Рабочая программа 7 класс "История России"

Автор: Соколова Марина Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ СШ №8
Населённый пункт: Нижегородская обл. Володарский район с.п. Новосмолинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа 7 класс "История России"
Дата публикации: 03.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №48

«Рассмотрено»
на ШПМК учителей ____________________ «__» ___________ 201_ г. протокол № ___ Руководитель ШПМК ________________ /_________________/
«Согласовано»
Зам. директора по УВР «__» ___________ 201_ г. ________________ /_________________/
«Утверждено»
Приказом по МАОУ СОШ №48 от «__» _______ 201__ г. №__ Директор МАОУ СОШ №48 ________________ /_________________/
Рабочая программа
по предмету История России 7 классов Основное общее образование Срок реализации 2014-2015 уч. год Год разработки: 2014 Составлена на основе ФГОС I поколения (2004 г.), рабочей программы « История России» к предметной линии учебников А.А. Данилова- Л.Г. Косулиной 6-9 классы ( авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А. Ю. Морозов.– М.: Просвещение, 2011г.), учебника « История России» 7 класс (авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина - М.: Просвещение, 2010г)., допущенного в 2014г. приказом Минобрнауки Российской Федерации « Об утверждении федерального перечня учебников» № 253 от 31.03.2014 Количество часов всего:___34___, в неделю ___21___ Программу составила – М.А. Соколова, учитель истории и обществознания
с.п. Новосмолинский


Содержание
1.Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета 3. Описание места учебного предмета в учебном плане 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «История» 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. 6. Содержание учебного предмета. 7. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 5 классе 8. Система оценки достижения планируемых результатов 9. Критерии оценки предметных результатов. 10.Примерное содержательное описание каждого критерия 11.Учебный план 12.
.
Распределение часов по четвертям 13.Маршрутная карта индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в обучении
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса истории «История России» предназначена для учащихся 7 классов средней общеобразовательной школы.
Рабочая программа по истории России
составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования , Примерной программы истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, программы: История России. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной, 6-9 классы [А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной, А.Ю Морозовой]. М.: издательство «Просвещение», 2011 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника - История России: учебник для 7 класса А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2010г.
2. Общая характеристика учебного предмета
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 классов, особенностей их социализации, а так же ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. 2
Основной
целью
курса истории России для 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС является: - развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения история России в 7 классе:
 продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоиндентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;  овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII- XVIII веков, понимание ими места и роли Московского царства XVII в.и Российской империи XVIII в. во всемирном историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;  воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII- XVIII веков и гордости за героические свершения предков; развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках.
Формы организации учебной деятельности:
 Исследование  Презентация творческих работ  Защита исследовательских проектов  Ролевые и интеллектуальные игры  Викторины и конкурсы  Домашнее задание исследовательского характера  Анализ исторических источников  Тестовые контрольные задания по истории России XVII- XVIII веков по образцу ГИА ( в упрощенном варианте)
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических

технологий обучения:
 Технология развития критического мышления учащихся;  Технология проектного обучения;  Технология проблемного обучения;  Технология формирования универсальных учебных действий;  Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.
Формы контроля:
3
 Самостоятельная работа  Тестовые задания  Презентация исследовательского материала  Устный опрос  Диктанты  Эссе  Анализ исторических документов
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6-9 классах в общем объеме 136 часов. В 7 классе на изучение истории России отводится 1 час в неделю ( 34 недели). Курс «История России» в 7 классе изучается параллельно с курсом «Всеобщая история» и с курсом «Краеведение».
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «История»
Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять на этой основе собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ценностно-целевые приоритеты тематических блоков (глав) представлены в виде ключевых вопросов. Они определяют угол зрения в изучении новой информации и источников, помогают учителю расставить аксиологические акценты, выделить главное в тексте учебника. В формулировках предметных единиц содержания использованы развернутые тезисы, которые в соответствии с ключевыми вопросами обозначают направления ученических исследований и обобщающих выводов. Основные понятия выделены жирным шрифтом и указаны в том учебном содержании, на основе которого они формируются. Сквозная содержательная линия, пронизывающая и связывающая все вышеназванные линии, — человек в истории. В содержании курса по истории Древнего мира она акцентирует вопросы историко-культурного становления человека, его отношений с природой, с другими людьми, социальными и политическими институтами древнего общества, борьбы за личную свободу, гражданские права и достойную жизнь, способов самореализации. 4
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности и выработать: • уважение к истории, культурным и историческим памятникам народов мира; • эмоционально положительное принятие культуры народов мира; • уважение к другим народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; • формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках и взаимопомощи. В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации. В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему. Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся. Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность. Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Для этого учителю необходимо помочь учащимся: — научиться пользоваться информацией; — научиться общаться; 5
— научиться создавать завершённый продукт деятельности. Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты:
 Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;  Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;  Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;  Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
 Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;  Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обобщать выводы и др.), использовать современные источники информации, в том числе и материалы на электронных носителях;  Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);  Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;  Активное применения знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной среде и социуме.
Предметные результаты:
 Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;  Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; 6
 Способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;  Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;  Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;  Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
6. Содержание учебного предмета.

