"Рабочая программа средней группы"

Автор: Зырянова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №97
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Рабочая программа средней группы"
Дата публикации: 05.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 97 комбинированного вида»

(Детский сад № 97)
Улица Западная, дом 12а, город Каменск-Уральский, Свердловская область, Россия, 623405, e-mail,: тел. 8(3439)393-217 УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего Детским садом № 97 от «_____»_________2015г. № _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по освоению детьми 4-5 лет

группы общеразвивающей направленности
Каменск-Уральский 2015г. ПРИНЯТА Педагогическим советом протокол № 04 от 28.05.2015г.

СОДЕРЖАНИЕ



Наименование разделов

ст

р

Целевой раздел

1

.
Пояснительная записка
1

.1.
Цели и задачи рабочей программы
1

.1.1
Цели и задачи рабочей программы (обязательная часть)
1

.1.2
Цели и задачи рабочей программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений)
1

.2.
Принципы и подходы к формированию программы
1

.3.
Психолого-педагогические условия реализации РП
1

.4.
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей среднего возраста. (возрастные особенности, индивидуальные особенности, состав группы, сведения о семьях воспитанников, лист здоровья)
2

.
Планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования. 
Содержательный раздел

1
Пояснительная записка
2

.1
Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям (обязательная часть) Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям (формируемая часть)
2

.1.1
Модуль № 1. Социально-коммуникативное развитие.
2

.1.2
Модуль № 2. Познавательное развитие.
2

.1.3
Модуль № 3. Речевое развитие.
2

.1.4
Модуль № 4. Художественно-эстетическое развитие.
2

.1.5
Модуль № 5. Физическое развитие.
2

.2.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2

.3.
Культурные практики
2

.3.
Способы и направления поддержки детской инициативы
3

Организационный раздел

3

.1
Материально-технического обеспечения программы

3

.2.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
3

.3.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе
3

.4.
Режим дня в средней группе
3

.5.
Учебный план в средней группе
3

.6.
Расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе
3

.7.
Циклограмма совместной деятельности в средней группе
3

.8.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
I. Целевой раздел

1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана воспитателями Детского сада № 97: Ф.И.О. воспитателей Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того, учтены концептуальные положения используемой в Проекте Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. Рабочая программа средней группы Детского сада № 97 в соответствии с ФГОС (далее программа) является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. В основе разработки программы: Международные правовые акты: ♦ Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990); ♦ Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959) законы РФ и документы Правительства РФ: ♦ ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33 ♦ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » № 273- ФЗ от 29.12.2012; ♦ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации » от 24.07.1998 (с изм. и доп.); ♦ «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 г.);
документы Федеральных служб: ♦ « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» ( Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26); нормативно-правовые документы Минобразования России: ♦ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; ♦ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ♦ Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии » ( Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242) законы Свердловской области: ♦ Областной закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» на уровне дошкольного учреждения: ♦ Устав Детского сада; ♦ Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования Детского сада; ♦ Годовой план работы на текущий учебный год.
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы средней группы (обязательная

часть)

Целью
рабочей программы является создание социокультурной среды, обеспечение возможности позитивной социализации ребёнка в микро- и макро социум, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей, интересов и способностей детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Исходя из поставленной цели, формируются следующие
задачи
: 1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2. Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка, независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей; 3. Создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка; 4. Формировать общую культуры детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность, ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности; 5. Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 6. Обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ;
7. Обеспечивать психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2.

Цели и задачи реализации рабочей программы средней группы

(часть,

формируемая участниками образовательных отношений)
Успешное развитие личности возможно только в социальной, культурной, природно-климатической среде определенной территории, что становится возможным при единстве целей, ценностей, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения отдельного человека, семьи.
Цели образования ребенка дошкольного возраста
 Воспитание любви к малой Родине, родному краю осознание его многонациональное, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования.  Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа.  Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.  Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.
Задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
 Способствовать неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка, обогащению личного опыта, самостоятельности и ощущению единой дружной семьи, радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье.  Способствовать развитию познавательной, речевой активности ребенка, обогащать его представления о людях, предметах и явлениях ближайшего окружения (дом, семья, детский сад, город (село).  Воспитывать доброжелательное отношение ребенка к миру ближайшего окружения, эмоциональную отзывчивость на состояние близких (других) людей, добрые чувства к животным и растениям ближайшего природного и социального окружения.  Способствовать развитию начал творческих проявлений ребенка, интереса к участию в игровой, познавательной, исследовательской деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов (достижений). Познавательный материал равномерно распределен по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определённой системе, поэтому воспитателями средней группы используется тематическое планирование. Темы различны по объёму познавательного материала, по сложности. Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе бесед, праздников. При проведении этой работы используется комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и всё то, что связано друг с другом. Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка. Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является:
 проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни;  желание слушать, читать книги с общественной тематикой;  наблюдения за детьми (как они помогают друг другу; как относятся к книгам на основе специально созданных ситуаций и др.).
1. 2. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы
Рабочая программа средней группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы: - принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка; - принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики); - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; - принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;
1.3.

