"Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"

Автор: Кропотина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 20"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка - консультация
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"
Дата публикации: 03.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методические рекомендации: консультация для родителей «Адаптация

детей раннего возраста к детскому саду»

АДАПТАЦИЯ -
(от лат. adaptore - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется: новый режим дня, отсутствие родных и близких ему людей, уменьшается количество персонального к нему внимания, необходимость слушаться незнакомого ему взрослого. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Процесс адаптации требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:  нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)  нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)  меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются). Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:  повышение температуры тела  изменения характера стула  нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.) Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Можно выделить три типа адаптации ребёнка к детскому саду
Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации
характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша, извращает ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья, нет больше защитного «панциря», защищающего от всех болезней. От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново.
Промежуточный вариант адаптации
- средней тяжести течение периода различных адаптационных изменений - в детском организме характеризуется сроком
адаптации не больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений.
Тип легкой адаптации
характеризуется привыканием к новой обстановке в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ребенка, кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет. Чтобы адаптационный период прошёл более легко и безболезненно, родители должны заранее готовить ребёнка к поступлению в детский сад:  Необходимо готовить ребенка к временной разлуке с родителями, дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.  Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.  Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.  Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.  Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.  Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня.  Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.  Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.  Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.  Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.  Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.  Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие, многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.  Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.  Не следует «наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.  Не нужно мешать его контактам с детьми в группе: оставаясь в группе, наблюдать за своим ребенком – это порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей

являются:
 глубокий сон;  хороший аппетит;  бодрое эмоциональное состояние;  полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;  соответствующая возрасту прибавка в весе.