"Наличие культурно-гигиенических навыков у младших школьников, как фактор успешной социализации в обществе"

Автор: Дальниченко Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ школа-интернат №68
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Наличие культурно-гигиенических навыков у младших школьников, как фактор успешной социализации в обществе"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Наличие культурно-гигиенических навыков у младших школьников,

как фактор успешной социализации в обществе
Дальниченко Ольга Сергеевна МКОУ школа-интернат № 68 Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности воспитательного процесса. Эффективность, качество воспитания во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Формировать эти навыки и привычки необходимо уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в это время в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Формы работы варьируются: проводятся викторины, экскурсии; приобщаются к работе специалисты: медики, психологи; большое внимание уделяется индивидуальным интересам детей. Одним из основных компонентов гигиенического образования является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, опирающегося на опыт самопознания. В ходе занятия дети приобретают основы медицинских знаний. Происходит тесное общение со своим организмом, со своим телом, с внутренними “жильцами” - органами. У детей младшего школьного возраста необходимо активно и последовательно формировать культурно-гигиенические навыки , используя художественное слово: стихи, потешки, пословицы, а т.ж. произведения таких авторов, как К.И. Чуковский: «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», А.Л. Барто «Девочка чумазая». На примере героев произведений дети учатся следить за своим внешним видом, не хотят, чтобы их сравнивали с отрицательными героями. Предлагаемая разработка воспитательного занятия способствует закреплению детьми ранее полученных знаний и умений в области личной гигиены.
Воспитательное занятие по теме:

«Уроки здоровья»

Цель:
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, закрепление элементарных, санитарно- гигиенических навыков и умений.
Задачи:
1. Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, умению делать выбор; 2. Коррекционная: способствовать: коррекции памяти на основе заучивания и воспроизведения; коррекции зрительного и слухового восприятия; 3. Образовательная: закрепить знания о предметах личной гигиены, а т.ж. навык пользования зубной щёткой. Занятие рассчитано на детей 8-9 лет. Длительность 30– 40 минут. Оборудование: телевизор, DVD, фрагмент мультипликационного фильма «Мойдодыр» К.И.Чуковского; пособия: коробка с картинками, изображающими животных, карандаши и расчески (по количеству детей), вата, зубные щетки в подарок,
набор предметов для выполнения гигиенических процедур, конверты с двумя картинками – пазлами ( мыло и кран с водой). При оформлении стен используются плакаты, изображающие детей, выполняющих гигиенические процедуры. Даша- ребёнок артист.
Ход занятия:

Ведущий:
Приглашаю я всех вас На занятие сейчас. Кто работать будет лучше, Тот сюрприз в конце получит! (Стук в дверь.) - В дверь стучат, идет к нам кто–то. Глаз не видно у неё. - Сейчас открою и впущу. Дашенька не умывалась, - Ой, я тебя не узнаю! Вот грязнулей и осталась. - Ах, это ты, Даша! Посиди теперь в сторонке, Даша к нам пришла сегодня, Погляди на нас тихонько. Пригласила я её. Мы с ребятами сейчас Посмотрите на девчонку – Проведём «Здоровья час». (Испачканную Дашу помещают, в стороне, на стульчик)
Ведущий:
- Рано утром прихожу, Птицы весело поют, На ребят своих гляжу. Все проснулись там и тут. Глазки открываются, Мы с кроватей поднялись, Детки просыпаются- На зарядку собрались. Все мне улыбаются. Свои косточки размяли, Посмотрели мы в окно, Мышцы тела подкачали. На дворе уже светло. Как птенцы все встрепенулись- Солнышко проснулось, Окончательно проснулись! Ребятам улыбнулось.
Ведущий:
- А теперь скажите вы, - Вы куда, затем, пошли? (Предполагаемый ответ: - Мы пошли умываться, чистить зубы, расчесываться )
Ведущий:
- Ребята, а скажите, только люди приводят себя в порядок? (Предполагаемый ответ: - Нет, животные тоже умываются) -Правильно! Давайте расскажем Даше, как разные животные ухаживают за собой и своими детёнышами?
Ведущий:
- В гости к нам пришли друзья, Их называть не буду я. По очереди их берите, И нам о них вы расскажите. ( Дети по очереди выходят, находят и вынимают из коробки картинки с изображением животных и читают разученные к занятию стихотворения ) 1. Пушка лапой уши мыла . 4. Использует хобот, словно душ. На скамейке у окошка. Моет спину он и уши. Пушка моется без мыла, Угадайте, кто же он ? Потому, что Пушка-кошка. Если хобот, это – слон. 2. Живёт на севере, 5. Кенгурёнка поутру,
В море купается. Моет мама - кенгуру. И громко может он реветь. Моет лапки, моет хвостик, Ныряет, плавает, рыбой питается, Им идти сегодня в гости. А называется белый медведь. 3. В клетке пестрая головка 6. Подстригается барашек, Чистит пёрышки так ловко, Не жалеет он кудряшек Что за птичка – угадай? Знает, надо подождать Эта птичка – попугай. Кудри вырастут опять
Ведущий:
- Молодцы! Вы очень хорошо рассказали нам о разных животных.
Ведущий:
-Скажите, пожалуйста, а что нужно мыть сначала? Шею, лицо, руки или уши? (Предполагаемый ответ: -Руки.)
Ведущий:
-А вы умеете правильно мыть руки? Давайте вспомним, как мы это делаем. Мы немного отдохнем, я буду говорить, а вы показывать.
Физминутка
К крану руки подношу И водичкой их мочу. Мыло крепко зажимаю И «перчатки» надеваю. Каждый пальчик промываю Локотки не забываю. Смою пену – м о л о д е ц ! И разминочки – конец.
Ведущий: -
Помыли ручки, молодцы! - Ребята, а теперь покажем Даше, Как мы чистим зубы наши. -Я раздам вам карандаши- «зубные щетки», а вы «понарошку» будете чистить зубы. (Предполагаемые действия: дети изображают, многие водят карандашом, из стороны в сторону, у рта.)
Ведущий:
- Посмотрите внимательно друг на друга.
Ведущий:
-Сейчас мы с вами проведём опыт и узнаем, правильно ли мы чистим зубы. Пусть расчёска (показывает) будет рядом «зубов», а кусочки ваты, между зубцами - это кусочки пищи, застрявшие в зубах. А теперь (имя ребёнка) возьмёт «зубную щётку» и попробует почистить эти «зубы» так, как показали вы (из стороны, в сторону). - Какой мы получили результат? (Предполагаемый ответ: -Вся «пища» осталась, не прочистилась.)
Ведущий:
- А теперь проведём щёткой вверх-вниз. Что мы заметим? (Предполагаемый ответ: -Все кусочки удалили, «Зубы» стали чистыми.) -Мы доказали, как нужно правильно чистить зубы. Не только из стороны в сторону, нужно водить зубной щёткой и сверху вниз, снизу наверх и очень тщательно 2-3 минуты и обязательно 2 раза в день - утром и вечером.
Ведущий:
-А зачем нам необходимо умываться ? (Предполагаемый ответ: -Чтобы смыть грязь, чтобы приятно пахнуть, чтобы быть красивым, чистым, чтобы не болеть, чтобы смыть микробы.
Ведущий:
-А что такое микробы? Что вы о них знаете? (Предполагаемый ответ: -Это маленькие существа, их видно только под микроскопом, они живут на грязных руках, от микробов все болезни.)
Ведущий:

Задание: Перед вами конверты с пазлами. Возьмите любой конверт и составьте картинку. Она подскажет нам, чего боятся микробы больше всего.
Ведущий:
Так чего же боятся микробы? (Предполагаемый ответ: -Они боятся воду и мыло. )
Ведущий
: - Правильно! Нужно дружить с водой и мылом. «От простой воды и мыла у микробов тают силы» ВИДЕО ФРАГМЕНТ - К И. ЧУКОВСКИЙ - « МОЙДОДЫР » Да здравствует мыло душистое, В ушате, в корыте, в лохани, И полотенце пушистое, В реке, в ручейке, в океане.- И зубной порошок, И в ванне, и в бане, И густой гребешок! Всегда и везде- Давайте же мыться, плескаться, Вечная слава воде! Купаться, нырять, кувыркаться.
Ведущий
: -Кто написал это стихотворение? (Предполагаемый ответ: -Чуковский. ) -Правильно, Корней Иванович Чуковский)
Ведущий:
- А теперь мои ребятки, отгадайте вы загадки, И из множества предметов отыщите вы ответы. 1. Хожу, брожу не по лесам, А по усам и волосам. (Расчёска) 2. С щетинкой, а не свинка. (Зубная щетка) 3. Лёг в карман и караулю Рёву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слёз, Не забуду и про нос. (Носовой платок) 4. Вытирало и старалось, После бани паренька. Всё намокло, всё измялось, Нет сухого уголка. (Полотенце) 5. И сияет и блестит, Никому оно не льстит. А любому правду скажет, Всё, как есть, ему покажет. (Зеркало) 6. Пузыри пускало, 8. Кто меня назвать не может? Пеной кверху лезло, Я на ёжика похожа. И его не стало - И от пыли и от пятен Всё оно исчезло. ( Мыло) охраняю ваше платье. (Щётка) 7. Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)
Ведущий:
- Молодцы ребятки! Отгадали все загадки. Загадки мудрёные, но и вы смышлёные. -А теперь скажите Даше, для чего нужны все эти предметы. (Предполагаемый ответ: -Чтобы следить за чистотой своего тела. Чтобы приводить себя в порядок. ) - С древних времён народ смеялся над грязнулями и неряхами и с уважением относился к чистым и опрятным людям. В то время появились такие пословицы: 1. Кто аккуратен, тот людям приятен. 2. Чистота – лучшая красота. 3. Чисто жить – здоровым быть.
4. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным. ( Возможно обсуждение пословиц.)
Ведущий:
- Даша тихо здесь сидела, Слушала, на вас смотрела. -«Час здоровья» истекает, Время движется вперед. Даша многое узнала, Дали Даше вы урок! Даша: -Я теперь чистюлей буду Вас, друзья, я не забуду. У меня теперь девиз: «Встань поутру, не ленись! Мылом вымойся, утрись. Кто растрёпан, не умыт, Тот собой людей смешит».
Ведущий:
-Наша Даша поняла, Вы Федоре не родня. -Чтобы зубки не болели, В них микробы не сидели. Получите от девчонки Новые зубные щетки. -Молодцы, ребята! Спасибо за занятие. Отведите Дашу в ванную комнату и помогите ей привести себя в порядок. Литература: 1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]:учебное пособие / Л.Н. Блинова. - М.: «НЦ ЭНАС, 2003.-136с. 2. Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра [Текст] / Г.К.Зайцев. - СПб.: «Детство- пресс», 2001. – 40с. 3.Степанов, В.А. Про зверят [Текст] / В.А.Степанов. - М.: « Фламинго», 1997.-49с. Дальниченко Ольга Сергеевна МКОУ школа-интернат № 68 воспитатель 8-960-916-54-04