Психолого-педагогические условия реализации РП:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; Защита детей от всех форм физического и психического насилия; Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность; Оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования; Обеспечение эмоционального благополучия; Поддержка индивидуальности и инициативы детей в специфических для них видах деятельности; Установление правил взаимодействия в разных ситуациях; Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития; Взаимодействие с родителями, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность; Доступность информации о программе для всех участников образовательного процесса. Программа - предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка; - строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья; - обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью);
1.4.

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей

развития детей среднего возраста.
– количественный состав воспитанников, половозрастной состав детей. – состояние здоровья воспитанников (группа здоровья, хронические заболевания, особенности нервной системы); – социальный статус воспитанников (опекаемые, дети-инвалиды) и др. -физическое состояние и здоровье (группа здоровья, хронические заболевания, особенности нервной системы) воспитанников.
1.4.1.

Возрастные особенности развития детей средней группы:

Образовательные области

Возрастные особенности детей

Социально-

коммуникативное развитие
Формируется доброжелательное отношение между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. . Появляются конкурентность, соревновательность. развивается игровая деятельность. Формируется образ Я. Формируется первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные). Углубляются представления о семье и его членах. Совершенствуются культурно-гигиенические навыки. Формируются представления о правилах безопасного передвижения на дорогах и помещении, поведения в природе.
Познавательное развитие
Развивается наблюдательность и любознательность. Формируется представление о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Дети могут называть форму, на которую похож тот тли иной предмет, способны разделять предметы на признаки по величине, цвету, выделять размеры по высоте, длине, ширине. Развиваются навыки в проектно- исследовательской деятельности. Расширять представление об окружающем мире. Расширять представление о природе и правилах поведения в природе. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Речевое развитие
Расширяется представление о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизируется речь. Развивается фонетический слух, артикуляционный аппарат. Развивается умение пересказывать выразительно отрывки из сказок. Совершенствуется диалогическая форма речи. Формируется потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями. Формируется интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций.
Художественно-эстетическое

развитие
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Развивается эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Формировать представление об архитектуре. Развивается
желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета. Формируется умение создавать декоративные композиции. Формируютсяя умения прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали , сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Умение держать и пользоваться ножницами. Дети учатся вырезать круглые формы из квадрата и овальных из прямоугольника путем с округления углов. Усложняется конструирование, постройки состоят из 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному навыку, а так же планирование последовательности действий. Развивается интерес к музыке. Формируются умения импровизировать мелодию на заданный текст. Формируются умения подыгрывать простейшие мелодии на музыкальных инструментах.
Физическое развитие
Формируется представление о значении частей тела и органов чувств. Развивается быстрота, ловкость, пространственная ориентировка. Воспитывается самостоятельность и инициативность в организации подвижных игр. Формируется правильная осанка.
1.4.2. Индивидуальные особенности воспитанников средней группы
:
2. Планируемые результаты освоения воспитанниками

основной образовательной программы дошкольного образования:

2.1. Планируемые результаты освоения воспитанниками

основной образовательной программы дошкольного образования (обязательная

часть):
Планируемые результаты освоения образовательной программы разрабатываются в предлагаемой логике соотношения обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (показатели на переходный период). При реализации программ проводиться оценка индивидуального развития детей два раза в год – декабрь, май. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе и дальнейшего планирования). Результаты диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: -индивидуализация образования (поддержка ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); -оптимизация работы с группой детей.
2.2.

