"Деятельность ДОУ по охране и укреплению здоровья воспитанников"

Автор: Вострецова Долорес Габсаллямовна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ ДС №6 "Сказка"
Населённый пункт: город Радужный, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Деятельность ДОУ по охране и укреплению здоровья воспитанников"
Дата публикации: 05.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Сказка»
Сообщение из опыта работы

«Деятельность ДОУ по охране и укреплению здоровья воспитанников»
Вострецова Д.Г., заведующий МАДОУ ДС №6 «Сказка»
«Воспитание здорового поколения - стратегическая задача России»

В.В.Путин
В последнее время мы все чаще слышим тезисы о модернизации системы образования, о приоритетности повышения эффективности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности. Современное образование столкнулось со сложнейшей проблемой – не просто обучением подрастающего поколения, но и сохранением устойчивого здоровья. Оказалось, что готовность к интеллектуальным нагрузкам связана не только с умением читать и писать, но и с уровнем здоровья ребенка. Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения семей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, работы с детьми медицинских работников и педагогов. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». В настоящее время в связи с неблагоприятным состоянием здоровья детей особенно важно его охрана и укрепление на дошкольном этапе обучения. Это требует совместных усилий медицинских работников, педагогов и активного участия родителей. В этом смысле одним из главных направлений развития и образования детей является физическое развитие. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет физическое развитие детей как приобретение опыта в следующих видах деятельности: - двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; - способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не носящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.). В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, воспитанников:  создание условий для двигательной активности детей;  организация двигательной активности;  профилактические и оздоровительные мероприятия;  организация рационального питания;  взаимодействие с родителями.

Создание условий для двигательной активности.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребности в движении в ДОУ имеются следующие условия:  спортивный зал со спортивными комплексами и спортивным инвентарем (гимнастические стенки, батуты, гимнастические мячи, различные тренажеры, бегущая дорожка и т.д.);  спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;  игровые участки;  физкультурные уголки (во всех группах);  сухой бассейн;  бассейн;  музыкальный зал. В оздоровительной работе большую роль играет материально-техническое обеспечение. Но самое важное это - кадровое обеспечение. В ДОУ работают педагоги с высоким образовательным цензом - 70%, которые обладают профессиональной эрудицией, практическим опытом, творчески решают задачи воспитания обучения и развития дошкольников, учитывают в работе с дошкольниками индивидуальные, возрастные особенности и их интересы. Высокий уровень профессионального мастерства педагогов определяет результат всей работы ДОУ.
Организация двигательной активности.
Фактором, оказывающим негативное влияние на состояние здоровья дошкольников, является недостаток двигательной активности, хотя она и значительно выше, чем у школьников. Гиподинамия приводит к снижению уровня физической подготовленности и работоспособности воспитанников, что способствует появлению отклонений в состоянии здоровья детей. Общая продолжительность двигательной активности детей в ДОУ составляет не менее 60% от периода бодрствования. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и сезонными изменениями. Используются вариативные режимы дня, программы и методики. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: третий час физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. В детском саду оборудован спортивный зал для занятий физической культурой с разнообразным оборудованием, тренажерами. Все это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. В течение всего учебного года в дошкольном учреждении функционирует бассейн. Занятия посещают дети возрастных групп от 4 до 7 лет, около 170 (59%) детей. Организация обучения плаванию осуществляется в комплексе с формами физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ: сочетание занятий в бассейне с занятиями физкультурой, подвижными играми в течение дня дает положительный результат в физическом развитии и укреплении здоровья воспитанников. Анализ посещаемости и заболеваемости за 2013- 2014 учебный год выявил, что число часто болеющих детей составил 9% от количества детей. Из них 14 детей посещали третье занятие по плаванию в неделю, что способствовало укреплению здоровья детей. На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», гимнастическими стенками, беговой дорожкой, а в зимнее время - лыжня для обучения детей ходьбе на лыжах.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания в практику ДОУ внедряются дополнительные виды деятельности двигательного характера, к ним относятся:  оздоровительный бег на воздухе;  утренняя ритмическая гимнастика (старший дошкольный возраст), которая проводится под руководством хореографа Морозан Аурики Тимофеевны;  занятия танцами в музыкально-хореографической студии «Мир танца», руководитель Морозан Аурика Тимофеевна;  обучение детей ходьбе на лыжах;  занятия по плаванию для часто болеющих детей;  прогулки-походы. К туристской деятельности как одному из средств работы в дошкольных учреждениях прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело общеобразовательной школы. Мы уверены: туристская деятельность в воспитании дошкольников может и должна использоваться в качестве вспомогательного средства. Дошкольный туризм включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной. У детей вос питываются самостоятельность, организованность, развивает ся воля. Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, работа с компасом, движение по кар те и пр.) развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, мышление, память. На туристских прогулках дети приобщаются к удивитель ному миру природы. Не случайно великий русский педагог К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, на глядной и полезной для ребенка. Таким образом, туризм явля ется прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. Кроме традиционных форм работы с детьми педагоги активно используют в своей работе проектную деятельность – проект «Мы верим твердо в героев спорта!», ответственная Крюкова О.П. инструктор по физической культуре. Результатом проекта «Мы верим твердо в героев спорта!» стало итоговое мероприятие спортивный праздник «Юные олимпийцы» и участие в конкурсе «Олимпийские огоньки» на информационно-методическом портале «Детские сады Тюменской области» в номинации «Физкультурно-спортивные мероприятия» (I место). Проект «Будущие олимпийцы» - Круглышова Н.М., инструктор по физической культуре (плаванию). Цель проекта: знакомство и приобщение детей дошкольного возраста к лыжному виду спорта. В ДОУ созданы условия для обучения детей ходьбе на лыжах. В 2012 году было приобретено 20 пар лыж. Занятия лыжами начинаются с октября и продолжаются по апрель месяц. Обучение ходьбе на лыжах инструкторы по физической культуре детского сада проводили не только на территории детского сада, но и на лыжной базе спортивного комплекса «Факел». Три года наши воспитанники являются участниками и победителями городского первенства по лыжным гонкам среди дошкольных образовательных учреждений (в 2012 году – I место, 2014 г. - II место, 2015 г. - II место). В дошкольном учреждении проводятся «Недели здоровья», «Дни здоровья», ежемесячно - спортивные развлечения, выставки детских рисунков: «Здоровье - это наше богатство», «Юные олимпийцы», фотовернисаж «Папа, мама, я – спортивная семья». План работы ДОУ по расширению двигательной активности детей предусматривает взаимодействие с социальными институтами города: АУ «Центр спортивного туризма и краеведения «Альянс», ГПМЦ «Росичи», АУ ДОД «ДЮСШ «Факел» АУ СК «Сибирь», МУЗ «ЦГБ».

Профилактические и оздоровительные мероприятия
Система профилактической и оздоровительной работы в ДОУ способствует выявлению нарушений здоровья у детей, своевременному проведению оздоровительных мероприятий и успешной адаптации дошкольников к школе. С целью отслеживания динамики показателей здоровья воспитанников ежегодно проводятся профилактические осмотры. Сравнительный анализ обследования здоровья дошкольников ДОУ
Группы здоровья

2012-2013 гг.

2013-2014 гг.

2014-2015 гг.
I группа 33% 43% 46% II группа 66% 54% 51% III группа 1% 3% 3%
Часто болеющие дети
15% 9% 2%
Аллергические патологии
9% 10% 12% Анализ заболеваемости воспитанников медицинскими работниками проводится ежемесячно. Это позволяет выявить динамику заболеваемости и здоровья детей, наметить мероприятия по оздоровительной работе, так же соотнести уровень заболеваемости и посещаемости с качеством работы коллектива ДОУ. Согласно Положениюоб оплате труда работников ДОУ одним из основных критериев оценивания эффективности деятельности воспитателей и младших воспитателей является низкая заболеваемость детей, за которую ежемесячно устанавливаются стимулирующие выплаты. При проведении оздоровительной работы в дошкольном учреждении крайне важно неукоснительное соблюдение режима дня дошкольников. Недопустимо проводить оздоровительно-закаливающие мероприятия за счет времени, отведенного на прогулку, дневной сон, игры, самостоятельную деятельность, прием пищи, кроме того прогулки после бассейна не отменяются, а проводятся через 50 мин. после бассейна. Образовательный процесс и оздоровительная работа должны быть сбалансированными. Для детей дошкольного возраста (в силу незрелости иммунной системы) характерна высокая частота острых респираторных вирусных заболеваний, инфекционных болезней. Своевременное выявление и изоляция ребенка, строгое соблюдение карантинных мероприятий помогают уменьшить число заболевших детей в ДОУ. В целях профилактики заболеваний проводятся санитарно-гигиенические, дезинфекционные мероприятии. Для предупреждения детских инфекций, большую роль играет вакцинопрофилактика, которая осуществляется в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Организация прививочной работы и вакцины строго контролируется специалистами, прикрепленными к ДОУ детской поликлиникой. В ДОУ разработана оздоровительная общеукрепляющая программа для детей от 3- х лет по применению кислородных коктейлей. Программа согласована с главным врачом по детству г.Радужный. Кислородный коктейль рекомендуется для профилактики гипоксии в условиях проживания в районах Крайнего Севера, защиты организма от инфекций, укрепления иммунитета и профилактики вирусных заболеваний. Прием кислородного коктейля осуществляется под строгим контролем медицинского работника, с согласия родителей и по назначению врача-педиатра. Комбинация кислорода и биологически активных фитокомпонентов (натуральный сок, корень солодки, шиповник) оказывает благотворное воздействие на все ткани и органы, повышает защитные силы организма и способствует снижению заболеваемости простудными болезнями. С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни. Используются
природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
Организация рационального питания.
Значительную роль в формировании здоровья дошкольников играет сбалансированное питание. Питание детей в дошкольном учреждении соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключается жарка блюд. При подготовке меню учитываются очень важные условия - разнообразие блюд с обязательным введением в него всех групп продуктов, включая мясные, рыбные, молочные продукты, свежие фрукты и овощи в натуральном виде, в виде салатов и др., а также исключение частой повторяемости блюд в течение срока действия меню. При организации в детском саду питания детей с аллергопатологией важно исключить причинно-значимые пищевые аллергены из употребления. Неспецифическая гипоаллергенная диета назначается детям при поступлении в ДОУ, в меню дня вносятся замены продуктов. При аллергии на цитрусовые проводится замена другим фруктом, не вызывающий аллергическую реакцию (яблоко, груша); молоко цельное, кофейный напиток, какао на молоке, напиток - кисель «Золотой шар», чай с медом, заменяются чаем с сахаром. Списки детей, имеющих аллергические реакции, имеются в каждой группе и на пищеблоке. Узнать продукты, вызывающие у детей аллергические реакции помогают родители, для этого они заполняют специальную анкету, а также представляют справку из поликлиники. На сегодняшний день в дошкольном учреждении с аллергопатологией 12% детей, а в 2013-2014 учебном году таких детей было 10%. Современные научные исследования состояния здоровья дошкольников, проживающих в различных регионах России, выявили дефицит витаминов у детей. Дефицит витаминов в детском возрасте самым отрицательным образом сказывается на здоровье, физическом развитии, способствует возникновению обменных нарушений и отражается на интеллектуальном и когнитивных способностях детей, особенно велика, что связано с интенсивностью роста и формирования организма ребенка. Поэтому ежедневно осуществляется витаминизация с учетом возрастной потребности детей в витаминах. Используются в рационе витаминизированные продукты и препараты витаминов.
Взаимодействие с родителями.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая система работы по охране и укреплению здоровья воспитанников не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. В работе с родителями используются следующие формы работы: совместные мероприятия, консультации, деловые игры, круглые столы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование. В группах для родителей организованны информационные стенды, папки-передвижки: "Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка", «Здоровьесберегающие технологии с детьми дошкольного возраста», «Туристические прогулки походы и их влияние на развитие двигательных способностей у детей дошкольного возраста», и т.д. Удачно проходят спортивные досуги с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Семейные старты", «Супер - мама», «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить!» и т. д. Родители являются активными участниками мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе дошкольного образовательного учреждения. В нашем детском саду работает родительский клуб «Здоровье ребенка в наших руках» целью, которого является повышение педагогической компетентности родителей в
вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. Здесь родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов. Доброй традицией детского сада стала организация встреч родителей с работниками «МУЗ ЦГБ»: - медсестра детской поликлиники Зинченко С.Е. провела беседу на тему «Закаливание и прививки как средства профилактики заболеваний детей», - травматолог МУЗ ЦГБ Дерменжи Р.Ю. «Профилактика сколиоза и плоскостопия» и «Детский травматизм». Результаты анкетирования родителей на предмет удовлетворения качеством и доступностью услуги, предоставленных дошкольным учреждением составляет 100%. Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого- педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения.