 5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации. 6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Систематический курс русского языка по программе "Школа -2100" рассчитан на 552 ч. Из них: 1 -й класс – 132 ч (4 часа в неделю, 33 учебные недели), 2 – 4 класс - 35 учебных недель 140 часов. Сначала изучается курс "Обучение грамоте" (92 ч), затем - курс «Русский язык» (460 ч). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра
– осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения
– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы
основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно- популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии
– осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины
– осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи.
Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества
– осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма
– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. 8
[Введите текст]
Ценность человечества
– осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Отличие данной программы
от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что: 1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка. 2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей. 3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм. 4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес. 5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса. 6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации. 7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения. 8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста. В авторскую программу изменения не внесены.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ

2-й класс

Личностными результатами
изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами
изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 9
[Введите текст] – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами
изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; – понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; – делить текст на части, озаглавливать части; – подробно и выборочно пересказывать текст; – правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; – делить слова на части для переноса; – производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах; – правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; – писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; – видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; – писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами; – находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; – находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; – обращать внимание на особенности употребления слов; – ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; – составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; 10
[Введите текст] – предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; – составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
ТАБЛИЦА ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по русскому языку (1—4 классы)
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» - овладение функцио- нальной грамотностью; - развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи; - развитие умений и навыков понимания и анализа текстов — приобретение и систе- матизация знаний о языке; — развитие чувства языка - овладение орфографией и пунктуацией Интеллектуально-речевые умения Учебно-языковые умения Правописные умения
2-й класс
• правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное; • составлять предложения из слов; по данным схемам; • определять границы предложений в тексте без знаков препинания; • составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и •выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове; • находить корень в группе однокоренных слов; • подбирать однокоренные слова; • находить суффиксы и приставки в доступных словах; • образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; • делить слова на части для переноса; • видеть в словах опасные места, изученные орфо- граммы; • писать предлоги раздельно со словами; • писать большую букву в словах (изученные случаи); • писать буквы безударных гласных звуков, про- веряемых ударением, в корнях двусложных слов; 11
[Введите текст] • писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне; • писать буквы проверяемых согласных на конце слова; • употреблять ъ для обо- значения мягкости соглас- ных звуков на конце и в середине слова; • не употреблять ь в букво- сочетаниях чк, чн, нч и пр.; • писать ъ и ь разделительные; • графически объяснить выбор написания; • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев; • выбирать заглавие к тексту из ряда данных • отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.); • ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?) • находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы; • находить предлоги в предложении (тексте)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

2 класс

170 ч (5 часов в неделю)

Слово (введение). (5 ч)
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
Предложение. (11 ч)
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях. Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (12 ч)
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово (продолжение). (119 ч)

1.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении. Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не 12
[Введите текст] называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
2.
Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
3.
Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Умение подбирать однокоренные слова. Различение однокоренных слов и раз личных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок,ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием). Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.
4.
Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
5.
Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ. Орфограмма. Знакомство с орфограммами: 1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ; 2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё,и, ю, я; 3) ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн
чт,
щн, в словах; 4) ь и ъ разделительные; 5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов); 6) проверяемые буквы согласных на конце слова. Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора. Использова ние орфографического словаря.
Повторение. (13 ч)

Развитие речи
осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях: 1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов); 2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний); 3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой); 4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию. 13
[Введите текст]
Каллиграфия.
Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
Резерв (15 ч).
Программа рассчитана на
4 часов
в неделю и составляет
170 часов
(учитывая особенности календарного периода 2012-2013 учебного года). 14
[Введите текст]
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие
формы контроля
: 
Стартовый,
позволяющий определить исходный уровень развития учащихся; 
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. 
Итоговый
контроль в формах -тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; -контрольные работы: 
Комплексная работа по итогам обучения

Стандартизированная контрольная работа.

Самооценка и самоконтроль
определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки
фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
КОНТРОЛЬ УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»). Данная диагностика разработана для учащихся 2-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах. Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов. Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта. Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
Практическая часть программы по русскому языку
Количество итоговых работ в 1-4 классах:
Предметы

Классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс
15
[Введите текст] 1ч. 2ч. 3ч. 4ч. 1ч. 2ч. 3ч. 4ч. 1ч. 2ч. 3ч. 4ч. 1ч. 2ч. 3ч. 4ч.
Русский язык
контр. работ - - - 1 1 1 2 2 2 2 3 2 2 2 3 2 контр. спис. - - - 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 - - 1 творческ. работ, и/с - - - - 2/1 1/2 2/2 2/3 2/2 2/2 3/3 3/2 2/2 3/2 3/2 3/2 контр. излож. - - - - - 1 - - - 1 - - 1 1 Одно из важнейших дидактических условий, обеспечивающее усвоение знаний, систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывания, диктанты, обучающие изложения. Примерное количество слов для словарных диктантов во 2 классе составляет 8-10 слов. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов в первом полугодии 25-30 слов, во втором 35-45 слов. Кроме этого следует отметить, что один раз в неделю проводится урок чистописания.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов по программе: 170 часов. Количество часов по учебному плану: 5 часов в неделю. 16
[Введите текст] Календарно-тематическое планирование рассчитано на 170 часов, что соответствует требованиям календарного графика. Содержание Количество часов В том числе на развитие речи Проверочные и контрольные работы Слово. Предложение. 17 1 2 Текст. 10 1 1 Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? 6 1 Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? 11 1 Слова-действия 5 1 1 Связь слов в предложении 8 Слова, к которым нельзя задать вопрос 7 1 Части слова 15 2 Алфавит. Правописание имен собственных 12 1 1 Правописание гласных после шипящих 14 1 1 Правописание букв Ъ и Ь 19 2 1 Безударная гласная в корне слова 20 1 3 Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 15 2 2 Повторение изученного материала 11 3 1 17
[Введите текст]
Содержание регионального компонента по русскому языку


Для реализации национально - регионального компонента содержания образования предмета «Русский язык» отводится 10% учебного времени с целью: обогатить знания учащихся сведениями о родном крае. Содержание национально-регионального компонента отражено в календарно-тематическом планировании с учетом соответствующих тем, положений базового компонента программы и распределения учебного времени при изучении курса русского языка во 2- ом классе.
Реализация национально-регионального компонента

осуществляется с помощью учебных пособий:
- М.В.Стрекалова. «Русский язык» 1 - 2 кл. Рабочая тетрадь. – Челябинск: «Взгляд», 2003; - «Край мой родной – Южный Урал»./ Л.В.Кузнецова – Челябинск, 2001.
2 класс (17 ч.)

Дата



урока

Тема урока

Содержание РК
1. Знакомство с новым учебником «Русский язык» Стрекалова М.В., С.9 упр.1 2. Слово. Лексическое значение слов. Многозначность слов. Стрекалова М.В., С.10 упр.2, С.11-12 упр.3 3. Слово и его состав. Стрекалова М.В., С. 12 упр.4 4. Слово в системе грамматических понятий. Стрекалова М.В., С. 13-14 упр.5,6 5. Опасные места в словах русского языка. Стрекалова М.В., С.15 упр.8 С.17 упр.1 18
[Введите текст] 7. Признаки предложения. С. 18-19 упр.2 С.56 упр.2 8. Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам Стрекалова М.В., С.55 упр.1 15. Закрепление и обобщение изученного материала по теме «Предложение» Стрекалова М.В., С.56 упр.3, №8 28. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? Стрекалова М.В., С.45 упр.1 №9 30. Объединение слов в тематические группы. Стрекалова М.В., С.46 упр.2 37. Связи слов-названий и слов - признаков. Стрекалова М.В., С.49. упр.4 42. Закрепление изученного материала по теме « Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?» Стрекалова М.В., С.54 упр.8 65. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Стрекалова М.В., С.67 упр.1 66. Распознавание однокоренных слов Стрекалова М.В., С.69-70 упр. 4 94. Упражнение в написании буквосочетаний жи-ши. Стрекалова М.В., С. 37, упр. 1 97. Упражнение в написании буквосочетаний ча-ща Стрекалова М.В., С. 37, упр.2 125. Слог. Ударение. Стрекалова М.В., 19
[Введите текст] С. 26-28, упр.3,4
Практическая часть программы по русскому языку
Количество итоговых работ во 2-ом классе
Дата



урока

Контрольные

работы

Диктанты

Контрольные

списывания

Творческие

работы

Контрольное

изложение

Проверочные работы
143. Контрольный диктант по теме «Безударная гласная в корне слова» 163. Итоговая контрольная работа. 90. Проверочный диктант №1 по теме «Право- писание имен собственных» 104. Проверочный диктант №2 по теме «Правописание гласных после шипящих» 122. Проверочный диктант №3 20
[Введите текст] по теме «Правописание букв Ъ и Ь» 140. Проверочный диктант №4 по теме «Безударная гласная в корне слова» 157. Проверочный диктант №5 по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.» 6. Проверочное списывание №1 71. Проверочное списывание №2 159. Контрольное списывание 89. Сочинение по картинке №1 168. Сочинение по серии картинок №2 167. Контрольное изложение 21
[Введите текст] 16. Проверочная работа №1 по теме «Слово. Предложение» 26. Проверочная работа №2 по теме «Текст». 43. Проверочная работа №3 по теме «Слова – названия. Слова- признаки.» 56. Проверочная работа №4 по теме « Слова- действия. Связь слов в предложении» 63. Проверочная работа №5 по теме « Слова, к которым нельзя задать вопрос» 78. Проверочная работа №6 по теме «Части слова» 135. Проверочная работа №7 по теме «Безударная гласная в корне слова» 22
[Введите текст]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

