"Русский язык 3 класс"

Автор: Балаева Зульфия Шарапдиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: село Предгорное
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Русский язык 3 класс"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Русский язык

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе программы курса «Русский язык», автор Иванов С.В., 2013 года издания. Программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану. В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует
цели
: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке
;
• формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; • развитие устной и письменной речи учащихся; • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. В ходе ознакомления учащихся с основными положениями лингвис тики, у них формируется научное представление о системе и структуре родного языка, развивается логическое и абстрактное мышление, родной (русский) язык представляется как часть окружающего мира. Основные
задачи
организации учебной деятельности для реализации этой цели — на хождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. Грамотное письмо и правильная речь являются обяза тельным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком. Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее: • грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний; • навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге); • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль уче ника. Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоя тельного моделирования и корректировки различных текстов. Каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основа ми лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма
;
уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяе тся, так как ее реализация осуществляется попутно на уро ках других блоков. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических зада ний и речевых упражнений не позволяет ученику сосредото читься на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объеди няются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а
в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываю тся орфографические правила правописания гласных и со гласных в корне и т. п. Такое структурирование курса позволяет: успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различ ных видов работы. Важной отличительной стороной данной программы яв ляется ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функциониро ванием родного языка, овладение умениями выделения и ха рактеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволя ет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. В авторскую программу изменения не внесены. Для достижения поставленной цели используется
учебно-методический комплект:
1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013г. 2. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/[С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013г. 3. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/[С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. 4. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. 5. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. 6. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2004. Рабочая программа рассчитана
на 170 учебных часов (34 недели по 5 часов в неделю)
, в том числе: 24 текущих контрольных работы (4 списывания, 3 диктанта, 4 контрольных работы, 13 словарных диктантов); и 14 итоговых контрольных работ (4 диктанта, 4 контрольных работы, 2 теста, 4 словарных диктанта).
Вид контрольной работы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год
Текущая контрольная работа 1 1 1 1
4
Текущий диктант 1 1 1
3
Списывание 1 1 1 1
4
Тест 1 1
2
Словарный диктант 3 3 4 3
13
Итоговая контрольная работа 1 1 1 1
4
Итоговый диктант 1 1 1 1
4
Итоговый словарный диктант 1 1 1 1
4
Итого: 9 9 11 9 38 В основе методики преподавания предмета «Русский язык» лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На
уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым
формам
организации деятельности детей. Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в течение учебного года.
Текущие
контрольные работы проводятся после изучения крупных тем программы.
Итоговые
контрольные работы проводятся четыре раза в году ( I, II, III учебные четверти и за год). Виды контрольных работ: текущие и итоговые контрольные работы, текущие и итоговые диктанты, тесты, списывания, словарные диктанты. Основные
требования к уровню подготовки

учащихся 2 класса
.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

различать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; - виды предложений по цели высказывания и интонации; - главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; - предложения с однородными членами;
выделять, находить:
- грамматическую основу простого двусоставного предложения; - в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать практические задачи:
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу; - характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки); - составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
- падежных окончаний имен существительных; - суффиксов имен существительных
-онок- (-енок-), -ек-, -ик-, -ост(ь)-;
- падежных окончаний имен прилагательных; - словарных слов, определенных программой; - постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность овладеть приемами, выделенными
курсивом
, но они не являются обязательными для всех учеников.
Календарно-тематическое планирование




п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Характеристика основной

деятельности ученика

Плановые сроки

прохождения

план.

факт.