РазделI. Древняя и средневековая Русь

Тема1.Россия на рубеже XVI-XVII вв. (3часа)
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Россия в первой половине XVII в. Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
РазделII. Россия в новое время

Тема2. Россия в XVII веке. (9 часов)
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руковод ством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. Русская культура XVII в. 7
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко- латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Тема 3. Россия в первой четверти XVIII века. (8 часов)
Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.) Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Тема 4. Россия в 1725-1762 г. г.( 3 часа)
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.) Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Тема5. Россия в 1762-1800 г.г
.
(11 часов)
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков. Русская культура второй половины XVIII в. Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан. 8

7. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 7 классе :

Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 9

Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты
: - формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 10
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; - формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; - формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; - развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; - воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими
знаниями,

представлениями, умениями
:
1.

Знание хронологии, работа с хронологией:
 указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;  соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.

Знание исторических фактов, работа с фактами:
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;  группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3.

Работа с историческими источниками:
 читать историческую карту с опорой на легенду;  проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);  сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4.

Описание (реконструкция):
 рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;  характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;  на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 11

5.

Анализ, объяснение:
 различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);соотносить единичные исторические факты и общие явления;  называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;  раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;  излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6.

Работа с версиями, оценками:
 приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;  определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
 применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;  использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;  способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
8. Система оценки достижения планируемых результатов
1. Тематические контрольные работы по классам. 2. Текущий контроль. В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение лабораторной работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе. 3. Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания. 4. Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы. 5. В 7 классе контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде тестовых контрольных заданий по образцу ГИА( в упрощенном варианте) 6. Итоговая оценка. В 7 классах итоговая оценка по истории выставляется по результатам текущего контроля, который ведется учителем и фиксируется в классном журнале и дневниках учащихся, тематических контрольных работ, оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта, итоговой контрольной работы. 7. Оценка проектной и исследовательской деятельности. 12
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно- познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. 13
14 5 (отл.) 4 (хор.) 3 (уд.) 2 (неуд.) 1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы 2. Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий 3. Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия 4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они
Оценка за выполнение и защиту итогового индивидуального проекта является одним из видов оценки достижения метапредметных результатов освоения ООП, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; • способность к сотрудничеству и коммуникации; • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
9. Критерии оценки предметных результатов.
.Критерии оценивания учащихся 7-х классов При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе требований ФГОС ООО к предметным результатам учащихся, а также структурных элементов некоторых компетенций, усвоение которых считаются обязательными результатами обучения. Оценка проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям: 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 15
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности:
базовый и повышенный
. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.
10. Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы 16
действий, достигать более глубокого понимания проблемы Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Регулятивные действия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 17
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы. Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования. При необходимости использования аналитического подхода к описанию результатов вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»). 18

11.Учебный план
№ п.п . Наименование разделов и тем Количество часов на раздел и тему Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля Проектные работы Лабораторные/практические работы 1 Раздел I. Древняя и средневековая Русь Тема 1.Россия на рубеже XVI-XVII вв. (3часа) 3 часа Фронтальный опрос, анализ исторических документов, работа с контурной картой, индивидуальный опрос, тестовые задания. 2 Раздел II. Россия в новое время Тема 2. Россия в XVII веке
.
9 часов Индивидуальный опрос, тестовые задания, исторический «Сословный быт. Обычаи и нравы в 1- ой пол.17 века». Лабораторная работа (5 урок) 19
диктант, фронтальный опрос, работа с документами, работа текстом учебника, защита проектов.
Контрольная

работа
. 3 Тема 3. Россия в первой четверти XVIII века. 8 часов Анализ исторического документа, работа с текстом учебника, фронтальный опрос, Работа с исторической картой, с текстом учебника, тестовые задания, написание эссэ, составление таблиц, тестов, кроссвордов.
Контрольная

работа
. Лабораторная работа (16 урок) 4 Тема 4. Россия в 1725- 1762 г. Г. 3 часа Работа с текстом учебника, работа с документом фронтальный опрос, работа с исторической картой, тестовые задания.
Самостоятельная

работа ( 15 мин)
20
5 Тема5. Россия в 1762- 1800 г.г. (11 часов) 11 часов Анализ исторического документа, работа с текстом учебника, фронтальный опрос, Работа с исторической картой, с текстом учебника, тестовые задания, написание эссэ, составление таблиц, тестов, кроссвордов.
Контрольная