Планируемые результаты освоения Программы (часть, формируемая

участниками образовательных отношений)

Мы живём на Урале» (3-5 лет)

Образовательная область «Физическое развитие»
ребенок проявляет интерес к подвижным и спортивным народным играм, традиционным для Урала;
- ребенок проявляет инициативность в общении с другими детьми и взрослым во время участия в народных подвижных играх; - ребенок проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; - ребенок стремится соблюдать элементарные правила здорового и безопасного образа жизни; - ребенок имеет элементарные представления о том, что такое здоровый человек, что помогает нам быть здоровыми; - ребенок с интересом изучает себя, наблюдает за своим здоровьем; - ребенок проявляет стремление узнавать от взрослого некоторые сведения о своем организме, о функционировании отдельных органов; - ребенок прислушивается к взрослому при объяснении причин возникновения опасных ситуаций, подтверждает согласие, понимание, проявляет стремление выполнять правила безопасного поведения; - ребенок отражает в подвижных играх различные образы, проявляет интерес к обыгрыванию действий сказочных персонажей, героев детских стихов, песен; - ребенок проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности (видоизменяет физические и спортивные упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, выразительно передает образы персонажей в народных подвижных играх).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- ребенок активен в играх, в тематике отражает семейные и несложные профессиональные отношения взрослых; - ребенок проявляет в играх добрые чувства по отношению к сверстникам и игрушкам, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с партнерами по игре; - ребенок охотно вступает в ролевой диалог со сверстниками, взрослым; - ребенок стремится комментировать события, происходящие в совместной деятельности с детьми, взрослым; выразительно передавать особенности движений, эмоциональных состояний; - ребенок проявляет интерес к игровому общению; - ребенок вступает в ролевой диалог; - ребенок выделяет конкретные действия и поступки взрослых, в которых проявляется их забота о других (о детях, животных, членах семьи), а также поступки, в которых проявляется доброе отношение детей к взрослым, к родителям, к воспитателю; - ребенок сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий; - ребенок понимает и словесно выражает некоторые свои состояния, желания; - ребенок проявляет интерес к результату собственного труда и труда других людей; - ребенок бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых; - ребенок охотно включается в совместный труд со взрослым или сверстниками, стремится к выполнению трудовых обязанностей; - ребенок выражает потребность больше узнать об окружающем, о жизни людей, задает вопросы о себе, о своих близких, об окружающем мире; - ребенок проявляет любовь к родителям, интересуется событиями в семье.
Образовательная область «Речевое развитие»
- ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; - ребенок совместно со взрослым охотно пересказывает потешки, знакомые сказки, играет со звуками, рифмами, словом;
- ребенок проявляет интерес к красоте и выразительности родного языка, языка художественного произведения, поэтического слова; - ребенок инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. - ребенок проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук».
Образовательная область «Познавательное развитие»
ребенок проявляет интерес к животным и растениям ближайшего природного окружения; - ребенок способен к целенаправленному наблюдению за объектами природного окружения; - ребенок эмоционально откликается на красоту природы ближайшего окружения, проявляет сочувствие попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь; - ребенок с удовольствием включается в поисково-исследовательскую деятельность познания природы ближайшего окружения как вместе со взрослым, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия. - ребенок способен устанавливать взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы; ребенок проявляет самостоятельность в слежении за изменениями в погоде (календарь природы), жизни растений и животных от одного времени года к другому; ребенок способен различать объекты и явления окружающей природы по их признакам.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- ребенок использует некоторые средства выразительности фольклорного и литературного языка: «говорящие» имена героев народных сказок, формулы начала и окончания сказки, традиционные сказочные и отдельные поэтические эпитеты, простые сравнения из загадок и стихов; - ребенок использует разные способы выражения своего отношения к литературному произведению, его героям в рассказе, рисунке, аппликации, лепке, при пересказывании и чтении наизусть текста, в разных видах театрализованной деятельности; - ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений; - ребенок откликается на интересные декоративно-оформительские решения (украшение группы, елки, одежда взрослых, атрибуты игр), замечает новые красивые предметы в пространстве комнаты, здания (дома); - ребенок проявляет интерес, положительное эмоциональное отношение к посещению музея; - ребенок различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности.
2.3 Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка группы
№ п/п Ф.И. ребенка Основное направление развивающей , коррекционн ой работы (сенсорное воспитание, формировани Цели, задачи развивающ ей, коррекцион ной работы Методы и средства развивающ ей, коррекцион ной работы Основное содержан ие развиваю щей, коррекци онной работы Прогноз ируемы й результа т Контр ольны е сроки
е основ экологическо й культуры, развитие основных движений.
II.Содержательный раздел