«Как устроен наш язык» (Фонетика)
1 1 Повторение фонетики. Объяснять различие между звуками и буквами. Сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции. Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные-согласные и т.д.). .
«Правописание»
1 2 Правило написания большой буквы. Сопоставлять слова, анализировать их. Правильно писать собственные имена существительные.
«Как устроен наш язык» (Фонетика)
1 3 Фонетический разбор слова. Переносить слова по слогам. Применять алгоритм выполнения фонетического анализа слов.
«Правописание»
1 4 Правила переноса слов. Применять правила переноса слов на письме. Осуществлять самоконтроль.
«Развитие речи»
1 5 Повторение признаков и типов текста. Распознавать типы текста. Анализировать текст. Озаглавливать текст.
«Как устроен наш язык» (Фонетика)
1 6 Фонетический разбор слова. Проводить фонетический анализ слов. Наблюдать над омонимами.
«Правописание»
1 7 Повторение правил обозначения гласных после шипящих. Верно писать сочетания жи-ши, чу- щу, ча-ща. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Как устроен наш язык» (Состав

слова)
1 8 Повторение состава слова. Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончание. Применять алгоритм разбора слов по составу.
«Правописание»
1 9 Повторение правописания безударных гласных в корне слова. Находить в слове орфограмму. Применять алгоритм ее проверки. Классифицировать слова по наличию (отсутствию) данной орфограммы.
«Развитие речи»
1 10 Повторение признаков и типов текстов. Определять тему и основную мысль текста. Определять типы текстов, озаглавливать текст, составлять план.
«Как устроен наш язык» (Состав

слова)
1 11 Разбор слова по составу. Применять алгоритм разбора слов по составу. Подбирать однокоренные слова к данным корням.
«Правописание»
1 12 Повторение правил правописания согласных в корне слова. Словарный диктант. Списывать текст без ошибок. Находить слова с орфограммой, классифицировать слова. Безошибочно писать слова из словаря.

Резервные уроки
1 13
Списывание «Повторение

орфограмм корня».
Применять алгоритм списывания. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Как устроен наш язык» (Состав

слова)
1 14 Работа над ошибками. Повторение словообразования. Повторить способы образования слов, развёрнуто толковать слова. Образовывать слова заданным способом.
«Правописание»
1 15 Повторение правила правописания непроизносимых согласных в корне слова. Закрепить знания о непроизносимых согласных. Осуществлять орфографический тренинг. Делить слова для переноса.
Резервные уроки
1 16
Текущий диктант

«Повторение орфограмм

корня».
Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Развитие речи»
1 17 Работа над ошибками. Текст и его заглавие. Корректировать свои действия. Подбирать тексты по данным заголовкам, выбирать окончание текста.
«Как устроен наш язык» (Состав

слова)
1 18 Разбор слова по составу и словообразование. Выполнять полный письменный разбор слова по составу. Находить слова к схемам. Исправлять неверно выполненные разборы.
Резервные уроки
1 19
Текущая контрольная работа

«Фонетический анализ слова,

разбор слова по составу».
Применять алгоритм разбора слов по составу, выполнения фонетического анализа слова. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Правописание»
2 20 Работа над ошибками. Повторение правописания суффиксов. Корректировать свои действия. Конструировать и классифицировать слова. Использовать изученные правила. 21 Повторение правописания приставок. Определять принцип классификации слов. Повторять изученные орфограммы. Исправлять ошибки.
«Развитие речи»
1 22 Заглавие и начало текста. Словарный диктант. Анализировать и корректировать текст. Озаглавливать текст. Списывать исправленный текст. Безошибочно писать слова из словаря.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
2 23 Предложение и его смысл. Слова в предложении. Сравнивать определения предложения. Наблюдать над смыслом предложения, над словами в предложении. Определять границы предложения. Составлять из слов предложения. 24 Виды предложений по цели высказывания и интонации. Определять цели высказывания предложений.