работа
. Лабораторная работа (27 урок) Итого: 34 часа
12.Распределение часов по четвертям
Четверть Кол-во часов Кол-во часов и причины опережения или отставания по программе по КТП факт 1 Всего: 8 8 2 Всего: 8 8 21
3 Всего 10 10 4 Всего 8 8 Итого 34 34
Тематическое планирование по предмету __история России______________
__7__ класс _____1___ час в неделю


п/

п

Тема урока

Кол-

во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Планируемые

результаты или

компетенции

Вид (форма)

контроля,

измерители

Элементы

дополнитель

ного

содержания

Домашнее

задание

Дата

проведения

План

Факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 22

РАЗДЕЛ 1. __ Тема 1 Россия на рубеже

XVI-XVII веков.

(3 часа)
1 Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. 1 Изучен ие нового материа ла Внутриполитичес кое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание ан царство Бориса Годунова. Социально- экономическая политика. Голод 1601-1603гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Личностные: Предметные: научатся определять понятия: патриаршество, заповедные лета, авантюрист. Получат возможность научиться: раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе; характеризовать личность и деятельность Б.Годунова и давать им оценку; объяснять процесс закрепощения крестьян, его последствия Метапредметные: Фронтальный опрос, анализ исторических документов. Портреты царей из династии Рюриковичей, Б. Годунова Реподукти вный уровень: §1, выучить даты,опре деления в тетради. Продуктив ный уровень: составить таблицу Творчес кое задание; подготови ть развернут ый ответ (письмен но) на вопрос « Какое историчес кое значение для 23
Западной Европы. личной судьбы Бориса Годунова и для судьбы России имела гибель в Угличе царевича Дмитрия? » 2 Смута. 1 Комбини рованны й с элемента ми проблем ной беседы Причины и суть смутного времени. Лжедмитрий I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. .Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Личностные: Предметные: научатся объяснять смысл понятий Смута, интервенция, самозванец. Получат возможность научиться; выявлять причины Смуты; определять ход основных событий; работать с картой; давать характеристику личностей Метапредметные: Анализ исторического документа, работа с контурной картой. Карта «Смутное время в России в начале XVII века» Р.У. §2,состави ть развернут ый план параграфа. 3 Окончание смутного времени. 1 Комбини рованны й Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и Личностные: Предметные: научатся объяснять понятия Индивидуальн ый опрос, тестовые задания. Карта «Смутное время в России в Репродукт ивный уровень: §3, 24
шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613г. Начало династии Романовых. Наш край в период Смуты. Семибоярщина, народное ополчение, Земский собор. Получат возможность научиться; характеризовать политику «семибоярщины» определять роль Народного ополчения в освобождении русских земель; характеризовать личности К.Минина и Д.Пожарского; показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений. Метапредметные: начале XVII века» повторить определен ия. Подготови ться к самостоят ельной работе Продуктив ный уровень: §3,состави ть таблицу «Народ ные ополчения в Смутное время». подготови ться к самостоят ельной работе Творчес кое задание: с.31 документ, ответить на вопросы письменно Подгодови ться к самостоят 25
ельной работе
РАЗДЕЛ II. Россия в Новое время

Тема 2: Россия в XVII веке.