2 КЛАСС

Дата

Кол-

во

часов

Корр

Темы курса

Уроки

р\р

Региональный

компонент

Характеристика учебной

деятельности учащихся

1

2

3

4

5

6

7

Раздел № 1.

Слово. Предложение. - 17ч.
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Распознавание и использование в речевой практике слов однозначных и многозначных, синонимов, антонимов. Различение прямого и переносного значения слова. Использование словарей русского языка для решения практических речевых задач. Слово как член предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). 1ч. 1.Знакомство с новым учебником «Русский язык» Стрекалова М.В. Раб. тетрадь. С.9 упр.1
№1
1ч. 2. Слово. Лексическое значение слов. Многозначность слов. С.10 упр.2, с.11-12 упр.3
№2
Группировка слов с разным соотношением количества звуков и букв 1ч. 3. Слово и его состав. С. 12 упр.4
№3
образование форм заданных слов, подбор однокоренных слов 1ч. 4. Слово в системе грамматических понятий. С. 13-14 упр.5,6 23
[Введите текст]
№4
1ч. 5. Опасные места в словах русского языка. С.15 упр.8 С.17 упр.1
№5
наблюдение за словами с орфограммами 1ч 6. Закрепление изученного материала по теме « Опасные места в словах русского языка»
Проверочное списывание №1
обсуждение порядка действий при различных затруднениях в написании слов 1ч. 7. Признаки предложения. С. 18-19 упр.2 С.56 упр.2
№6
Определение границ предложений 1ч. 8. Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам С.55 упр.1
№7
Нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками 1ч. 9. Признаки предложения. Оформление предложений на письме. 1ч. 10. Закрепление изученного материала по теме «Признаки предложения» 1ч 11. Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой. 1ч. 12. Конструирование предложений. 1ч. 13.Обучающее изложение №1 Урок 24
[Введите текст] р/р№1 1ч. 14. Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией. 1ч. 15. Закрепление и обобщение изученного материала по теме «Предложение» С.56 упр.3 №8 1ч. 16. Проверочная работа №1 по теме «Слово. Предложение» 1ч. 17. Повторение изученного материала по теме «Предложение». Р.Н.О. Словарный диктант №1
Раздел № 2. Текст. - 10ч.
Тема текста. Главная мысль. Выделение главной мысли и логических частей текста. Безошибочное списывание недеформированного текста. Изложение. 1ч. 18. Признаки текста. Нахождение в тексте смысловых пропусков 1ч. 19.Роль заглавия в тексте Групповая работа по написанию текста по предложенному заголовку 1ч. 20. Связь заглавия и главной мысли текста. 1ч. 21. Обучающее изложение №2 Урок р\р№2 25
[Введите текст] 1ч. 22. Озаглавливание текстов. 3ч. 23-25. Конструирование текстов. Деформированный текст. Работа с деформированным текстом 1ч. 26. Проверочная работа №2 по теме «Текст». 1ч. 27. Повторение изученного материала по теме « Текст».Р.Н.О.
Раздел № 3. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?- 6ч.
Понимание слова как части речи. Общее представление о грамматической характеристике слова. Значение, основные морфологические признаки. Различение одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных имен существительных. Их распознавание в звучащем и письменном тексте. 1ч 28.Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? С.45 упр.1 №9 Группировка существительных по разным основаниям 1ч. 29. Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы. 1ч. 30. Объединение слов в тематические группы. С.46 упр.2
№10
1ч. 31. Развитие умения ставить 26
[Введите текст] вопросы кто? что? к словам. 2ч. 32-33. Закрепление изучаемого материала по теме « Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»
Раздел № 4.