«Развитие речи»
2 25 Последовательность предложений в тексте. Восстанавливать последовательность предложения в тексте. Подбирать заглавие к тексту, анализировать и корректировать текст. 26 Деление текста на абзацы. Видеть в каждом абзаце микротему, восстанавливать последовательность абзацев.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
1 27 Главные члены предложения. Словарный диктант. Находить грамматическую основу предложения. Безошибочно писать слова из словаря.
«Правописание»
1 28 Повторение правописания разделительного
ъ
и разделительного
ь
знаков. Различать ь и ъ разделительные знаки. Наблюдать над языковым материалом. Отрабатывать написание непроизносимой согласной в корне слова.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
1 29 Главные члены предложения. Анализировать языковой материал. Отработать алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого. Коллективно вывести правило.
«Правописание»
2 30 Правописание приставок. Анализировать и писать слова с приставками на з- и с-. 31 Правописание приставок, оканчивающихся на з//с. Применять алгоритм правописания приставок на з- и с-. Классифицировать слова по орфограммам.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
2 32 Подлежащее. Находить подлежащее в предложениях. Ставить вопросы к словам. Исправлять ошибки. 33 Сказуемое. Находить сказуемое в предложении, видеть, что сказуемое не всегда выражено глаголом. Находить подлежащее и сказуемое.
«Развитие речи»
1 34 Правила написания писем Наблюдать над обращением в письмах. Составлять план текста по вопросам.
Резервные уроки
1 35
Итоговый диктант

«Орфограммы, изученные во

2-м классе»
Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
1 36 Работа над ошибками. Подлежащее и сказуемое. Корректировать свои действия. Анализировать сочетаемость слов. Находить грамматическую основу в предложении. Конструировать предложения.
«Развитие речи»
1
37 Правила написания писем.
Итоговый словарный

диктант.
Анализировать и корректировать тексты учащихся. Самостоятельно писать письма. Безошибочно писать слова из словаря.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
2 38 Второстепенные члены предложения. Ставить к словам вопросы. Составлять предложения. Находить второстепенные члены предложения. 39 Обстоятельство. Сравнивать предложения. Уметь находить обстоятельство в предложении. Ставить вопросы к второстепенным членам предложения.
Резервные уроки
1 40
Итоговая контрольная работа

«Простое предложение».
Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Правописание»
1 41 Работа над ошибками. Правописание приставки
с-
. Корректировать свои действия. Составлять слова с приставками. Применять алгоритм правописания приставки с-. Исправлять ошибки.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
1 42 Обстоятельство. Находить и выделять обстоятельство в предложении. Заменять обстоятельства фразеологизмами. Исправлять ошибки.
«Развитие речи»
1 43 Правила написания писем. Составлять план письма. Корректировать текст письма. Логично излагать свои мысли. Работать в парах.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
2 44 Определение. Сравнивать предложения с определениями и без них. Наблюдать над значением определений. 45 Упражнение в нахождении определений в предложении. Сравнивать предложения с определениями и без них. Выявлять значение определений. Находить определения в предложении.
«Правописание»
2 46 Правописание слов с двумя корнями. Образовывать и записывать сложные слова при помощи соединительных гласных о, е. Выбирать слова к заданным моделям. Разбирать сложные слова по составу. 47 Соединительные гласные
о, е
. Словарный диктант. Классифицировать слова с орфограммами в корне, приставке, суффиксе. Составлять слова с соединительными гласными о, е. Писать под диктовку. Безошибочно писать слова из словаря.
«Развитие речи»
1 48 Правила написания писем. Восстанавливать начало письма. Корректировать и писать письма.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
1 49 Дополнение. Находить дополнения. Наблюдать над языковым материалом.
Разбирать предложения по членам.
«Правописание»
1 50 Правописание букв
о
и
ё
после шипящих в корне слова. Наблюдать над обозначением звука [о] после шипящих в корнях слов. Правильно писать гласные о, ё после шипящих в словах. Развивать орфографическую грамотность.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
1 51 Упражнение в нахождении дополнений в предложении. Применять полученные знания о дополнении и его значении в предложении. Сравнивать, какими членами предложения являются формы одного слова. Разбирать предложения по членам предложения. Решать проблемную задачу.
«Правописание»
1 52 Правописание букв
о
,
ё
после шипящих в корне слова. Классифицировать слова и писать буквы
о, ё
после шипящих в корне слова.
«Развитие речи»
1 53 Обучение написанию писем. Объяснять значение фразеологизмов. Корректировать текст с избыточным употреблением фразеологизмов.
Резервные уроки
1 54
Текущая контрольная работа

