"Рабочая программа учебной линии Самкова В.А., Рокотова Д. И. 5 класс ФГОС"

Автор: Макеева Анна Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Красненская оош
Населённый пункт: Брянская обл., п.Красное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа учебной линии Самкова В.А., Рокотова Д. И. 5 класс ФГОС"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:  федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011);  примерной программы основного общего образования по биологии ;  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;  федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,  учебника Самковой, Рокотовой, А.А. «Биология» 5 класс». Учебник входит в федеральный перечень. По учебному плану 35 ч., 1ч. в неделю. По авторской программе 35 ч., 1 ч. в неделю. Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской. За счет вариативного компонента количество недельных часов 1 ч. Количество часов в год 35 ч. Выбор системы обучения и УМК по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей. Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования. Специфика курса «Биология» структурировано в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: - многообразие и эволюция органического мира; - биологическая природа и социальная сущность человека; - уровневая организация живой природы. Содержание структурировано в виде четырех глав: «Человек изучает живую природу», «По ступеням «Лестницы жизни», «Жизнь на Земле – явление космическое», «Человек и разнообразие жизни на Земле». Глава
«Человек изучает живую природу »
включает сведения о жизни, как о величайшем чуде на планете; как человек познает мир природы; о научных методах; наблюдении и экспериментах в биологии, о биологических иллюстрациях: рисунки, фотографии, компьютерные моделях. В главе
«По ступеням «Лестницы жизни
» содержатся сведения о том, что такое система; каковы особенности биологических систем, как работает система жизнеобеспечения планеты, о шести ступенях «лестницы жизни»: от биосферы к клетке, как растут и развиваются организмы? Глава
«Жизнь на Земле – явление космическое»
включает сведения о страницах истории жизни, происхождении человека, периодических явлениях в живой природе, связи космических и биологических ритмов. В главе
«Человек и разнообразие жизни на Земле
» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде. Содержание раздела
«Общие биологические закономерности»
подчинено, во-первых, обобщению и систематизации учебного материала, который был освоен учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.

Место учебного предмета в учебном плане
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы. Требования к результатам обучения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметными результатами освоения программы по биологии являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах); • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание программы.

Введение (1 ч)
Величайшее чудо на планете.
Глава 1. Человек изучает живую природу - 8 ч
. В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы? Биология – наука для всех. Какие научные методы используют биологи? Наблюдение и эксперимент в биологии. С какой целью в биологии используется моделирование. Какое оборудование необходимо биологу? Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.
Глава 2. По ступеням «Лестницы жизни»- 14ч
. Что такое система. Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. Биосфера: Как работает система жизнеобеспечения планеты. Экосистемы – живая мозаика планеты. Вид – единица живого мира. Популяция – это «население». Организм, особь, индивид. «Нити жизни»: организм в окружающей среде. Как растут и развиваются организмы? Путешествие в мир клетки. Из каких тканей «сотканы» живые организмы? На границе живого и неживого:
Глава 3. Жизнь на Земле – явление космическое – 7ч.
По страницам истории жизни. Следы былых биосфер. Происхождение человека. Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.
Глава 4. Человек и разнообразие жизни на Земле- 4 ч.
Что такое «биологическое разнообразие»? Какая среда необходима человеку? Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? Кто отвечает за Землю?
Цели и задачи курса
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии; • систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе; • начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; • развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным
знаниям; • начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 35 ч. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают, учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Учебно - методический комплект:
1. Самкова В.А., Рокотова Д. И. Биология. 5 класс. Учебник. М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2015г. 2. Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5—9 кл.: учебно- методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2015. 3. Самкова В.А., Рокотова Д. И. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. 5 класс.»/ М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2015г. 4. Лапшина В.И. Биология. Методическое пособие. 5 класс. / М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2015г. Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает 1 час в неделю, всего35 часов. В календарно - тематическое планирование включено 5 лабораторно- практических работ. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени лабораторные, и практические работы включены в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать:
• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы; • принципы современной классификации живой природы; • основные характеристики царств живой природы; • клеточное строение живых организмов; • основные свойства живых организмов; • типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно; • приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов; • правила поведения в природе; • какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации; • проводить наблюдения и описания природных объектов; • составлять план простейшего исследования; • сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания; • составлять цепи питания в природных сообществах; • распознавать растения и животных занесенных в Красные книги. «Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии. Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 35 часов (из расчёта 1 час в неделю).

Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ урока Тема Решаемые проблемы; цели деятельности учителя на уроке Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС). Дата проведения план/факт Д/з Понятия Предметные результаты Универсальные учебные действия (УУД) Личностные результаты
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.
1. Величайшее чудо на планете. Основные понятия урока: биология, биосфера, экология. знакомство с учебником и его методическим аппаратом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология». Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное. формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. 1 неделя сентября
ГЛАВА 1. Человек изучает живую природу - 8 ч. (7ч. + 1 ч. резерв)
2. В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы? Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология. работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 2 неделя сентября 3. Биология – наука для всех. Формирование представлений о естественных Естественные науки: физика, астрономия химия, Знание объектов изучения естественных наук и основных Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно познавательный интерес к естественным наукам 3 неделя сентября
науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются география, биология правил работы в кабинете биологии относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. 4. Какие научные методы используют биологи? Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования Познавательные: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. понимание значимости научного исследования природы 4 неделя сентября 5. Наблюдение и эксперимент в биологии. Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология. работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 5 неделя сентября – 1 неделя октября 6. С какой целью в биологии используется моделирование Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов. Регулятивные: умение организовать формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, 2 неделя октября
фенология. кабинете. выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. уважительно относиться к учителю и одноклассникам 7. Какое оборудование необходимо биологу? Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп знакомство с увеличительным и приборами, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 3 неделя октября 8. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп знакомство с увеличительным и приборами, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 4 неделя октября 9. Урок обобщения знаний. Обобщение и систематизаци я знаний учащихся по теме «Мир биологии» Биология. Здоровый образ жизни Понимание основных закономерностей в живой природе. Представление о правилах здо- рового образа жизни. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно Познавательный интерес к естественным наукам 5 неделя октября
Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека. относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками
ГЛАВА 2. По ступеням «Лестницы жизни» - 14ч. (13ч. + 1 ч. резерв)
10. Что такое система. Формирование представлений о значении классификаци и живых организмов для их изучения. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид. Знание основных систематически х единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов. Познавательные:. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные:. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Понимание научного значения классификации живых организмов. 2 неделя ноября 11. Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? Формирование представлений о значении классификаци и живых организмов для их изучения. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид Знание основных систематически х единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Познавательные: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Понимание научного значения классификации живых организмов 3 неделя ноября
12. Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. Формирование представлений о значении классификаци и живых организмов для их изучения. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид Знание основных систематически х единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Познавательные: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Понимание научного значения классификации живых организмов 4 неделя ноября 13. Биосфера: Как работает система жизнеобеспечен ия планеты. Формирование представлений о группах живых организмов в зависимости от их роли в природе Организмы: про - изводители, потребители, разрушители Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свое мнение Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы 1 неделя декабря 14. Экосистемы – живая мозаика планеты. Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет. Знание класси- фикации эко- логических факторов. Понимание значимости каждого Познавательные: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Осознание влияния факторов среды на живые организмы 2 неделя декабря
факторов на живые организмы. абиотического фактора для живых организмов. Личностные: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. 15. Вид – единица живого мира. Формирование представлений о значении классификаци и живых организмов для их изучения. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид Знание основных систематически х единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Познавательные: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Понимание научного значения классификации живых организмов 3 неделя декабря 16. Популяция – это «население». Формирование представлений о значении классификаци и живых организмов для их изучения. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид Знание основных систематически х единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Познавательные: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Понимание научного значения классификации живых организмов 4 неделя декабря
17. Организм, особь, индивид. Формирование представлений о значении классификаци и живых организмов для их изучения. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид Знание основных систематически х единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Познавательные: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Понимание научного значения классификации живых организмов 3 неделя января 18. «Нити жизни»: организм в окружающей среде. Основные понятия урока: водная среда, наземно- воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания. работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, воспринимать информацию на слух Понимание научного значения класси- фикации живых организмов 4 неделя января 19. Как растут и развиваются организмы? Формирование представлений о размножении как о свойстве живого ор- ганизма, позволяющем продолжать свой род Размножение, способы размножения Знание основных способов размножения живых организмов Познавательные: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками Представление о размножении как главном свойстве живого, обес - печивающем продолжение рода 5 неделя января 20. Путешествие в Формирование Клетка. Знание и Познавательные: овладение умением Представление о 1 неделя
мир клетки. представлений о клетке как единице строения живого организма Организмы: одноклеточные и многоклеточные. Микроскоп различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов февраля 21. Из каких тканей «сотканы» живые организмы? Основные понятия урока: органические и неорганичес- кие вещества клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, хромосомы, пластиды, процессы жизнедеятельн ости в клетке, деление клетки, рост клетки, единство живых организмов. работа с текстом и иллюстрациями учебника; формирование представления о единстве живого на основе совместного обсуждения усвоенных знаний у учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов Познавательные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого, умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников 2 неделя февраля 22. На границе живого и неживого: вирусы Формирование представлений о бактериях как представителя х отдельного царства Бактерии — безъядерные одноклеточные организмы. Выделение существенных особенностей строения и функционирован ия бактериальных Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные: потребность в Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния 3 неделя февраля
живой природы. клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворным и бактериями. справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками болезнетворных бактерий 23. Урок обобщения знаний. Проверить уровень знаний по биологии у учащихся Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя Понимание научного значения классификации живых организмов 4 неделя февраля
ГЛАВА 3. Жизнь на Земле – явление космическое – 7ч. (6ч. + 1 ч. резерв)
24. По страницам истории жизни. Основные понятия урока: палеонтология, палеоботаника. работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции) Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 25. Следы былых биосфер. Основные понятия урока: палеонтология, палеоботаника работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции) Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно
вопросы относиться к учителю и одноклассникам 26. Происхождение человека. Основные понятия урока: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции) Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 27. Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Основные понятия урока: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении организмов учащиеся имеют представления о методах изучения, знают основные этапы развития человека Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие миллионов видов организмов - результат длительного исторического развития (эволюции) Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 28. Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы. Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; Познавательные: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
отчета по экскурсии приобретают навыки правильного поведения в природе. 29. Обобщение знаний. Проверить уровень знаний по биологии у учащихся. работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении организмов учащиеся имеют представления о методах изучения, знают основные этапы развития человека Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.
ГЛАВА 4. Человек и разнообразие жизни на Земле- 4 ч.
30. Что такое «биологическое разнообразие»? Систематизир овать знания учащихся по теме Природное сообщество. Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками Познавательный интерес к естественным наукам
средах. Знание групп экологических факто ров, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете. Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. 31. Какая среда необходима человеку? Обобщить и систематизиро вать знания учащихся по теме «Организм и среда обитания». Среда обитания: водная, наземно- воздушная, поч- венная, организменная. Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками Познавательный интерес к естественным наукам 32. Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны. Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки). Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. Познавательные: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе.
Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. 33. Кто отвечает за Землю? Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны. Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки). Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. Познавательные: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. 34. Контрольная работа. Проверить уровень знаний по биологии у учащихся Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки). Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. 35. Коррекция знаний Проверить уровень знаний по биологии у Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Приведение доказательств необходимости охраны Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
учащихся Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки). окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.