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?какие?- 11ч.
Понимание слова как части речи. Общее представление о грамматической характеристике слова. Значение, основные морфологические признаки. Согласование с именем существительным. Употребление имен прилагательных в речи. 1ч. 34. Наблюдение над словами – признаками. Словарный диктант№2 1ч. 35. Обучающее изложение №3 Урок р\р№3 2ч. 36-37. Связи слов-названий и слов - признаков. С.49. упр.4
№11
1ч. 38. Развитие умения находить слова-предметы и слова- признаки. 3ч. 39-41. Слова – признаки. Употребление их в речи. Подбор имен прилагательных к заданным существительным 1ч. 42. Закрепление изученного С.54 упр.8 27
[Введите текст] материала по теме « Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?» №12 1ч. 43. Проверочная работа №3 по теме «Слова – названия. Слова-признаки.» 1ч. 44. Повторение изученного материала по теме «Слова – названия. Слова-признаки.»Р.Н.О. Словарный диктант №3
Раздел №5.

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? и др. - 5ч.
Понимание слова как части речи. Общее представление о грамматической характеристике слова. Значение, основные морфологические признаки. 2ч. 45-46. Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. 3ч. 47-49.Связь слов – названий и слов-действий.
Раздел №6.

Связь слов в предложении. - 8ч.
Различение и составление словосочетаний; предложений; текстов. Использование в речи предложений, различных по 28
[Введите текст] цели высказывания и интонации. Слово как член предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Установление связи слов в предложении. Различение и употребление в речи простых распространенных, нераспространенных предложений. 2ч. 50-51.Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении. 3ч. 52-54. Морфологическая модель простого распространенного предложения. Постановка от слова к слову смыслового вопроса. 1ч. 55. Обучающее изложение №4 Урок р\р№4 1ч. 56. Проверочная работа №4 по теме « Слова-действия. Связь слов в предложении» 1ч. 57. Повторение изученного материала по теме « Слова-действия. Связь слов в предложении». Р.Н.О. Распространение предложений
Раздел № 7.

Слова, к которым нельзя задать вопрос. - 7ч.
Понимание слова как части речи. 1ч. 58.Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. 1ч. 59.Сравнение слов – названий, слов-признаков и действий и слов, выражающих различные 29
[Введите текст] чувства. 3ч. 60-62. Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами. 1ч. 63.Проверочная работа №5 по теме « Слова, к которым нельзя задать вопрос» 1ч 64. Повторение изученного материала по теме « Слова, к которым нельзя задать вопрос». Р.Н.О. Словарный диктант №4
Раздел №8.

Части слова. - 15ч.
Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс). Общее представление о стилистической окрашенности приставок, суффиксов в сказках, пословицах, загадках. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Проверка слов с безударными гласными, парными и непроизносимыми согласными разными способами (изменением формы слова, подбор однокоренного слова). 1ч 65. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. С.67 упр.1
№13
Поиск «лишнего» слова в ряду предложенных 2ч. 66-77. Распознавание однокоренных слов С.69-70 упр. 4
№14
Работа в парах по подбору максимального количества родственных слов. 1ч. 68. Суффикс. Его роль в образовании новых слов. Объяснение роли и значения суффиксов. 2ч. 69-70. Образование слов с Поиск в тексте слов с 30
[Введите текст] помощью суффиксов. Разбор слов по составу. заданными суффиксами. 1ч. 71. Проверочное списывание №2 1ч. 72. Роль приставки в слове. Определение приставки. 1ч. 73. Образование слов с помощью приставок. Поиск в тексте слов с заданными приставками. 1ч. 74. Значение приставок. Слитное написание приставок. 3ч. 75-77. Отличие приставок от предлогов. 1ч. 78. Проверочная работа №6 по теме «Части слова» 1ч. 79. Повторение изученного материала по теме «Части слова».Р.Н.О. Работа с толковыми словариками в учебнике: самостоятельное нахождение слова.
Раздел №9.

Алфавит. Написание большой буквы в словах. - 12ч
. Знание русского алфавита. Различение одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных имен существительных. Их распознавание в звучащем и письменном тексте. Употребление большой буквы. 1ч. 80. Алфавит. 3ч. 81-83. Развитие умения писать большую букву в именах собственных. 2ч. 84-85. Написание омонимов. 3ч. 86-88. Упражнения в написании 31
[Введите текст] имен собственных. 1ч. 89. Сочинение по картинке №1 Урок р\р№5 1ч. 90.Проверочный диктант №1 по теме « Правописание имен собственных» 1ч. 91. Повторение изученного материала по теме « Правописание имен собственных» Р.Н.О.
Раздел № 10.

