"Как научить детей любить природу"

Автор: Иванова Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №17"
Населённый пункт: город Энгельс
Наименование материала: Статья
Тема: "Как научить детей любить природу"
Дата публикации: 05.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Как научить детей

любить природу

Л воля, а простор, природа, прекрасные

окрестности городка, а эти душистые

овраги и колыхающиеся поля, а розовая

весна и золотистая осень разве не были

нашими воспитателями?

К. Ушинский
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать дошкольникам возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Может быть, старшее поколение, да и мы, среднее, еще помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлепая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева все, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогало нам мечтать, верить в светлое будущее. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств и сокровищ они лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйственную руку». Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, моря, которые вот-вот взорвутся, уничтоженные за ненадобностью животные, вырубленные кедровники и виноградные лозы, опустевшие деревни и села

вот наше наследство. В любой газете, в любом журнале кричим об экологии, призываем оглянуться вокруг себя и увидеть то, что мы натворили, требуем вернуть нам природу в чистом виде! Не поздно ли? Природа, человек, нравственность

понятия тождественные. И к великому горю, в нашем обществе именно эти понятия разрушены.
Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но ничего этого им не дали, ничему не научили. Мы растеряли, растратили богатства, копившиеся веками. Растоптали и низвергли все. заветы, традиции, опыт прошлых поколений. Мы практически все уничтожили своими руками, своим бездушием, своей бесхозяйственностью. И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели и каждый, именно каждый, на своем месте, по крупицам, упорно и добросовестно будет восстанавливать, залечивать, выращивать добро, под корень искоренять зло, то, может быть, через десяток, а то и более лет природа вновь поверит нам, улыбнется солнышком, прольется живительными дождями. В этой борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, взрослые. Несмотря на то, что мы сами находимся в очень сложном и тяжелом положении, для нас скидок на всякого рода трудности нет. Либо мы посеем злак, либо взрастим бурьян. На протяжении многих лет детям внушали: небо, звезды, вода, любое явление природы

все во благо человеку, все для человека и ничего взамен. Это привело к тому, что начиная с детского сада дети знали, что лес

это древесина, которая нужна человеку для строительства, топки, изготовления бумаги, лес дает человеку пишу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Чем больше снега, тем плодороднее земля. Землю можно копать, пахать, сеять на ней, и она дает хороший урожай. И так во всем. Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился. Я в своей группе на первый план ставлю нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие. Очень увлекательно и интересно проводятся опыты и эксперименты, на которых дети наблюдают, узнают много нового, делают выводы, рассуждают, например, о том, что снежинка на ладони тает и из нее получается вода, дети запоминают и усваивают быстро, а вот то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разнообразные формы, что ее можно рассматривать, ребята понимают не сразу, для этого нужна долгая, кропотливая работа. Научить ухаживать за животным несложно. Дети хорошо знают, что кошка ловит мышей, собака сторожит дом. Но большого труда стоит привить истинную любовь к животному, заботливое к нему отношение, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя обижать, оставлять без помощи. Для того чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное, когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава или мерцают звезды, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Но это совсем не значит, что мы игнорируем конкретные цели обучения. Мы все знаем: ранний возраст

важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие
образных форм познания действительности: образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. Именно в это время закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает моральные нормы. Возрастает активность детей в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной).В нашей группе стало традицией каждое утро приветствовать солнышко. Дети с удовольствием произносят: «Доброе утро, солнышко ясное, лучистое! Спасибо, что греешь и веселишь нас солнечными лучиками!». Начиная со второй группы, через игру и эмоциональное воздействие, я стараюсь вызвать у малышей интерес к познанию окружающего мира, в том числе и природы. Знакомлю детей с первыми игрушками, изображающими животных. Использую различные дидактические игры: «Кто в домике живет?», «А у нас во дворе», «К нам приехал гость» и другие, которые можно проводить неоднократно, каждый раз изменяя число персонажей; игры-сюрпризы: «Кто-то постучался», «Ты кто?»; игры- забавы: «Солнечный зайчик», «Водичка-водичка», «За кустом» и др., позже театрализованные игры с использованием кукольного и настольного театра. Кругозор детей расширяют постоянные наблюдения за животными, явлениями природы, за растениями ,за пением птиц, которое приводит детей в восторг, за поведением старших, наконец, привлечение самих детей к посильному труду. Утром поливаю цветы, говорю: «Вот как цветы у нас проголодались, земля почти сухая, потрогайте, надо срочно полить их». Прошу ребят помочь мне полить цветы. Трехлетние дети делают это с большим удовольствием. Сравниваем цветы, даем им характеристики. Обращаюсь к детям: «Посмотрите, что-то аспарагус («елочка») у нас пожелтел. Земля сырая, а он болеет. Аспарагус нежный и немного капризный, поэтому к нему надо быть очень внимательным. Давайте его поставим на окошко, а то здесь ему, наверное, света не хватает, и будем больше следить за ним. Ребята, а кто у нас еще не завтракал?» Я
,—
откликнулся Сашенька. Продолжаю: «Да, Сашенька, ты не завтракал, и все дети не завтракали, но вы же знаете, что повар готовит для вас завтрак, а Елена Владимировна его принесет и покормит вас. А вот кого мы еще сегодня не покормили?» Рыбок в аквариуме
,—
вспоминают дети. «Правильно, рыбок
,—
говорю я
,—
они ждут не дождутся, им очень хочется есть. Вот как они быстро подплывают и едят. Посмотрите, как рыбки сразу повеселели. Рыбки
,
рыбки-озорницы, Рыбки плавают в водице. Рыбки маленькие, но очень проворные, быстрые, с красивыми хвостами и цветными плавниками (как крылышки у птичек). Ну вот, теперь всех накормили, можно и самим завтракать». Во время дидактических игр и занятий по ознакомлению с животными одним из первых задаю вопрос: «А что ест зайчик (корова или курочка)?», и
мы обязательно угощаем гостя. И даже если дети сразу не запомнят, что лошадка любит сено, то это не так важно, главное, что она стала после еды веселая, сильная и даже в благодарность покатала детей, а козочка резвилась, прыгала и играла с ребятами, а петушок сразу запел свои звонкие песни. Есть еще одна важная забота: «А где живет, например, собачка?» Строим из кубиков домик для нее. На участке у нас две кормушки, сделанные руками родителей. Мы по- стоянно кормим птиц. Малыши всегда очень радуются этому. Все, что связано с живыми объектами, дает быстрый положительный результат, как в познавательном, так и в нравственном и эмоциональном смысле. Но есть и сложности, не достигнутые пока цели. Взять хотя бы кусты и деревья. Они, конечно, не могут от удовольствия урчать, чирикать или играть с детьми, но, если их не укрыть листьями или снегом, они могут замерзнуть и погибнуть. Предлагаю ребятам граблями и лопатками забрасывать их листьями и снегом. Дети работают вместе со мной, но быстро переключаются: одни идут подметать и чистить дорожки, другие

собирать листочки, веточки, ведь это интереснее и, главное, виден результат. За лето и осень мы собираем гербарий, благодаря которому закрепляются знания ребят о растениях. Провожу наблюдения за деревьями. Вспоминаю один случай: после непогоды на участке сломалось дерево. Обратила внимание детей, и говорю: «Ветром дерево качало, ветром дерево сломало; ранка на его стволе и макушка на земле. Кто же дереву поможет? Ветер? Он помочь не может!» Спрашиваю у детей, как помочь дереву? И как приятно было слышать ответы детей о помощи деревцу. Конечно, когда наступит весна, на кустах набухнут почки, затем распустятся листочки, я на- помню ребятам, как укрывали от мороза листочками и снегом эти кусты, поэтому они сейчас
такие красивые и машут нам листочками. Так стараюсь с самого раннего возраста систематически с помощью объяснений и напоминаний приучать детей выполнять работу не очень привлекательную, интересную, но необходимую. Весной сажали вместе цветы, поливали их. Когда выросли

нюхали, любо- вались, в то же время кто-нибудь из детей да сорвет цветок, кто-нибудь да забежит на клумбу. Показывала, как гибнет сорванный цветок, а его «сестрички и братишки», такие же цветочки, поникли головками и плачут. Реакция детей на такие эпизоды была различной. Одни переживали и надолго запоминали случившееся, другие с интересом слушали и наблюдали объяснения воспитателя, третьи оставались равнодушными, им это не интересно и еще не понятно. Напоминала слова из стихотворения Викторова: «Не рвите цветы, не рвите! Пусть будет нарядной Земля! Л вместо букетов дарите васильковые, незабудковые и ромашковые поля!». Цветок вырос прямо на дороге. Вместе с детьми пересадили его в безопасное место, а затем наблюдали, как он себя чувствует, хорошо ли ему, удобно ли. Надеюсь, что когда наступит лето и ребята повзрослеют, поумнеют, больше узнают, у нас на участке вырастет много чудесных цветов. И жучков, паучков больше не будем хватать и зажимать в ладошках. Но сразу ничего не бывает и само по себе не происходит.
Поэтому самая главная задача

научить ребенка быть защитником, помощником всего живого в природе, воспитывать

в нем чувство ответственности: «Я большой, а бабочка маленькая»,

«Я сильный, а

одуванчик слабый», «Я буду добрым!».

Основа основ педагогического воздействия на ум и душу ребенка

индивидуальный подход к каждому. Но, к сожалению, на одного воспитателя

20

24 малыша в среднем ежедневно, и каждый со своим характером, со своими особенностями и способностями. И тяжело, практически невозможно в таких условиях познать, прочувствовать внутренний мир каждого ребенка. И для того, чтобы не уравнивать всех детей под одну гребенку, я взяла за правило давать каждому ребенку знания по его силам. Если усвоил материал, хочет и может познавать дальше, то я предоставляю такую возможность. Если ребенку не интересно, он быстро устает и не усваивает программный материал, то стараюсь не настаивать, чтобы не вызвать отрицательного отношения к процессу обучения. Все дети разные, и каждому ребенку нужен особый подход и внимание, которое мы не всегда можем дать. К сожалению, большую часть дошкольной жизни ребенок проводит в замкнутом пространстве детского сада. Если старшие дошкольники еще могут куда-то выйти на природу или съездить на автобусах в город, то младшие словно прикованы к одним и тем же стенам, к одним и тем же пейзажам. А как заметно взрослеет и умнеет малыш после отпуска, проведенного с родителями. Сколько новых впечатлений он привозит, как увеличивается его словарный запас, сколько нового он узнает! И на чем ехали или летели, и где купался, и на чем катался в парках, и каких животных видел в зоопарке или в деревне, и многое, многое другое. И даже если никуда не ездили

все равно непосредственное общение родителей с ребенком дает многое. Вспоминаю случай, который произошел летом на прогулке. На ясном солнечном небе Дениска увидел отражение Луны. Мы с интересом рассматривали Луну. Я тогда подумала, что, видимо, родители с сыном неоднократно наблюдали за звездным небом и Луной, если мальчик смог распознать ее днем. А другому мальчику это явление природы было совсем неинтересно, он был равнодушен. Вот оно

домашнее воспитание, воздействие семьи. В первом случае, даже если Денис ничего нового, интересного в детском саду для себя не возьмет, то этот пробел без ущерба заполнит семья. А во втором случае, сколько бы мы ни говорили «пожалуйста», «спасибо», сколько ни рассматривали и ни нюхали бы цветы, ни кормили собачку

равнодушие, привитое совершенно не специально дома, навсегда оставят след на отношение ребенка к жизни. Поэтому одной из основных наших задач я считаю работу с родителями. И устно, и через стенд для родителей предлагаю на вечерних прогулках или по пути в детский сад обратить внимание сына или дочери на погоду, явления природы, животных. В зависимости от развития детей рекомендую задавать им различные вопросы: «Какого цвета собачка?», «Снег какой?», «Чемукрываются зимой деревья?», «Где спрятались кусты?», «Почему капают сосульки?», «Как одеты люди?». Также советую как можно больше общаться с детьми, особенно в выходные дни. Предлагаю придумать сказки, рассказы, загадки о природе, растениях, животных, насекомых и впоследствии потом рассказать своим сверстникам.