"Трудовое воспитание и его влияние на формирование нравственно-волевых качеств"

Автор: Курилова Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №17"
Населённый пункт: город Энгельс
Наименование материала: Статья
Тема: "Трудовое воспитание и его влияние на формирование нравственно-волевых качеств"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Трудовое воспитание и его влияние на формирование нравственно-волевых качеств Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно – волевой сферы важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но формирование жизненной позиции. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована довольно устойчивая привычка к труду. Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознанности труда. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, эгоизма. «Труд» является относительно новой образовательной областью и вызывает у педагогов немало вопросов. А еще больше вопросов педагоги задают по поводу того, как одновременно выполнить требования ФГТ и СанПиНов, которые нередко противоречат друг другу. Конечно же, трудовая деятельность и раньше являлась важной составляющей дошкольного образования, но в последнее время она не была выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятельности в дошкольном образовании признается не всеми, так как результатом «настоящего» труда должен являться определенный продукт, который дошкольники в силу своего возраста произвести просто неспособны. То есть труд – это, прежде всего, деятельность взрослых. Тем не менее, в силу особенностей развития нашего общества трудовая деятельность (трудовое воспитание) давно стала частью образования. Отметим, что в большинстве стран термин «труд» по отношению к дошкольникам не применяется, хотя они участвуют и в уходе за растениями, и знакомятся с разными профессиями, и приобретают навыки самообслуживания. Одним из важных направлений, которое всегда было отражено во всех образовательных программах, был труд в природе. Наверное, ни в одной стране нет столько разнообразных и интересных методических рекомендаций по организации трудовой деятельности в природе, как в России. В процессе такого труда у детей формировались и личностные
качества – ответственность, бережливость, умение обращаться с различными предметами, эмоциональное отношение к природе; вырабатывались трудовые навыки, а главное – они видели результат: посаженные вместе со взрослыми растения на клумбе и в группе. Собственно, это и есть реализация требования ФГТ «воспитание ценностного отношения к собственному труду». Важно и то, что современные дети особенно нуждаются в общении с живой природой. Во многих странах сейчас стараются организовать среду так, чтобы у детей была возможность такого общения. У нас же получается наоборот: ФГТ вводят образовательную область «Труд», а новые требования СанПиНов практически делают невозможным труд детей в природе. Теперь дети не должны даже дотрагиваться до земли, единственное, что они могут делать – это поливать то, что посадили взрослые. И это в стране, где посадка растений, уход за растениями на огороде, на клумбе всегда считались важной частью воспитания. Практически во всех дошкольных учреждениях дети с воспитателями выращивают в группах рассаду, которую потом высаживают на территории детского сада, или комнатные растения в подарок мамам к 8 Марта. Это, собственно, и есть настоящая трудовая деятельность, которая дает реальный результат. И как можно объяснить детям, которые помогают дома родителям сажать растения (особенно в сельской местности, в малых городах), почему дома делать все можно и нужно, а в детском саду к земле нельзя прикасаться? Фактический запрет на посадку растений ограничивает и экспериментирование, наблюдения. Теперь ребенок не может принести из дома семечко лимона или авокадо и посадить его в группе для наблюдений. Это, конечно, может сделать педагог, но эффект от такого эксперимента будет уже совсем другим. Есть и аспект, связанный с патриотическим воспитанием: с одной стороны педагог рассказывает о «земле-кормилице, земле-матушке», а с другой – землю руками брать нельзя. Опасения тех, кто вносил такое предложение, понятно. Но неужели почва на территории дошкольных учреждений нашей страны, где дети играют, ползают, падают, так уж отличается от грунта, который продается в магазине. Еще один вопрос, который сегодня волнует практически всех воспитателей, – это запрет на содержание аквариумов в группах. Уход за рыбками – труд, который доступен даже малышам и который их необыкновенно привлекает. Аквариумы в группах были всегда. Это не только труд, но и наблюдение, и знакомство с природой и объект для психологической разгрузки и адаптации ребенка в детском саду. Да, есть дети с аллергией на сухой корм, но в таком случае родители приносят соответствующую справку, и