(___9__ часов)
4 Новые явления в экономике. 1 Изучен ие нового материа ла Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно- денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов Личностные: Предметные: научатся объяснять значение понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок. Получат возможность научиться: характеризовать последствия Смуты; работать с картой (называть и показывать основные торговые центры); сравнивать мануфактуру и ремесленные мастерские; определять влияние Смуты на развитие экономики Метапредметные: Групповая работа, групповой опрос Карта «Экономика России в XVII веке Репродукт ивный уровень: §4, вопросы устно Продуктив ный уровень: §4, работа с документа ми вопросы 1,2 Творческо е задание; работа с документа ми вопросы 1-3. 26
5 Сословия России в XVII веке. 1 Комби нирован ный Усиление позиций дворянства. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество. Личностные: Предметные: научатся объяснять смысл понятий: крепостное право, белые слободы, черносошные крестьяне. составлять таблицу «Социальная структура России в XVII веке», и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Получат возможность научиться: анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 года при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Метапредметные: Лабораторная работа, фронтальный опрос Схема «Основные сословия России в XVII веке», презентация Подготовка к проекту: «Сословный быт. Обычаи и нравы в 1-ой пол.17 века». Репродукт ивный уровень: §5, вопросы устно, знать определен ия. Продуктив ный уровень: §5, вопросы, работа с докумен том, знать новые понятия. Творчес кое задание; §5, написать эссе «Роль Соборного уложения 1649 года в формиров ании сословий» 6 Государствен ное устройство 1 Комбини рованны Первые Романовы: Личностные: Индивидуальн ый опрос, Схема «Управление Репродукт ивный 27
России в XVII веке. й с элемента ми беседы усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Соборное уложение 1649г. Предметные: научатся объяснять смысл понятий абсолютизм, самодержавие, характеризовать личность идеятельность царя Алексея Михайловича. Получат возможность научиться: объяснять роль Земских соборов и Боярской думы в становлении абсолютизма в России, анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 года и использовать их для характеристики политического устройства России. Метапредметные: тестовые задания. Россией в XVII веке», презентация работа с проектом. (10 мин.) уровень: §6, вопросы устно, знать определен ия. Продуктив ный уровень: §6, вопросы, работа с докумен том в.1 знать новые понятия. Творчес кое задание; §6, вопросы, работа с докумен том. Составить кроссворд к § 5-6. 7 Внутренняя политика во второй половине XVII века. Власть и церковь. 1 Комбини рованны й с элемента ми беседы Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Личностные: Предметные: научатся объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы. Проблемная беседа, тестовые задания. Презентация работа с проектом. (10 мин.) Репродукт ивный уровень: §7, знать понятия, составить развернутый план Продуктивный уровень: §7, вопросы, 28
Аввакум. Церковный собор 1666-1667гг. объяснять причины и суть церковного раскола. Получат возможность научиться: характеризовать личности Никона и Аввакума; объяснять суть конфликта между церковной и светской властью. Метапредметные: работа с докумен том, составить тестовые задания. Творчес кое задание; §7, 8 Внутренняя политика правительства в сер. XVII века. Народные движения. 1 Комбини рованны й с элемента ми лаборато рной работы, индивид уальный опрос Причины и особенности народных волнений. Городские восстания. Соляной и Медный бунты. Восстание под предводительство м Степана Разина. Выступления старообрядцев. Личностные: Предметные: научатся объяснять причины восстаний и их последствия Получат возможность научиться: показывать территории и характеризовать масштабы народных движений в России, используя историческую карту. Систематизировать исторический материал в форме таблицы « народные движения в России в XVII веке». Элементы лабораторной работы, индивидуаль ный опрос Карта «Россия в XVII веке» работа с проектом. (5 мин.) Репродукт ивный уровень: §8, вопросы 1-2 устно, выучить даты. к/к №9, зад.1- 5 Продуктив ный уровень: §8, составить таблицу «Восста ние Степана 29
Метапредметные: Разина» к/к №9, зад.1-5 Творчес кое задание; §8, к/к №9, зад.1- 5 составить сравнител ьную таблицу « Восстание Ивана Болотнико ва и восстание Степана Разина». 9 Внешняя политика России в XVII веке Воссоединение Украины с Россией 1 Комбини рованны й с элемента ми беседы Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение левобережной Украины и Киева к России. Русско- польская война 1653-67гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-81гг. Личностные: Предметные: научатся характеризовать основные направления внешней политики; Получат возможность научиться: использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII, показывать на исторический диктант, фронтальный опрос Карта «Россия в XVII веке» Обсуждение проекта «Сословный быт. Обычаи и нравы в 1-ой пол.17 века». (5 мин.) Репродукт ивный уровень: §9 , выучить определен ия, к/к 10,з.1-6, подготови ться к с/р. Продуктив ный уровень: §9, 30
Крымские походы. карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в.; раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири. Метапредметные: вопросы устно, к/к 10,з.1-6, Творчес кое задание; §9, вопрос №2 письменно 10 Образование и культура в XVII веке. 1 Комбини рованны й группова я работа Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С.Дежнев, В.Поярков, Е.Хабаров. Литература. Зодчество. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Живопись. Симон Ушаков. Личностные: Предметные: научатся составлять описание памятников культуры XVII; характеризовать их значение, художественные достоинства. Получат возможность научиться: объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII века; проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII века. Метапредметные: Работа с текстом учебника, защита мини проектов презентации Репродукт ивный уровень: §10 , прочитать, составить план. Продуктив ный уровень: §10, вопросы, составить таблицу. Творчес кое задание; подгото вить сочинение на тему: « Усиление интереса к европейск 31
ой культуре в российс ком ом обществе XVII веке». 11 Сословный быт. Обычаи и нравы. 1 Мини- конфере нция, индивид уальный опрос Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян. Личностные: Предметные: характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII века. Получат возможность научиться: составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения Метапредметные: Защита проектов, индивидуаль ный опрос. презентации Повторить § 4- 11.подгото виться к контрольн ой работе. 12 Повторительно- Обобщающий урок по теме Россия XVII века 1 Приме ненение знаний и умений Смута. Экономическое развитие. .Сословная и государственная структура. Личностные: Предметные: выполнять тестовые контрольные задания по истории Росси XVII века по Контрольная работа раздаточный материал 32
Внутренняя политика. Основные вехи. .Основные направления и итоги внешней политики. Культура. Выдающиеся личности. образцу ГИА ( в упрощенном варианте), систематизировать исторический материал изученному периоду. Получат возможность научиться: характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы XVII в.; высказывать суждения о значении наследия XVII века для современного общества. Метапредметные:
Тема 3. Россия в первой четверти XVIII века.

