"Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации ребенка к условиям ДОУ"

Автор: Арсламбекова Сутият Асановна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Калинка"
Населённый пункт: пгт. Федоровский, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации ребенка к условиям ДОУ"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации ребенка к

условиям ДОУ.
Когда родители ребенка приходят впервые к Вам в группу, выйдите им навстречу, поздоровайтесь, обращаясь по имени и отчеству, представьтесь. Затем пригласите их осмотреть группу. Покажите шкафчики, в которых дети хранят свою одежду, расскажите, куда какие вещи они убирают, чтобы родители почувствовали: у вас в группе порядок, и вы следите за вещами детей. Объясните, что ребенок сам может выбрать из свободных шкафчиков тот, который ему нравится, и принести из дома красивую картинку, чтобы наклеить на шкафчик. Расскажите, какие вещи нужны в качестве сменных. Затем проведите родителей в групповую комнату. Покажите игрушки и пособия. Расскажите, что с детьми будут проводиться специальные занятия, они будут рисовать и лепить, петь и танцевать, слушать сказки и т.д., эти занятия направлены на подготовку ребенка к обучению в школе. Скажите, что если ребенок захочет, может принести из дома любимые игрушки. Покажите спальню, расскажите, что за каждым ребенком закреплена определенная кровать, на которую тоже можно наклеить картинку. Если у родителей будут пожелание, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполните их просьбу. Покажите туалетную комнату, отметьте специально, что у каждого своё полотенце (свой горшочек – в группе раннего возраста), которым пользуется только он. Затем расскажите о режиме дня, выясните, соблюдается ли он дома и насколько отличается от принятого в ДОУ. Постарайтесь убедить родителей, что принятый в детском саду режим желательно соблюдать и в выходные дни. Присядьте вместе с родителями и расспросите, как они настроены, тревожит ли их что-нибудь в связи с тем, что ребенок пойдет в ДОУ. Пусть подробно расскажут вам, что их беспокоит, и вместе обсудите, как облегчить период адаптации. Важно, чтобы родители почувствовали: вы выделяете малыша из общей массы детей и готовы принимать во внимание особенности его характера, его индивидуальные особенности. Договоритесь точно, когда ребенка в первый раз приведут в детский сад (желательно утром, ближе к концу завтрака, накормленного). Можно предложить привести ребенка во время прогулки, чтобы ребенок вместе с родителями включился в знакомство со взрослыми и детьми группы.
Родители надеются на то, что:
 вы будете внимательно прислушиваться к их просьбам и пожеланиям относительно детей;  с вами можно будет посоветоваться о ребенке;  вы будете рассказывать, чем занимаетесь с детьми, как ведет себя их ребенок в группе, что у него хорошо получается;  вы будете ласковы с детьми;  дети всегда будут чистыми, тепло и аккуратно одетыми, сытыми и жизнерадостными;

В общении с родителями и родственниками нужно придерживаться

следующих правил:
 в любое время они могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;  они могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время;  воспитатель должен выполнять все их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка. Для того чтобы обрести в лице родителей ребенка союзников, нужно учитывать, что общение имеет свои закономерности. Прежде всего, нужно настроиться на диалог, а не на поучение. Правильно построенное общение с родителями позволит вам сберечь собственную энергию и душевные силы и построить процесс взаимодействия с родителями приятным и конструктивным:  помните, что «критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и, как правило, стремиться оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар по его гордости, задевает чувство собственной значимости и вызывает обиду».  «Знаете ли вы кого-нибудь, кого вам хотелось бы переделать, исправить и усовершенствовать? Прекрасно! Но почему не начать с самого себя? С чисто эгоистической точки зрения это намного полезнее, чем пытаться усовершенствовать других».  «Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут хранить в памяти ваши слова и повторять их через много лет после того, как вы их уже забудете».  «Улыбка» ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал от неё богаче».
Первые контакты с ребёнком.

Первая неделя.
Вы выходите навстречу маме и малышу, ласково улыбаетесь, здороваетесь, располагаетесь так, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне с глазами ребенка. Протяните к нему руки, погладьте его, возьмите за руки, погладьте его, возьмите за руки, если он охотно идет на физический контакт. Если ребенок прижимается к маме – не настаивайте. Пусть мама держит ребенка за руку столько, сколько он захочет. Не надо ругать его за то, что он испугался. Постарайтесь его чем-нибудь заинтересовать. В раздевалке покажите шкафчики, расскажите ребенку, что у каждого из детей есть свой шкафчик с любимой картинкой, куда они кладут свои вещи. Скажите ребенку как можно вас называть. Форма обращения может быть разной в зависимости от того, какую считаете приемлемой ВЫ сами. Вполне допустимы и такие варианты, как «баба Таня, тетя Валя, Анна, Ира» и т.д.
Предложите ребенку раздеться и пойти посмотреть игрушки. Вводя его в группу, обратитесь к другим детям: « К нам пришел Алеша. А вот это Саша, Маша….» Если малыш сразу побежит к игрушкам пусть играет. Если же он не отпускает руку мамы, пусть они пройдут в игровой уголок вместе. Через какое-то время вы покажете ребенку, где туалет, предложите воспользоваться им. По мере надобности помогите ему раздеться и одеться. Помните: первые контакты с ребенком – контакты помощи и заботы. Он должен понять, что на вас можно положиться, как на маму, что вы готовы помогать ему и защищать в этом новом месте. Когда дети начинают собираться на прогулку, помогите ребенку застегнуть пуговицы, завязать шапку, если он согласится; если нет, пусть ему поможет мама. Мама может вам помочь одеть и других детей. С прогулки мама забирает ребенка домой. Так проходит первая неделя.
Вторая неделя.
В течение второй недели воспитатель постепенно начинает принимать все большее участие в одевании, раздевании ребенка, предлагает ему различные игры. Мама может уйти по своим делам спустя 10-15 минут, обязательно четко сказать, что она придет за ним как обычно после прогулки. Малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю, но без мамы. Если ребенок сам выразит желание пообедать или поспать вместе с другими детьми, адаптационный цикл закончился быстрее. Хорошо , если в течении этой недели ребенок привыкнет к вам настолько, что будет сам идти к вам, садиться на колени, принимать вашу ласку.
Третья неделя.
Взрослому трудно понять, насколько значим для ребенка переход к новым условиям кормления, новому вкусу того, что ему предлагают за завтраком, обедом. Чтобы дополнительно не травмировать «малыша утром, в течение двух недель желательно кормить его дома. В течение третьей недели постарайтесь приучить ребенка есть в детском саду.
Никогда и ничем нельзя кормить

ребенка насильно!
Докармливать можно только в том случае, если ребенок не возражает. Ребенок имеет право не любить то или иное блюдо, оно может показаться ему невкусным. Желательно, чтобы в первые два-три дня мама приходила за малышом к концу прогулки, помогала ему раздеться, и он обедал в детском саду в ее присутствии. Если он захочет, мам покормит его даже в том случае, если ребенок может есть сам. В следующий раз предложите ему свою помощь: покажите, что Вы готовы покормить его так же спокойно и ласково, как мама, что вы не будете настаивать на том, чтобы он ел то, что ему заведомо не нравится. По окончании обеда, если ребенок отказывается ложиться спать, мама забирает его домой. Если ребенок хорошо адаптируется, через два-три дня можно предложить ему поспать со всеми детьми в группе, выбрать для себя кроватку. Если ребенок отказывается – эта работа переносится на четвертую неделю.

Четвертая неделя.
Многие дети любят класть с собой в постель любимую игрушку. Если такая игрушка у ребенка есть, предложите ему принести ее с собой в детский сад. Пока ребенок будет есть, медвежонок или собачка могут устроиться в кроватке и ждать малыша там. Если ребенок не захочет, можно разрешить ему не спать, сказать, что он только полежит на кровати со своей игрушкой, может тихонько с ней поговорить. Обязательно нужно сидеть с ребенком, ласково поглаживать его. Желательно при этом говорить что-то ласковое, например: «Машенькины ручки будут отдыхать, им тепло и хорошо…тепло и спокойно…Они лежат свободно… глазки закрываются, тоже будут отдыхать… и ножки будут отдыхать..» можно тихонько напеть колыбельную песню. Детей удивительно успокаивает всем известная мелодия песенки «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» Вы можете тихо напевать ее, как бы про себя, без слов.
Итак, в адаптационный период очень важно:
 проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже капризам ребенка и заслужить его доверие;  сохранить постоянство обстановки в группе и порядка следования разных событий жизни, обозначая переходы от одного события к другому так, чтобы ребенок успевал на него настроиться;  найти возможность индивидуального общения с каждым ребенком; не форсировать начало «групповой» жизни;  исподволь познакомить детей друг с другом и установить незыблемые правила общения.
Что нравится детям в воспитателях?!
 Искренность всех проявлений.  Доброта и отзывчивость к живым существам.  Веселое, доброе настроение и умение создать его у других.  Богатая фантазия и воображение, способность увлеченно играть на равных, придумывать праздники и развлечения.  Красивая прическа, одежда, украшения.  Мелодичный, певучий голос, ласковое обращение (Машенька, лапушка, заюшка…), негромкая речь.  Мягкие, ласковые движения.  Умение придумывать и рассказывать истории.