"Развития творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования – пуантилизм"

Автор: Серебрякова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ Шелеховского района детский сад комбинированного вида № 10 "Тополёк"
Населённый пункт: г. Шелехов, Иркутская область
Наименование материала: Представление опыта работы
Тема: "Развития творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования – пуантилизм"
Дата публикации: 03.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Представление опыта работы
«Развития творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования – пуантилизм» Серебрякова Ольга Николаевна, воспитатель Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 10 «Тополёк» г.Шелехов, 2015
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский.
Введение:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка. Рисование для ребенка – радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества. В процессе рисования у ребенка совершенствуются: наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники. Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе. Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит картину с близкого расстояния, то рисунок плохо виден, но если взглянуть издалека, то картина видна целиком. В жанре пуантилизм рисуем ватной палочкой или тонким концом кисти, маркером, гелиевыми ручками, фломастерами, пальчиками.
Актуальность:
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому важно к каждому ребенку найти индивидуальный подход и дать возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель:
создание условий для развития творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования – пуантилизм.
Задачи:


o
развивать умение планировать свою деятельность;
o
формировать коммуникативную компетентность;
o
познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - пуантилизм;
o
расширять представления детей о средствах выразительности (цвете, точке, ритме), композиционные навыки;
o
воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, обогащать эмоциональную сферу ребенка;
o
расширять представление о жанрах изобразительного искусства, их особенностях.
Подготовительный этап:
Цель этого этапа состояла в том, чтобы определить уровень интереса дошкольника к эстетической стороне окружающей действительности с учётом удовлетворения его потребности в самовыражении. Для решения этой задачи и более оперативного диагностирования были выделены критерии и объединены в две группы:  первая применяется при анализе продуктов деятельности;  вторая – при анализе процесса деятельности.
Второй этап работы:
Проанализировав результаты мониторинга, составила примерный дальнейший план работы с дошкольниками, чтобы совершенствовать их технические и изобразительно-выразительные умения, а так же способствовать становлению позиции художника-творца.
Третий этап работы:
В практической части организации работы важно: - создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о нетрадиционном стиле рисования – пуантилизм; - осознание нюансов техники пуантилизм.
Техника рисования.
Сделать предварительный рисунок (эскиз). Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь. Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.
Принципы построения работы по рисованию в жанре пуантилизма:

o
Принцип последовательности деятельности . От простого рисунка к сложному изображению, где предусмотрен переход от простых действий к сложной практической деятельности . (То есть, например, в усложнении, рисуя дерево, мы на ствол наносим красные, зеленые, желтые точки и
получаем коричневый цвет, а вот крону рисуем жёлтыми и синими точками (зеленый) или взять красный и желтый, чтоб отобразить осеннее дерево).
o
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
o
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
o
Принцип связи обучения с жизнью : изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
o
Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с напарником воспитателем, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
o
Принцип доступности материала.
o
Принцип вариативности в создании условий для творчества детей. Организация работы по нетрадиционной технике не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека;
o
Принцип ориентации на личностный рост каждого ребёнка . Нетрадиционные техники рисования могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, как пуантилизм, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Использование нетрадиционной техники изображения способствует коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом, повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе этой деятельности зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Рисование в технике пуантилизме, при подготовке ребенка к школьному обучению, учит его удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон кисти, регулировать темп, силу нажима, оценивать работу, укладываться в определенное время, доводить начатое до конца.
Развитие способностей детей с помощью нетрадиционной техники

рисования пуантилизм, происходит в следующих направлениях:

o
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
o
от использования готового оборудования, материала к применению тех, которые необходимо самим изготовить (применить пластиковую трубку
использованного фломастера, из бросового материала: губка, разлохмаченный фетровый наконечник, рифлёная кружочками деталь конструктора);
o
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
o
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования. Приобретя соответствующий опыт рисования в этой нетрадиционной технике, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
Используемые методы:

o
позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
o
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
o
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
o
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Развивающие технологии:

o
личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
o
коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
o
игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
o
педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Ожидаемые результаты в подготовительной к школе группе:
 формирование учебно-познавательной компетентности;  развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;  развитие практических, художественно-творческих навыков.  самостоятельное применение техники для создания выразительного образа;  отображение эмоционального отношения и выражение отношения к изображаемому объекту;  расширение знаний детей о видах и жанрах изобразительного искусства , их особенностей.
Работа с родителями:
 заочные и очные консультации;
 участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;  тематическое родительское собрание;  семейные конкурсы;  организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности;  создание книги рисунков «Точечный мир».  совместная детско-родительская досуговая деятельность.
Вывод:
В работе по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - пуантилизм, предоставляется широкая возможность для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
Литература:
1. Г. Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Скрипторий, 2003. 2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Просвещение. М., 2005. 3. Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика- Синтез, 2005. 4. Субботина Л. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1998. 5. А. В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Каро, 2007. Приложение № 1

Object 3

Object 5
Приложение №2

Перспективное планирование использования нетрадиционной техники

пуантилизм в изобразительной деятельности в подготовительной к

школе группе
Мес Тема Цель Задачи Комментарии Октябрь Натюрм Создание изображения в технике - познакомить дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - Ватными палочками. Рассматривание Октябрь Пейзаж Создание изображения в технике - обучать созданию композиции «Золотая осень» в технике «пуантилизм»; Концом кисти Звучит музыка П.И. Чайковского Ноябрь Городск Создание изображения в технике - продолжать формировать эмоционально- эстетические ориентации в Предварительный просмотр видео Ноябрь Предмет Создание изображения, экспериментируя в - познакомить со способом отображения коричневого цвета в технике пуантилизм (3 Анализ сведений и наглядных представлений Декабрь Пейзаж . Создание изображения гуашью в технике - подвести детей к тому, что художник изображает то, что он видит, что удивило, порадовало его, Рассматривание картин
«
Зимние забавы». Декабрь Сюжетн Создание изображения основанного на - продолжать знакомить с елочными украшениями (современными и старинными); Выставка новогодних елочных украшений и Январь Рисован Создание изображения и использование - закреплять знания детей о свойствах и качествах изобразительного Просмотр мультфильма «Живая игрушка» Февраль «Рисова Создание изображения в технике - закрепить методы передачи пропорций птицы; - развивать «Как зимуют птицы?» - детская презентация Февраль Коллект Создание композиции «Золотая рыбка» в - совершенствовать умения дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке Март «Букет незабуд Создание изображения мелких цветов при - расширять кругозор детей, развивать познавательные интересы путем знакомства с Подборка иллюстраций, фото, Март Дикое животно Упражнять в создании изображения в - формировать умение выполнять эскиз белки, опираясь на схемы; - развивать интерес к Отгадывание загадок в процессе
Апрель Рисован Создание фантастических рисунков в стиле - самостоятельно выбирать содержание работы, выполнять свой замысел, передавая в Подвижная игра «Мы космонавты». Апрель Бабочки Совершенствовать умения детей в технике пуантилизм. - познакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и Мнемотаблица нанесения эскиза бабочки.