"Берегите Землю, дети!"

Автор: Валиева Гульнара Ильясовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБООУ "Новокашировская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: Альметьевский район, с. Новое Каширово
Наименование материала: Воспитательный час
Тема: "Берегите Землю, дети!"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Воспитательный час "Берегите Землю, дети!"
Цель:
обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней.
Задачи:
Обучающая: познакомить детей с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей; Развивающая: развивать способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем; развивать способности к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; формировать убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем; Воспитывающая: воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности. Ход воспитательного часа: Стихотворение читает заранее подготовленный ученик Весна! Ручьи не умолкают: Потоки в буйстве - там и тут. И в наше озеро стекают И удобренья и мазут. Весь берег стал похож на свалку - Чего, чего тут только нет: Объедки, старые мочалки, Обрывки книжек и газет: Растут те свалки год от года По берегам озёр и рек, И сокрушается Природа: - Зачем всё это Человек?! Иду таёжною долиной: И снова - горькие слова: У сосен высохли вершины, С берёз осыпалась листва, На травах - чёрные болячки - Беда, куда ни погляди: И разъяснил мне егерь мрачно: - А что? Кислотные дожди: ..Лес плакал точно в непогоду Скрипучей жалобой калек, И я услышал стон Природы: -Что натворил ты, Человек?! Раз в туристическом вояже Я искупаться захотел. Но прогулялся возле пляжа И, верь, раздеться не посмел. Тянуло от воды отравой - Шибали запахи волной. Не море - сточная канава Плескалась тихо предо мной. Дымили в вдалеке заводы, Шумел космический наш век. Но грустным был венец Природы - Её созданье - Человек. Наш разум стал Природе игом! А не случится ли вдруг так, Что нам самим до Красной книги Останется всего лишь шаг? От термоядерных реакций И от химических новаций Не раз рвалась потомства нить. Волна чудовищных мутаций. Грозит планету затопить. Всё может быть, всё может статься: Вопрос ребром: быть иль не быть? Никто за нас того вопроса И не подумает решить. А между тем всё час за часом Мы продолжаем зло вершить. И вот уж нет лесных запасов, уже в реке нельзя попить: Выходит парень Люди! Задумайтесь! Мгновение! Что вы есть без природы? Без воздуха? Воды, пения птиц? Аромата лугов, шелеста листьев? Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от вас бережного, доброго отношения к себе. Однако вы уже многое успели загубить навсегда. Воспитатель: - Нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле. Люди её полностью истребили. - В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. - Люди не задумываясь, без надобности рвут мать-и-мачеху, бросая её тут же, а ведь это лекарственная трава от кашля.
- И никто не хочет задуматься над тем, что ландыш зацветает только через 10 лет после того, как семечко упало в землю. Мальчик или девочка, поступившие в 1-й класс, успевают закончить школу. Срывать ландыши можно только весной и только в лечебных целях: из него делают капли для людей от сердечных заболеваний. - В Амуре столько минеральных удобрений, что кожа детей после купания покрывается сыпью. - Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность. - 25 тысяч видов растений Планеты на грани полного уничтожения. - За последние 60 лет на Планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц. - Умирающая земля, мёртвые реки, озёра, леса, моря, длинная очередь растений, животных, птиц, записанных в Красную Книгу. - Представьте и подумайте, как мы должны относится к природе, ко всему живому на Планете? (ответы детей) Человек! Ты творец природы! И жизнь на земле - великое, чудо! Человек - ты часть Вселенной! Часть живого на Земле! Наша первая потребность, наша первая человеческая функция - творить гармонию, единство, сохранить целостность природы! Стихотворение читает девочка. Пожар отклокотал и умер. И умер лес, отзеленел: Трагедию отчислил в сумме Один хозяйственный отдел. Медведь ушёл, удрали зайцы, Хватили горя комары. В жилищах птиц сварились яйца От неестественной жары. Стоял, как братская могила, Безрукий, безволосый лес! Что ни пихта - иссякла сила. И что ни лиственница - крест! Я уходил из этой жути С большой тревогой за людей: Не люди лес сожгли, не люди! Не человек: Злодей, злодей!
Сценка "Грибники" (учувствуют два мальчика-грибника) Грибник(1): Куда это мы попали? Грибник(2): Не знаю. Вроде в лес пришли, а тут: Г(1): Вместо грибов всё какие-то обгоревшие головёшки. Даже неприятно смотреть на всё это безобразие. Г(2): Да, здесь грибы не скоро вырастут. Видно, сильный пожар был. Г(1): Наверное, какая-нибудь шумная компания костёр развела, а потом забыли потушить. Г(2): А, может, они не виноваты? Какой-нибудь грибник - такой же, как мы с тобой, - шёл, закурил сигарету, а потом бросил непотушенный окурок. Г(1): А ведь могла и молния в дерево ударить - в результате пожар. Г(2): Знаешь, лес от молний загорается редко. Г(1): Получается, волки, медведи костров не разжигают, белки, и зайцы не курят, да и молнии - редкость. Так что во всём виноват человек? Г(2): Виноват-то виноват. Только теперь это уже не важно - лес уже сгорел, и грибов здесь не соберёшь. Пойдём в другой лес. Наша планета - человеческий дом. Ну, как ей жить под дымным колпаком, Где сточная канава - океан, Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: больше не могу! Вот она летит, маленькая, какая! Вот она грустит, в думы свои вникая, Вот она плывёт! Всё ещё людям верит! Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит! Вот она плывёт сквозь грозовую полночь, Всех людей зовёт, просит прийти на помощь, Просит прийти на помощь! (2 раза) Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это? Красная книга. Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.) Правильно он как красный сигнал светофора, предупреждает: "Осторожно! Может случиться беда". В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть, И если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении. "Загрязнение планеты" Воспитатель: Из недр земли вдруг вырвался И прозвучал над нивами, лесами Тяжёлый вздох. В нём всё: Тоска и боль, Любови пламя. Д: Ты слышал? Ведущий: Девушка сказала. Д: Ты слышишь, кто-то нас зовёт?! Кому-то страшно, жутко, больно! М: Ну ладно причитать, уже довольно! Воспитатель: Её вдруг парень оборвал. М: Не человек на помощь звал, То мать-земля от горечи вздыхает. Д: Земля жива?! Воспитатель: Девчонка восклицает. Д: Да как же! В ней живого нет крупицы. Жив человек, животные и птицы, Да даже червь, букашка, рыба: Но как землица может быть живой? Что говоришь? Ты дружишь с головой?
