"Использование дидактических игр на занятиях в доу"

Автор: Воронкова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №67
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Использование дидактических игр на занятиях в доу"
Дата публикации: 06.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование дидактических игр в доу Подготовила: воспитатель Воронкова Людмила Николаевна, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 67 г. Белгород
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка отличается большой познавательной активностью, любознательностью, подражательностью, пластичностью нервной системы, большой эмоциональностью и впечатлительностью, большой ранимостью организма. При таких особенностях дошкольного возраста необходим правильный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста. А.М. Горький считал желание детей играть «биологически законным» и утверждал, что игра - основной путь познания мира. Л.С Выготский, который понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребенка и как основу для преобразования игровых действий в умственные, назвал её «девятым валом развития дошкольного возраста», ведущим средством обучения и воспитания. Игра, обостряя течение психических процессов, реализует цель значительно быстрее и прочнее, чем какое-либо другое педагогическое средство. В игре воспитатель ненавязчиво развивает интеллект ребенка, осуществляет нравственно - волевую, физическую подготовку. В детском саду широко применяются дидактические игры и познавательные задания. Дидактические игры отличаются наличием присущих игре структурных элементов - правил, игровых действий. В них ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация. Играя, он незаметно для себя решает познавательную задачу. Дидактическая задача, содержание и игровые действия – обязательные элементы дидактической игры. Дидактические задачи могут быть разнообразны: развитие умение сравнивать, определять главное, развитие внимательности наблюдательности, развитие фонематического слуха, закрепление правильного произношения. развитие навыков гигиены. формирование умений выделять признаки и явлений, устанавливать причинно - следственные связи т.п.
Включая игру в занятие, воспитатель должен заботится о том, чтобы основная дидактическая задача, составляющая содержание игры, соответствовала целям занятия, была для детей посильной. способствовала максимальной активизации их умственной деятельности. Важно придерживаться определенной последовательности при подборе игр: играм. содержащим сложные задачи. должны предшествовать наиболее легкие. Они подготавливают детей к преодолению трудностей. обуславливает успех в играх большей сложности. В подготовку дидактической игры входят: - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и другое; - установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке; - определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); - подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; - подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Проведение дидактических игр включает: - ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); -объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают); - показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); - определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра; - подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Дидактические игры на занятиях обучения грамоте

«Поймай рыбку»

Игровой материал:
удочка с магнитом, предметные картинки со скрепками.
Дети по очереди вылавливают удочкой, разные предметные картинки. Затем называют изображённые предмет, определяют наличие или отсутствие в его названии заданного звука (например «р»), его позицию в слове ( в начале, в середине, в конце). За правильный ответ ребенок получает фишку (рыбку), выигрывает тот, кто больше наберет фишек (рыбок).


«С какого звука начинается слово?»

Игровой материал:
игрушка кукла Маша. Воспитатель говорит «Катя скоро пойдет в школу, а сегодня она пришла к нам в гости, чтобы узнать с какого звука начинается её имя». Подскажите дети, с какого звука начинается имя Маша? Определите, с какого звука начинается имя соседа, с которым вы сидите? (названия животных, предметов)
« Подари подарки»
Играют две (три) команды. Сегодня день рождения у звука «о», (у звука «п», «к» и т.д.). Подарите ему слова - подарки. Подарок должен начинаться со звука «о». Побеждает та команда, которая придумает последнее слово.
«Кто быстрее соберет вещи?»

Игровой материал:
коробки – чемоданы (на одном наклеена буква с, на другом -ш), предметные картинки на наборном полотне(шуба, шапка. шляпа, шарф, свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм. рубашка).
«Найди вкусное слово»
Сегодня у куклы Кати День рожденья. Накроем стол к чаю. Поставим побольше вкусных лакомств. Но выбирая лакомство, нужно помнить, чтобы
названия состояли только из двух или трех слогов. (вафли, калач, пастила, шоколад и т.д.)
дидактические игры на занятиях по математике

«Поезд»

Игровой материал:
карточки с цифрами (количество карточек определяется числом, до которого дети умеют считать) Детям раздают карточки с числами. По команде «Составьте поезд» дети должны выстроиться по порядку. В этой игре может быть несколько команд. Та команда, которая быстро и правильно «составит поезд», везет остальных на прогулку.
«Освободи птичку»

Игровой материал:
картинка с изображением клетки для птичек, изображение птичек (прикрепляются к клетке), на обратной стороне птички написано задание. Птички находятся в клетке, воспитатель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Дети берут птичку из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитать от 5 до 6, назвать числа меньше 3 и т.п.). Если ребенок правильно ответит на вопрос, то птичка вылетает из клетки, если ошибся, то возвращается обратно в клетку.
«Составим поясок»