«Простое предложение. Члены

простого предложения».
Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
1 55 Работа над ошибками. Однородные члены предложения. Корректировать свои действия. Познакомиться с понятием однородные члены предложения. Находить в предложении однородные члены и определять, какими членами предложения они являются.
«Правописание»
1 56 Обозначение звука [ы] после звука [ц]. Сопоставлять звуковую и буквенную запись слов. Работать со словарями. Применять алгоритм правила, классифицировать слова.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
1 57 Однородные члены предложения. Словарный диктант. Записывать предложения с однородными членами с помощью схем и по схемам составлять предложения. Ознакомиться с союзами: и, а, но, да, или. Безошибочно писать слова из словаря.
«Правописание»
1 58 Знаки препинания при однородных членах предложения. Формулировать правило. Ставить знаки препинания в предложении с однородными членами. Писать текст под диктовку.
Резервные уроки
1 59
Текущий диктант

«Правописание слов,

образованных сложением; о-ё
Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять

после шипящих; [ы] после ц.»
орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Развитие речи»
1 60 Работа над ошибками. Правила написания писем. Корректировать свои действия. Логически выражать свои мысли. Писать письма с опорой на текст. Творчески подходить к выполнению самостоятельной работы.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
1 61 Разбор предложений с однородными членами Правильно писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией.
«Правописание»
1 62 Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Наблюдать над пунктуацией при однородных членах, соединенных союзами. Анализировать схемы. Правильно переносить слова.
«Как устроен наш язык»

(Синтаксис)
1 63 Однородные члены предложения Логически и абстрактно мыслить, опираясь на языковые единицы. Выделять грамматические основы в предложениях. Устанавливать связь между однородными членами предложения. Исправлять ошибки в употреблении однородных членов.
Резервные уроки
1 64
Списывание «Правописание

слов, образованных

сложением; о-ё после

шипящих; [ы] после ц.».
Применять алгоритм списывания. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Правописание»
1 65 Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Применять алгоритм правописания буквы
ё
после шипящих в корне слова. Уметь исправлять ошибки, доказывать постановку знаков препинания. Конструировать предложения.
«Развитие речи»
1 66 Правила написания писем. Правильно подписывать точный адрес на конверте.
Резервные уроки
1 67 Повторение фонетики и состава слова. Словарный диктант. Применять алгоритм разбора слов по составу, выполнения фонетического анализа слова. Грамотно писать словарные слова.
«Правописание»
1 68 Повторение правил правописания. Классифицировать родственные слова. Сопоставлять звуковую и буквенную запись слов. Конструировать предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания. Развивать орфографическую зоркость.
Резервные уроки
1 69
Итоговый диктант за I

полугодие «Орфограммы,

изученные в I-II четвертях 3-

го класса».
Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание.
Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
2 70 Работа над ошибками. Части речи. Корректировать свои действия. Классифицировать слова по значению. 71 Самостоятельные и служебные части речи. Наблюдать над самостоятельными и служебными частями речи. Формулировать правило. Уметь разбирать слова по образцу.
«Развитие речи»
1 72 Повторение. Текст. Подбирать заглавие текста, составлять план, сопоставлять тексты описания и повествования. Создавать собственный текст.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 73 Имя существительное. Классифицировать существительные по вопросам и значениям.
Резервные уроки
1 74
Итоговая контрольная

работа за I полугодие
Применять знания, полученные в ходе изучения тем. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Правописание»
1 75 Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм. Корректировать свои действия. Находить изученные орфограммы в словах. Развивать орфографическую зоркость. Конструировать предложения.
«Развитие речи»
1 76 Правила написания изложения. Обобщить сведения, необходимые для написания изложения.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
2 77 Род имен существительных.
Итоговый словарный