Орфограмма. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. - 14 ч.
1ч. 92. Написание букв И,У, А после шипящих. Подчеркивание в слове изученных орфограмм. 1ч. 93. Орфограмма. Орфографическое правило. Коллективное составление алгоритмов применения орфографических правил. 2ч. 94-95. Упражнение в написании буквосочетаний жи-ши. С. 37, упр. 1
№ 15
Письмо с пропуском определенных орфограмм. Письмо с пропуском на месте сомнения в выборе буквы. 1ч. 96. Обучающее изложение №5 Урок р\р№6 3ч. 97-99. Упражнение в написании буквосочетаний ча-ща С. 37 , упр.2
№ 16
3ч. 100-102. Упражнение в написании буквосочетаний чу- 32
[Введите текст] щу 1ч. 103. Закрепление изученного материала по теме «Правописание гласных после шипящих» 1ч. 104. Проверочный диктант №2 по теме «Правописание гласных после шипящих» 1ч. 105.Повторение изученного материала по теме «Правописание гласных после шипящих» Р.Н.О. Словарный диктант №5 Подчеркивание в слове изученных орфограмм.
Раздел №11.

Правописание букв Ъ и Ь. - 19ч.
Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Употребление ъ и ь знаков. 1ч. 106. Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. 1ч. 107. Буква Ь на конце и в середине слова. Перенос слов с Ь в середине. 1ч. 108. Правописание буквы Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слов. Письмо с пропуском определенных орфограмм. 1ч. 109. Слова, в которых пишется и 33
[Введите текст] не пишется буква Ь. 2ч. 110-111. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн и ь. 1ч. 112. Обучающее изложение №6 Урок Р\р№7 1ч. 113. Звук [й] и его обозначение на письме. 3ч. 114-116. Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь. Коллективное составление алгоритмов применения орф. правил. 2ч. 117-118. Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных. Письмо с пропуском на месте сомнения в выборе буквы. 3ч. 119-121. Правописание слов с разделительным Ъ. Письмо с пропуском на месте сомнения в выборе буквы. 1ч. 122. Проверочный диктант №3 по теме «Правописание букв Ъ и Ь» 1ч. 123. Повторение изученного материала по теме «Правописание букв Ъ и Ь» Р.Н.О. Объяснение написания слова 1ч. 124. Обучающее изложение №7 Урок р\р№8 34
[Введите текст]
Раздел № 12.

Буквы безударных гласных в корне слова. – 20 ч.
Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Различение слов в устной и письменной речи, в которых произношение и написание могут расходиться. Владение элементарными способами проверки правописания названных орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. 1ч. 125. Слог. Ударение. С. 26-28, упр.3,4
№ 17
2ч. 126-127. Наблюдение над написанием и произношением слов с безударной гласной в корне. Подчеркивание в слове изученных орфограмм. Письмо с пропуском определенных орфограмм. 3ч. 128-130. Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. Коллективное составление алгоритмов применения орфографических правил. 4ч. 131-134. Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне слова. 1ч. 135. Проверочная работа №7 по теме «Безударная гласная в корне слова» 4ч. 136-139. Повторение изученного материала по теме «Безударная гласная в корне слова» Р.Н.О. Объяснение написания слова 1ч. 140. Проверочный диктант №4 по теме «Безударная гласная в корне слова» 35
[Введите текст] 2ч. 141-142. Повторение изученного материала по теме «Безударная гласная в корне слова» Р.Н.О. Объяснение написания слова 1ч. 143. Контрольный диктант по теме «Безударная гласная в корне слова» 1ч. 144. Повторение изученного материала. Р.Н.О. Свободный диктант №1 Урок р\р№9
Раздел №13.

Буквы звонких и глухих согласных в конце слова. - 15ч.
Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Различение слов в устной и письменной речи, в которых произношение и написание могут расходиться. Владение элементарными способами проверки правописания названных орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. 1ч. 145. Наблюдение над звонкими и глухими согласными на конце слова. Объяснение написания слова 4ч. 146-149. Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова. Коллективное составление алгоритмов применения орфографических правил. 3ч. 150-152. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. 36
[Введите текст] 1ч. 153. Обучающее изложение №8 Урок р\р№10 2ч. 154-155. Повторение изученного материала по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.» Р.Н.О. 1ч. 156. Свободный диктант №2 Урок р\р№11 Выбор наиболее подходящего заголовка из ряда предложенных. 1ч. 157. Проверочный диктант №5 по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.» 1ч. 158. Повторение изученного материала по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.» Р.Н.О. Подчеркивание в слове изученных орфограмм. Письмо с пропуском определенных орфограмм. Письмо с пропуском на месте сомнения в выборе буквы. 1ч. 159. Контрольное списывание
Раздел № 14.

