"Рабочая программа по истории. 12 класс. Вечерняя школа"

Автор: Юмашев Мансур Касимович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБВ(С)ОУ ЦО
Населённый пункт: г.Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по истории. 12 класс. Вечерняя школа"
Дата публикации: 30.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования РАССМОТРЕНА на заседании МО Протокол от « »__________2015 г. СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР: __________/Соколова О. Н. «___»____________2015г. УТВЕРЖДЕНА Приказом МБВ(С)ОУ ЦО от ______№____ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории для 12 классов (очная форма) на 2015-2016 учебный год Составитель: Юмашев Мансур Касимович учитель истории и обществознания г. Тобольск 2015 г.
Пояснительная записка БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Рабочая программа по истории для учащихся 12 классов составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. 2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089). 3. Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 №19993). 4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Цели изучения предмета:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; • формирование исторического мышления– способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Особенности организации учебного процесса по предмету:
-
формы организации учебной деятельности:
для достижения поставленных целей и задач предполагается использование такой формы организации образовательного процесса как урок. Данная форма обучения позволяет раскрыть разделы, темы курса, применить взаимосвязанные учебные умения и навыки на практике. Она позволят сформировать у обучающихся системные знания и личностные качества, мировоззрение. Данная форма обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность учащихся, выполняющая интегрирующе-дифференцирующую функцию. Типы уроков: урок-лекция, урок- практикум, урок-семинар, контрольно- обобщающий урок; -
Методы и средства обучения:
репродуктивные и продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические и т.д.) методы. Проблемное обучение в свою очередь предполагает формулирование проблемных вопросов, решение проблемных задач, моделирование проблемных ситуаций. -
Технология обучения:
с опорой на личностно- ориентированный подход предполагается активное использование следующих методов обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с текстом), наглядные (иллюстрации, схемы, таблицы), практические (работа с дополнительными источниками);
-виды и методы контроля:
1) устные (различные виды публичных выступлений, индивидуальный опрос, решение задач) и письменные (словарная работа, терминологический диктант, сочинение, тесты, анкетирование); 2) фронтальные, групповые, индивидуальные; 3) текущие и итоговые. По итогам изучения каждой главы запланирована контрольная работа в тестовой форме. В конце учебного года - зачёт по курсу
Отличительные особенности рабочей программы по истории, 12 класс:

- рабочая программа рассчитана на 34 часа; сокращение объема учебного времени объясняется количеством учебных недель по учебному плану школы.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:
• Загладин Н.В.История России и мира в 20 веке. 11 класс - М., Русское слово 2010 • Левандовский А.А. История России, 20-начало 21 века.11 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений. М., Просвещение 2010.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; - периодизацию всемирной и отечественной истории; - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; уметь: - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; - использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; - соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; - осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Содержание программы

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг. Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. "Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX вв. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX - XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. Кризис политической идеологии на рубеже XX - XXI ВВ. "Неоконсервативная революция". Современная идеология "Третьего пути". Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
История России

Революция и Гражданская война в России
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение Советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика "военного коммунизма". "Белый" и "Красный" террор. Российская эмиграция. Переход к новой экономической политике.
СССР в 1922 - 1991 гг.
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. "Культурная революция". Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества. Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в
антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение. Особенности развития советской культуры в 1950 - 1980 гг. Наука и образование в СССР. "Застой". Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты. СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война. Причины распада СССР.
Российская Федерация (1991 - 2003 гг.)
Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября - октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной россии. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Российская культура в условиях радикального преобразования общества. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза
национальной безопасности страны.
Учебно-тематический план
Курс предмета на ступени среднего общего образования распределяется по разделам (темам), ввиду того, что обучение в вечерней школе осуществляется в течение трёх лет в 12 классе изучаются следующие разделы:
Темы разделов

Кол-во

часов
Кол-во работ (пакт., лаб., контр. и т.д.) От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества 13 1 Человечество на этапе перехода к информационному обществу 11 1 Революция и Гражданская война в России 6 СССР в 1922 - 1991 гг. 25 1 Российская Федерация (1991 - 2003 гг.) 13 1 68 4

Календарно – тематическое планирование
Тема урока Кол- во часо в № урок а Содержание урока Домашне е задание Дата проведен ия урока
От Новой к Новейшей истории: пути

развития индустриального общества
13 Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг. 1 1. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг. Глава 8 п. 41-43 вопросы к п. Модели ускоренной модернизации в XX в. 1 2. Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. 1 3. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. 1 4. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. 1 5. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. 1 6. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. "Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной 1 7. "Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной П.50-51 вопросы
Азии. Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. 1 8. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX вв. 1 9. Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX вв. Глава 2 вопросы к пп. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. 1 10. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. 1 11. Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Глава 6 пп-27-29 сообщени я на тему Формирование неклассической научной картины мира. 1 12. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в. 1 13. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
Человечество на этапе перехода к

