"Интеграция образовательного пространства на уроках предметной области "Искусство"

Автор: Работягова Екатерина Игоревна
Должность: учитель, ИЗО, черчения, искусства, МХК
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Интеграция образовательного пространства на уроках предметной области "Искусство"
Дата публикации: 01.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интеграция образовательного пространства

на уроках предметной области «Искусство»

Работягова Е.И.
учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ № 7
Да не войдёт сюда тот, кто не знает геометрии. (На входе в

Платоновскую Академию)
Плато́ н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, заложивший основу интегрированного обучения. Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: чувства позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину. Таким образом, Платон заложил основу интеграции, которая является актуальной и в настоящее время, а так же выступает условием развития одаренности.
Интеграция
(от лат. integer — целый) — объединение субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. В данном определении под субъектом мы понимаем образовательный предмет, а под объектом понимаем учеников на которых этот предмет воздействует. Отсутствие интеграции в образовательном пространстве сильно ограничивает, как педагогов, так и обучающихся. Но использовать интеграцию изобразительного искусства с другими науками тоже не просто, нужно найти правильные пропорции совмещения наук. Интеграция образовательного пространства как условие развития одаренности в сфере искусства имеет не малое значение. Прогрессивные педагоги разных эпох – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский
и другие – говорили о необходимости взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины мира «в голове обучающихся». Интеграция, как условие развития одаренности обучающихся способствует приобретению новых знаний, представлений на опыте традиционных предметных знаний и является высшей формой межпредметных связей на качественно новой ступени. Существует определенная классификация интегрированных уроков:  Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин.  Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам.  Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, элективных курсов. Интеграция образовательного пространства в предметной области «искусство»  дает объемную базу знаний для культурного и нравственного воспитания,  обеспечивает широким выбором идей для творчества обучающихся,  развивает технические навыки в творческом процессе. Изобразительное искусство - удивительный предмет, который имеет связи с большим количеством наук. Это дает возможность проводить интегрированные уроки изобразительного искусства, почти со всеми остальными школьными предметами. Интегрированные уроки называют межпредметными. Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами программой. В целом сохраняется структура урока.
Наиболее привычны и понятны межпредметные связи изобразительного искусства с историей, литературой, музыкой. Но в реальности изобразительное искусство не менее связано с геометрией, физикой, химией, биологией и другими науками. Большинство ученых Древнего мира были художниками. Изучение широкого спектра наук, способствовало, на протяжении времен, совершенствованию изобразительного искусства. Без определенного объема знаний, художник не сможет передать объем, цвет и форму предмета. Например развитию современной фотографии предшествовал целый ряд научных открытий в области физики. Так же из области физики мы используем проецирующий аппарат, законы светотени, световой круг. Химия тоже занимает весомую часть в изобразительном искусстве. Эту науку необходимо знать для работы с красками, смешивании материалов в скульптуре, архитектуре, декорировании. Знание биологии помогут более точно изобразить живой мир во всей своей красе и динамике. История же напрямую связана с творчеством. Ведь на протяжении всего своего существования человек создавал художественные произведения, которые были отражением своей эпохи. И изобразительное искусство с историей идут «рука об руку» на протяжении уже многих веков. Для совершенствования знаний учащихся в области иностранного языка, вполне возможно изучать искусство разных стран на иностранном языке. Почему на иностранном языке не предлагаем изучать русское искусство? Потому что его необходимо изучать более широко, оно является отражением нашей культуры, а язык так же является частью культуры. Не менее важна интеграция изобразительной деятельности с литературой: выразительное чтение, использование стихов, рассказов, пословиц, поговорок, загадок, обращенных к рисованию пейзажа, портрета, тематического рисования.
Урок технологии тесно связан с уроком изобразительного искусства. Два этих предмета роднит материальность создаваемых произведений, зарождает у учащихся основы дизайнерской деятельности по лепке и конструированию.
Варианты интеграции предметов художественно-эстетического

цикла (изобразительное искусство, искусство, Мировая художественная

культура) с другими предметами

Предмет/наука

Как совмещать, общие темы
Русский язык В основе интеграции предметной области «искусство» и предмета русского языка, лежит культура речи(культура вербального и невербального общения). Описание произведений пластических видов искусств, анализ художественного произведения, герменевтика литературного произведения. Знаковая система языка. Групповая мандала, как способ невербального общения. Литература Создание собственного литературного произведения (искусство, МХК), параллели живописных произведений и литературных. Иллюстрация литературного произведения. История Рассматривание художественного произведения, как отражения исторических событий. Историческая взаимосвязь направлений культуры и стилей. Искусство и власть (предмет искусство). Обществознание Отражение социальных проблем и общественно важных событий в искусстве. Иностранный язык Урок-экскурсия для иностранцев. (ученик выступает в роли гида). Изучение культуры и художественных произведений на родном языке этой страны.
Биология Изображение живых организмов требует изучения внешнего вида. Например, нельзя нарисовать правильно человека, не зная его анатомию, в частности опорно-двигательный аппарат – скелет, мышцы, суставы. Так же и для изображения животных и растений есть необходимость тщательного их рассмотрения. Химия Сложно представить себе живопись без использования химических реакций. Каждый пигмент, связующее вещество имеют свою химическую формулу. Работа художника с химическими веществами начинается сразу же, как только художник начинает проклеивать холст. Круг Эж. Делакруа, можно назвать «азбукой» химических реакций в живописи. Физика Проецирующий аппарат, оптика, фотография, световой круг. Математика Интеграция изобразительного искусства и математики широко отражено в начертательной геометрии (школьный предмет - черчение). Начертательная геометрия является базовой наукой при изучении конструктивного рисунка, дизайна и архитектуры. Технология Декоративно-прикладное искусство: создание народной куклы, пэчворк, выжигание, резьба, ткачество и др. Возможность профессионального выполнения художественно-творческих работ. Использование основных правил композиции и цветоведения, при выполнении заданий по технологии. Технология, в свою очередь, позволит технически грамотно создавать продукт ДПИ. В
результате мы получаем соединение технической и эстетической сторон в продукте художественного творчества. ОБЖ Опасности поджидающие художника в творческом процессе. Техника безопасности. Музыка Ритм в изобразительном искусстве и ритм музыкальный. Музыкальный и художественный образ в произведениях искусства. Физическая культура Чаще всего, элемент физической культуры используется на всех уроках в качестве физкультминутки. Мы же предлагает ее использование на уроках искусства и МХК в форме игры «Твистер». Занятия изобразительного искусства, созданные на основе интеграции, помогают в поиске гармонизации информационно - логической и эмоционально – образной сторон художественного образования, активному формированию творческой личности, эффективному сочетанию индивидуальных и коллективных форм работы, созданию творческой атмосферы. Исходя из всевозможных изученных нами источников, стоит отметить, что интеграция образовательного пространства, как условие развития одаренности в сфере изобразительного искусства чаще всего использует гуманитарные науки, а вот использование точных наук, как-то упускается. Хотя, интеграция изобразительного искусства с такими науками, как математика, геометрия, физика, химия, безусловно, было бы интересно и познавательно для обучающихся, могло бы открыть новые возможности для педагогов и их учеников, а так же улучшить качество образовательного процесса.
Используемая литература:

1. М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е.И. Вереитинова. Изобразительное искусство