Повторение изученного материала. - 11ч.
1ч. 160. Повторение изученного материала по теме « Текст. Предложение.» Реконструкция текста: выбор из ряда синонимов наиболее подходящего для заполнения пропуска в предложении текста. 37
[Введите текст] 2ч. 161-162. Повторение изученного материала по теме « Слово. Состав слова. Однокоренные слова» 1ч. 163. Итоговая контрольная работа. 1ч. 164. Повторение изученного материала. Свободный диктант №3 Урок р\р№12 Выбор наиболее подходящего заголовка из ряда предложенных. 2ч. 165-166. Повторение и классификация изученных орфограмм. 1ч. 167. Контрольное изложение Урок р\р№13 1ч. 168. Сочинение по серии картинок №2 Урок р\р№14 Выбор наиболее подходящего заголовка из ряда предложенных. 1ч. 169. Повторение изученного материала. Р.Н.О. 1ч. 170. Обобщающий урок по теме «Повторение изученного материала» в форме игры КВН. 38
[Введите текст]
4. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета

Ученики должны ЗНАТЬ
: Признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие. Пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь. Названия, порядок букв русского алфавита. Правила переноса слов. Названия частей слова. Признаки предложения и текста. Изученные орфограммы.
Ученики должны УМЕТЬ:
Правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги. Делить слова на части для переноса. Производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных словах. Правильно, без ошибок, списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом. Писать без ошибок под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов. Видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы. Писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетания ЧК, ЧН в словах; Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями (слова из словаря); писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами. Находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила. 39
[Введите текст] Находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов. Ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говориться в предложении и что говорится (подлежащее и сказуемое); составлять предложения из слов, предложения на заданную тему. Предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных Составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью взрослых.
5.Характеристика контрольно-измерительных материалов
В течение года запланированы: 1 итоговая к\р; 1 контр. списывание; 1 контр. диктант; 7 проверочных работ; 2 проверочных списывания; 5 проверочных диктантов; 5 словарных диктантов. Цель мониторинга: отследить уровень подготовки учащихся в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов для начальной школы. Виды и способы контроля, используемые в рабочей программе соответствуют требованиям образовательной системы «Школа 2100», проводятся по текстам пособий, рекомендованных авторами системы. 40
[Введите текст]
Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета ( учащиеся ЗПР и 7 вида)

Ученики должны ЗНАТЬ
: Признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие. Названия, порядок букв русского алфавита. Правила переноса слов. Названия частей слова. Признаки предложения и текста. Изученные орфограммы (частично)
Ученики должны УМЕТЬ:
Правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги. Делить слова на части для переноса. Правильно, без ошибок, списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом. Писать без ошибок под диктовку слова, предложения, текст из 15-20 слов. Видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы. Писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях односложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетания ЧК, ЧН в словах; Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями (слова из словаря); писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги. Находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов. Предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных Составлять небольшой текст (2-3 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью взрослых. 41
[Введите текст]


дата

Тема и цели урока

Кол.

часов

Орфограф.

тетрадь

Чисто-

пис.

Пров.р.

контр.р.

Дополнит.