информационному обществу
11 Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. 1 14. Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Выучить термины и понятия Информационная революция и 1 15. Информационная революция и становление
становление информационного общества. информационного общества. Вводная контрольная работа на тему: Мир в начале 20 века 1 16. Проверка знаний и умений Выучить понятия по теме Собственность, труд и творчество в информационном обществе. 1 17. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально- экономических процессов в странах Запада и Востока. 1 18. Особенности современных социально- экономических процессов в странах Запада и Востока. Пп. 44-52 вопросы к п. Глобализация общественного развития на рубеже XX - XXI вв. 1 19. Глобализация общественного развития на рубеже XX - XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. Кризис политической идеологии на рубеже XX - XXI вв. 1 20. Кризис политической идеологии на рубеже XX - XXI вв. "Неоконсервативная революция". Современная идеология "Третьего пути". Антиглобализм. Сообщен ия на тему Религия и церковь в современной общественной жизни. 1 21. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. 1 22. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. Сообщен ия на тему урока Особенности духовной жизни современного общества. 1 23. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и Повторит ь с п. 1
массовой культуры в информационном обществе. Зачёт № 1 на тему: Человечество на этапе перехода к информационному обществу 1 24.
Революция и Гражданская война в

России

6
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. 1 25. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. П. 10-12 вопросы к пп. Провозглашение и утверждение Советской власти. 1 26. Провозглашение и утверждение Советской власти. Учредительное собрание. Формирование однопартийной системы. Брестский мир. 1 27. Брестский мир. Гражданская война и иностранная интервенция. 1 28. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. П. 13-15 вопросы к пп. Политика "военного коммунизма". 1 29. Политика "военного коммунизма". "Белый" и "Красный" террор. Российская эмиграция. Переход к новой экономической политике. 1 30. Переход к новой экономической политике. П. 16-17 вопросы к пп.
СССР в 1922 - 1991 гг.

25
Образование СССР. 1 31. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально- государственное строительство. П. 18 вопросы к пп. Партийные дискуссии о путях 1 32. Партийные дискуссии о путях П. 19-22
социалистической модернизации общества. социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. вопросы к пп. Индустриализация. Коллективизация. 1 33. Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. П. 20-21 вопросы к пп. "Культурная революция". 1 34. "Культурная революция". Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. 1 35. Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. П. 18, 23- 24 вопросы к пп. Контрольная работа на тему: СССР в 1917-1939гг 1 36. Великая Отечественная война. 1 37. Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Пп. 25-28 вопросы к пп. Героизм советских людей в годы войны. 1 38. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. 1 39. Партизанское движение. Тыл в годы войны. 1 40. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. 1 41. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне. 1 42. Роль СССР во Второй мировой войне.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. 1 43. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Пп. 29-31 вопросы к пп. Складывание мировой социалистической системы. 1 44. Складывание мировой социалистической системы. Холодная война 1 45. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., причины их неудач. 1 46. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., причины их неудач. Пп, 32 -34 вопросы к пп. Концепция построения коммунизма. 1 47. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение. Особенности развития советской культуры в 1950 - 1980 гг. Наука и образование в СССР. 1 48. Особенности развития советской культуры в 1950 - 1980 гг. Наука и образование в СССР. П. 32 вопросы к пп. "Застой". 1 49. "Застой". Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Пп. 35-39 вопросы к пп. Политика перестройки и гласности. 1 50. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты. 1 51. Межнациональные конфликты. СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. 1 52. СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического Конспект урока
паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война. 1 53. Афганская война. Причины распада СССР. 1 54. Причины распада СССР. Пп. 37-38 Контрольная работа на тему: СССР в 1922 - 1991 гг. 1 55. Проверка знаний и умений Сообщен ия на тему урока
Российская Федерация (1991 - 2003 гг.)

13
Становление новой российской государственности. 1 56. Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября - октября 1993 г. П. 40 вопросы к пп. Конституция Российской Федерации 1993 г. 1 57. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. 1 58. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. 1 59. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. 1 60. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. 1 61. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. П.41 вопросы к пп. Российская культура в условиях радикального преобразования общества. 1 62. Российская культура в условиях радикального преобразования общества. П. 42 вопросы к пп. Россия и вызовы глобализации. 1 63. Россия в мировых интеграционных П. 43
процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации. вопросы к пп. Курс на укрепление государственности 1 64. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Конспект урока Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. 1 65. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Конспект урока Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. 1 66. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. 1 67. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. Сообщен ия на тему урока, работа со СМИ Зачёт № 2 на тему: Россия и мир в 20 – начале 21 века 1 68. Итоговый контроль.

Дополнительная литература:
1. Агафонов С.В. Использование учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово»/ Сайтиздательства «Русское слово». 2. Данилов А.А. История России: пособие для подг. к Единому гос. экзамену и устным экзаменам по истории/ А.А. Данилов. – М.: Просвещение, 2006. - 319с. 3. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с. 4. История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы) Авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003.. – 144с. 5. История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.В.Загладина: Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века./ Авт.-сост.
Н.В.Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2009, 190с. 6. Лобанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320с. 7. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Эксмо, 2006. – 624с. 8. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории: Всеобщая история. 10-11 класс: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 9. Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с. 10. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 11. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176с. Электронные пособия: 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв. 2. Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа). 3. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.
Ресурсы Интернет 1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 3. Портал «Музеи России».