"Причины девиантного поведения подростков и его коррекция"

Автор: Клюшина Елена Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СШ №46
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Причины девиантного поведения подростков и его коррекция"
Дата публикации: 07.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Клюшина Елена Ивановна

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

И ЕГО КОРРЕКЦИЯ
Актуальность проблемы исследования причин девиантного поведения подростков определяется, прежде всего, неуклонным ростом числа детей и подростков с отклоняющимся поведением. По данным разных авторов этот контингент составляет примерно от 20% до 35% от общего числа детей и подростков [51, 56]. Можно констатировать появление целого направления в науке, посвященного изучению этиологии и факторов девиантного поведения, находящегося на междисциплинарном стыке психологии, социологии и медицины [25, 47, 56]. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Неустойчивое экономическое положение страны привело к внутренним конфликтам в обществе, увеличению уровня распространенности и многообразия форм аморальных поступков, преступных деяний и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о том, что среди лиц разных социальных и демографических групп наблюдаются разные виды отклоняющегося поведения [47, 43]. Сложившаяся ситуация отрицательно повлияла на подростков, обусловливая увеличение числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность [41]. Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу. Среди основных факторов выделяют индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, психолого-педагогический фактор, 1
проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания, социально- психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим окружением в семье, учебно- воспитательном коллективе, на улице [58, 5]. «… Если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно юношам, то в последние годы увеличилось число девиаций среди девушек. Причем эти отклонения приобретают у последних большую социальную значимость и соответственно бывают более тяжелыми. Девушки все чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков…» [47, с. 202]. Девиантное поведение – распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет [56]. Девиантное поведение подростков в возрасте с 14 до 17 лет имеет общее для всех девиантных проявлений причины. Прежде всего, это противоречие между растущими потребностями и существенно различными возможностями их удовлетворения, или, по терминологии Р. Мертона, несоответствие между социальными ценностями, устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения [35]. Проблема подростковой девиации имеет особую актуальность ещё и в связи с тем, что алкоголь, табак и наркотики оказывают наиболее пагубное воздействие на организм подростков по сравнению с другими возрастными категориями населения [32]. «…Подростковая девиация, с полным основанием, может быть отнесена к разряду значительных социальных угроз будущему общества и государства….» [16, с. 3]. Деструктивность несовершеннолетних, приобретающая в последнее время все более угрожающий характер, объясняет необходимость обстоятельной научной разработки превентивных программ, учитывающих национальное культурное наследие, сложившиеся воспитательно- профилактические традиции [6]. Профилактика и предупреждение 2
девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная психолого-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Изучение причин девиантного поведения у подростков и возможностей его коррекции является важной теоретической и практической задачей. Таким образом, можно выделить причины, обусловливающие формирование девиантного поведения у подростков, а именно: склонность к отклоняющемуся поведению сопровождается негативными эмоциональными реакциями, проявлением агрессивных реакций, повышенной личностной и ситуативной тревожностью, завышенной самооценкой, позволили сформулировать стратегические цели коррекционной работы с подростками с проявлениями девиантного поведения, которые по данным критерия G были оценены нами как эффективные. 3

Список литературы
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии /С.А. Беличева. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2003. – С. 122-125. 2. Евдокимова Т.Г. Современные тенденции и особенности девиантного поведения подростков: автореф. дис. … канд. социол. наук /Т.Г. Евдокимова, 2009 – 24 с. 3. Кулганов В.А. Формы и причины девиантного поведения подростков /В.А. Кулганов, И.В. Кузьмичева //Психология образования в поликультурном пространстве. – 2009. – № 2. – С. 45-53. 4. Мирошниченко Л.Д. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде /Л.Д. Мирошниченко, В.Е. Пелипас, Л.Н. Рыбакова //Педагогика. – 2000. – № 3. – С. 6-10. 5. Пронина Р.В. Социально-педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением /Р.В. Пронина //Школа педагогов. – 2009. – № 10. – С. 37-38. 6. Рахматуллин Э.С. Девиантное поведение в ряду социальных проблем /Э.С. Рахматуллин //Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2009. – Т. 151 (кн.5; ч.2). – С. 129-138. 7. Ткаченко Е.С. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины возникновения и профилактика /Е.С. Ткаченко, А.Л. Посашкова //Вестник Владимирского юридического института. – 2007. – № 1(2). – С. 202-204. 8. Францева В.О. Диагностика девиантного поведения у детей разных возрастных групп /В.О. Францева //Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2011. – № 1. – С. 29-31. 9. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков /Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с. 4