Информац.
1 Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» 1 №1 Слово (5 час.) 2. Что означает «слово»? Лексическое значение. 1 №2 3 Что означает «слово»? Состав слова. 1 №3 4 Как устроен наш язык? 1 №4 5 Опасные места в словах русского языка. 1 Списывание 6 Обобщающий урок по разделу. 1 2. Предложение. (11 час.) 7 Признаки предложения. 1 С.34,29,37 №5 8 Составление предложений по схемам. Состав предложения. 1 №6 9 Признаки предложения. Оформление предложений на письме. 1 С.20 №7 10 Развитие умения списывать и оформлять предложения на письме. 1 №8 11 Развитие умения списывать и соотносить схемы и предложения. 1 С.22,37 №9 12 Конструирование предложения. 1 №10 13 Знаки препинания на конце предложения. 1 №11 14 Чтение предложений с различной интонацией. 1 С.36 №12 15 Что мы знаем о предложении? Обобщение. 1 №13 16 Проверка знаний и умений. 1 Проверо.раб ота №1 42
[Введите текст] 17 «Пишу правильно». Работа над ошибками. 1 №14 3. Текст. (12 час.) 18 Признаки текста. 1 №15 19 Роль заглавия в тексте. 1 №18 20-21 Связь заглавия и главной мысли текста. 2 №19,20 22-23 Озаглавливание теста. 2 С.1,44 №21,22 24-26 Конструирование текста. 3 С.17,26 №23,24,25 27* Резевный урок. 1 С.3,45 №26 28 Проверка знаний и умений. 1 Провер. работа №2 29 «Пишу правильно». Работа над ошибками. 1 № 27 4. Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? (6 час.) 30 Какие слова отвечают на вопросы КТО? А какие на вопрос ЧТО? 1 С.18,50 №30 31 Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. 1 №31 32 Объединение слов в тематические группы. 1 №32 33 Конструирование сочетаний слов и предложений. 1 №33 34-35 Развитие умения ставить вопросы к словам. 2 № 34,35 5. Слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (10 час.) 36 Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы. 1 С.4 № 36 37-39 Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки. 3 № 37,38,39 43
[Введите текст] 40 Развитие умения находить в предложении слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? И КАКОЙ? КАКАЯ? … 1 № 40 41-42 Развитие умения подбирать слова-признаки. 2 №41,42 43 Закрепление и повторение изученного материала. 1 №43 44 Проверка знание и умения 1 Провер. работа № 3 45 «Пиши правильно» 1 № 46 6. Слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО СДЕЛАЛ? (5 час.) 46-47 Наблюдения над словами, обозначающие действие предмета. Развитие умения правильно ставить вопросы к таким словам. 2 №47, 48 48-50 Развитие умения находить в предложении пары слов, которые отвечают на вопрос КТО? И ЧТО СДЕЛАЛ? 3 № 49, 50,51 7. Связь слов в предложении. (7 час.) 51-53 Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливая действующее лицо или предмет. 3 №52, 53, 54 54-55 Конструирование предложений от слов к слову с опорой на вопросы. 2 № 55, 58 56 Проверка знаний и умений. 1 Провер. Работа 44
[Введите текст] № 4 57 «Пишу правильно» 1 № 59 8. Слова, к которым нельзя поставить вопрос. (7 час) 58 Слова, которые выражают чувства, и их роль в речи. 1 №60 59 Сравнение слов-названий, слов-признаков и действий, выражающие различные чувства. 1 №61 60-63 Употребление слов в речи. Предлоги. Правописание слов и предлогов. 3 С. 31,42 № 62, 63 64 Проверка знаний и умений. 1 Провер. работа №5 65 «Пишу правильно» 1 № 66 9.Части слова. Корень. (3 часа) 66 Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня. 1 №67 67 Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов. 1 №68 68 Распознавание однокоренных слов. 1 №69 10. Части слова. Суффикс. (4 часа) 69 Роль суффикса в слове. Определение суффикса. 1 №70 70-71 Развитие умения находить и выделять в словах суффиксы 2 № 71, 72 72 Разбор слова по составу. Проверочной списывание. 1 Списыва- ние 45
[Введите текст] 11. Приставка. Части слова. ( 7 час.) 73 Роль приставки в слове. Определение приставки. 1 № 73 74 Развитие умения находить в словах приставки и образовывать новые слова с их помощью 1 С.6, 28 № 74 75 Значение приставки. Слитное написание приставки. 1 № 75 76-77 Развитие умения различать приставки и предлоги 2 № 76, 77 78 Проверка умений и навыков. 1 Провер. работа № 6 79 «Пишу правильно» 1 № 78 12. Алфавит. Написание большой буквы в словах. ( 13 час.) 80 Закрепление навыков знаний порядка букв русского алфавита. 1 № 80 81-86 Развитие умения писать большую букву в фамилиях, именах, отчествах людей, географических наименованиях. Запись слов в алфавитном порядке. 6 № 81, 82, 83, 84, 85, 86 87 Написание слов типа Орёл- орёл 1 №87 88-89 Упражнение в написании имён собственных. 2 № 88, 89 90 Обучающее сочинение по картине. 1 Сочине-ние 91 Проверочный диктант 1 Провер. диктант 92 «Пишу правильно» 1 № 93 13. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, 46
[Введите текст] ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (14 час.) 93 Написание букв И,У,А после шипящих. Повторение. 1 № 94 94 Что такое орфограмма? Орфографическое правило. 1 №95 95-96 Упражнения в написании букв И,А,У после шипящих Ж,Ш. Обозначение орфограммы. 2 №96, 97 97 Наблюдение за написанием буквы А после Ч,Щ 1 №98 98-99 Упражнения в написании буквосочетаний ЧА- ЩА. Развитие орфографических умений. 2 №99,100 100- 102 Наблюдение за написанием буквы У после Ч,Щ. 3 № 101, 102,103 103- 104 Упражнение в написании букв А,И,У после шипящих. 2 № 104, 105 105 Проверочная работа. Диктант. 1 Провер. диктант 106 «Пишу правильно» 1 Работа над ошиб 14. Правописание букв Ъ и Ь. (15 час.) 107 Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. 1 № 107 108 Буква Ь на конце и в середине слова. Перенос слов с Ь. 1 № 109 109 Правописание буквы Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова. 1 №110 47