диктант.
Определять род имён существительных. Безошибочно писать слова из словаря. 78 Закрепление. Род имен существительных. Определять род имён существительных. Запомнить, какого рода бывают неизменяемые существительные. Работать с толковым словарём.
«Развитие речи»
1 79 Обучение написанию изложения. Обогащать свою речь. Писать изложение текста-описания. Осуществлять взаимопроверку.
«Правописание»
1 80 Повторение правописания. Обобщать изученные орфограммы. Корректировать свои действия. Исправлять ошибки.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 81 Число имён существительных. Обсуждать правило. Классифицировать имена существительные по числам. Определять число имен существительных в тексте.
«Правописание»
2 82 Правописание мягкого знака Формулировать правило. Определять род имени существительного.
после шипящих на конце имён существительных. Отработать алгоритм правописания
ь
после шипящих на конце имён существительных. Классифицировать слова по орфограммам. 83 Закрепление правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. Применять алгоритм правописания
ь
после шипящих на конце имён существительных. Отгадать слово по его значению.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 84 Число имён существительных. Определять род имён существительных во множественном числе.
«Правописание»
2 85 Изменение имен существительных по числам. Изменять имена существительные по числам. Делить слова на слоги. Применять алгоритм правописания слов с безударной гласной. Писать под диктовку. 86 Изменение имен существительных по числам. Закрепление. Изменять имена существительные по числам. Познакомиться с изменением существительных, оканчивающихся на
-мя
.
«Развитие речи»
1 87 Обучение написанию изложения. Словарный диктант. Анализировать и корректировать текст. Составлять план и записывать часть текста по плану. Безошибочно писать слова из словаря.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
3 88 Изменение имён существительных по падежам. Знакомиться с понятием «изменение слова по падежам». Решать проблемные задачи. 89 Падеж имён существительных. Знакомиться с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении. 90 Закрепление падежей имён существительных. Ознакомиться с понятием «косвенный падеж». Сопоставлять слова в форме
И.
и
В.
падежей.
«Правописание»
1 91 Слова с удвоенными согласными в корне слова. Анализировать языковой материал. Классифицировать слова.
Резервные уроки
1 92
Текущая контрольная работа

«Части речи, род и число

имен существительных».
Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Развитие речи»
1 93 Работа над ошибками. Правила написания писем. Корректировать свои действия. Анализировать текст и излагать содержание от первого лица.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 94 Падеж имён существительных. Различать падежные и синтаксические вопросы к слову. Находить слова в
Р.п.,
ставить слова в форму определённого падежа.
«Правописание»
1 95 Правописание суффикса -ок- в Сравнивать слова с различными
именах существительных. орфограммами в суффиксах. Составлять слова по заданной модели.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 96 Изменение имён существительных по падежам. Ставить слова в форму Т.п. Находить слова в форме Т.п. Работать в парах.
«Правописание»
1 97 Правописание суффиксов -
ец
- и -
иц
- и сочетаний -
ичк
- и -
ечк
-. Словарный диктант. Анализировать языковой материал. Формулировать выводы. Заменять звуковую запись на буквенную, составлять слова по моделям. Безошибочно писать слова из словаря.
«Развитие речи»
1 98 Работа с текстом. Работать с текстом учебника. Различать текст-описание и текст- повествование.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 99 Склонение имён существительных. Наблюдать за употреблением языкового материала в письменной и устной речи. Формировать понятие «склонение». Классифицировать существительные по склонениям.
«Правописание»
1 100 Правописание сочетаний -
инк
- и -
енк
-. Применять алгоритм написания слов с сочетаниями -
инк
-, -
енк
-. Составлять слова по заданным моделям.
Резервные уроки
1 101
Списывание «Мягкий знак после

шипящих на конце имен

существительных; удвоенные

согласные в словах; суффиксы

имен существительных».
Применять алгоритм списывания. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 102 Склонение имен существительных. Определять склонение имён существительных, стоящих в косвенных падежах.
«Правописание»
1 103 Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Работать по таблице. Объяснять выбор безударного падежного окончания существительного.
«Развитие речи»
1 104 Работа с текстом. Индивидуально работать с текстом: пересказывать, составлять и записывать план.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 105 Склонение имён существительных. Решать проблемные задачи. Наблюдать над формой Р.п. некоторых имён существительных и записывать их в соответствии с нормой.
«Правописание»
1 106 Правописание безударных Осуществлять взаимопроверку.
окончаний имён существительных 1-го склонения. Применять алгоритм применения правила правописания безударных окончаний имён существительных 1- го склонения.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 107 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Словарный диктант. Знать понятия «одушевлённые и неодушевлённые существительные». Классифицировать слова. Работать в парах. Безошибочно писать слова из словаря.
«Правописание»
1 108 Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения Анализировать языковой материал. Работать с таблицей. Развёрнуто объяснять выбор безударного падежного окончания.
Резервные уроки
1 109
Текущий диктант «Мягкий

знак после шипящих на конце

имен существительных;

удвоенные согласные в словах;

суффиксы имен

существительных».
Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Развитие речи»
1 110 Работа над ошибками. Обучение написанию изложения. Корректировать свои действия. Пересказывать от первого лица, корректировать готовый план текста.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 111 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Классифицировать слова и самостоятельно работать над упражнениями. Осуществлять самопроверку и самооценку.
«Правописание»
1 112 Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения. Применять алгоритм правописания безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 113 Имена существительные собственные и нарицательные. Различать существительные собственные и нарицательные. Классифицировать слова. Решать проблемные задачи.
«Правописание»
1 114 Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и
ц
. Наблюдать над особенностями обозначения звука [ о] после шипящих и ц в окончаниях имён существительных. Применять правило.
Резервные уроки
1 115
Тест «Род, число, падеж,

склонение имен

существительных».
Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Развитие речи»
1 116 Работа над ошибками. Обучение написанию изложения. Словарный диктант. Корректировать свои действия. Соблюдать порядок действий при написании изложения. Работать в
парах. Безошибочно писать слова из словаря.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 117 Способы образования имён существительных. Вспомнить, что такое словообразование. Анализировать слова. Классифицировать слова по способу образования.
«Правописание»
1 118 Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения Развёрнуто объяснять выбор безударного падежного окончания. Работать с таблицей.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 119 Способы образования имён существительных. Решать проблемные задачи. Образовывать имена существительные разными способами при помощи тренировочных упражнений.
«Правописание»
1 120 Закрепление правописания безударных окончаний имён существительных 3-го склонения Применять алгоритм правописания безударных окончаний имён существительных 3-го склонения.
Резервные уроки
1 121
Итоговый диктант

«Орфограммы, изученные в

III четверти 3-го класса».
Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Развитие речи»
1 122 Работа над ошибками. Обучение написанию изложения. Корректировать свои действия. Анализировать и корректировать текст.
Резервные уроки
1 123 Повторение фонетики и состава слова. Применять алгоритм разбора слов по составу, выполнения фонетического анализа слова.
Резервные уроки
1 124
Итоговая контрольная работа

«Род, число, падеж, склонение,

имен существительных;

существительные одушевленные

и неодушевленные, собственные

и нарицательные».
Применять знания, полученные в ходе изучения тем. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Правописание»
1 125 Работа над ошибками. Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3- го склонения.
Итоговый