(___8__ часов)
13 Предпосылки петровских преобразований. 1 Изуче ние нового материа ла Предпосылки петровских преобразований. Реформы Ордина- Нащекина, В.Голицына, царя Федора Алексеевича. Личностные: Предметные: научатся объяснять значение определения потешные полки. Получат возможность научиться: характеризовать Анализ исторического документа, работа с текстом учебника, фронтальный опрос. Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII вв.» Репродукт ивный уровень: §12, вопросы Продуктив ный уровень: §12, 33
усиление западного влияния на Россию, объяснять причины и суть реформ Ордина- Нащекина и В.Голинына; 3)характеризовать взгляды С.Полоцкого и Ю.Крижанича Метапредметные: работа с документ ом Творчес кое задание; §12, вопрос №2 письменно , анализ историчес кого документа 14 Петр I. Россия на рубеже веков. 1 Комбини рованны й Личность Петра I. Двоецартсвие. Царевна Софья. Азовские походы. Великое посольство 1697- 98гг. Личностные: Предметные: научатся объяснять значение понятий регентство, двоецарствие Получат возможность научиться: давать характеристику Петру I на основе данных учебника и исторических документов; объяснять приход к власти Петра I.; Метапредметные: Работа с текстом учебника, анализ исторического документа, индивидуаль ный опрос Презентация Репродукт ивный уровень: §13, прочитать, выучить определен ия. Продуктив ный уровень: §13, вопросы 1-3 (устно) Творчес кое задание; §13, вопрос 34
№4,5 письменно 15 Северная война 1700-1721 г.г. 1 Комбини рованны й с элемента ми беседы «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота на море. Ништадтский мир. Провозглашение России империей. Итоги внешней политики Петра I. Личностные: Предметные: научатся научатся объяснять значение понятий Рекрутская система, конфузия Получат возможность научиться: объяснять причины войны; показывать по карте ход военных действий; характеризовать итоги внешней политики Петра I Метапредметные: Работа с исторической картой, с текстом учебника. Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII вв.» Репродукт ивный уровень: §14прочит ать,работа с картой, к/к №11 зад.1,2. Продуктив ный уровень: §14, вопрос № 3, работа с докумен том к/к №11 зад.1,2. Творчес кое задание; §14, эссе на тему: « Полтавска я битва и ее историчес кое значение». 16 Реформы Петра I. 1 Лаборат орная работа Реформы центрального управления. Упразднение Личностные: Предметные: научатся научатся объяснять Работа с текстом учебника, анализ Таблица «Реформы Петра I» Репродукт ивный уровень: §15, 35
Боярской думы и приказной системы. Учреждение Сената, коллегий, Тайной канцелярии. Укрепление абсолютизма. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Городская реформа. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Синода. Цена и последствия реформ Петра I. значение понятий Абсолютизм, Сенат, коллегии, Синод. Получат возможность научиться: характеризовать изменения в различных областях; объяснять причины проведения реформ, их значение и последствия; использовать тексты исторических источников для характеристики политики и власти. Метапредметные: исторического документа, фронтальный опрос прочитать, выучить выучить даты и новые термины. Продуктив ный уровень: §15, работа с докумен том Творчес кое задание; §15, подготови ть сообщени е «Петр I в оценке историков и современн иков». 17 Социально- экономическое развитие России при Петре I. 1 Комбини рованны й Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, Личностные: Предметные: научатся объяснять значение понятий посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм Работа с исторической картой, фронтальный опрос. Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII вв.» Репродукт ивный уровень: §16,прочи тать к/к №11 зад.3 Продуктив ный уровень: 36
мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Итоги экономического развития. Получат возможность научиться: определять изменения в экономике России; характеризовать итоги экономического развития Росс при Петре I Метапредметные: §16, вопросы 1-5 ,к/к №11 зад.3 составить тесты к §15-16 Творчес кое задание; §16, вопросы 1-5 ,к/к №11 зад.3, подготови ть сообще ние «Демид овы» 18 Народные движения первой четверти XVIII века. 1 Комбини рованны й с элемента ми лаборато рной работы Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия Личностные: Предметные: научатся объяснять значение понятий Работные люди, отходники Получат возможность научиться: объяснять причины народных выступлений; характеризовать их значение и последствия; по карте определять ход восстаний Метапредметные: Работа с исторической картой, с текстом учебника, исторический диктант Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII вв.» Репродукт ивный уровень: §17,прочи тать к/к №11зад.4 Продуктив ный уровень: §17, вопросы 1-5 , к/к №11зад.4 Заполнить таблицу «Народны 37
народных выступлений. е движения в 1-ой четверти XVIII века» Творчес кое задание; §17, вопросы 1-5 ,к/к №11 зад.4, написать мини- сочинение от одного из участник- ов восстания 1-ой четверти XVIII века 19 Русская культура эпохи Петра I. 1 Комбини рованны й Культура «верхов» и «низов». Распространение просвещения и научных знаний. Я.Брюс. Л.Магницкий. Развитие техники. А.Нартов. Личностные: Предметные: научатся объяснять значение понятий Ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, Получат возможность научиться: объяснять причины европеизации Анализ исторических источников, работа с текстом учебника, тестовые задания Презентация «Русская культура эпохи Петра I.» §18- 19,прочит ать, подготови ться к контрольн ой работе по 2 разделу. 38
Создание Академии наук. Кунсткамера. Архитектура. Д.Трезини.. культуры; объяснять значение культурного наследия эпохи Петра I Метапредметные: 20 Повторительно- обобщающий урок по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого». 1 Комбини рованны й с элемента ми лаборато рной работы Внешняя политика Петра I. Социально- экономическая политика. Реформы государственного управления. .Культурная реформа. Значение политики Петра I.выступлений. Личностные: Предметные: научатся выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Петра I по образцу ГИА Получат возможность научиться: систематизировать исторический материал по изученному периоду; давать и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I. Метапредметные: Контрольная работа Тестовые задания, индивидуаль ные карточки, устный опрос Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII вв.»
Тема 4.

