"Гуманизация учебно –воспитательного процесса"

Автор: Мязина Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОШИ (Муниципальная казенная общеобразовательная школа-интернат) № 2
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Гуманизация учебно –воспитательного процесса"
Дата публикации: 30.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Материалы к педсовету Тематический педсовет «Гуманизация учебно –воспитательного процесса» Цель педсовета: мотивация деятельности педагогического коллектива по внедрению и разработке инновационных процессов в обучение, решающих проблемы гуманизации. Задачи педсовета: 1.Изучение и внедрение в учебно-воспитательный процесс новой концепции школы, направленной на развитие гуманизации. 2.Совершенствование педагогического мастерства учителей в организации работы школы по гуманизации. 3.Создание структурного портрета ученика и учителя, как личностей ориентированных на успех. 4.Определение стиля взаимоотношений в детском и педагогическом коллективе. В последнее время в печати идёт обсуждение проекта Кодекса РФ об образовании, намечаются серьёзные преобразования по улучшению образовательной системы России. Одно из направлений изменения существующей системы образования – это переход от традиционной к адаптивной школе. Адоптивность системы образования провозглашается в Законе РФ «Об образовании» (ст. 2).В этой связи содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, на формирование человека – гражданина. Именно эта система способна помочь ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Обладая такими свойствами как гибкость,
открытость, адаптивная система образования выводит ребёнка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям. Взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а ученика – к требованиям системы и входит в понятие «социальная адаптация». На сегодняшний день существует много концепций, которые направлены на улучшение российского образования. Одна из них – гуманизация образовательного процесса. Данная концепция придаёт обучению естественный характер, делает школу для ребёнка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность – средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого. Гуманность педагогики определяется средствами достижения целей. Суть этих средств растворяется в общении, которое несёт детям каждодневную радость, утверждает в них личность, дарит им свободный выбор, зажигает для сотрудничества. Гуманизация включает элементы многих технологий (разноуровневое, модульное обучение, метод проектов, личностно-ориентированное) легко адаптируется к любому образовательному предмету школы и способна выработать оптимальный подход к организации учебного процесса с учётом специфики российской школы и культурной отечественной среды. Основу этой концепции составляет развивающее обучение. «Новая школа – это по-новому работающий учитель». Мы надеемся на модернизацию образования и проведение реформ. Ни одна реформа не состоится, если учитель не реформирует себя. Компьютеризация , интернетизация школы – это не реформа, это плоды цивилизации. И они в отсутствии культуры могут даже погубить душу ребёнка. Обучение это ещё и развитие способностей и познавательных интересов детей. Основная цель новой школы – научить каждого ребёнка мыслить, научить добывать знания. При этом учитель использует рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся – включает ученика в самоанализ и самооценку
мыслительной деятельности на каждом этапе познания нового материала. Следовательно вся организация УВП направлена на развитие социализированного интеллекта, приспособленного к реально существующей системе жизни.Это прерогатива учителя, который обязан менять своё мышление в постоянно меняющемся мире. Систематическая «обратная связь» в работе с учеником будет способствовать улучшению методического мастерства учителя и совершенствованию образования и воспитания. Ученик является центральной фигурой в процессе обучения, « он стержень, вокруг которого вращается весь педагогический процесс». Гуманная педагогика должна вдохновлять учителя на создание такого образовательного процесса, в котором ребёнок в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Это под силу лишь тому учителю, который верит в безграничность каждого ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманной педагогики. Необходимость внедрения гуманизации в образовательный и воспитательный процесс на современном этапе подтверждается практикой. Ежегодно проводимый в школах страны анализ анкетирования учащихся свидетельствует о том, что в классах, где применяются технологии гуманизации, дети учатся самоорганизации, умению проводить самоанализ. Происходит переосмысливание их внутренней мотивации к обучению. Ученик становится активным участником педагогического процесса. Индивидуальное развитие ученика, его личная самооценка на каждом этапе урока формирует у подрастающего поколения стремление учиться по своему внутреннему убеждению. Гуманизацию образования и воспитания нельзя свести к каким-то конкретным технологиям или методам обучения. Это ценностная ориентация, в основе которой лежит перестройка личностных установок педагогов. (Приложение № )
Понятие «гуманизм» для системы образования означает тенденцию в развитии науки как социального института и личности как субъекта воспитательного воздействия, утверждающую абсолютную ценность и достоинство человека. Гуманность – это комплекс качеств личности, в которых выражается отношение человека к человеку: признание человека высшей ценностью, уважение его чести и достоинства; проявление заботы о человеке на основе различных нравственных черт – чуткости, отзывчивости, доброты, тактичности, скромности, сочувствия; нестерпимости ко всякому злу – фальши, лицемерию, унижению, оскорблению, равнодушию, подхалимству, грубости; умение действовать самостоятельно в соответствии со своими способностями и мировоззрением. Процесс воспитания гуманности и позволяет использовать понятие «гуманизация образования», которое раскрывает педагогический аспект гуманизма. Исходя из вышеизложенного, компонентами гуманизации образования могут быть: потребность человека в эмоциональном контакте, заключавшаяся в желании индивида чувствовать себя предметом заинтересованности и симпатии, в способности к эмпатийному пониманию окружающих, межличностное гуманистическое общение между всеми членами школьного коллектива, стремиться к самовоспитанию гуманных качеств. Гуманитаризация – понятие всестороннего развития личности в смысле гармоничного развития личности ко всем формам общественного сознания и человеческой жизнедеятельности. Гуманизация – это и демократизация образования, т.е. формирование ребёнка, подростка, молодого человека не как человека, которого учат, а как человека, который сам что-то изучает, обретает знания и навыки под руководством педагога. Для успешной работы по проблеме гуманизации необходимо: -основываться на личностных интересах и стремлениях ученика; -поощрять учебные успехи, а не только указывать на недостатки; -сделать учение эмоциональным, а не только умственным процессом; помочь каждому ребёнку в ходе учения открывать и понимать не только усваиваемые знания, но и себя, и свои возможности;
-воспитывать творческую смелость в постановке и решении познавательных и личностных задач; -способствовать творческим личностным поведением родителей и учителей развитию творческой личности ребёнка. Реформа образования в России приняла необратимый, эволюционный характер. А происходящие позитивные процессы позволяют характеризовать государственную российскую политику в области образования как гуманную, направленную на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Гуманистические тенденции в учебно-воспитательном процессе школы проявляются в: -разностороннем изучении индивидуально-возрастных особенностей учащихся для оптимальной организации образовательной деятельности школьников; -личностно-ориентированном образовании, направленном на развитие личностных качеств школьника, активного субъекта педагогического процесса; -утверждении педагогической этики, пропагандирующей гуманное отношение к детям ; умении открыто выражать свои мысли; способности принимать ребёнка таким, каков он есть, стараясь поставить себя на его место, проникнуть в ощущения и переживания, проявив свою искренность и открытость; -создании благоприятного нравственно-психологического климата, основанного на гуманистическом отношении воспитателей и воспитанников друг к другу; -отсутствии жёстких педагогических технологий, ведущих к насилию над личностью, участие учащихся и их родителей в целеполагании, планировании, организации, корректировке собственного образования; -интеграции обучения, воспитания, развития в единый педагогический процесс.
Гуманизация образовательного процесса способствует кардинальному изменению сознания и ученика и педагога. Быстро измениться вряд ли удастся в силу заложенных в нас стереотипов. Это довольно длительный процесс. Необходимо создать гуманистическую педагогическую систему, апробируя различные инновации. Поэтому работа над проблемой : «Гуманизация учебно – воспитательного процесса» будет проводиться в несколько этапов, течении 5 лет. Цель: Создание модели школы, решающей проблемы гуманизации. Задачи: -переход к процессу гуманизации образовательного и воспитательного процесса; -совершенствование работы, направленной на гуманизацию отношений; -совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного и воспитательного процесса: « ученик-родитель-учитель»; -совершенствование системы воспитания ЗОЖ; -активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы; -развитие детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика. Принципы: 1.Гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
2.Демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов; 3.Приемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем своё развитие и обогащение; 4.Гуманитаризации-всестороннего развития личности. Структуру педагогического исследования в эксперементальной работе по проблеме нашей школы можно представить в следующем виде: Этап Содержание деятельности 1.Теоретическое осмысление проблемы Работа с теоретическим материалом, осмысление противоречий, породивших проблему, цели, задачи, объекты исследования. Изучение научных работ по проблеме исследования 2.Изучение на практике Анализ исследуемых вопросов. Изучение и обобщение опыта 3.Подготовка эксперимента Разработка программы и методики эксперимента. Изучение теории экспериментальной деятельности. 4.проведение эксперимента Проведение экспериментальной работы; ежеквартальный анализ работы, проверка эффективности, корректировка методики. Мониторинг и анализ результатов. 5.Обобшение результатов Анализ и синтез результатов теоретического и эмпирического исследования. Оформление исследования. Обобщение результатов исследования. Качественные характеристики форм организации УВП составляют следующее: 1.Эмоциональная насыщенность учебного материала; активизирующая эмпатийное понимание, интуитивное мышление школьников, обеспечивающее возможность открывать личностную значимость знаний. 2.Возможность и способность учителя обучать учащихся гуманистическим навыкам поведения постоянно (каждым словом, движением, умением слушать, общаться, одеваться, т.е. всем своим обликом и поступками).Развитию положительных взаимоотношений с детьми учителям
могут помочь несколько вербальных приёмов, которые мы можем рекомендовать в качестве советов: - встречайте ребёнка широкой улыбкой и словами: «Здравствуй! Как я рад, что ты пришёл!» делайте это так, чтобы улыбка не стала первой и последней в этот день, так как улыбкой вы передаёте детям то удовольствие, которое получаете от их труда, и создаёте настроение, чтобы и они учились с удовольствием. - старайтесь сидеть на одном уровне с учениками. Если дети работают, сидя вокруг стола, сядьте за стол вместе с ними. Старайтесь не стоять удетей над душой и не ходить с таинственным видом у них за спиной. Когда дети работают за партами, придвиньте стул к партам, чтобы ваши глаза были на том же уровне, что и у детей. - кивайте, реагируя на слова ребёнка. Наклоняйтесь, показывайте интерес к его работе. Жестикулируйте открытой ладонью, а не кулаком или указательным пальцем. - просите ребёнка помочь подержать пособие или раздать учебный материал, это развивает у него чувство сотрудничества. Важное условие гуманизации образования – это единство педагогического коллектива, которое обеспечивается следующими факторами: 1. преобладание психолого – педагогических методов в управлении УВП -бережное отношение к каждому члену коллектива; -организация рефлексии, психологических тренингов. 2.совместная деятельность педагогического коллектива по реализации концепции школы и планированию, обсуждение возникающих педагогических проблем, исследовательская деятельность. Формируя образ ученика и учителя школы, мы исходили из того, что нет и не может быть единых, жестких требований к каждому человеку, так как нельзя оспаривать уникальную индивидуальность личности. Тем не менее , основываясь на базовых ценностях и миссии школы, мы попытались
«нарисовать» примерный образ ученика и учителя школы как единого сообщества с единой образовательной и воспитательной политикой. Структурный образ ученика и учителя школы (Приложение № ) Следует помнить, что воспитать добропорядочного человека, если не воспитать предварительно полноценного «гражданина» своей школы и своего дома, гражданина своего города. Фактически у каждого должна быть возможность реализации потребности в самоутверждении как одном из важнейших элементов подлинной гуманности.Таким образом, социопедагогическая направленность саморазвития учителя существенно сокращает отставание образования и воспитания от общих положительных перемен в стране и способствует модернизации образовательного процесса в новых социопедагогическихусловиях.