[Введите текст] 110 Слова, в которых пишется и не пишется буква Ь. 1 № 111 111- 112 Правописание слов с буквосочетанием ЧК-ЧН, ЩК-ЩН и Ь. 2 № 113, 112 113 Звук й и его обозначение на письме. 1 №114 114- 115 Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь. 2 № 116, 115 116- 117 Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных. 2 №118, 117 118- 119 Правописание слов с разделительным Ь. 2 № 122, 119 120 Проверочный диктант. 1 Провер. диктант. 121 «Пишу правильно» 1 Работа ошибкам 15. Безударные гласные в корне слова. (12 час.) 122 Развитие умения делить слова на слоги. Количество слогов. Ударение. 1 №123 123- 124 Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. 2 № 125, 124 125- 126 Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. 2 № 127, 126 127 Обучение применению правила на письме. 1 № 128 128 Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне. 1 №129 129 Проверка знаний и умений. Провер. работа № 7 130 Свободный диктант 1 Диктант (по желанию учителя) 48
[Введите текст] 131 Проверочный диктант 1 Диктант по теме. 132 «Пишу правильно» 1 Работа над ошибкам 133 Обобщающий урок по теме в форме игры «Счастливый случай». 1 16. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. (12 час.) 134 Оглушение звонких согласных на конце слова. 1 № 134 135 Знакомство с новой орфограммой. 1 №135 136- 140 Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова. 5 № 137, 138,139, 136 141 Свободный диктант. 1 Диктант (по желанию учителя) 142 Обучающее изложение. 1 Изложе-ние. 143 «Пишу правильно» 1 Работа над ошибкам. 144 Проверочный диктант по теме. 1 Диктант. 145 «Пишу правильно». 1 Работа над ошибкам. 17. Повторение. (13 час.) 146 Текст. 1 №140 147 Предложение. 1 № 146 148 Слово. Состав слова. Однокоренные слова. 1 № 147 149- 150 Повторение. Классификация изученных орфограмм. 2 № 148, 149 151 Итоговая контрольная работа. 1 Контроль работа. Тест. 152 Контрольное списывание. 1 Списыва- ние. 49
[Введите текст] 153 Свободный диктант. 1 Диктант (по желанию учителя) 154 Обучающее изложение. 1 Изложе-ние. 155 «Пишу правильно» 1 Работа над ошибкам 156 Контрольный диктант. 1 Контрольная работа. 157 «Пишу правильно» 1 № 150 Работа над ошибкам. 158- 165 Повторение пройденного материала. 8 № 151,152, 155
Дидактическое и методическое обеспечение
50
[Введите текст] Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение 1) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2011. – 176 с. ил. 2) Дидактический материал(упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся/Под науч.ред. Е.В. – Изд.3-е, испр. – М.Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 128 с.:ил. 3) Орфографическая тетрадь. 2- класс(к учебнику «Русский язык», 2-й кл.), 2-е изд. испр. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 64 с. (Серия «Свободный ум») 4) Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. К учебнику «Русский язык», 2-й класс/ Под ред. Р.Н. Бунеевой. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 с., ил. 5) Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. В 2-х вариантах. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 32 с. 1)Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1-2 классы (1-4). Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2000. – 256 с.
Материально – техническое обеспечение
51
[Введите текст] Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения Количество Примечания Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Информационно - коммуникационные средства
Видеофильмы Цифровые образовательные ресурсы Ресурсы интернета 1. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. - Режим доступа :
4. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета

Ученики должны ЗНАТЬ
: Признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие. Пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь. Названия, порядок букв русского алфавита. Правила переноса слов. Названия частей слова. Признаки предложения и текста. Изученные орфограммы. 52
[Введите текст]
Ученики должны УМЕТЬ:
Правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги. Делить слова на части для переноса. Производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных словах. Правильно, без ошибок, списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом. Писать без ошибок под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов. Видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы. Писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетания ЧК, ЧН в словах; Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями (слова из словаря); писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами. Находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила. Находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов. Ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говориться в предложении и что говорится (подлежащее и сказуемое); составлять предложения из слов, предложения на заданную тему. Предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных Составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью взрослых.
5.Характеристика контрольно-измерительных материалов
В течение года запланированы: 1 итоговая к\р; 1 контр. списывание; 1 контр. диктант; 7 проверочных работ; 2 проверочных списывания; 5 проверочных диктантов; 5 словарных диктантов. Цель мониторинга: отследить уровень подготовки учащихся в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов для начальной школы. Виды и способы контроля, используемые в рабочей программе соответствуют требованиям образовательной системы «Школа 2100», проводятся по текстам пособий, рекомендованных авторами системы. 53
[Введите текст] 54