Игровой материал:
красные квадраты, зеленые треугольники, желтые круги (у каждого ребенка по три - четыре фигуры). Детям предлагается разместить один за другим квадрат, треугольник, круг. В такой же последовательности они должны разложить за этими фигурами
следующие три такие же фигуры, затем еще раз повторить то же и т.д. В результате должен получиться разноцветный «поясок» из трех геометрических фигур, которые расположены в определенной последовательности. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся при составлении «пояска».
«Какие числа съел дедушка Цифроед»

Игровой материал:
карточки с числами. Воспитатель выставляет цифры с числами, перевернув 2-3 карточки. Дети должны сказать, какие числа пропущены. Вот беда, так беда! Снова Дед – Цифроед Съел все числа на обед. Как печенье их таскает, Вставь, каких здесь не хватает.
Дидактические игры на занятиях по ознакомлению с окружающим

миром

«Найди пару»

Игровой материал:
картинки «листья и плоды» Воспитатель делит детей на 2 команды: одной раздает листья, другой плоды. По сигналу дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам. Правильно составленная пара проходит через волшебные ворота (двое детей с поднятыми вверх руками). Если задание выполнено неправильно, ворота закрываются. Воспитатель раскладывает на столе перевернутые картинки с изображением животных и их детенышей. Предлагает детям взять по одной картинке, и найти себе пару.

«Кто придет в гости к медведю»

Игровой материал:
предметные картинки На наборном полотне воспитатель выставляет предметные картинки с изображением моркови, грибов и т.п. Создается игровая ситуация: медведь ждет гостей и приготовил для них угощение. Дети должны догадаться, кого в гости ждет медведь.
«Соберем урожай в поле, саду, в огороде»

Игровой материал:
предметные картинки. Три команды «собирают урожай», первая – в поле, вторая - в саду, третья в - огороде. Выигрывает та команда, которая правильно выполнила задание.
«Что сделано на фабрике, а что вырастили в поле (саду, огороде)»

Игровой материал
: предметные картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, посуды, одежды. Детям раздают предметные картинки. Они внимательно их рассматривают. Каждый из играющих рассказывает, что изображено на картинке, где этот предмет сделан (на фабрике, на заводе), или выращен (в поле, в саду, огороде). За правильный ответ ученик получает фишку. Затем учитель усложняет задание: предлагает сначала отложить все картинки, на которых изображены продукты труда колхозников, а потом рабочих.
«Зоопарк»

Игровой материал:
игрушки, изображение животных, предметные картинки Воспитатель словесно описывает животное, дети должны угадать и назвать его. Аналогично можно провести игру «магазин».
«Бывает – не бывает»


Игровой материал:
сюжетные картинки Воспитатель говорит: «Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, а вы должны сказать, бывает ли так». Воспитатель: Выпал снег и зацвели подснежники. Дети: Так не бывает. Воспитатель: А почему? Когда идет снег? А когда цветут подснежники? Можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. Падают желтые листья, дети пошли в школу. Мальчик был в лесу и видел в норе петуха. Падают листья, птицы улетают в теплые края. Зацвели первые цветы, на деревьях распускаются почки. и т.д.
«Палочка, остановись»
Дети становятся в круг, а воспитатель в центр. Игра проходит в в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, договариваются заранее: « О чем будем рассказывать?» - « О зиме». Воспитатель предлагает подобрать вначале слово о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (например. морозная) и передает следующему участнику игры и т. д. таким образом дети подбирают много слов(ведренная, холодная, снежная т.п.). Если играющий повторяет уже названное слово или не может назвать, воспитатель говорит: «Стоп»! Палочка, остановись!» - и это ребенок выходит из круга.
«Как живется вещам?»

Ребенок выходит. Все рассматривают его одежду и отвечают на вопрос воспитателя «Хорошо ли живется рубашечке (ботинкам и т. д.) у Андрея?» Дети отвечают: «Хорошо. Она отглаженная. Все пуговицы на месте, чистая». Обсуждается как ухаживать за одеждой. обувью. чтобы выглядеть аккуратным. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Список использованной литературы
1. Лыкова И.А.: Дидактические игры и занятия. - М.: Карапуз : Сфера, 2009 2. Волошкина М.И.: Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. - М.: Начальная школа, 2002 3. Коноваленко В.В.: Дидактический материал по автоматизации звуков Л, Л` у детей. - М.: Гном-Пресс, 1999г 4. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. - М., 2005 5. Подгорная Н.И. Дидактические игры и познавательные задания. - Киев, 1998 6. Проблемы дошкольной игры/Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Л. Михайленко. - М., 1987.