Ведущий: К стволу берёзы парень прислонился. М: Иди, садись! Воспитатель: Девчонку он позвал И не научно, ну попросту словами, Как понимал, про землю рассказал, М: Вот, скажем, осень: Дождь идёт. Гляди, землица наша пьёт, Зимою спит, весной встаёт, И всё кругом уже цветёт. Д: (Перебивая) Я поняла. А реки - кровь, А гумус - кожный её покров – Дрожит от взрывов как от страха, А лес-тайга - земле рубаха. Прости, ведь я не думала тогда, Что матушка-земля жива! И думаю, не все и люди знают, Что мать свою родную обижают. Мы любим лишь себя и уважаем, И дом свой, и квартиру прибираем. У нас-то чисто, а земли не жалко, Земля отныне - как большая свалка. Вместе: Что завтра будет? - Нас земля спросила. И нас защитить себя просила. Мы призовём все страны, и тебя, Россия, Ведь вместе же великая мы сила! Включается страшная музыка, "Экологическая катастрофа" Вот, во что может превратиться наша Земля. - Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, т.к. они разлагаются 2 года, то консервные банки и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу - они разложатся только через 90 лет, алюминиевая банка из под колы, разложится только через 500 лет, об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Воспитатель: - Прости, Земля, прости, прости, прости: Мы люди так тебя обидели Груз совести за это нам нести: На многое смотрели: и не видели. Завещано беречь нам этот мир - Такой неповторимый на рассвете. Он с детства очень дорог нам и мил, За будущее мира мы в ответе. -Я призываю вас, ребята: Спасти мир, Спасти природу! Все участники процесса убираются - звучит весёлая музыка. Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. Жизнь кажется иною, И сердце не болит Когда над головою, Как вечность лес шумит.
Песня "С чего начинается Родина? Стихотворение (читает взрослый) "Рождение берёзы" Ты видел, как рождаются берёзы? Совсем, как травы: стебель да листок. Средь бела дня или на зорьке розовой, чуть полыхнёт очнувшийся восток, - посмотришь, - приподнялся из пелёнок и, как былинка хлипкая стоит берёзы русской махонький ребёнок и вовсе не берёзовый на вид. Не всякий и заметит эту кроху, В два-три раскрывшихся листа. Ей сызмала не раз придётся плохо: то - непогода, то - земля жестка, то - солнце заслонить стремятся травы: О, сколько в жизни надо испытать и вынести, чтоб стройной да кудрявой да белою берёзонькою стать. Воспитатель: А сейчас несколько вопросов, в виде теста: - Маша Затеряева заблудилась в лесу. Ей очень захотелось есть. Хорошо, что вокруг было много ягод. Маша скушала две горсти малины, горсть ежевики, три горсти дикой смородины. Потом она увидела куст с незнакомыми чёрными ягодами и попробовала их. Через полчаса у неё сильно заболел живот. Почему это случилось? 1. ягод было очень мало; 2. Маша не смогла заесть ягоды шоколадкой; 3. у Маши не было кока-колы, чтобы запить ягоды. 4. Маша съела незнакомые ягоды, которые оказались несъедобными. 5. Маша увидела медведя и испугалась. - Мальчишки из 5 класса поставили палатку на берегу реки у самой воды, чтобы не ходить за ней далеко. Ночью они проснулись от сырости. Оказалось, что вода в реке поднялась, и палатку затопило. Почему так произошло? 1) Под тяжестью мальчиков палатка сползла в реку. 2) Палатка была дырявой. 3) Палатку поставили слишком близко к воде 4) Палатка была без дна. - Ребята из 9-го класса отправились на пикник. Они выбрали для костра небольшую уютную полянку, со всех сторон окружённую тенистыми деревьями, и собрались жарить шашлык. Однако сильный ветер подхватил пламя, и уже через несколько минут сухая трава и опавшие листья загорелись и вся полянка запылала. - Что ребята сделали неправильно? 1) Не вырубили предварительно все ёлки; 2)Забыли прочитать над костром магическое заклинание; 3) Не разожгли костёр на плоту и не опустили его в воду; 4)Костёр разожгли не на открытой вытоптанной площадке, желательно ближе к воде. - Во время тушения лесного пожара на Антоне Погорельском вспыхнула одежда, Антон сильно испугался и растерялся - он не знал, что делать, поэтому решил не паниковать и трезво обдумать, что предпринять. - А что на самом деле надо сделать Антону? 1) Найти кого-нибудь из старших и попросить совета у него; 2)Бегать до тех пор, пока одежда не прогорит полностью; 3) Сбросить с себя горящую одежду или затушить её, катаясь по земле; 4) Срочно выпить пять литров воды; Воспитатель: Для дружбы, для улыбок
И для встреч В наследство получили мы планету Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту. Благодарю, всех участников клубного проекта, за участие. Большое спасибо всем!