аквариум из группы убирают. Более того, одну из самых любимых «детсадовских» рыбок – золотую – многие кормят живым кормом, а современные аквариумы плотно закрываются. В аквариумах могут обитать не только рыбки, но и черепахи, декоративные лягушки. Вопрос об аквариуме задают не только педагоги, его задают и родители: «Почему мой ребенок должен лишиться возможности ухаживать за рыбками? У нас дома нет аквариума, поэтому он шел с радостью в детский сад, чтобы понаблюдать за любимой рыбкой». Безусловно, животные детского сада должны быть здоровыми. Безусловно, ребенок не должен убирать клетки животных. Но положить кусочек моркови в клетку или налить с помощью взрослого воды в поилку, ребёнок бы смог? Теперь дети лишены и этой радости. И, наконец, традиционная трудовая деятельность по уходу за комнатными растениями. Откроем сборник, в котором участники всероссийского конкурса «Воспитатель года» рассказывают о себе. В графе «хобби» многие пишут: «цветоводство», «садоводство». Действительно, многие воспитатели любят выращивать комнатные растения и передают эту любовь детям. Группы с комнатными растениями уютны по-домашнему, у многих детей есть свои горшочки с цветами, которые они лично посадили. Но ситуация меняется. Комнатным растениям практически не остается места в групповых помещениях. Многие педагоги пытаются найти растения, высота которых вместе с горшком достигала бы 15 см, но удается это далеко не всем. Воспитатели говорят и о том, что для традиционного уголка природы при новых нормах площади на ребенка просто не остается места. А отдельное помещение для растений и животных при современной наполняемости детских садов могут выделить очень немногие. А как же решать те универсальные трудовые задачи, которые прописаны в наших программах и которые запрещены СанПином? Очень просто: мы возложим их на родителей детского сада. Что нельзя делать в детском саду – можно дома с родителями. Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. В беседах с родителями педагоги замечают, что у взрослых членов семьи возникают проблемы подготовки детей к школе, но интересуют их, прежде всего, вопросы специальной подготовки – обучению чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность,
настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. С появлением новых видов труда у детей среднего и старшего дошкольного возраста расширяются возможности их использования в нравственном и волевом воспитании. В любом виде труда есть реальная цель, достижение которой требует определенной последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. Социальная значимость труда воспитывает у него чувство ответственности. Согласно исследованиям 70 % качеств взрослых заложены в детстве. Работая над проблемой трудового воспитания и его роли на формирование нравственно-волевых качеств через труд детей, нельзя не обратиться к трудам известных отечественных психологов, педагогов, методистов: А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, Т.Н. Годиной, В.И. Логиновой, Р.С. Буре, Д.В. Сергеева, З.Н. Борисова и других. Крупская сыграла большую роль в определении цели, задач, путей трудового воспитания для детей дошкольного возраста, своеобразие их труда, содержание и форм его организации и т.п. Во всех работах Н.К. Крупской красной нитью проходит мысль о необходимости и возможности вовлечения детей в трудовую деятельность с самых ранних лет. Она резко выступала против тех, кто пытается оберегать детей от трудовых усилий, кто считает несовместимым такие понятия как «счастливое детство» и «воспитание в труде». Новое поколение детей нужно воспитывать способными к труду. В этом и заключается первейшая цель приобщения детей к труду. Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач работы педагога:
1.
Воспитывать у детей интерес к труду, трудолюбия и самостоятельности, умение трудиться в коллективе.
2.
Формировать у детей практические и трудовые навыки и умения;
3.
Развивать положительные черты характера: трудолюбие, отзывчивость, заботу, т.е. стремление выполнять работу для других;
4.
Закреплять нравственные отношения к предметам, как к результатам человеческого труда. Приобщение дошкольника к сфере человеческого труда в условиях детского сада осуществляется: 1. Через раскрытие ребенку смысла труда. 2. Знакомство с процессом труда. 3. Возникновение психологических предпосылок труда (доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, планировать свои действия). 4. Совместная работа со взрослыми (в семье).
