"Применение ИКТ технологий в образовательном процессе"

Автор: Костарева Алена Михайловна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова
Населённый пункт: город Копейск, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Применение ИКТ технологий в образовательном процессе"
Дата публикации: 13.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СОВЕЩАНИЕ

Презентация
При подготовке к защите выпускной квалификационной работы целесообразно создать презентацию доклада. Презентация к выпускной квалификационной работе – это краткое наглядное изложение информации по содержанию работы, предоставленное посредством программы Microsoft Power Point. Презентация служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту. Требования к содержанию презентации доклада выпускной квалификационной работы Регламент выступления –5 – 7 минут. Объем презентации – 12 – 15 слайдов Слайд 1 должен содержать следующую информацию: Тема выпускной квалификационной работы(размер шрифта – не менее 28 пт. полужирный). Фамилия, Имя, Отчество автора и соавторов (размер шрифта – не менее 24 пт). Слайд 2 должен описывать цели и задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, общий объём слайда– не более 15 строк текста). Третий и последующие слайды отражают основное содержание и выводы по теоретической и практической части выпускной квалификационной работы Предпоследний слайд , используемый в докладе, должен содержать выводы (заключение) по проделанной работе. Заключительный слайд дублирует первый слайд. Требования к оформлению презентации доклада выпускной квалификационной работы 1 Все слайды (кроме первого) должны содержать порядковый номер, расположенный в правом верхнем углу (размер шрифта – не менее 20 пт). 2 Каждый слайд (кроме первого) должен иметь название, набранное шрифтом не менее 24 пт. 3 Предпочтительное оформление презентации применение цветовых
схем «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на белом фоне». 4 Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт. 5 Рекомендуемый размер шрифта > 24 пт. 6 Максимальное количество текстовой информации на одном слайде – 15 строк текста, набранных Arial 28 пт. 7 Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более2 строк к каждому). 8 Требования к рисункам (схемам) аналогичны требованиям к тексту, описанным в п.7 данных требований. 9 Использование звуковых эффектов в ходе демонстрации презентации не желательны. 10 Файл презентации должен быть программе MSPowerPoint, либо в программе, выполняющей аналогичные функции. Такой файл должен либо открываться в MSPowerPoint, либо иметь возможность просмотра без использования сторонних программ. В последнем случае файл должен позволять получать доступ к любому из слайдов в презентации в произвольном порядке. 11 Файл презентации может быть записан на CD или Flash-накопитель. 12 Файл презентации должен быть размещен в корневом каталоге диска. Название файла должно совпадать с Ф.И.O. докладчика. Общий объем выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 40 и не более 70 машинописных страниц (без учета списка использованных источников информации и приложений). XXI век век высоких компьютерных технологий. Современный человек живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль преподавателя в информационной культуре он должен стать координатором информационного потока. Следовательно ,преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями. Сегодня, когда информация становиться стратегическим ресурсом развития общества, а знания предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование это непрерывный процесс.
Образовательный процесс имеет сегодня информационную природу, его развитие происходит в единстве с информационным процессом и определяется им. Качественный уровень образования достигается не количеством знаний, а способностью искать и находить нужную информацию, степенью вовлеченности в информационную деятельность, культурой управления информацией. В этой связи в основе требований, предъявляемых к организации учебной деятельности обучающегося в Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения одной из важнейших задач стоит ориентировка обучающегося в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Данная задача является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени спо, обеспечивающим его результативность. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в специальных(экономических) образовательных дисциплинах.. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: развивать умение ориентироваться в информационных потоках развивать навыки исследовательской деятельности, творческие способности; сформировать умение работать с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; развивать коммуникативные способности; усилить мотивации учения; активно вовлекать обучающихся в учебный процесс; качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся; Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Мультимедийное сопровождение на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-
иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний . -3- Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Экран притягивает внимание, которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с классом. Английская пословица гласит: Я услышал и забыл, я увидел и запомнил. По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Цель исследования Изучение, обобщение материалов и поиск путей оптимального использования ИКТ на уроках в начальной школе. Основные задачи Популяризация использования информационных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников; Анализ психолого-педагогических аспектов использования ИКТ на уроках; Выявление положительных сторон использования ИКТ на уроках в начальной школе; Выделение этапов овладения педагогами компьютерными технологиями в процессе преподавания в начальных классах; Разработка методических рекомендаций для подготовки учителя начальных классов к использованию ИКТ на уроках; Методы исследования Изучение теории вопроса; Обобщение опыта; Анкетирование; Создание плана мероприятий проекта Современная образовательная среда
-4- Основное содержание работы С целью получения подтверждения (или опровержения) верности выбранной темы исследования проведён анализ анкетирования учащихся и родителей одной из школ. Вопросы анкеты для учащихся: 1. Интересны ли для вас уроки с применением ИКТ? А) да -100% Б) нет- 0 В) затрудняюсь ответить-0 2. Какие виды работ вызывают у вас повышенный интерес? (лекция эл.учебника, презентация, работа на интерактивной доске, компьютерное тестирование) А) лекция эл. учебника 57% Б) презентация 61% В) работа на интерактивной доске 93% Г) компьютерное тестирование 75% 3. Всегда ли урок, с использованием ИКТ будет интересным? ( можно прокомментировать ответ) А) да 58% Б) нет- 39% (задания должны быть интересными) В) затрудняюсь ответить- 3% 4. Какие домашние задания вам интереснее выполнять? А) обычные( по учебнику)- 15% Б) проекты, презентации, слайд-шоу- 73% В) затрудняюсь ответить- 12% Из результатов опроса видно, что использование ИКТ в обучении вызывает у учащихся повышенный интерес, причем именно те виды работу, где ученик не будет просто слушателем, а примет активное участие в работе. -5- Результаты анкетирования
Результаты наблюдения: № п./п.класс, учебный годПоказатель активности на уроках без использования ИКТПоказатель активности на уроках с использованием ИКТ 1.2002-2003 уч. год ( 1 класс) 75%75% 2.2003-2004 уч. год (2 класс)63%79% 3.2004 -2005 уч.год (3 класс)65%80% 4.2005-2006 уч год64%91 % По данным таблицы была составлена следующая диаграмма: Диаграмма 1 Результаты наблюдений за активностью учащихся на уроке Анализируя полученную диаграмму можно сделать следующие выводы: Активность учащихся на уроках в 1 классе практически не зависела от использования ИКТ. Это обусловлено тем, что учебная деятельность является для первоклассника одинаково новой и интересной в любых своих проявлениях. Оставаясь практически неизменной на уроках без использования ИКТ, познавательная активность увеличивается в положительной динамике на уроках с использованием последних. Следующим этапом работы по определению эффективности применения цифрового обеспечения на уроках стало анкетирование учащихся. Детям предлагались одни и те же вопросы во 2, 3 и 4 классах. Детям были предложены следующие вопросы: Анкета 1 Какие уроки тебе больше нравятся: с использование компьютера или без него? На каких уроках тебе больше приходится работать самостоятельно: компьютерных или обычных? -7- На уроках с компьютером или без него тебе проще усваивать учебный материал? Результаты анкетирования были вновь оформлены в виде таблицы
Результаты анкетирования, вопрос 1 № п/пУчебный год, классОтветы на 1 вопрос Отдали предпочтение урокам без ИКТОтдали предпочтение урокам с ИКТ 12003-2004 уч.год, 2 класс60%40% 22004-2005 уч год, 3 класс57%43% 3.2005-2006 уч год, 4 класс43%57% Результаты анкетирования, вопрос 2 № п/пУчебный год, классОтветы на 2 вопрос Отдали предпочтение урокам без ИКТОтдали предпочтение урокам с ИКТ 12003-2004 уч.год, 2 класс50%50% 22004-2005 уч год, 3 класс37%63% 3.2005-2006 уч год, 4 класс24%76 % Результаты анкетирования, вопрос 3 № п/пУчебный год, классОтветы на 3 вопрос Отдали предпочтение урокам без ИКТОтдали предпочтение урокам с ИКТ 12003-2004 уч.год, 2 класс55%45% 22004-2005 уч год, 3 класс47%53% 3.2005-2006 уч год, 4 класс34%66 % В результате анализа таблиц были составлены диаграммы ( Диаграммы 2-4) - Проведя анализ таблиц, можно сделать следующие выводы: 1. Интерес к использованию компьютера на уроках (как первая ступень развития познавательного интереса) увеличивается в процессе использования электронных материалов на уроках. 2. Доля самостоятельности получения знания ( как этап развития познавательной активности) по мнению самих учащихся на уроках с использованием электронных материалов выше, чем на уроках без его использования. Также из диаграмм вновь видан положительная динамика. 3. Диаграмма 4 демонстрирует нам положительную оценку детьми влияния ЦОР на усвоение учебного материала. Следует отметить, что ответ на этот вопрос требует довольно хорошо развитого навыка анализа и обобщения В целом, анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод о положительном влиянии использования электронных материалов учебного назначения на активизацию познавательной деятельности школьников. Небезынтересным будет и анализ данных опроса родителей на рубеже 4 класса об эффективности
использования ЦОР в учебном процессе. Родителям было предложено ответить на следующие вопросы: Считаете ли вы положительным фактом использование компьютера в учебном процессе? Повлияло ли, на Ваш взгляд, использование электронных материалов на уроках на познавательную активность вашего ребенка? В результате полученных данных была получена следующая диаграмма: Анализ диаграммы говорит о положительном отношении родителей к использованию ИКТ в учебном процессе и положительную оценку ими эффективности использования электронных материалов. -10- Анализ анкетирования подтверждает верность выбранной темы исследования. Методологические основы Содержательные модели использования ИКТ. Творческие работы на компьютере: