"А.А. Ахматова. Стихотворение "Перед весной бывают дни такие"

Автор: Кузнецова Ольга Леонтьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6"
Населённый пункт: г. Югорск, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "А.А. Ахматова. Стихотворение "Перед весной бывают дни такие"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска ХМАО - Югра Конспект урока по литературе в 6 классе «А.А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие» Кузнецова Ольга Леонтьевна, учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ «СОШ №6» г. Югорска г. Югорск 2015

Урок литературы в 6 классе по теме:

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение

«Перед весной бывают дни такие». ( с использованием элементов технологии

развития критического мышления через чтение и письмо).

Тип урока
: урок “открытия” новых знаний.
Деятельностная цель:
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Цели урока:

Ι. Образовательные:
проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие:
развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные:
воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.
Личностные УУД
: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию. 
познавательные УУД:
формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста. 
коммуникативные УУД:
формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы:
проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы:
диалог, комментированное выразительное чтение, построение схемы , фронтальный опрос, синквейн
.


Ход урока

1. Оргмомент.

2. Настрой на работу.
Работа с выражением Homo sapiens (Человек разумный) Учащимся предлагается объяснить, как они понимают это выражение, имеет ли это выражение отношение к ним. - Ответы учеников.
3. Определение темы урока, постановка целей.
Работа с эпиграфом урока. Учащиеся читают и объясняют высказывание: «Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая».
(
Паскаль Блез) - В этих словах известного ученого заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить? - Ответы учащихся. - Учитель резюмирует сказанное и четко формулирует тему, отмечая, что разговор будет посвящен человеку и природе. - Определив тему занятия, учащиеся с помощью учителя пробуют сформулировать цели работы. (1. Определить, в каких взаимоотношениях находятся человек и природа. 2. Изучить произведение(я), посвященные взаимоотношению человека и природы.) Учитель подводит итоги, записывает тему и цели работы на доске.
4. Работа по реализации целей урока.
- Ребята, попробуйте с помощью схемы изобразить, в каких взаимоотношениях находятся человек и природа. Учащиеся работают на листах в парах, Представляя свои схемы, они объясняют их. Учитель подводит итоги выступлений. Человек – часть природы, а раз это так, то он должен чувствовать природу, откликаться на все изменения в ней. При этом учитель предлагает учащимся доказать данную мысль с помощью произведения Вивальди «Времена года». Учитель включает отрывок из этого произведения , а учащиеся должны определить, какому времени года он соответствует. Нужно не только назвать время года, но и указать, по каким музыкальным приметам они его определили. - Звучит отрывок.
- Ответы учащихся. - учитель продолжает урок, говоря о том, что о взаимоотношениях человека и природы размышляли в своих произведениях многие писатели и поэты, не является исключением и А.А. Ахматова. - знакомство с биографией А.А. Ахматовой. - Учащиеся выписывают те факты из биографии поэтессы, которые показались наиболее важными. - Чтение стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Слушая стихотворение, учащиеся размышляют думают, кто является героем (героями) стихотворения. - Ответы учащихся. - Учитель подводит итог, говоря, что в стихотворении два героя: человек и природа. Учитель и ученики, опираясь на текст стихотворения строят схему, которая подтверждает наличие в стихотворении двух героев (выписывают словосочетания, предложения). Природа: отдыхает луг; шумят деревья; ветер нежен и упруг. Человек: легкость тела; старую песню поет, как новую; не узнает дома. Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что человек откликается на все изменения в природе. - А. Ахматова наблюдательна и точна в описании природы и человека. Для этого она использует средства выразительности. Учащимся предлагается заполнить таблицу. Эпитеты Олицетворения ? И теплый…. И легкости… И дома…. Примеры эпитетов и олицетворений учащиеся выбирают из текста самостоятельно. Совместно с учителем знакомятся с термином Повторение (анафора).
5. Подведение итогов урока.
- После работы с текстом учитель возвращается к схемам, которые составляли учащиеся в началу урока. Подводя итог, педагог еще раз отмечает, что человек-часть природы, поэтому он живет по ее законам. - Завершается работа синквейном, который начинается словами: ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК. Пример: Природа и человек. Сильные, связанные.
Живут, взаимодействуют, влияют. Связь. Завершая урок, учитель возвращается к целям, которые ставили ученики в начале урока. Ребята сами определяют уровень достижения поставленных целей (достигли, не достигли, частично достигли). Домашнее задание: 1. Приготовить выразительное чтение стихотворения. – «3» 2. Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой – «3» - «4» 3. Написать свое стихотворение о природе и человеке – «4» - «5»