1. Поясниетельная записка
В данной рабочей программе запланированная работа, проводимая с детьми 4-5 лет в специально организованной деятельности по следующим модулям - пять направлений развития ребенка (по образовательным областям), обозначенным в ФГОС ДО в виде перспективного планирования на год:
Обязательная часть
 социально-коммуникативное развитие;  физическое развитие.  познавательное развитие;  речевое развитие;  художественно-эстетическое развитие;
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
 Проект «Мы живем на Урале» Методика проведения непосредственно образовательной деятельности по разным видам построена таким образом, что программные задачи реализованы на различном материале. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Форма организованной деятельности как групповая, так и по подгруппам. При организации педагогического процесса осуществляется оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. В практической деятельности применяются исследовательские и опытно – экспериментальные методы, позволяющие анализировать и прогнозировать педагогический процесс. Работа с детьми организуется в следующих формах:  непосредственно образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми;  совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории детского сада;  самостоятельная деятельность дошкольников. Педагоги создают условия для разнообразной детской деятельности по интересам и желанию детей. 
Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с

учетом используемых в детском саду программ и методических пособий,

обеспечивающих реализацию данных программ.
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Целостность педагогического процесса в детском саду обеспечивается реализацией Проекта Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы » под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
2.1.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми средней

группы (4-5 лет) образовательных областей:

2.1.1. Модуль № 1. Социально-коммуникативное развитие.

Цели и задачи
: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательном учреждении; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы » и с опорой на методическое пособие: - Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию не проводится. Задачи социально-коммуникативного развития реализуются в совместной деятельности со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Направления
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: - игровая деятельность; - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - культурно-нравственное и этическое воспитание; - гендерное, семейное, гражданское воспитание; - трудовое воспитание; - основы безопасной жизнедеятельности.
Содержание
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие » отражено в Программе «От рождения до школы » в разделе «Содержание психолого- педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане (см. Приложение 2.1 к Содержательному разделу Программы). К социально-коммуникативному направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы » образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация»
Часть, формируемая участниками образовательных отношений («Мы живем на

Урале»)

Задачи воспитания и обучения:

1. Способствовать установлению доброжелательных отношений ребенка с другими детьми, обогащению способов их игрового взаимодействия. 2. Побуждать ребенка к самостоятельно му игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками, бытовыми предметами во взаимодействии со сверстниками. 3. Способствовать развитию социально-эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности, положительной самооценке, доверия к миру как основы социального становления личности. 4. Способствовать развитию интереса ребенка к творческим проявлениям в игре и игро - вому общению со сверстниками и взрослым, разнообразию игровых замыслов, придумыванию игровых событий. 5. Развивать у ребенка интерес к народной игрушке, отражению в сюжетно-ролевых играх разнообразного «бытового» содержания, самостоятельность в использовании деталей народных костюмов для кукол. 6. Поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обо гащению личного практического, игрового опыта. 7. Формировать у ребенка представления о близких людях (взрослых и сверст никах), об особенностях их внешнего вида, об отдельных, ярко выра женных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях, о детском саду, о непосредственном городском (сельском) окружении. 8. Развивать у ребенка эмоциональную отзывчивость и радость общения со сверстниками. 9. Развивать любознательность ребенка к трудовой деятельности близких взрослых, поощрение инициативы и самостоятельности в самообслуживании 10. Воспитывать у ребенка ценностное, бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых. 11. Развивать интерес к родному городу (селу
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Совместная деятельность Образовательная область/учебный предмет (дисциплина) Вид деятельности ( коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность) Общая тема « День знаний» Тема «Мой город» Задачи Программно- методическое обеспечение Оборудование Дата проведения Знакомить с историей родного города. Рассказы о родном городе. К-Уральский ср- ур.изд. Картинки с изображением города Развивать любознательность, внимательность слушать. Воспитывать интерес к истории родного города.