словарный диктант.
Корректировать свои действия. Применять алгоритм правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Безошибочно писать слова из словаря.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 126 Имя прилагательное. Коллективно обсуждать вопросы, связанные с изучением имени
прилагательного. Классифицировать имена прилагательные, устанавливать связь между прилагательными и существительными.
«Правописание»
1 127 Правописание окончаний имён существительных множественного числа. Наблюдать над окончаниями имен существительных. Применять алгоритм правописания окончаний имён существительных множественного числа.
«Развитие речи»
1 128 Повторение. Работа с текстом. Восстанавливать порядок предложений в тексте. Подбирать заголовок, составлять план.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 129 Имя прилагательное. Решать проблемные задачи. Обсуждать правило, определять род, число и падеж имён прилагательных. Наблюдать над склонением имен прилагательных.
«Правописание»
1 130 Повторение правописания безударных окончаний имен существительных. Наблюдать над формой слова. Классифицировать слова по орфограммам. Развивать орфографическую зоркость. Иправлять ошибки.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 131 Имя прилагательное. Работать в коллективе. Наблюдать над именами прилагательными. Находить имена прилагательные в роли сказуемого.
«Правописание»
3 132 Правописание окончаний имён существительных на -ий,-ия,-ие. Работать с таблицей. Формулировать правило. 133 Упражнение в правописании окончаний имён существительных на -ий,-ия,- ие. Применять алгоритм правописания слов, оканчивающихся на -ий, -ия, -ие. Классифицировать имена существительные. Развивать орфографическую зоркость. 134 Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных Формулировать и обсуждать правило. Применять алгоритм правописания безударных окончаний имён существительных.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
2 135 Качественные имена прилагательные. Наблюдать над значением имен прилагательных. Сравнивать признаки предмета. Рассмотреть степени сравнения имён прилагательных. 136 Закрепление. Качественные имена прилагательные. Различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним. Образовывать прилагательные с приставкой не-, с суффиксами -оват-, -еват-, -оньк-, -еньк-.
«Развитие речи»
1 137 Изложение с элементами сочинения. Анализировать текст, создавать текст-рассуждение, самостоятельно
писать текст по данному плану.
«Правописание»
1 138 Правописание окончаний имён прилагательных. Работать с таблицей. Формулировать правило. Изменять имена прилагательные по падежам.
«Развитие речи»
1 139 Обучение написанию изложения. Словарный диктант. Анализировать текст, составлять план, письменно пересказывать текст с элементами сочинения. Грамотно писать слова из словаря.
«Правописание»
1 140 Правописание окончаний имён прилагательных. Группировать слова по орфограммам. Исправлять ошибки в написании окончаний имён прилагательных.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 141 Краткая форма качественных прилагательных. Познакомиться с понятием краткой формы качественных имен прилагательных. Наблюдать над языковым материалом в устной и письменной речи. Работать с текстом.
«Правописание»
1 142 Правописание окончаний имён прилагательных. Работать с таблицей учебника. Классифицировать слова с буквами о и е в окончании.
Резервные уроки
1 143
Списывание «Орфограммы,

изученные в 3 классе».
Применять алгоритм списывания. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Развитие речи»
1 144 Правила написания сочинений. Различать сочинение и изложение. Анализировать текст. Подбирать заголовки. Исправлять нарушения в тексте.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 145 Относительные имена прилагательные. Классифицировать имена прилагательные, которые имеют или не имеют степени сравнения.
«Правописание»
1 146 Правописание относительных имён прилагательных. Классифицировать слова с -н-, -нн-.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 147 Образование относительных имён прилагательных. Наблюдать над языковым материалом. Образовывать относительные прилагательные разными способами.
Резервные уроки
1 148
Тест «Орфограммы,

изученные в 3 классе».
Применять знания, полученные в ходе изучения курса. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Правописание»
1 149 Работа над ошибками. Правописание относительных имён прилагательных. Словарный диктант. Корректировать свои действия. Образовывать слова по схеме. Классифицировать слова с суффиксами -ов-, -ан-, -ян-, -енн-. Безошибочно писать слова из словаря.