Чтобы раскрыть детям основные черты всякого труда педагог предлагает: 1. Вызвать у детей желание выполнить работу; 2. Раскрыть детям ценность, важность и серьезность трудовых усилий; 3. Развивать способность заранее представлять конечный результат своего труда; 4. Обучать планированию своих действий. Добиваясь успеха в решении сложных поставленных задач только вербальными методами невозможно, могут понадобиться активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими примерами. В связи с этим проводится работа с родителями - собеседование и анкетирование. Недостаточное развитие у детей нравственно-волевых качеств, которые проявляются в труде, обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость. Как показывают наблюдения и беседы с родителями, стремясь воспитывать эти качества у детей, взрослые используют преимущественно словесные методы. Типичным является злоупотребление отрицательной оценкой, это, по мнению родителей, должно повысить ответственность и старательность детей, а в действительности часто вызывает лишь негативное отношение к труду. В семьях еще недостаточно используется совместный труд родителей и детей. Значение совместного труда велико. Он удовлетворяет потребность детей в общении с родителями, позволяет взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью. Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место. Ручной труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги – также незначительно распространен в семьях, даже меньше, чем бытовой. Этот вид труда посилен ребенку, привлекателен для него, результат его более долговечен, чем результат хозяйственно-бытового труда. Выполнение ребенком работы содержат разный социальный мотив: вещь изготовляется в подарок близким, друзьям, сверстникам из детского сада. Ручной труд требует от ребенка проявления старательности, инициативы, настойчивости и других нравственно-волевых качеств. Влияет на развитие личности ребенка труд по уходу за комнатными растениями и животными. В большинстве городских семей, как правило,
есть растения и животные. К сожалению, уход за ними осуществляют взрослые. Они не доверяют детям: считают, что они могут обжечься, испачкаться. Но этот вид труда воспитывает не только гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, но и волевые – самостоятельность, организованность, ответственность. Хозяйственно-бытовой и ручной труд, а так же труд по уходу за растениями и животными – наиболее эффективны для воспитания у дошкольников в условиях семьи таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость. Эти виды труда наиболее распространены как в городской, так и в сельской местности и всегда направлены на удовлетворение потребностей не только ребенка, но и других членов семьи. Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна. Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Особое внимание на малыша оказывает труд взрослых в семье. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботится о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьей, зарождающиеся в этом возрасте. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов. Чтобы выявить уровень трудовых умений и навыков у детей, проводится диагностика. Для того чтобы работа носила целенаправленный, систематический характер, составляется перспективный план работы. В группе создаются все условия, необходимые для трудового воспитания. Зона трудового воспитания оснащается всем необходимым инвентарем для трудового процесса. Для формирования нравственно-волевых качеств детей через их труд используются формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд.
Большое воспитательное значение имеет коллективный труд. К нему подготавливают детей постепенно. В своей работе педагоги могут использовать такие приемы, как дополнительный показ, контроль за трудовым процессом, помощь, поддержка. По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками, происходит переход к более сложной задаче, обучение детей трудиться вместе, помогать друг другу. В старшей и подготовительной к школе группах важно систематически организовывать общую трудовую деятельность, объединяющую сразу всех детей группы, например: уборка участка во время листопада. В организации коллективного труда педагог выделиляются три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками; выполнение детьми разных заданий; обсуждение результатов трудовой деятельности. Распределение заданий между детьми проводится в определенной последовательности. Детям дается разъяснение о пользе труда, насколько он нужен и важен для коллектива (убрать участок от мусора, камней, чтобы детям было удобно играть на чистой и ровной площадке), перечисляются объёмы предстоящего труда как одно общее задание для всех детей. В период распределения работы формируется у детей представление о значимости труда, который они будут выполнять; рассказывается о содержании общей работы и задания для каждой отдельной группы; показываются возможные способы распределения работы внутри группы (дети заранее договариваются, кто какое задание будет выполнять, распределять работу поровну, справедливо, уступать друг другу, чтобы самое интересное задание выполнили по очереди, тогда никому не будет обидно); вводятся правила, регулирующие взаимоотношения между детьми. Постепенно дети учатся самостоятельно распределять работу между собой. Следующий этап работы - выполнение детьми трудовых заданий. При выполнении заданий необходимо учить детей рационально организовывать свою деятельность. Обсуждение результатов детского труда - последний этап в организации коллективного труда. Оценивая совместный труд, особенно на первых парах, педагог уточняет, кто что сделал, а затем обобщается работа и проводится подведение итогов, подчеркивается, что от хорошей работы каждой группы зависит качество конечного результата. Художественная литература по трудовому воспитанию: Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», М. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», В. Н. Крупин «Отцовское поле» и др.
При знакомстве детей с трудом взрослых, например, «Откуда хлеб пришел?» важно использовать цепочку взаимосвязи труда людей разных профессий. Например, ребенок узнает, что булочки, которые они с мамой покупали в магазине, являются результатом труда многих людей: колхозники пашут поля, засевают пшеницей, собирают урожай, отвозят на мукомольный комбинат, превращают зерно в муку, в пекарнях пекари замешивают тесто и выпекают хлеб, вкусные булочки и т.д., грузчики загружают хлебобулочные изделия в машины, а шоферы отвозят их по магазинам, где потом их продают продавцы. На основе этих представлений у детей начинают формироваться понятия о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек красив своим трудом. Очень хороший эффект достигается при проведении музыкально- литературных концертов, театральных представлений, комплексных занятий. Нравственно-трудовое воспитание детей осуществляется успешнее, если используется нетрадиционные формы работы: викторины, занятия- путешествия, занятия- сказки, опыты, КВН, развлечения, дни открытых дверей, тематические выставки. Наблюдения педагогов показывают, что трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Цель работы педагога в семьях, убедить родителей в важнейшем значении трудового воспитания для формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка, помочь им осмыслить психологическую роль трудовой деятельности в их подготовке к школе. Работа с родителями начинается с посещения педагогом семей своих воспитанников. Изучаются условия, которые созданы в семьях для детского домашнего труда, выясняется как ребенок трудится вместе со взрослыми и к каким видам работы их привлекают родители. Выяснив, как осуществляется нравственно-волевая и трудовая подготовка детей к школе; на что необходимо обратить внимание в первую очередь; как объясняют ребенку необходимость обучения в школе; какие трудности испытывают родители в воспитании детей (как выработать у ребенка умение сосредоточенно заниматься дома, выполнять не отвлекаясь порученное дело); какую помощь от детского сада они хотели бы получить, важно спланировать работу с родителями: беседы «О воспитании любознательности», «О трудолюбии и лености», «Воспитание усидчивости», «Ваш ребенок в детском саду. А каков он дома?».собрание библиотеки для родителей по пропаганде педагогических знаний, папки «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста», консультации для родителей: «Организация совместной трудовой деятельности с детьми
старшего дошкольного возраста», «Трудиться - всегда пригодиться», родительские собрания. На них интересно услышать опыт родителей «Как мы воспитываем у своего ребенка самостоятельность в труде». Недостаточное развитие у детей нравственно-волевых качеств, которые проявляются в труде, обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость. Как показывают наблюдения и беседы с родителями, стремясь воспитывать эти качества у детей, взрослые используют преимущественно словесные методы. Типичным является злоупотребление отрицательной оценкой, это по мнению родителей должно повысить ответственность и старательность детей, а в действительности часто вызывает лишь негативное отношение к труду. В семьях еще недостаточно используется совместный труд родителей и детей. Значение совместного труда велико. Он удовлетворяет потребность детей в общении с родителями, позволяет взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью. Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место. Ручной труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги – также незначительно распространен в семьях, даже меньше, чем бытовой. Этот вид труда посилен ребенку, привлекателен для него, результат его более долговечен, чем результат хозяйственно-бытового труда. Выполнение ребенком работы содержат разный социальный мотив: вещь изготовляется в подарок близким, друзьям, сверстникам из детского сада. Ручной труд требует от ребенка проявления старательности, инициативы, настойчивости и других нравственно-волевых качеств. Влияет на развитие личности ребенка труд за уходом за комнатными растениями и животными. В большинстве городских семей, как правило есть растения и животные. К сожалению уход за ними осуществляют взрослые. Они не доверяют детям: считают, что они могут обжечься, испачкаться. Но этот вид труда воспитывает не только гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, но и волевые – самостоятельность, организованность, ответственность. Хозяйственно-бытовой и ручной труд, а так же труд по уходу за растениями и животными – наиболее эффективны для воспитания у дошкольников в условиях семьи таких качеств, как самостоятельность,
организованность, настойчивость. Эти виды труда наиболее распространены как в городской, так и в сельской местности и всегда направлены на удовлетворение потребностей не только ребенка, но и других членов семьи. Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата. Проведение плановой, систематической, целенаправленной работы обязательно сказывается на результате: у детей сформированы практические навыки и умения. Выработаны положительные черты характера: трудолюбие, отзывчивость, забота. У детей развиты нравственные отношения к предметам человеческого труда. Дети получают не только четкие представления о трудовой деятельности, но и имеют стойкие привычки и навыки, улучшения взаимоотношения в детском коллективе, с родителями и близкими, увеличивается фактор самостоятельности, снижается показатель агрессивности. Дети научаются трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца, оказывать друг другу помощь. Повышаются трудовые умения и навыки. Положительным результатом работы можно считать, если воспитанники посещают кружки по типу «Умелые руки», вяжут крючком, вышивают, выжигают, выпиливают лобзиком и др.