2.1.2. Модуль № 2. Познавательное развитие

Цели и задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Направления
образовательной области «Познавательное развитие»: - сенсорное развитие; - познавательно-исследовательская деятельность; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, социальное окружение, ознакомление с природой).
Содержание
образовательной области «Познавательное развитие » отражено в Программе «От рождения до школы » в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане (см. Приложение 2.2 к Содержательному разделу Программы). К познавательному направлению следует относить представленную в Программе «От рождения до школы » образовательную область «Познание» ( за исключением конструктивной деятельности). Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по методическим пособиям: - Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. - Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. - Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. Задачи познавательного развития реализуются также интегрировано с другими образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений («Мы живем на

Урале»)

Задачи воспитания и обучения:
1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о ближайшем природном окружении. 2. Обогащать представления ребенка о растениях, животных, че ловеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в бли жайшем окружении, побуждать стремление быть доброжелательными в общении с животными. 3. Вовлекать ребенка в элементарную познавательную, исследовательскую деятель ность по изучению объектов окружающей природы. 4. Побуждать ребенка к непосредственному проявлению эмоционального отклика, переживания радости, удивления, восхищения от общения с объектами живой и неживой природы ближайшего окружения.
5. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки ребенка, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе. 6. Способствовать накоплению у ребенка представлений об особенностях сезонных явлений природы ближайшего окружения, приспособления растений и животных родного края к изменяющимся условиям среды. 7. Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной интересной познавательной информации об окружающем.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Совместная деятельность Образовательная область/учебный предмет (дисциплина) Вид деятельности ( коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность) Общая тема «День знаний» Тема «Современные профессии моих родителей» Задачи Программно- методическое обеспечение Оборудование Дата проведения Познакомить детей с профессиями и местом работы родителей. Человек пришел на Урал. - Екатеринбург, 1997 Картинки с изображением разных профессий, лото «Профессии» Развивать детско- родительские отношения. Воспитывать интерес к разным профессиям связанных со спецификой местных условий.

2.1.3. Модуль № 3. Речевое развитие

Цели и задачи:
- владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направления
образовательной области «Речевое развитие»: - формирование словаря; - звуковая культура речи; - грамматический строй речи; - связная речь; - подготовка к обучению грамоте; - знакомство с детской литературой.
Содержание
образовательной области «Речевое развитие » отражено в Программе «От рождения до школы » в разделе «Содержание психолого-педагогической работы », а также в комплексно-тематическом плане (см. Приложение 2.3 к Содержательному разделу Программы). К речевому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы » образовательные области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы». Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям: - Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. - Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. Задачи речевого развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений («Мы живем на

Урале»)

Задачи воспитания и обучения:
1. Развивать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. 2. Обогащать словарь ребенка в связи с расширением ориентировки в ближайшем окружающем пространстве (ознакомление с предметами быта, объектами природы, явлениями общественной жизни). 3. Поддерживать пробуждение лингвистического отношения ребенка к слову (игры со звуками, рифмами). 4. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности, произведений поэтического фольклора, различных импровизаций на основе литературных произведений.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Совместная деятельность Образовательная область/учебный предмет (дисциплина) Вид деятельности ( коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность) Общая тема "День знаний» Тема «Мы разные, мы вместе» Задачи Программно- методическое обеспечение Оборудование Дата проведения Познакомить детей с разными видами национальности и их культурой. Науменко Г.М. Этнография детства. - М.: Беловодье, 1998. Картинки с изображением людей различной национальности. Этнические куклы. Формировать у детей умение общаться с этносами. Воспитывать уважительное отношение к этносам и их культуре.

2.1.4. Модуль № 4. Художественно-эстетическое развитие

Цели и задачи:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Направления
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: - продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование); - приобщение к искусству; - музыкально-художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).
Содержание
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие » отражено в Программе «От рождения до школы » в разделе «Содержание психолого- педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане (см. Приложение 2.4 к Содержательному разделу Программы). К художественно-эстетическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы » образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», « Чтение художественной литературы », « Познание» ( подраздел «Конструктивная деятельность»), «Труд» (подраздел «Ручной труд»). Непосредственно образовательная деятельность по продуктивной деятельности планируется по методическим пособиям: - Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. - Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. - Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада: Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. Непосредственно образовательную деятельность по музыке планирует и осуществляет музыкальный руководитель в музыкальном зале ДОУ. Воспитатели присутствуют на занятии, оказывают помощь музыкальному руководителю в проведении музыкально-дидактических игр, разучивании танцевальных движений и песенного репертуара, инсценировках. Задачи художественно-эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений («Мы живем на

Урале»)

