"Контрольно-оценочная деятельность учащихся, обучающихся по ФГОС НОО"

Автор: Борисова Любовь Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Хоринская СОШ №2"
Населённый пункт: с.Хоринск, р.Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Контрольно-оценочная деятельность учащихся, обучающихся по ФГОС НОО"
Дата публикации: 03.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Контрольно-оценочная деятельность учащихся, обучающихся по

ФГОС НОО. Портфолио учащихся начальной школы.
Учитель начальных классов МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2» Борисова Любовь Викторовна
Концептуальность.
Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы. Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Разумеется, многие разделы из портфолио выпускника не подходят. Чем их заменить? Делать ли портфолио комплексным или ограничиться одной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах. В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, для более эффективного решения задач, происходит введение новой системы оценивания учебных достижений школьников, которая позволила бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно-ориентированным. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения, который ему предшествует. Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей. Именно поэтому основным подходом к организации безотметочного обучения в 1 классе и одним из видов оценки в последующих классах выступает портфолио учащегося. «Портфолио» является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка.
Актуальность.
Одним из средств формирования действий
самоконтроля и самооценки
является портфолио ученика. Так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений. Портфолио учащихся начальных классов рассматривается как
форма оценивания

индивидуальных достижений учащихся
.
Основной смысл «портфолио» - дать возможность самому ребенку показать все, на что он способен; создать для ученика «стимул роста»; сформировать личную траекторию образования. Технология «Портфолио» способна организовать учебную деятельность и реализовать ее основные компоненты: постановку задач, выбор средств и методов обучения, самоконтроль, формирование рефлексии детей с учетом личностного целеполагания и ориентацию на динамику развития ребенка. Так,
целью
учебного процесса становится «обучить учащихся умению учиться». «Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические
задачи:
� поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;  поощрять активность и самостоятельность;  развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности учащихся;  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Работая в первом классе по безотметочной системе обучения , решается ряд задач, одной из ко торых является определение критериев оценки, средств и форм контроля, как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов. С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки, как у учеников, так и у учителя включаются в контекст всей учебной работы и направляются на формирование у учеников механизмов
самооценки
и
самоконтроля
. С действиями самооценки и контроля ребенок встречается уже на первом уроке. Ему предлагается лесенка из десяти ступеней. Ребенок рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным, зная, что нижняя ступенька соответствует «Я ничего не знаю, ничего не умею », а верхняя - «Я все знаю, все умею». Чаще всего ребенок ставит себя на верхние ступеньки. Эта работа - первый опыт Я ничего не знаю, не умею Я все знаю, все умею
ребенка по самооценке, которая впоследствии будет форми роваться и совершенствоваться на каждом уроке. Листы индивидуальных достижений – результаты выполнения различных проверочных работ и оценочные шкалы к ним. Оценочные шкалы на листах индивидуальных достижений по технике чтения, математике, русскому языку представляют собой отрезки, которые заполняются сразу же после выполнения письменной проверочной работы. Оценивание работы происходит по следующим критериям: грамотность написания, аккуратность выполнения, внимание. Причем, собственная оценка ребенка предшествует оценке учителя. Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно, внизу, если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, проверяя работу, вносит свою отметку, делает выводы, дает рекомендации по коррекции ошибок. Существует три варианта самооценки письменных работ:  Оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и, чаще всего, используется на уроке;  Оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля;  Прогностическая оценка является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает со шкалой, непосредственно, перед выполнением работы. Чаще всего, такой способ оценивания применяется на самостоятельных контрольных работах. Назначение данной работы

получение учителем оперативной информации о том, как проявил себя ученик на уроке и оценил свою работу; формирование объективной самооценки школьника.
Уже сто второго класса ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений. Уже со второго полугодия при правильной работе учителя ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания» через прогностическую оценку. Самооценка учеников – это важная часть реальной оценки. Она позволяет учащимся критически отнестись к своим успехам, взять на себя контроль над процессом обучения и его результатом, а также ответственность за них. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного деятельностного подхода к образованию. Важная цель портфолио – наглядно представить процесс образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.
Преимущества Портфолио
как метода оценивания достижений учащихся:

- направлено на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
-
учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
-
позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали. Работая с портфолио, школьник:- формирует навык самоконтроля и самооценки; - видит своё продвижение. Учитель
:
- наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию; - делает отметку содержательной и для ученика и для родителей; - делать оценку работы оптимистичной.

Инновационная направленность

Портфолио
как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика.
Результативность
- итогом реализации будет более
осознанное
и
мотивированное
отношение к учебе,
самостоятельность
,
повышение качества знаний
, востребованность и
реализация

индивидуальных склонностей
ученика. - анализ результативности работы по накоплению портфолио. - презентация «Портфолио». Литература: 1. М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др., под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. В 2 ч. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий». 2. Е.И. Матвеева, О.Б.Панкова, И.Е. Патрикеева «Критериальное оценивание в начальной школе» 3. А.Б.Воронцов «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности» 4. Ильина И.В., Белова С.Н. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников // Завуч. Управление современной школой. – 2006. – №8. – С. 136-142