"Лексикология"

Автор: Спурау Ольга Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №33
Населённый пункт: г.Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: урок
Тема: "Лексикология"
Дата публикации: 28.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок по теме: "Лексикология как раздел науки о языке"
Ход урока 1. Слово учителя. В нашем домашнем задании было необходимо составить устный текст научного стиля о лексикологии. Поэтому наша тема: “Лексикология как раздел науки о языке”. Цель нашего урока: вспомнить и обобщить все известное по данному вопросу, поработать со словом как основной единицей языка. Слушаем рассказ Молчановой Кати, все готовят рецензию. 2. Рассказ ученицы. Лексикология – это раздел науки о языке, в которой изучаются лексическое значение, употребление и происхождение слов. Лексика – это весь словарный состав нашего языка. То, что обозначает слово, есть его лексическое значение. Слова могут быть однозначными (иметь одно лексическое значение) и многозначными (иметь несколько лексических значений). Помимо прямого лексического значение слова могут иметь переносное значение. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 3. Фронтальная беседа. Где мы можем узнать лексическое значение слова? (В Толковом словаре.) Попробуйте по лексическому значению узнать слово. Письменная принадлежность – графитная палочка, обычно оправленная в дерево. (Карандаш). Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом. (Книга). Попробуйте сами раскрыть лексическое значение. Стул – род мебели для сидения со спинкой (на одного человека). Тетрадь – сшитые листы чистой бумаги в обложке. По своему словарику приведите примеры однозначного и многозначного слов. Резиденция, язык. Составьте и разберите словосочетания с каждым значением слова “язык”. Коровий язык, русский язык. Для чего нам нужен язык (средство общения)?
- Передавать свои мысли, чувства; - общаться, разговаривать; - учиться, передавать свои знания. Каково значение русского языка? (Ребята приводят примеры высказываний). - “Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа” (К.Д. Ушинский). - “Русский язык необыкновенно богат” (В.Г. Белинский). - “Русский язык выразителен, свободен и гармоничен” (В.К. Кюхельбекер). Записываем это предложение и выполняем его синтаксический разбор. Выполняем фонетический разбор слова “язык”. На русском языке говорят многие народы. Поэтому эпиграф к нашему уроку: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”. (И.С. Тургенев). Да, мы должны бережно относиться к каждому слову, правильно употреблять их в речи, умело использовать синонимы. По “Словарю синонимов” вы выбирали цепочки слов. Прочитайте их. - I. Писать (посредством графики), строчить, катать, царапать, марать, черкать, ч'иркать. - II. Писать (создавать произведение), сочинять, слагать, складывать, кропать, стряпать, марать. - Частица (незначительное количество), крупица, капля, капелька, кроха, крошка, малая толика. Много (большое количество), немало, полн'о, полным-полно, (разг., усилит.) страсть, жуть, ужас, страху сколько, видимо-невидимо, хоть отбавляй, деть некуда, не счесть, без числа, бессчетно, пруд пруди, непочатый край, невпроворот, навалом, по горло. В литературоведении есть такое понятие – градация – расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. (Понятие заимствовано из латинского языка, от “ступень, степень”). Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым… Запишем это предложение. Выполним морфологический разбор слов: “жалею”, “белых”. 4. Игра. Первая группа учеников называет слово, вторая подбирает к нему антоним. (Работа со “Словарем антонимов”).
В литературоведении есть понятие – антитеза (греч. “противоположение”) – стилистическая фигура контраста. Резкого противопоставления. Смотрим на строки произведений М.Ю. Лермонтова, находим антитезу. Смерть и бессмертье, Жизнь и погибель И деве, и сердцу ничто. Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем. Объяснить правописание указанных орфограмм. 5. Домашнее задание. Дома вы самостоятельно подберете по одному примеру градации и антитезы из произведений художественной литературы. 6. Слово учителя. Мы с вами говорили о разных пластах языка (словах заимствованных, профессиональных, устаревших и т.д.). Из словарика вашего учебника приведите примеры таких слов. - Лилейный (устар.). Белый. - Ломберный (стол) (устар.). Предназначенный для игры в карты. - Мазунчик (укр.). Смазливый молодой человек. - Марафонец (спорт.). Слово учителя. Завершая разговор о лексике, мы делаем вывод, что язык наш очень богат. И хотелось бы, чтобы вы бережно относились к каждому слову, умело употребляя его в речи.