Россия в 1725-1762 г. г.

(___3 часа )
21 Дворцовые 1 Комбини Причины. Личностные: Презентация Репродукт 39
перевороты. рованны й с элемента ми беседы Сущность. Последствия. Фаворитизм. Предметные: научатся объяснять значение понятий кондиции, фаворит, дворцовый переворот. Получат возможность научиться: систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы; объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Метапредметные: Работа с текстом учебника, работа с документом фронтальный опрос, ивный уровень: §20- 21,прочит ать, выучить даты, определен ия Продуктив ный уровень: §20-21, вопросы 1-4 заполнить таблицу «Дворцов ые пере вороты 1725-1761 г.г.» Творчес кое задание; §20-21, вопрос №,5 письменно 22 Внутренняя политика в 1725-1762 г. г. 1 Комбини рованны й с элемента ми беседы Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Личностные: Предметные: научатся объяснять значение понятий откуп, подряд; характеризовать Индивидуаль ный опрос, работа с документом. Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII вв.» Репродукт ивный уровень: §22,прочи тать, ответить 40
Кабинет министров. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и купеческого банков. внутреннюю политику преемников Петра I. Получат возможность научиться: описывать изменения в положении отдельных сословий в период Дворцовых переворотов. Метапредметные: на вопросы 1-5 письменно Продуктив ный уровень: §22, вопросы письменно ,подготови ть сообщен ия: «Фаворит ы российс ких императ риц», «Дело А.П. Волынског о», «А.И. Остерман» , «Д.М. Голицын», « Б.К. Миних» «Полковод цы Семилетне й войны» Творчес кое задание; 41
§22, письменно ответить на вопрос « Почему в эпоху дворцовых переворот ов произош ло укрепле ние позиций дворянс тва?» 23 Внешняя политика России в 1725-1762 годах. 1 Комбини рованны й Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735-39гг. Русско-шведская война 1741- 1742гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне. П.Румянцев. П.Салтыков. Личностные: Предметные: научатся называть основные направления внешней политики и задачи по этим направлениям. Получат возможность научиться: определять причины и последствия войн 1725-1762гг. Метапредметные: Работа с исторической картой, тестовые задания Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII вв.» Репродукт ивный уровень: §23,прочи тать вопросы 1-5 устно к/к №11 зад.5,6. Подготови ться к самостоят ельной работе. Продуктив ный уровень: §23, вопросы 42
1-5 , к/к №11зад.5, 6. Заполнить таблицу «Основ ные направлен ия внешней политики в России 1725-1762 г.г.» Подготови ться к самостоят ельной работе. Творчес кое задание; §23, вопросы 1-5 ,к/к №11 зад.5,6,
Тема 5.