Задачи воспитания и обучения:
1. Развивать у ребенка представления о художественно-эстетическом образе, влияющем на его эмоциональное состояние, 2. Побуждать ребенка творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания и обучения видов искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства, народного фольклора, обеспечивающих творческую самореализацию своего «Я» в различных видах продуктивной деятельности.
3. Формировать и поддерживать интерес ребенка к народному литературному, музыкальному творчеству и декоративному искусству, 4. Расширять тематику детских работ, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты, а также явления природы и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе, помогать выбирать сюжет коллективной работы; 5. Знакомить ребенка со спецификой зданий и их устройства в городе, селе (дома высокие, каменные, с балконами, лифтами, ванной; дома невысокие, как правило, деревянные, с печкой, садом, будкой для собаки и т.п.) в разных видах деятельности (рисовании, конструировании, слушании художественной литературы и др.). 6. Побуждать ребенка к воплощению в свободных естественных движениях характера и настроения народной музыки, знакомых образов и сюжетов. 7. Формировать у ребенка потребность в чтении книги как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым. 8. Поддерживать у ребенка устойчивый интерес к литературному, народному творчеству.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Совместная деятельность Образовательная область/учебный предмет (дисциплина) Вид деятельности ( коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность) Общая тема «День знаний» Тема «Кисонька-мурысонька» ру. нар. песня Задачи Программно- методическое обеспечение Оборудование Дата проведения Знакомить с русским народным творчеством. Русский детский фольклор. Сборник М.: Просвещение Упражнять в развитии слуха и голоса. Воспитывать уважение к русскому фольклору.

2.1.5. Модуль № 5. Физическое развитие

Цели и задачи:
- способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; - способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); - формировать начальные представления о некоторых видах спорта; - способствовать овладению подвижными играми с правилами; - способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Направления
образовательной области «Физическое развитие»: - двигательная активность (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, спортивные игры, подвижные игры); - воспитание культурно-гигиенических навыков (питание, одевание-раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати); - формирование основ культуры здоровья. Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы » и с опорой на методические пособия: - Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений («Мы живем на

Урале»)

Задачи воспитания и обучения:
1. Способствовать освоению ребенком простейших правил народных подвижных игр. 2. Создать условия для ознакомления ребенка со спортивными упражнения народов Среднего Урала, обогащая его двигательный опыт: ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам. 3. Воспитывать потребность вступать в общение с взрослым и другими детьми при выполнении спортивных упражнений, в народных подвижных играх. 4. Создать условия для приобщения ребенка к правилам безопасного, здоровьесберегающего поведения дома, в детском саду, на улице, на водоеме, на дороге, осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям. 5. Создать условия для активного накопления ребенком первичных представлений о строении тела человека, его основных частях, их назначении, правилах ухода за ними, умения обращаться за помощью в ситуациях, угрожающих здоровью. 6. Поддержать собственную созидательную активность ребенка, его способность самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи безопасного, разумного поведения в разных ситуациях. 7. Способствовать самостоятельному переносу в игру правила здоровьесберегающего поведения.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Совместная деятельность Образовательная область/учебный предмет (дисциплина) Вид деятельности ( коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность) Общая тема «День знаний» Тема «Лисичка и курочка» подвижная татарская игра. Задачи Программно- методическое обеспечение Оборудование Дата проведения Познакомить с татарской культурой и правилами игры. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. 1- 4 книги. М.: Сфера, 1999. Развивать двигательную активность. Воспитывать интерес к татарской культуре.
2.2.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Цель:
сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи:
- выработать единый стиль воспитания и обучения с ребенком в ДОУ и семье; - оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и обучения ребенка; - активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Основные принципы:
1. целенаправленность, систематичность, плановость; 2. дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; 3. возрастной характер взаимодействия с родителями; 4. доброжелательность, открытость.
Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей

Направление

взаимодействия педагога

с родителями

Содержание работы
Взаимопознание и взаимоинформирование Для познания воспитательного потенциала дают: беседы, консультации, разнообразные собрания, стендовая
информация, организация дней открытых дверей в детском саду, анкетирование. Непрерывное образование воспитывающих взрослых В современном мире родители и педагоги должны непременно повышать свое образование. Родители должны обогащать свои знания и умения необходимые для ухода за детьми и их воспитанием, гармонией семейных отношений, выполнения родительской роли в семье и обществе. Программами просвещения родителей ориентировано на саморазвитие и самосовершенствование. Формами просвещения выступают: родительские собрания, тренинги, игры, мастер - классы, педагогические чтения. Совместная деятельность педагогов, родителей, детей Совместная деятельность может быть разнообразной традиционной и инновационной формой. В этих формах заложена координация поведения родителей и педагогов, предпочитающий авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания бережного отношения к детскому творчеству. Формами являются: семейные праздники в детском саду, совместный досуг, музыкальная гостиная.
Система взаимодействия с родителями включает:
 ознакомление родителей с результатами работы детского сада на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни детского сада;  ознакомление родителей с содержанием работы детского сада, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;  участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета  целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;  обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Реальное участие

родителей

в жизни детского сада

Формы участия

Периодичность

сотрудничества

В проведении

мониторинговых

исследований
-Анкетирование - Социологический опрос - «Родительская почта» 3-4 раза в год По мере необходимости 1 раз в квартал
В создании условий
- Участие в субботниках по благоустройству территории; -помощь в создании предметно- развивающей среды; -оказание помощи в ремонтных работах; 2 раза в год Постоянно ежегодно
В просветительской

деятельности,

направленной на

повышение
-наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы) 1 раз в квартал

педагогической

культуры,

расширение

информационного

поля родителей
-памятки; -создание странички на сайте детского сада; -консультации, - распространение опыта семейного воспитания; -родительские собрания; -консультативный пункт для родителей детей, не посещающих детский сад Постоянно Постоянно По плану 1 раз в месяц По плану По плану
В воспитательно-

образовательном

процессе детского

сада, направленном

на установление

сотрудничества и

партнерских

отношений

с целью вовлечения

родителей в единое

образовательное

пространство
-Дни открытых дверей. - Дни здоровья. - Выставки совместного творчества. - Совместные праздники, развлечения. -Встречи с интересными людьми семейные гостиные - Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах - Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности. 2 раза в год 1 раз в квартал Постоянно По плану По плану Постоянно по плану По плану
Состав родителей

Характеристики особенностей семей детей, воспитывающихся в образовательном

учреждении

Перспективный план по взаимодействию с родителями.

Цель:
Сплочение родителей и педагогов группы «Ёлочка» и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяцы

Название мероприятия

Цель мероприятия

Ответственный
Сентябрь 1.«Как семья провела лето?» 2.«Правила дорожного движения» 3.« Дети 4-х летнего возраста» Мотивация к улучшению детско-родительских отношений. Педагогическое просвещение родителей по ПДД. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Воспитатель, родители Воспитатель Педагог – психолог Октябрь 1.«Летние фантазии» Мотивация к улучшению Воспитатель,
2.«Особенности развития речи ребенка» 3. «Здоровье без лекарств» детско-родительских отношений. Педагогическое просвещение по вопросам речевого развития детей. Повышение компетентности родителей в вопросах охраны здоровья детей. родители Воспитатель Мед. Работник Ноябрь 1.«Зарядка вместе с мамой» 2.«Как быть послушным?» 3. «Праздник воздушных шариков» Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшение детско- родительских отношений. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшение детско- родительских отношений. Воспитатель по физо Воспитатель Воспитатель, родители Декабрь 1.«Как играть дома в сюжетно- ролевую игру «Семья» 2.«Здравствуй, Дед Мороз!» 3. «Что можно приготовить из творога?» Повышение родительской компетентности в вопросах организации развивающих игр. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшение детско- родительских отношений. Знакомство родителей с организацией диетического питания Воспитатель, родители Муз. руководитель, воспитатель, родители Технолог по питанию Январь 1.«Рождественские посиделки» 2.«Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье» 3.«Берегите зубы» Знакомство с народными обрядами; установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшение детско- родительских отношений Просвещение родителей в вопросах психологии ребенка и семейных отношений. Повышение родительской компетентности в вопросах профилактики кариеса. Муз. руководитель, воспитатель, родители Воспитатель, родители Мед. Работник Февраль 1.«Папа, мама, я – дружная семья» Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшение детско- родительских отношений Воспитатель по физо, воспитатель, родители
2. «Как исправить нарушение осанки» 3. «Наш капризуля» Повышение родительской компетентности по профилактике сколиоза. Психолого-педагогическое просвещение родителей Воспитатель, родители, мед.работник Педагог- психолог, родители Март 1.«Праздник 8 Марта» 2. «У ребенка аллергия» 3. Изготовление костюмов и показ сказки «Алёнушка и лиса» Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшение детско- родительских отношений Повышение родительской компетентности по вопросам охраны здоровья детей. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшение детско- родительских отношений Муз. руководитель, воспитатель, родители Мед.работник, родители Муз. руководитель, воспитатель, родители Апрель 1.Посещение мероприятий и режимных моментов 2. «Чему научились наши дети за этот год» 3. «Как правильно общаться с детьми» Повышение интереса к мероприятиям, проводимым в детском саду. Ознакомление родителей с итогами работы ДОУ Пропаганда знаний по вопросам психологии семьи Воспитатель, родители Воспитатель, родители Педагог- психолог, родители Май 1.«Летний отдых» 2. «Игры в квартире, во дворе, на даче» 3. «Безопасное поведение на улице» Пропаганда семейных ценностей Педагогическое просвещение родителей о том, как с пользой провести время с детьми. Педагогическое просвещение родителей по вопросам охраны жизни и здоровья детей Воспитатель Воспитатель Воспитатель, родители
2.3. Культурно - досуговая деятельность.
Развитие культурно – досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Задачи:

Отдых.
Поощрять желание в свободное время заниматься интересной самостоятельной деятельностью, любоваться красотой природных явлений: слушать пение птиц, шум дождя, музыку, мастерить, рисовать и т.д.
Развлечения.
Создавать условия для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями, истоками культуры. Вовлекать детей в процесс подготовки разных видов развлечений; формировать желание участвовать в кукольном спектакле, музыкальных и литературных концертах; спортивных играх и т.д.
Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание. Приобщать к художественной культуре. Развивать умение и желание заниматься интересным творческим делом (рисовать, лепить и т.д.)
Самостоятельная деятельность.
Содействовать развитию индивидуальных предпочтений в выборе разнообразных видов деятельности, занятий различного содержания (познавательного, спортивного, художественного, трудового). Формировать творческие наклонности каждого ребенка. Побуждать детей к самостоятельной организации выбранного вида деятельности. Развивать желание посещать студии эстетического воспитания и развития (в детском саду или в центрах творчества).
Праздники.
Приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Развивать желание принимать участие в праздниках. Формировать чувство сопричастности к событиям, которые происходят в детском саду, стране. Воспитывать любовь к Родине. Организовывать утренники, посвященные Новому году, 8 Марта, Дню защитника Отечества, праздникам народного календаря.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
 Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.  Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.  Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.  Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.  Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.  Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.  Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.  При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.  Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения.  Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
III. Организационный раздел.

3.1.Материально-технического обеспечения программы

3.2.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

воспитания
1.Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.-352 с.
2. Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. 3.Н.С. Голицына. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. 4.Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. 5.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. 6.Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. 7.Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. 8.Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. 9. Бордачева И.Ю. «Дорожные знаки» наглядно-дидактическое пособие. 10. «Мир в картинках»: Авиация, Бытовая техника, Домашние животные, Овощи, Посуда, Насекомые, Инструменты домашнего мастера. 11. Серия «Рассказы по картинам» : Времена года, Профессии, Мой дом. 12. Плакаты: Овощи, Фрукты, Животные домашние,Зимние и летние виды спорта.
3.3. Организация предметно-пространственной среды в средней группе
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», « площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
3.4 Режим дня средней группы

3.6 Расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности

3.8 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Праздники.
Новогодняя елка, «Мамин праздник», День защитника Отечества, «Осень», «Весна», «Лето».
Тематические праздники и развлечения.
«Здравствуй, осень!», «В весеннем лесу», «Здравствуй, лето!», «Ой, бежит ручьем вода», «На бабушкином дворе», «Во саду ли, в огороде», «На птичьем дворе».
Театрализованные представления.
«Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка» (по мотивам рус.нар. сказок); «Потешки да шутки», «Были-небылицы», «Бабушка-загадушка» (по мотивам русского фольклора).
Музыкально –литературные развлечения.
Концерт для кукол, представление «Мы любим петь и танцевать».
Спортивные развлечения.
«Кто быстрее?», «Зимние радости», «Мы растем сильными и смелыми».
Забавы.
«Музыкальные заводные игрушки», «Сюрпризные моменты»; забавы с красками, карандашами и т.д.
3.9. Содержание образовательной деятельности (НОД):