"Особенности организации в образовательном процессе по лепке"

Автор: Хоменко Лилия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №69 "Ладушки"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации в образовательном процессе по лепке"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Особенности организации образовательного процесса по лепке
«выступление на семинаре» Хоменко Л.А. Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка: - повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; - развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; - синхронизируют работу обеих рук; - формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; - при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. В работе с детьми используются такие виды лепки как :
предметная,

сюжетная и декоративная.
Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи. В
предметной лепке
изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие , характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной .
Сюжетная лепка
требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями. Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: --научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои
наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки. Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах.
Декоративная лепка
Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно определять форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).
Техника лепки.
Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.
Конструктивный способ
. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами "открывают" его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты: - объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски); - объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка); - объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, Чебурашка).
Скульптурный способ.
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму.. Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.
Комбинированный способ
. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.
Методика обучения лепке в возрастных группах детского сада.

Первая

младшая

группа.
Приемы обучения лепке носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.
Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет: «Положу шарик на ладонь и накрою его другой ладонью, а потом сожму его между ними - получилась лепешка.- И еще раз повторяет: Когда расплющиваем шарик между ладонями, то получается лепешка». Подобные пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности. Малышам двух - двух с половиной лет интересно наблюдать, как из куска глины в руках воспитателя образуются погремушка, грибок, птичка, матрешка, девочка, зайка. Они с удовольствием узнают эти предметы, дают им названия и определяют форму частей. Длительность лепки должна быть не более 10-12 минут, чтобы у малышей осталось желание посмотреть лепку еще какого-либо предмета. Воспитатель лепит не более 2-3 предметов. Закончить занятие можно потешкой или песенкой. Непосредственное обучение лепке детей этого возраста хорошо начинать с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с шариками, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы они лучше поняли характер шарообразной формы, а вместе с этим, то действие, которое необходимо во время лепки. Подобные игры и упражнения хорошо проводить перед занятием со всеми детьми и во время занятия с теми, у кого не получается. У некоторых это получается не сразу, поэтому воспитатель может взять руки ребенка в свои и показать нужные движения. Интерес у детей можно вызвать, обращая их внимание на образность изображаемого предмета, например: «Мячик круглый, его можно катать по доске», «Столбик длинный, ровный», «Если все столбики, которые вы вылепили, поставить на дощечку, то получится забор». Воспитатель предлагает детям узнать, что получилось. Если они не узнают, то говорит сам. Для того чтобы приучить ребят думать в определенном направлении, можно задавать вопросы: что получится, если к шарику прикрепить столбик? Что выйдет, если к лепешке прикрепить глиняную палочку? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель подсказывает результат и демонстрирует предметы или вылепленные заранее фигуры (погремушку, грибок и т. д.). Таким образом, все приемы обучения в данной группе имеют определенную специфику, направленную на развитие сообразительности и умственной активности во время лепки, на овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями.
Вторая

младшая

группа.
В этой группе дети продолжают осваивать различные формы: шар, цилиндр, диск, различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные фигурки. Приемы обучения для первой младшей группы используются и в работе с детьми 3-4 лет. При изучении формы предметов недостаточно только
рассматривать их в начале занятия. Хорошо, если каждый ребенок подержит в руках шар, мяч, апельсин, ощутит их объем, размер. Такое знакомство с формой предмета воспитатель должен проводить группами по 5-6 человек за один или два дня до художественно-эстетической деятельности.. Обучение лепке во второй младшей группе, так же как и у детей 2-3 лет, должнопредусматривать развитиесамостоятельности,а поэтому в тех случаях, когда дети уже знакомы с приемами, не следует им еще и еще раз показывать то,что они усвоили. С детьми трех лет используются игровые приемы. . Например, если дети лепили кролика, то предложить около каждой фигурки положить заранее сделанную морковку; в руки вылепленной матрешки или куклы вложить маленький флажок.
Средняя группа
. В начале года дети повторяют пройденный материал: занимаются лепкой, работают над формой. Воспитатель во время прогулок с детьми использует природный материал как наглядное пособие. Например, зимой ребята под руководством воспитателя лепят снеговика и одновременно разбирают форму и количество частей. Из снега дети могут вылепить кролика, девочку в шубке и другие предметы. . Педагог обращает внимание детей на весь предмет в целом и затем на форму туловища, головы, хвоста, показывает, как надо обследовать предмет: сначала определяют форму частей, затем, фиксируя внимание на более мелких частях, проводит по ним пальцем и предлагает эти же действия проделать ребятам. Они повторяют эти движения. Для рассматривания перед лепкой подбирают игрушки и скульптуры, художественно выполненные, с красивой, но однотонной окраской. В тех случаях, когда нет возможности подобрать подходящий предмет, можно пользоваться заранее подготовленным образцом несколько большего размера, чем фигурки, которые будут лепить дети. Образец обычно дается до ООД с той целью, чтобы ребята успели его рассмотреть, и остается перед ними на протяжении всего занятия
При обучении лепке детей старшей группы
воспитатель применяет многие методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами. Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется, так как они знакомы с изображением исходных форм и показа требуют лишь те способы изображения, которые детям еще не встречались. Например, дети лепят уточку-свистульку по типу архангельской народной игрушки. Способ изображения исходной формы знаком детям, поэтому воспитатель показывает лишь, как из овала вытягивается шея, голова и хвост. Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий — развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и творческой
активности в использовании способов лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а делали это с расчетом на последующее изображение. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов. Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые создаются воспитателем. Например, перед ООД детям говорят, что вылепленную посуду они смогут использовать для игры. Воспитатель добавляет, что обожженная в муфельной печи посуда очень украсит кукольную столовую, а следовательно, каждый должен постараться и вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками.. Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, а потом разбирается форма, пропорции, изображение движения, способы лепки. Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.
Подготовительная группа
. В этой группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. . Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу.. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ. Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее — разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его,
вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого орнамента, узора. В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ — показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы. Во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий. В этих случаях основное внимание детей обращено на композиционные и смысловые связи группы в сюжете. Детям 6—7 лет необходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучивания рукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужно следить и за позой ребенка, за положением его рук Смелость в работе воспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, с удовольствием украшают изображение, дополняют его многими мелкими деталями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комарова Т.С. Изобразиельная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990-2 2. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду.- М.: Учпедгиз, 1961-145с. 3 Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977. - 253с.