Россия в 1762-1800 г.г
.
(___11 часов )
24 Внутренняя 1 Комбини Особенности Личностные: Карта «Россия Репродукт 43
политика Екатерины II. рованны й внутренней политики. Просвещенный абсолютизм. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Губернская реформа. Ужесточение крепостничества.. . Предметные: научатся раскрывать сущность понятий «просвещенный абсолютизм», секуляризация, уложенная комиссия, монополия, межевание, каторга. Получат возможность научиться: характеризовать политику просвещенного абсолютизма; определять значение реформ Екатерины II Метапредметные: Работа с историческим документом, индивидуаль ный опрос, самостоятель ная работа 1760-1800гг.» ивный уровень: §24, вопрос №3 письменно Продуктив ный уровень: §24, вопрос №1 письмен но Творчес кое задание; §24, охарактер изовать внутрипол итическую деятельно сть Екатерины II, до пугачевско го восстания. 25 Крестьянская война под предводительств ом Емельяна Пугачёва. 1 Комбини рованны й, с элемента ми лаборото Е.И.Пугачев. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значения Личностные: Предметные: научатся раскрывать причины восстания, его значение и особенности. Получат возможность Работа с с текстом учебника, с исторической картой, Карта «Россия 1760-1800гг.» Репродукт ивный уровень: §25, ответить на 44
рной работы и последствия войны. научиться: показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е,И. Пугачева; давать характеристику личности Е.И. Пугачева. определять значение реформ Екатерины II Метапредметные: фронтальный опрос. вопросы устно, к/к №12 Продуктив ный уровень: §25, вопросы устно, работа с докумен том. Творчес кое задание; §25, вопросы, работа с докумен том. Заполнить сравнител ьную таблицу «Крестьян ская война под предводит ельством Е.Пугач ева и прежние крестьянс кие бунты и 45
восстания. 26 Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. 1 Комбини рованны й с элемента ми беседы Начало разложения феодально- крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предприниматель ство, торгово- промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития. Личностные: Предметные: научатся рассказывать об экономическо развитии России, используя исторические карты, как источник информации. Получат возможность научиться: характеризовать деятельность и значение Вольного экономического общества; сопоставлять эконмическое развитие страны при Петре I и ЕктеринеII. Метапредметные: Фронтальный опрос, тестовые задания. Карта «Россия 1760-1800гг.» Репродукт ивный уровень: §26, ответить на вопросы устно Продуктив ный уровень, творческо е задание: §26, вопросы устно; задание по группам подготови ть презентац ии о выдющихс я полководц ах и флотоводц ев России второй половины XVIII 27 Внешняя политика 1 Лаборат орная Основные направления Личностные: Предметные: научатся Карта «Россия 1760-1800гг.» Репродукт ивный 46
Екатерины II. работа внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А.Суворов, Ф.Ушаков. Присоединение Крыма. Греческий проект Екатерины II. Г.Потемкин. Георгиевский трактат. Разделы Речи Посполитой. Русско-шведская война 1787-91гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.. объяснять значение терминов буферное государство, коалиция нейтралитет. Получат возможность научиться: определять основные направления внешней политики; показывать по карте территориальные изменения при ЕкатеринеII; составлять исторические портреты А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова и оценивать их деятельность. Метапредметные: Беседа, фронтальный опрос, выступления по группам, составление таблицы « Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII века». уровень: §27-28, ответить на вопросы устно Продуктив ный уровень: §27-28, вопросы устно, работа с докумен том, составить кроссворд по §27-28 Творчес кое задание; §27-28, вопросы, работа с докумен том. составить историчес кий портрет А.В. Суворова или Ф.Ф. Ушакова. 28 Россия при 1 Комбини Изменение Личностные: Карта «Россия Репродукт 47
Павле I. рованны й, с практик ума порядка престолонаследия Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I.войны. Предметные: научатся характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I. Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников. Метапредметные: Фронтальный опрос, работа с документом. 1760-1800гг.», презентация ивный уровень: §29, ответить на вопросы устно, Продуктив ный уровень: §29, вопросы устно, работа с докумен тами. Творчес кое задание; §29, вопросы, работа с докумен тами. Составить историчес кий портрет Павла I. 29 Наука и образование в середине-второй половине XVIII века. 1 Комбини рованны й, с элемента ми лаборото Развитие образования. Открытие Московского университета. Становление Личностные: Предметные: научатся составлять описание отдельных памятников культуры XVIII века на основе иллюстраций Работа с текстом учебника, с документами, фронтальный Карта «Россия 1760-1800гг.» Репродукт ивный уровень: §30, вопросы и задания 48
рной работы отечественной науки. Академические экспедиции. Развитие техники. И.Ползунов, И.Кулибин. учебника, художественных альбомов, и др. дополнительных источниках . Получат возможность научиться: систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц); составлять исторический портрет М.В. Ломоносова определять значение реформ Екатерины II Метапредметные: опрос, составление таблицы Продуктив ный уровень: §30, вопросы устно, работа с докумен том. Составить кроссворд по теме « Достижен ия науки, образован ия техническ ой мысли в России во второй пол. XVIII века». Творчес кое задание; §30, вопросы, работа с докумен том. Составить историчес кий портрет М.В. 49
Ломоносо ва. 30 Особенности развития художественной культуры второй половины XVIII века. Живопись и скульптура. Архитектура. 1 Литература. Сумароков, Фонвизин, Державин, Радищев. Новиков. Карамзин. Театр. Волков. Крепостные театры. Музыка. Личностные: Предметные: научатся объяснять значение терминов барокко, классицизм, сентиментализм; составлять описание отдельных памятников культуры XVIII века на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, и др. дополнительных источниках Получат возможность научиться: систематизировать материал о достижениях культуры Метапредметные: Работа с текстом учебника, с дополнительны ми источниками, защита творческих работ, тестовые задания Презентации, Репродукт ивный уровень: §31-32, с.222-225 в.1-3 устно, выучить новые слова Продуктив ный уровень: §31-32, с.222-225 вопросы устно Составить тест. Творчес кое задание; §30-31, с.222-225 вопросы, соствавить тест. 31 Художественная культура второй 1 Живопись и скульптура. А.П. Личностные: Предметные: научатся Работа с Презентации, Репродукт ивный 50
половины XVIII века. Живопись и скульптура. Архитектура Лосенко, Г.И. Угрюмов, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Н.И. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.И. Шубин Архитектура Растрелли, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. объяснять значение терминов барокко, классицизм, сентиментализм; составлять описание отдельных памятников культуры XVIII века на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, и др. дополнительных источниках Получат возможность научиться: систематизировать материал о достижениях культуры Метапредметные: текстом учебника, с дополнительны ми источниками, защита творческих работ, тестовые задания уровень: §31-32, с.225-229 , вопросы 4-5 устно Продуктив ный уровень: §31-32, с.225-229 вопросы устно, работа с докумен том. Составить тест. Творчес кое задание; §30-31, вопросы, работа с докумен том, соствавить тест. 32 Быт и обычаи. 1 Комбини рованны й. Перемены в жизни крестьян и горожан. Жилище. Одежда. Питание. Досуг. Обычаи. Личностные: Предметные: научатся характеризовать изменения в быту и обычаях различных сословий Получат возможность Работа с текстом учебника, с дополнительны ми источниками, Презентации, Репродукт ивный уровень: §33, ответить на вопросы 51
научиться: составлять рассказ о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию. Метапредметные: защита творческих работ, тестовые задания Продуктив ный уровень: §33, вопросы устно, работа с докумен том. Составить рассказ о жизни и быте одного из сословий. Творчес кое задание 33 Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия в середине-второй половине XVIII века». 1 Урок примене ния знания и умений Дворцовые перевороты. Внутренняя политика России при Екатерине II. Крестьянская война под предводительство м Е. Пугачёва. Внешняя политика. 4.Внутренняя и внешняя политика при Павле I. Русская культура. Личностные: Предметные: научатся характеризовать общие черты и особенности развития в XVIII веке России государств Западной Европы. Получат возможность научиться: систематизировать исторический материал по изученному периоду, выполнять тестовые контрольные задания по истории России XVIII в. по образцу Контрольное тестирование по теме. Повторить определен ия, даты. 52
ГИА Метапредметные: 34 Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия XVII- XVIII веков». 1 Урок примене ния знания и умений Россия в к. XVII – XVIII веков. Личностные: Предметные: научатся характеризовать общие черты и особенности развития в XVIII веке России государств Западной Европы. Получат возможность научиться: систематизировать исторический материал по изученному периоду, выполнять тестовые контрольные задания по истории России XVIII в. по образцу ГИА Метапредметные: Исторический диктант. историческая игра ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:


Формы

Индивидуальные

Групповые

Коллективные
53

п/

п

выполнения

работы

1

Краткосрочные
1. (И) 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3.
2

Среднесрочные
1. 2. 1. 2. 3. 1. 2.
3

Долгосрочные
1. 2. 3. 1. 2. 1. 2.
Примечание: И – проекты с элементами исследовательской деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс Учебники (автор, год издания, издательство) Методические материалы Материалы для контроля
7
История России А.А. Данилов, Л.Г. Косулина М: « Просвещение» 2010г. История России. к. XVI- XVIII век. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной/авт.сост. Н.Ю. Колесниченко Волгоград:2013г.. Тесты по истории России к учебникам под ред. Данилова, Л.Г. Косулиной
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Средства

Перечень средств
54

п.п.

1
учебно-лабораторное оборудование и приборы
2
технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся
3
цифровые образовательные ресурсы
4
Технологическое оборудование
5
55