«Развитие речи»
1 150 Правила написания сочинений. Анализировать текст, обсуждать план. Творчески создавать собственный текст.
«Правописание»
1 151 Закрепление правописания относительных имён прилагательных. Работать с толковым словариком. Классифицировать качественные и относительные прилагательные.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 152 Притяжательные имена прилагательные. Наблюдать над разрядами имен прилагательных. Различать качественные и относительные прилагательные. Формулировать правило о притяжательных прилагательных.
«Правописание»
1 153 Правописание притяжательных имён прилагательных. Применять алгоритм правописания суффиксов притяжательных имен прилагательных. Повторять знаки препинания в предложениях.
«Развитие речи»
1 154 Повторение. Работа с текстом. Восстанавливать цельность текста. Выбирать и обсуждать подходящее по смыслу начало текста.
Резервные уроки
1 155 Повторение фонетики и состава слова. Образовывать относительные имена прилагательные разными способами. Применять алгоритм разбора слов по составу, выполнения фонетического анализа слова.
«Правописание»
1 156 Правописание краткой формы качественных имён прилагательных. Образовывать краткую форму имён прилагательных. Коллективно формулировать и отрабатывать правило.
Резервные уроки
1 157
Текущая контрольная работа

«Имя прилагательное и его

грамматические признаки».
Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 158 Работа над ошибками. Местоимение. Корректировать свои действия. Коллективно обсуждать вопросы, связанные с изучением местоимения. Находить местоимения в тексте.
«Развитие речи»
1 159 Работа с текстом. Словарный диктант. Индивидуально выполнять задание по выбору. Подбирать начало текста. Безошибочно писать слова из словаря.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 160 Личные местоимения. Находить в устной и письменной речи местоимения и слова, которые они заменяют в тексте. Анализировать таблицу учебника. Конструировать текст.
Резервные уроки
1 161
Итоговый диктант
Внимательно слушать текст.

«Орфограммы и

пунктуационные правила,

изученные в 3-м классе».
Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
1 162 Работа над ошибками. Закрепление. Личные местоимения. Корректировать свои действия. Находить личные местоимения, изменять местоимения по падежам. Работать с таблицей учебника.
«Правописание»
1 163 Правописание местоимений с предлогом. Применять алгоритм написания местоимений с предлогами.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
2 164
Итоговая контрольная

работа «Орфограммы и

пунктуационные правила,

изученные в 3-м классе».
Применять знания, полученные в ходе изучения курса. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. 165 Работа над ошибками. Изменение местоимений. Корректировать свои действия. Наблюдать над изменением местоимений по падежам. Определять грамматические признаки местоимения.
Резервные уроки
2 166 Правописание местоимений. Применять алгоритм написания местоимений с предлогами и без предлогов. Выявлять у местоимений изменяемые и неизменяемые признаки. 167 Повторение правописания.
Итоговый словарный

диктант.
Самостоятельно работать в орфографической тетради. Безошибочно писать слова из словаря.
«Как устроен наш язык»

(Морфология)
3 168 Изменение местоимений. Классифицировать местоимения. Применять алгоритм написания местоимений с предлогами. 169 Повторение признаков имени существительного. Самостоятельно работать в орфографической тетради. 170 Повторение признаков имени прилагательного. Самостоятельно работать в орфографической тетради.
Содержание программы

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)

Фонетика.
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).
Состав слова.
Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).
Синтаксис
(18 ч) Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология
(37 ч) Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существитель ных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных
-ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-,
сочетаний
-ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов
а, но).

«Развитие речи» (30 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описа ние, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. Создание собственных текстов и корректирование задан ных текстов с учетом правильности, богатства и вырази тельности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 часов)

Формы и средства контроля.
Для контроля за освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы
проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала.
Итоговые контрольные работы
проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их
цель
– проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).
Перечень учебно-методических средств:

Литература:
1. Инструктивно-методическое письмо Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2011-2012 учебном году» 2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
3. Беседы с учителем: 3 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2004. 4. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/[С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. 5. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/[С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. 4. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2011. 5. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2011. 6. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2004. 7. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Оборудование:
Демонстрационные таблицы по темам курса. Интерактивная доска. Классная доска. Ноутбук. Магнитная доска. Мультимедийный проектор. Принтер. Стол учительский. Ученические столы и стулья. Шкафы для учебников, материалов и пособий.